На этой неделе президент России озвучил свое намерение внести изменение в ядерную доктрину страны. Согласно его предложению, теперь под удар российских ракет могут попасть страны, которые ведут агрессивные действия при поддержке союзников, имеющих ядерное оружие. О том, что это меняет, почему России требуется формальный документ и зачем мы снова напомнили о наличии оружия Судного дня, размышляет в своей авторской колонке военный обозреватель «БИЗНЕС Online» Никита Юрченко.
25 сентября президент России Владимир Путин провел заседание совета безопасности РФ по ядерному сдерживанию, в ходе которого объявил о том, что в ядерную доктрину страны нужно внести ряд важных изменений
Новая ядерная доктрина
25 сентября президент России Владимир Путин провел заседание совета безопасности РФ по ядерному сдерживанию, в ходе которого объявил о том, что в ядерную доктрину страны нужно внести ряд важных изменений. Если упростить, то речь идет о том, что Россия вносит ряд изменений в собственное законодательство, в рамках которого позволит использовать ядерное оружие в большем количестве случаев. В том числе против страны, не обладающей ядерным оружием, но имеющей в союзниках таковых.
«Также четко фиксируются условия перехода России к применению ядерного оружия. Будем рассматривать такую возможность уже при получении достоверной информации о массированном старте средств воздушно-космического нападения и пересечении ими нашей государственной границы. Имею в виду самолеты стратегической и тактической авиации, крылатые ракеты, беспилотники, гиперзвуковые и другие летательные аппараты», — подчеркнул Путин.
Закономерно возникают вопросы, что такое ядерная доктрина, насколько она нужна, а главное, что это меняет в реальном положении вещей. Попробуем разобраться.
В 1987-м был принят документ «О военной доктрине государств – участников Варшавского договора», со стороны СССР подписанный генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, где также подчеркивалось миролюбие советского блока
Ядерное оружие в СССР
В СССР ядерное оружие появилось в 1949 году. Ситуация на момент появления была крайне тяжелой: с одной стороны, почти все западные территории были разрушены прошедшей Великой Отечественной войной, с другой — бывшие союзники, опустившие железный занавес, активно готовились к следующей войне.
Так, комитетом начальников штабов США 19 декабря 1949 года был разработан план «Дропшот», предполагавший нанесение удара 300 ядерными бомбами и 29 тыс. фугасных бомб по 200 целям в 100 городах и поселках. Согласно плану, этим ударом предполагалось уничтожение 85% промышленного потенциала Советского Союза. Кроме того, от 75 до 100 из 300 ядерных бомб были нацелены на уничтожение советских аэродромов, где базировалась авиация, с целью не допустить ответного удара.
В этих условиях Советскому Союзу требовалось в кратчайшие сроки нарастить количество ядерных боеприпасов и средств доставки, дабы подобных мыслей у противника не было. Разумеется, в это время как таковая доктрина применения ядерного оружия просто отсутствовала, фактически данный вид вооружений рассматривался наряду с другими, с поправкой на разрушительную мощность.
Ситуация изменилась в 1960-е, а говоря конкретнее, во время так называемого Карибского кризиса, длившегося с 16 по 28 октября 1962 года. Ситуация была следующая: в 1961-м США разместили свои ядерные ракеты в Турции, существенно снизив время ответной реакции на удар. В ответ уже в следующем году Советский Союз разместил свои ракеты на острове Куба, где 1 января 1959 года завершилась социалистическая революция и к власти пришло дружественное к СССР правительство.
После того как СССР разместил свое ядерное оружие, которое теперь так же угрожало США, как и размещенные в Турции американские ракеты Советскому Союзу, страны смогли договориться о взаимном отказе от размещения ракет. СССР публично вывез ракеты с Кубы, США тайком убрали из Турции. Согласно бытующей легенде, президент США Джон Кеннеди лично попросил лидера СССР Никиту Хрущева публично не заявлять о том, что ракеты из Турции выводятся под давлением СССР, т. к. ему «избираться на второй срок».
В 1961-м США разместили свои ядерные ракеты в Турции, существенно снизив время ответной реакции на удар. В ответ уже в следующем году Советский Союз разместил свои ракеты на острове Куба
После этого инцидента появилось более-менее рабочее понимание существования ядерного оружия, так называемая концепция взаимного уничтожения, в рамках которой две сверхдержавы признавали, что в случае ядерного конфликта победителей не будет. Обе стороны успеют отстреляться так, что противник получит неприемлемый урон. По сути, это и было (пусть и не официальной) советской доктриной.
Вместе с тем постепенно шло развитие средств доставки ядерного вооружения, которое развилось от бомбардировки на тяжелом бомбардировщике до так называемой ядерной триады. А именно средств наземного базирования (шахтные ракеты, ракеты, поставленные на колесный транспорт, а также какое-то время существовали ядерные поезда, особые составы, курсирующие по всей территории страны, в составе которых были замаскированные вагоны с ракетами, начиненными ядерными боеголовками), морского базирования (надводный и подводный флот, прежде всего ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, способные нанести ядерный удар из любой точки мирового океана), а также авиация.
Уже к началу 1980-х Советский Союз обладал настолько невероятной военной мощью, что руководство страны публично заявило о том, что применение ядерного оружия против стран, таковым не обладающих, со стороны СССР исключено.
«Руководствуясь стремлением сделать все от него зависящее, чтобы отвести от народов угрозу ядерного опустошения и в конечном счете исключить из жизни человечества саму его возможность, Советское государство торжественно заявляет: Союз Советских Социалистических Республик принимает на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. Это обязательство вступает в силу немедленно, в момент его обнародования с трибуны Генеральной ассамблеи ООН», — следует из обращения генерального секретаря ЦК КПСС, председателя президиума Верховного совета СССР Леонида Брежнева ко второй специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН. Было это 15 июня 1982 года.
