«Россия — страна с богатой цветущей культурой, и разнообразие нас только усиливает. Надо это понимать и не бояться разнообразия, но быть просвещенными, чтобы в этом разнообразии ориентироваться и, например, выстраивать умную полемику, которая ведет не к разрушению, а к дальнейшему развитию», — рассуждал писатель, телеведущий и депутат Госдумы Сергей Шаргунов на своем творческом вечере в Национальной библиотеке РТ. Шаргунов в эти дни участвовал в литературном форуме БРИКС, прошедшем в столице Татарстана. О том, какие впечатления оставил форум у главреда журнала «Юность», что за советы он давал молодым литераторам и почему не любит выбирать «книгу года», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Творческая встреча с литератором Сергеем Шаргуновым в минувший четверг состоялась в Национальной библиотеке РТ
Литературный форум БРИКС и пансионаты для писателей в Казани
Познакомиться на неделе с культурным и общественным деятелем пришли казанцы от мала до велика — у входа в конференц-зал Нацбиблиотеки РТ терпеливо ждали Сергея Шаргунова представители старшего поколения, целые семьи и заинтересованные школьники. Атмосфера перед началом мероприятия царила оживленная, впрочем, без лишнего шума — все-таки библиотека.
Ожидания у всех были разные. Помимо Шаргунова-писателя и Шаргунова-телеведущего, зрители надеялись и на раскрытие другого его амплуа. «Он же еще и депутат. Я думаю, мы многое от него услышим. Хочется узнать, что там в кругах решают и чем они там дышат, — до нас же не все доходит», — поделились одна из зрительниц с «БИЗНЕС Online».
Сергей Александрович Шаргунов родился 12 мая 1980 года в Москве. В 2002-м окончил МГУ им. Ломоносова по специальности «журналист-международник».
С 19 лет печатался в журнале «Новый мир», в котором выходила не только его проза, но и критические статьи. С тех пор печатался во многих «толстых» литературных журналах.
Одновременно с учебой в университете Шаргунов был помощником депутата Государственной Думы РФ от КПРФ Татьяны Астраханкиной.
2002–2003 — работал в «Новой газете» спецкорреспондентом в отделе расследований.
2003–2007 — обозреватель «Независимой газеты».
2015–2016 — ведущий общественно-политического ток-шоу «Процесс» на телеканале «Звезда». С 2016-го вел колонку в РИА «Новости».
В 2016 году избран депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва. С 2021-го — депутат Госдумы VIII созыва.
С 2018 года — ведущий еженедельной авторской программы «Двенадцать» на канале «Россия-24». С 2019-го — ведущий литературной программы «Открытая книга» на телеканале «Культура».
С 2019-го — главный редактор журнала «Юность».
Правда, в самом начале любопытство зрителей к разносторонней персоне осадил модератор встречи, профессор КФУ, литературный критик Артем Скворцов. «На что я хотел бы обратить внимание? У нас форум литературы прежде всего, и Сергея Александровича можно рассматривать исключительно как литератора, то есть обращаться к нему как к писателю», — предупредил Скворцов, напомнив о литературном форуме БРИКС, ради участия в котором Шаргунов и приехал в Казань. Так что первые полчаса беседа касалась исключительно «литературной кухни».
Шаргунов рассказал об известных коллегах по цеху, чья проза «выросла» из поэзии. Он написал книгу об основателе и первом главном редакторе журнала «Юность» Валентине Катаеве, а сейчас у писателя в разработке истории о Юрии Казакове, одном из крупнейших представителей советской новеллистики. «Тем литераторам, филологам, которые здесь, я надеюсь, присутствуют, наверное, будет интересно почитать, например, его диалог с Георгием Адамовичем в Париже в 1967 году. Должно выйти скоро в „Новом мире“. Мне просто удалось достать и выкупить похищенную пленку из разоренного дома в Абрамцево Юрия Павловича Казакова», — поделился писатель.
Вместе с модератором Шаргунов рассуждал о том, как важно сохранять культуру, критически мыслить и узнавать новых авторов. Спикер не раз упомянул о социальных сетях ассоциации союзов писателей и издателей, которую он возглавляет, и настойчиво призывал подписываться и участвовать в литературной жизни.
