Сокращение финансовых вливаний в различные госпроекты в РТ продолжается. По данным системы «Маркер-Интерфакс», по сравнению с прошлым годом в III квартале 2024-го сумма заключенных контрактов с первой полусотней подрядчиков уменьшилась почти на 17% до 33,8 млрд рублей. Если бы не реконструкция международного аэропорта Казани к саммиту БРИКС, падение было бы еще сильнее. Лидером по объему полученных бюджетных средств стало новосибирское АО «Новосибирскавтодор». Компанию ему составили Рауф Галямов и его «Фортэкс», а также «Татлизинг» во главе с новым шефом. О том, какой бюджетный «пирог» республики откусывают люди из Forbes, — в материале «БИЗНЕС Online».
Почетное 1-е место в рейтинге получателей госзаказа в Татарстане по итогам III квартала 2024 года заняло прописанное в Новосибирске АО «Новосибирскавтодор», которое занималось реконструкцией международного аэропорта Казани
Аэропорт — татарстанский, строители — из Сибири
Неожиданно, но факт — почетное 1-е место в рейтинге получателей госзаказа в Татарстане по итогам III квартала 2024 года заняло прописанное в Новосибирске АО «Новосибирскавтодор» (1). Заключив единственный контракт, занятая дорожным строительством компания с места обогнала таких мастодонтов, как АО «Татавтодор», ОАО «Алексеевскдорстрой», ОАО «Каздорстрой», и других игроков. Выигранный тендер касается реконструкции международного аэропорта Казани. Объект необходим, чтобы разместить самолеты глав государств во время саммита БРИКС, которые уже прибывают в столицу РТ. Общая стоимость работ — 7,7 млрд рублей, заказчик — ГКУ «Главтатдортранс», причем 3,75 млрд рублей для нового перрона для аэропорта выделило правительство РФ из своего резервного фонда. Кстати, о том, что перрон уже готов, в «Росавиации» заявили еще неделю назад. Что интересно, никто из местных компаний даже не подавал заявки на участие в данном тендере. Единственный плюс варяга — он имеет опыт реконструкции аэропорта Толмачево в столице Сибири.
Строительство перрона является первым этапом реконструкции аэропорта столицы РТ. Второй предполагает возведение нового терминала. Сейчас казанский аэропорт может поставить на стоянку только 12 широкофюзеляжных самолетов, а на саммит БРИКС ждут гостей сразу из 33 стран, причем параллельно надо принимать регулярные рейсы. Власти РТ решили не «отгонять» борта в Уфу, Екатеринбург и Нижний Новгород, поэтому в итоге у аэропорта Казани будет 45 мест для парковки самолетов. После строительных работ он сможет одновременно размещать 10 самолетов типа Boeing 777−300ER или 20 узкофюзеляжных судов типа Airbus A-320neo.
В целом работы будут вестись в три этапа. В рамках первого на территории построят перрон площадью 160 тыс. кв. м, новую рулежную дорожку площадью 10 тыс. «квадратов» и другие сооружения. Затем строители оборудуют площадку противообледенительной обработки воздушных судов площадью 15 тыс. кв. м и очистных сооружений поверхностного стока. На заключительном этапе планируется возвести производственно-административное здание с расходным складом авиационной «незамерзайки» общей площадью 1,2 тыс. кв. метров. После окончания работ планируется заняться реконструкцией аэровокзального комплекса.
Что же представляет собой «Новосибирскавтодор»? Компания существует с 1995 года. Выручка на конец 2023-го — 19,2 млрд рублей (рост на 12%), чистая прибыль — 863,7 млн рублей. Портфель госконтрактов у организации в 2023 году набрался весьма весомый — на 40 млрд рублей, в 2024-м — 14,2 млрд рублей — прежде всего это работы по строительству, ремонту и обслуживанию в Новосибирской области. У себя на малой родине «Новосибирскавтодор» остался единственным крупным предприятием в сфере транспортного строительства, поэтому логично, что компания выигрывает крупные контракты один за другим, а заодно «пылесосит» и другие регионы.
Де-юре фирма записана на Дмитрия Пингасова, новосибирского коммерсанта-единоросса и самого богатого депутата областного Заксобрания. Но также среди тех, кто стоял за «Новосибирскавтодором», называли прежде всего Михаила Абызова, бывшего министра открытого правительства, советника Дмитрия Медведева (в то время российского премьер-министра).