Кроме того, в 1987-м был принят документ «О военной доктрине государств – участников Варшавского договора», со стороны СССР подписанный генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым, где также подчеркивалось миролюбие советского блока. «Государства – участники Варшавского договора никогда, ни при каких обстоятельствах не начнут военных действий против какого бы то ни было государства или союза государств, если сами не станут объектом вооруженного нападения. Они никогда не применят первыми ядерное оружие», — говорится в документе.
Частичное изменение доктрины было зафиксировано 5 февраля 2010 года. Тогда президентом РФ Дмитрием Медведевым была утверждена новая военная доктрина России
В постсоветской России
После распада СССР его правопреемником стала Российская Федерация, которой, пусть и не всегда с согласием новообразовавшихся государств, были переданы все тактические и стратегические ядерные заряды. 2 ноября 1993 года президент страны Борис Ельцин подписал указ «Об основных положениях военной доктрины РФ», однако текст самих положений опубликован не был.
Впервые у России появилась ядерная доктрина только 21 апреля 2000 года. «Ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные силы Российской Федерации, рассматривается Российской Федерацией как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях», — гласит текст документа.
В том же году были приняты засекреченные «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания», действовавшие до 2010-го. Важное уточнение: данный указ достаточно сильно понижал статус ядерного ответа. Если во времена СССР фактической концепцией был так называемый встречный удар, ситуация, при которой ответный удар наносился в момент засекания запуска ракет противником, то концепция 2000 года предполагала сначала получение удара, а уже после — нанесение ответного.
Частичное изменение доктрины было зафиксировано 5 февраля 2010 года. Тогда президентом РФ Дмитрием Медведевым была утверждена новая военная доктрина России, в рамках которой возможность применения ядерного оружия допускалась уже на «агрессию против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».
Кроме того, еще одно изменение зафиксировалось 2 июня 2020 года, когда Путин подписал указ «Об основах государственной политики в области ядерного сдерживания». Тогда в документ была добавлена еще пара изменений для ответного использования сил ядерного сдерживания: атака баллистических ракет и воздействие на «критически важные» объекты, вывод которых из строя «приведет к срыву ответных действий ядерных сил».
Более того, документ возвращался в формат «встречного удара», т. к. гласил, что условием, определяющим возможность применения Российской Федерацией ядерного оружия, в том числе является поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и/или ее союзников.
По всей видимости, справедливо полагая, что простого предупреждения противнику будет недостаточно, и были внесены изменения в существовавшую концепцию применения ядерных сил
После начала специальной военной операции
Специальная военная операция, безусловно, окончательно закрыла задержавшийся XX век. Нормы, договоры, принципы, которые и так стирались и выкидывались на свалку истории после распада СССР, окончательно перестали существовать. Начавшая военную операцию Россия имела под собой более чем вескую правоприменительную практику. Аналогичным образом США и союзники поступали с другими странами, действуя в обход прямого запрета ООН и в целом никак не реагируя на возможные юридические последствия.
После начала активной фазы боев НАТО долго присматривалась, а после начала постепенно, шаг за шагом, пересекать намеченные Россией красные линии, в том числе весной 2023-го начав передавать Киеву ракеты средней дальности, способные нести ядерные заряды. Речь идет о Storm Shadow. Учитывая, что Киев начал накапливать средства поражения и запускать снаряды группами, ситуации, при которых данные изделия прорывались через систему ПВО, стали нередки. Очевидный вопрос возник почти сразу: какова вероятность того, что одна из ракет будет начинена ядерным боеприпасом?
В этих условиях натовцы всегда могут развести руками, сообщив, что во всем виноват украинский президент. И тут же, напомним, в СМИ появилась информация, что Киев буквально требует разрешить ему наносить удары ракетами средней дальности по старой территории России. Эту ситуацию, впрочем, российская дипломатия сумела отыграть.
Тогда, напомним, президент Путин заявил, что киевский режим самостоятельно не способен наносить такие удары, для этого ему необходимо использование данных со спутников НАТО, которыми Киев не располагает, более того, украинские военные не могут самостоятельно вносить полетные задания в программное обеспечение ракет. «Речь идет о том, чтобы принять решение, страны НАТО напрямую участвуют в военном конфликте или нет, — сказал президент России. — А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы станем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться».
И вот, по всей видимости, справедливо полагая, что простого предупреждения противнику будет недостаточно, и были внесены изменения в существовавшую концепцию применения ядерных сил. Фактически это признание права на превентивный удар, буквально отказ от заявления Брежнева.
В известном смысле это более чем напоминает события Карибского кризиса. Сложность заключается в том, что, до того как Путин не объявил о намерении внести изменения в доктрину, предел помощи дружественным странам выглядел крайне недосягаемым. Единственное, чего не могли поставить стороне конфликта, — это непосредственно ядерное оружие, бомбы или ракеты. Все остальное, пусть и потенциально являющееся носителем данного вида вооружений, допустимо. В известном смысле это развязало США руки и самым естественным путем пришло к моменту, когда странам НАТО выпала возможность бомбить российские города дальнобойным вооружением, являющимся потенциальным носителем ядерных снарядов, ссылаясь на то, что это делает Киев.
В случае если конфликт не сползает в прямое столкновение и обмен ударами, скорее всего, будет разработано некое соглашение, уже полноценно регулирующее возможность отправки вооружений третьей стороне. Буквально, как это было в 1962 году, когда, находясь в шаге от взаимоуничтожения, страны смогли договориться о том, где ядерные ракеты держать можно, а где уже не надо для общего блага.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
До 2 000 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и
записывайтесь
8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.