Шаргунов рассказал об известных литераторах, чья проза «выросла» из поэзии
О поводе встречи — литературном форуме БРИКС — заговорили после того, как микрофон попал в руки аудитории. «Очень важно, чтобы, кроме того, что разъединяет, было то, что позволяет людям искренне общаться друг с другом, — отметил Шаргунов, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Я возглавляю писательскую ассоциацию, которую часто упрекают в разнообразии, потому что многие хотели бы сузить литературу до каких-то идеологем и заставить писателей маршировать строем. А на самом деле вся прелесть литературы и состоит в ее богатстве и разнообразии. <…> Этот литературный БРИКС, который проходит при умной и деятельной поддержке Ирины Барметовой, — встреча разноплановых, разнообразных авторов».
Шаргунов неоднократно выражал надежду, что в следующем году вернется в Казань на такое же мероприятие. Больше всего его тронула тема любви к литературе и человечности в беседах с коллегами из других стран. «Сейчас, когда столько боли и трагизма, мне кажется, что человечность дорогого стоит», — добавил спикер на вопрос о значимости литературного форума БРИКС.
К новым свершениям Шаргунов тоже продемонстрировал боевую готовность. Несмотря на сочетание разных сфер деятельности, он признался, что легко бы справился с еще несколькими проектами. «Чем больше делаешь, тем больше успеваешь», — вот и весь секрет писателя и общественного деятеля. Рассказывая о деятельности АСПИР, ассоциации союзов писателей и издателей России, их благотворительных акциях в поддержку литераторов, оказавшихся «на обочине жизни» после распада единого союза писателей СССР, Шаргунов предложил идею популяризовать такую практику и в Казани. Открыть что-то вроде Дома творчества, пансионата, куда будут приезжать писатели и проводить творческие вечера, общаться с жителями города. Спикер отметил, что в Казани яркая литературная жизнь и можно вместе подумать над такой затеей.
Появятся ли в столице РТ пансионаты для писателей — вопрос пока открытый. Однако литературное сообщество явно оживилось после масштабного форума и уже работает над собственным объединением. Известно, что союз создадут под эгидой ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+, он займется переводом книг стран-участниц и организацией фестивалей.
Главный редактор «Юности» счел активность аудитории хорошим знаком
«Я вижу, что вы хороший, добрый человек. Зачем сейчас затевать полемику?»
«Не стесняйтесь задавать вопросы, можно даже какие-то провокационные», — послышалось в зале напутствие школьникам перед началом встречи. Модератор Скворцов тоже был настроен серьезно и обещал зрителям острые темы. Сам Шаргунов поддержал эту идею: «Здесь молодежная аудитория, которой не надо давать заскучать». Молодежь одобрительно восприняла такую заботу и уже на середине перехватила инициативу у модератора, не дождавшись серии вопросов-ответов.
Все началось со школьницы из студии творческого развития «Оперение» при детском центре «Экият». Она задала вопрос из зала после того, как зашел разговор о публикации в журнале «Юность». Девочка призналась, что уже несколько месяцев пишет книгу и попросила совет у опытного писателя. Шаргунов порекомендовал начать с малых форм — рассказов, бытовых очерков и пожелал юной писательнице успехов, после чего, к разочарованию модератора, спросил у публики: «Мы уже перешли к вопросам из зала, я так понял?»
Главный редактор «Юности» счел активность аудитории хорошим знаком. «Обычно люди сидят как замороженные», — заметил он, но встрече это точно не грозило. Вслед за школьницей подняли руки ее сверстники, дальше уже подключились студенты и люди постарше.
«У меня взрослый вопрос. Нужна ли цензура в вашем журнале? И вообще нужна ли она?» — спросил представитель той же студии развития творчества. «Нет, цензура не нужна, — с ходу ответил Шаргунов и подробно пояснил свою позицию: — Наш журнал вынужден ориентироваться на те установки, которые сейчас присутствуют. Но очень важно, чтобы был хороший вкус, а вкус определяет многое. Здесь уже ты сам разбираешься с собой, когда пишешь, и точно так же выясняешь отношения с тем или иным текстом. Как правило, слово „цензура“ и стремление к запретам исходит от людей, которые плохо сведущи в культуре и литературе. <…> Россия — страна с богатой цветущей культурой, и разнообразие нас только усиливает. Надо это понимать и не бояться разнообразия, но быть просвещенными, чтобы в этом разнообразии ориентироваться и, например, выстраивать умную полемику, которая ведет не к разрушению, а к дальнейшему развитию».