Де-юре компания «Новосибирскавтодор» записана на Дмитрия Пингасова, новосибирского коммерсанта-единоросса и самого богатого депутата областного Заксобрания
Структуры Абызова и кипрской офшорной компании «Трансгрупп» купили «Новосибирскавтодор» весной 2006 года, но 1 апреля 2009-го структура «Трансгрупп» «Трассиас трэйдинг лимитед» вышла из числа акционеров. Позже Абызов «поделился» с Пингасовым и его семьей частью активов. В декабре 2023 года Абызова осудили на 12 лет колонии строгого режима по делу о хищении 4 млрд рублей в составе организованного преступного сообщества. Теперь же почти 98% «Новосибирскавтодора» числится за Пингасовым.
2-е место получает ООО «Фортэкс» Рауфа Галямова
Футбольное «серебро»
2-е место по сумме заключенных государственных заказов получает ООО «Фортэкс» (2), которое за эти три месяца законтрактовалось на 3 млрд рублей. Компания основана в 2004 году Рауфом Галямовым и входит в одноименную ГК «Фортэкс». Чистая прибыль организации на конец 2023-го оценивалась в 191 млн рублей с годовой выручкой, выросшей за год почти в 3 раза, 7,5 млрд рублей. Баланс фирмы — 3,5 млрд рублей.
На сайте компании говорится о большом опыте в проведении капитального ремонта бассейнов и спортивных объектов по всей республике. «Фортэкс» был генподрядчиком плавательного бассейна «Олимпиец», спорткомплексов «Зилант», «Ватан» в Казани, крытого плавательного бассейна «Юбилейный» в Набережных Челнах. В Москве провел реконструкцию научно-технического центра «Татнефти» в «Сколково» и капремонт административных зданий компании в Альметьевске. А в Самаре ему был поручен проект международного аэропорта Гагарин.
Все пять заключенных с «Главинвестстроем» договоров связаны со строительством в Авиастроительном районе Казани центра развития футбола с тренировочным манежем, оздоровительным комплексом и бассейном. Согласно документации, возведен он будет к концу 2027 года. Новый спортивный объект общей площадью 10 тыс. кв. м построят на территории базы футбольного клуба «Рубин» на улице Копылова.
В пояснительной записке к проектной документации говорится, что оздоровительный комплекс будет состоять из зданий от одного до пяти этажей. На первом — спа-комплекс с бассейном 25 м и саунами. В пристрое — буфет на 80 мест, а кухня появится в существующем здании стадиона. Второй этаж — тренажерный зал, зал для ЛФК и индивидуальных занятий. Третий — помещения диагностики и медицинских процедур. На крыше — еще один открытый бассейн длиной 25 метров. Также здесь разместят тренировочный манеж, где будут проходить занятия по футболу и регби.
3-е место получает ГУП РТ «Татлизинг» во главе с новым директором Айратом Галимбековым (на фото справа)
Вам теплицу построить или мечеть сохранить?
3-е место получает ГУП РТ «Татлизинг» (3) во главе с новым директором Айратом Галимбековым, который последние четыре года занимал должность замгендиректора предприятия. Ранее компанию возглавлял Ильнар Хафизов, но недавно он стал новым директором главного инвестиционно-строительного управления Татарстана (ГИСУ РТ). «Татлизинг» часто ассистирует нашим героям на торгах и выступает в роли генподрядчика, щедро раздающего субподряды. Всего государственное предприятие заключило в III квартале 2024 года 14 контрактов на 2,2 млрд рублей. От перемены руководства принцип работы ничуть не изменился.
Самый крупный контракт ГУПа связан со строительством нового тепличного хозяйства и базы механизации на месте действующего комплекса на улице Даурской в Казани — для городского МУП «Горводзеленхоз». Заказчиком выступает управление капитального строительства и реконструкции столицы республики. На цветочные плантации бюджет выделил 767 млн рублей.
Еще в конце декабря 2023 года исполком Казани продал с торгов устаревшее тепличное хозяйство «Горводзеленхоза» на улице Хади Такташа у зоопарка и озера Кабан. Там Роза Заббарова и ее подопечные ежегодно выращивали 1,5 млн штук цветочной рассады. После создания нового тепличного хозяйства площадь теплиц вырастет, озеленители станут выращивать по 2,5 млн штук рассады в год. В новых парниках появятся автоматизированные линии высева и подготовки субстрата, автополив, искусственное освещение. Теплицы будут отапливаться, для разных культур создадут свой микроклимат.
Самый крупный контракт ГУПа связан со строительством нового тепличного хозяйства и базы механизации на месте действующего комплекса на улице Даурской в Казани — для городского МУП «Горводзеленхоз»
490 млн рублей получит «Татлизинг» на строительство базы для дорожных служб, которые будут содержать в чистоте и порядке дороги Казани. База появится на улице Воровского. Заказчиками выступают Главинвестстрой РТ и управление капстроительства и реконструкции Казани. На территории площадью 23,9 тыс. кв. м появится целый комплекс, включающий КПП, административно-бытовой корпус, ремонтный блок, склады для хранения реагентов и песко-соляной смеси, склад автотранспортной службы, закрытую контейнерную площадку, станцию хранения и заправки жидким реагентом и трансформаторную подстанцию. Согласно тендеру, работы необходимо выполнить до 31 июля 2025 года.
За 128 млн «Татлизинг» отремонтировал 8 школ в районах республики
На капремонт центра психолого-педагогической помощи детям и молодежи, молодежного центра Тукаевского района РТ, центра психолого-педагогической помощи детям и молодежи и центра экстренной психологической помощи по телефону для детей и молодежи предприятие получило еще 287 млн рублей.
За 128 млн «Татлизинг» отремонтировал 8 школ в районах республики, за 116 млн — детский сад в Менделеевске, за 87 млн должен провести сети водоснабжения в Пестречинском районе. 80 млн получено на ремонт детского сада в Кукморском районе, еще 76 млн — на ремонт детского сада в Агрызе, 26 млн — на строительство сетей теплоснабжения на улицах Мусы Джалиля, Рахматуллина, Профсоюзной в Казани.
Помимо строительных работ, компания взяла на себя обязательство по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Здание мечети» 1742 года, расположенного в деревне Асан-Елга Кукморского района, и главного дома усадьбы купца В. Бакирова XIX века в селе Большой Менгер. Документация обошлась бюджету в 5,6 млн и 3 млн рублей соответственно.
В III квартале 2024-го государственный дорожный строитель под руководством Айрата Шаймиева расположился только на 4-й строчке в рейтинге крупнейших получателей госзаказа
Шаймиев сбавил обороты
Если в аналогичном периоде прошлого года АО «Татавтодор» (4) с 7,2 млрд контрактами занимало 1-ю позицию, то в III квартале 2024-го государственный дорожный строитель под руководством Айрата Шаймиева расположился только на 4-й строчке в рейтинге крупнейших получателей госзаказа. В III квартале акционерное общество выиграло в общей сложности в 34 тендерах, законтрактовавшись лишь на 2,1 млрд рублей. В целом же за 9 месяцев «Татавтодор» подписал 80 договоров на 9,6 млрд рублей, что на 12 млрд меньше, чем за январь – сентябрь 2023-го. 18 договоров заключено напрямую с ГКУ «Главтатдортранс» под руководством Эдуарда Данилова, 9 — с ГБУ «Дирекция финансирования ПДР», 7 — с исполкомами различных районов Татарстана.
Ранее у «Татавтодора» крупнейшие договоры начинались с 10-значной суммы, сейчас же самый крупный контракт, связанный с капитальным ремонтом 3,2 км автодороги М7 «Волга» возле Мамадыша, обошелся бюджету в 227 млн рублей.
Ровно в 200 млн рублей оценены работы на автодороге Аксубаево – Федоровка, где исполнитель должен произвести капитальный ремонт 2,25 км полотна. 150 млн рублей будет освоено при реконструкции дороги Льяшево – Ямбухтино в Тетюшском районе. Аналогичная сумма пошла на капитальный ремонт существующей дорожно-уличной сети длиной в 4,1 км с асфальтобетонным покрытием населенных пунктов в Нижнекамском районе. Все остальные заказы также затрагивают ремонт дорог в различных сельских поселениях Татарстана.