На следующий вопрос из зала литератор ответил уже не так распространенно. Один из зрителей поинтересовался, принимает ли Шаргунов участие в выборе лучшей книги года. Получив отрицательный ответ, мужчина объяснил: «У нас лучшей книгой 2015 года была Гузель Яхина „Зулейха открывает глаза“, и в Татарстане ее не приняли, потому что повторы, нюансы, все эти революционные дела…» Спикер тактично воздержался от ответа, сказав, что такие разговоры о книгах — дело вкуса. «Я вижу, что вы хороший, добрый человек. Зачем сейчас затевать полемику?» — добродушно сказал он.
Зато Шаргунов в контексте вопроса затронул тему перевода с татарского на русский и рассказал, что в АСПИР готовят продолжение проекта «МестоимениЯ», посвященного как раз популяризации национальных литератур народов России. Писатель убежденно заявил, что нужно усиливать историю с переводами.
Последний вопрос был о разнополярности профессий спикера, и Шаргунов заявил, что политиком себя не считает
Политик ли Егор Летов?
На публику приглашенный гость произвел неизгладимое впечатление, хотя и не затронул многие интересующие вопросы — просто-напросто не хватило времени. Из всех сфер жизни спикера, пожалуй, наибольшее любопытство вызвал журнал «Юность». Студент журфака КФУ поинтересовался у Шаргунова, можно ли пройти практику в «Юности», на что тот порекомендовал для начала прислать тексты на почту редакции. «У нас не так много ресурсов и сил, чтобы со всеми нянчиться, скажу вам честно. Это проблема. Мы не можем просто вот так распылиться, взять человека, который ничего еще не писал в жизни, и пытаться из вас сделать автора», — объяснил главред. Также он отметил, что «из самотека редко что попадает», и вообще лучше начинать с малого, нарабатывать опыт.
О телевидении тоже поговорили. Шаргунов припомнил, что приглашал писательницу Гузель Яхину на свою программу «Открытая книга» на телеканале «Культура». Также он согласился с одним из зрителей, что нужно привлекать и зарубежных авторов. Писатель рассказал, что вышло уже около 120 выпусков «Открытой книги», а они «еще даже не начали».
В конце встречи вернулись к тому, с чего начали и к чему так или иначе обращались все мероприятие. Вопрос был о разнополярности занятий спикера, и Шаргунов заявил, что политиком себя не считает. «Я хочу сразу сказать, что для меня слово „политик“ ругательное. Я себя таким словом никогда не называл, тем более сейчас. Я, конечно, не считаю себя политиком, — четко обозначил литератор и привел в пример музыканта и рок-поэта Егора Летова: — Он для вас политик? Нет? — вопрошал гость встречи. — Тем не менее он участвовал активно в политике, но любим мы его не за это или не только за это. Или не любим».
Особую благодарность Сергею Шаргунову выразила директор Национальной библиотеки РТ Мадина Тимерзянова и попросила юных зрителей своими проектами создавать поводы для таких встреч
Модератор и волонтеры всячески намекали взволнованной публике об ограниченном времени и в конце концов закончили встречу на несколько минут позже положенного. В аудитории уже сидел следующий спикер, которого Шаргунов с уважением представил, — писатель и телеведущий, автор популярной литературной программы «Игра в бисер» Игорь Волгин.
Напоследок особую благодарность Шаргунову выразила директор Национальной библиотеки РТ Мадина Тимерзянова и попросила юных зрителей своими проектами создавать поводы для таких встреч. Литератор же назвал библиотеку очаровательной и признался, что обожает Казань, поэтому поддержал идею о том, чтобы встречаться чаще. По крайней мере, через год на очередном литературном форуме БРИКС точно, пообещал гость.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.