Самый крупный контракт «Татавтодора» обошелся бюджету в 227 млн рублей
Традиционно крупнейшим поставщиком минздрава РТ выступает ГУП «Таттехмедфарм» (5), которое централизованно поставляет медпрепараты и оборудование республиканским больницам и поликлиникам. За июль – сентябрь 2024 года с ним было подписано 144 договора на 1,9 млрд рублей, из которых 1 млрд рублей — это лекарственные средства для ГАУЗ «РКОД МЗ РТ им. М.З. Сигала».
Прошлые заказы не дают Валиеву развернуться шире
Открывает вторую пятерку главных получателей бюджетных средств известная в республике компания, занимающаяся строительством дорог, — ОАО «Алексеевскдорстрой» (6) депутата Госсовета РТ Фоата Валиева. Организация заключила 18 контрактов на общую сумму 1,45 млрд рублей. К сведению, за весь 2023-й структура выиграла на тендерах 27 млрд рублей, что соответствовало 1-му месту в рейтинге топ-50 получателей госзаказов.
ОАО «Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева заключило 18 контрактов на общую сумму 1,45 млрд рублей
Малый объем заказов компании в этот период связан с тем, что сейчас «Алексеевскдорстрой» занят в крупном проекте. Он занимается строительством и реконструкцией трассы Р239 Казань – Оренбург с обходом поселка Сокуры. Работы проводятся на участке км 20+238 – км 43+500. Реализация проекта планировалась в 2025–2027 годах, но деятельность началась раньше срока, в том числе из-за большой загрузки трассы Казань – Оренбург. Проект планируется завершить в 2025-м — на два года раньше срока.
Кроме того, компания Валиева в настоящее время занята реконструкцией автомобильной дороги М7 «Волга» в Башкортостане. За 30-километровый участок — км 1231+352 – км 1251+773 — дорожники из Алексеевского района получат от федерального управления автомобильных дорог «Приуралье» 2 млрд рублей.
Что касается татарстанских заказов, то самый крупный контракт на 365 млн рублей связан с ремонтом 5,3 км автодороги Куркуль – Масловка – Ромодан в Алексеевском районе. Перепала «Алексеевскдорстрою» и часть средств, выделенных на обустройство нового перрона в аэропорту Казани: от «Главдортранса» Валиев получил 253 млн рублей на строительство подъездной дороги к вышеобозначенному объекту. Согласно тендеру, исполнитель должен обустроить двухполосную дорогу с двумя съездами длиной чуть более 2 километров. Отмечается, что ширина проезжей части составит 7 м, а ширина земляного полотна — 10 м, при этом дорожное покрытие предполагается сделать облегченным — его выполнят из асфальтобетона.
Остальной пул контрактов связан с дорожными работами в Чистопольском, Новошешминском, Алькеевском и Лаишевском районах республики.
На сумму свыше 1,3 млрд рублей Татарстан в III квартале текущего года закупил 482 жилых помещения для сирот
Квартиры для сирот по 2,7 млн и долгожданное метро
За июль – сентябрь 2024 года в Татарстане на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из республиканского бюджета выделили свыше 1,3 млрд рублей. Средства были распределены на три закупки. На эту сумму РТ в III квартале текущего года закупила 482 жилых помещения для сирот. Для сравнения: в 2023-м за счет государства сироты получили 762 квартиры.
Требования к жилым помещениям предъявляются одинаковые: площадь не менее 24, но не более 36 «квадратов», отдельная кухня с раковиной, санузел с сантехникой, окна и двери. Таким образом, одна квартира обошлась республиканскому бюджету в среднем в 2,7 млн рублей.
Поиском подрядчиков занимается министерство земельных и имущественных отношений Татарстана. Исполнителем по контрактам традиционно стал Госжилфонд при раисе республики (7), который с полученной суммой расположился на 7-м месте рейтинга.
Следом идет строительный чемпион юго-востока РТ — ООО «Татнефтедор» (8), входящий в «ТаграС-Холдинг» Шафагата Тахаутдинова. Все контракты с ГБУ «Дирекция финансирования ПДР» и «Главтатдортрансом» связаны с ремонтом дорог общего назначения в Черемшанском, Заинском, Лениногорском, Нурлатском и Азнакаевском районах. Всего было разыграно 17 тендеров, а общая сумма заказов составила почти 1,1 млрд рублей.
ООО «Татнефтедор» Шафагата Тахаутдинова выиграло 17 тендеров, а общая сумма заказов составила почти 1,1 млрд рублей
Благодаря началу нового учебного года неплохие результаты показала компания, поставляющая питание в школы и детские сады. Ведущим игроком в республике здесь является казанское муниципальное АО «Департамент продовольствия» (9), которым руководит депутат Госсовета VII созыва Рима Мухамедшина. К слову, вверенная ей компания кормит учащихся не только столицы РТ, но и целого ряда районных школ. 198 договоров принесли АО свыше 1 млрд бюджетных денег.
Замыкает первую десятку АО «Казметрострой» (10), которое заключило всего один контракт на 1 млрд рублей. Как и предыдущие вливания, данный транш связан со строительством первого участка второй линии казанского метрополитена — от станции метро «Улица Юлиуса Фучика» до станции метро «Улица Академика Сахарова». В смету вошли проходка правого и левого тоннелей перегона от станции «100-летие ТАССР» до станции «10-й микрорайон», устройство тоннелей и обслуживающие процессы. До 1 декабря 2024 года подрядчик должен будет выполнить строительно-монтажные работы, установить и смонтировать оборудование. В планах в начале декабря подключить объект к сетям и подписать акт о соответствии при завершении строительства.
На устройство слоев износа 39 км участков на автомобильной дороге А295 Йошкар-Ола – Зеленодольск марийское АО «Марийскавтодор» получило 392 млн рублей
Ротенберг и Харитонин тоже в деле
Как и в прошлые периоды, варяги активно участвуют в «дележке» татарстанского бюджета. В их числе АО «Марийскавтодор» (12), получившее от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» четыре контракта на сумму 825 млн рублей, все связаны с содержанием и проведением ремонтных работ на дорогах регионального значения.
Предприятие в 2011 году с подачи прежнего главы Марий Эл Леонида Маркелова стало ОАО. Ранее 100% его акций принадлежало правительству Марий Эл, но сейчас единственным акционером компании является зарегистрированное в Уфе ООО «СтройБлокТехнология», владелец которого — Владимир Бугай. Сам «Марийскавтодор» пока прописан в Йошкар-Оле, но учредителем было принято решение об изменении местонахождения. После всех регистрационных проволочек автодорожник обоснуется в Санкт-Петербурге.
Марийская компания получила 392 млн рублей на устройство слоев износа 39 км участков на автомобильной дороге А295 Йошкар-Ола – Зеленодольск, 433 млн — на ремонт 8 км трассы Р176 «Вятка» Чебоксары – Йошкар-Ола – Киров – Сыктывкар.
Почти 170 млн рублей получила от татарстанских госкомпаний «Почта России» (33), всего заключено 25 договоров. Самым крупным заказчиком выступило ГБУ «Безопасность дорожного движения» под управлением Рифката Минниханова. Бюджетное учреждение заключило один контракт на сумму в 150 млн рублей, которые выплачены за оказание услуг по доставке постановлений о штрафах. Еще 13 млн рублей перепало «Почте России» от аппарата исполнительного комитета Казани.
Почти 170 млн рублей получила от татарстанских госкомпаний «Почта России»
Компания из Свердловской области с оборотом в 2,2 млрд рублей, ООО «Вест» (35), Бориса Садчикова заключила с ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» один контракт на сумму 160 млн рублей. Полученные средства пойдут на возведение четырех модульных наземных пешеходных переходов стоимостью 40 млн каждый на автомобильной дороге М7 «Волга» Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань с 786-го по 846-й километр.
Следующим в списке идет ООО «МОК» — «Межрайонная Общестроительная Компания» (36). За замену панелей шумозащитных (акустических) экранов на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М7 «Волга» длиной 1,2 км компания получила от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» 157 млн рублей. ООО «МОК» входит в группу компаний «Нацпроектстрой» (НПС). Еще в 2019 году ВЭБ и «Стройпроектхолдинг» Аркадия Ротенберга договорились о создании совместного предприятия в области инфраструктурного строительства. В «Нацпроектстрой» вошли активы связанных с Ротенбергом группы компаний «Мостотрест» и строителя объектов энергетики и транспортной инфраструктуры — «ТЭК Мосэнерго». На данный момент 52% акций НПС принадлежат Алексею Крапивину, еще 48% находятся в распоряжении у структур Ротенберга.
Еще один поставщик лекарственных препаратов потихоньку «запускает свои щупальца» в республиканский бюджет. Заключив пять контрактов с татарстанским минздравом, АО «Фармстандарт» (40) получило от заказчика 116 млн рублей. Основная сумма пошла на приобретение и поставку лекарственных средств для обеспечения лиц с диагнозом «хронический вирусный гепатит C». «Фармстандарт» оформлен на компанию Augment Investments Ltd, единственным владельцем которой является Виктор Харитонин — бывший партнер Романа Абрамовича, находящийся в рейтинге Forbes 2024 на 24-м месте с состоянием $6,9 миллиарда.
В 2021 году Харитонин, посетив столицу РТ, планировал открыть в «Казань Экспо» производство медицинского оборудования или лекарств. Тогда его фирма Augment Investments Ltd стала совладельцем татарстанского ООО «ФармМедПолис РТ», где вторым партнером выступал сын известного в республике бизнесмена Рустэм Магдеев. Но уже в 2023-м организация Харитонина вышла из капитала татарстанской компании.
«Фармстандарт» является крупнейшим российским производителем фармацевтической продукции. В компанию входят пять производственных предприятий, а также дистрибьютор. Выручка «Фармстандарта» в 2023-м составила 143 млрд рублей, чистая прибыль — 23,3 млрд рублей. За 9 месяцев текущего года фирма законтрактовалась (по РФ) уже на 106 млрд рублей.
Заключив пять контрактов с республиканским минздравом, АО «Фармстандарт» получило от заказчика 116 млн рублей
89 млн рублей на ремонт автодороги М7 «Волга» в Республике Чувашия получила от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» нижегородская компания ДСК «Гранит» (46), контролируемая семьей Едигарянов, местных крупных предпринимателей. Едигарян-старший — Мартин Рубенович — входит в совет Нижегородской армянской общины, был депутатом Земского собрания Воскресенского района Нижегородской области.
С 87 млн рублей и 14 контрактами почти в самом конце рейтинга расположился еще один поставщик лекарственных препаратов — АО «Р-Фарм» (48). Практически все контракты заключены напрямую с минздравом РТ, по одному — с республиканским клиническим туберкулезным диспансером, казанским эндокринологическим диспансером и республиканским центром реабилитации МЧС.
До середины 2022 года «Р-Фарм» был записан на президента общественной организация «Деловая Россия» Алексея Репика — 52-е место в Forbes, состояние — $2,8 миллиарда. Но в июле 2022-го он продал доли в компании генеральному директору группы Василию Игнатьеву (33%) и ее финансовому директору Андрею Смирнову (1%). Еще по 33% теперь принадлежат гендиректору «Р-Фарм холдинга» Ольге Курьяновой и Валерии Даевой. Как пишут СМИ, выход Репика из организации, скорее всего, связан с целью минимизировать возможные санкционные риски, а смена бенефициаров обезопасит актив от вероятных ограничений.
По итогам 2023 года выручка «Р-Фарм» составила 130 млрд рублей, принеся акционерам 11,6 млрд рублей в виде чистой прибыли.
***
Ситуация на рынке закупок по №44-ФЗ неоднозначная: количество и суммы одних торгов снижаются, других — заметно увеличиваются. При этом на некогда «закрытый» татарстанский рынок госзакупок стали заходить компании, никогда ранее не связанные с республикой. Давая оценку объему закупок за третий квартал, можно предположить, что на эти цифры повлиял фактор трансформации экономики в условиях геополитических влияний, а также большое распределение бюджетных средств в начале года, львиная часть которых пошла на подготовку к саммиту БРИКС. Также идет перераспределение средств в сторону гособоронзаказа, которое не отражается в общих расходах. Но все же основная статистика определяется по году, потому что главный объем закупок, как правило, приходится на четвертый квартал. Как закончат 2024-й получатели бюджетных средств, узнаем уже совсем скоро.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.