«Если инвестор не добирает показатели, заложенные в соглашении, государство обязано платить ему компенсацию в любом случае. В этом привлекательность ГЧП для инвестора и проблема для властей», — говорила накануне руководитель АИР РТ Талия Минуллина. Казань в 7-й раз приняла форум по государственно-частному партнерству, который в этом году прошел в новом формате. О том, почему у нас не «взлетели» офсетные контракты, в чем ВЭБ.РФ призывал брать пример с Киргизии и какую новую дорогу за 14 млрд рублей могут построить в Татарстане по концессии, — в материале «БИЗНЕС Online».
Форум ГЧП прошел в IT-парке им. Рамеева в новом формате стратегических сессий
«Когда встает вопрос о ГЧП и первоочередных нуждах, ГЧП никогда не выигрывает»
«Сколько на сегодня есть проектов по государственно-частному, муниципально-частному партнерству, сколько заключено офсетных контрактов по всей РФ? Всего лишь десятки. Для огромной России с такими бюджетами и потребностями в социальных объектах и инфраструктуре это странно… Значит, что-то идет не так», — делилась накануне с журналистами руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина.
О том, что с ГЧП «что-то не так», было очевидно даже журналистам — ведь из года в год на подобных форумах обсуждают практически одни и те же проекты. Чтобы выяснить, что именно не так с государственно-частным партнерством, ведомство уже в 7-й раз проводит в Казани межрегиональный форум ГЧП.
Мероприятие прошло в IT-парке им. Рамеева в новом формате стратегических сессий. На пленарном заседании лишь подвели итог этих мероприятий и мозговых штурмов, в которых за два дня приняли участие представители более 20 субъектов страны. Ожидаемо главным предложением участников форума стало обеспечить потребность бизнеса в дешевых деньгах. Только где их найти при заградительной ключевой ставке в 18% годовых?.. В теории финансовое плечо может подставить региональный бюджет, но там есть свои ограничения. «Это палка о двух концах. Все понимаем, что у экономики есть первоочередные нужды. Когда встает вопрос о ГЧП и первоочередных нуждах, ГЧП никогда не выигрывает», — указала Минуллина.
Талия Минуллина: «Если инвестор не добирает показатели, заложенные в соглашении, государство обязано платить ему компенсацию в любом случае. В этом привлекательность ГЧП для инвестора и проблема для властей»
«Пока ГЧП больше выгодно бизнесу, чем государству. Бизнес получает гарантии, стабильные выплаты, заказ на производство, если речь идет об офсетных контрактах. Государство же берет на себя бо́льшую часть рисков, а не делит их с инвестором. Если инвестор не добирает показатели, заложенные в соглашении, государство обязано платить ему компенсацию в любом случае. В этом привлекательность ГЧП для инвестора и проблема для властей», — обозначила спикер другую проблему. Кроме того, такие компенсации надо учитывать в бюджете, который принимается на три года, а срок некоторых концессий доходит до 99 лет.
На сегодняшний день в Татарстане заключено 125 концессионных соглашений и 20 соглашений в МЧП, озвучил вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин на пленарке. Самым крупным проектом в этой сфере остается строительство дороги Алексеевское – Альметьевск в составе трассы Шали – Бавлы, которое ведется по концессионному соглашению. Инвестиции в проект АО «Автострада» Фоата Комарова составляют 102 млрд рублей. В беседе со СМИ Минуллина анонсировала новую дорожную стройку — речь идет о дублере Вознесенского тракта от проспекта Победы до М7 Пестрецы за 14 млрд рублей. Инвестора она не назвала, но отметила, что дублер поможет разгрузить на вылетах из Казани трафик, который образуется по утрам и вечерам из-за маятниковой миграции.
По-прежнему республика грезит об офсетных контрактах. Такой договор о поставке протезов так и не смогло заключить ООО ИВЦ «Анатомика» депутата Госсовета РТ Альмира Михеева. С минздравом не получилось структурировать контракт — где гарантия, что за время действия соглашения на рынке не появятся новые, более эффективные протезы? Не смогла преодолеть бюрократические препятствия и владелица «Бахетле» Муслима Латыпова, которая хотела по офсету поставлять полуфабрикаты в образовательные учреждения республики. Так что в этой сфере бизнесу республики еще предстоит найти свой путь.
Максим Ткаченко: «Появилось большое количество недобросовестных и неквалифицированных инвесторов, которые не всегда отдают себе отчет в том, смогут ли они реализовать проект в срок, выполнить условия»
«Появилось большое количество недобросовестных и неквалифицированных инвесторов»
Исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ Максим Ткаченко на пленарном заседании отметил и другие барьеры, тормозящие развитие ГЧП. В частности, усилившийся контроль со стороны надзорных органов. «Таких знаковых и громких дел, которые испугали, давно не было. Минфин ужесточает требования к ГЧП», — указал он. Например, в Новосибирске в этом году возбудили уголовное дело в отношении застройщика школ в рамках ГЧП. Поводом стал срыв сроков строительства, ущерб государству оценили в 3,1 млрд рублей.
«Появилось большое количество недобросовестных и неквалифицированных инвесторов, которые не всегда отдают себе отчет в том, смогут ли они реализовать проект в срок, выполнить условия. На рынок пришли компании, которые используют ГЧП либо для обхода госзаказа, либо для того, чтобы схватиться за подряд, потом раздать в рынок. Это не самая хорошая практика. Вместе с тем мы понимаем, что в ряде случаев это было сделано непредумышленно», — отметил Ткаченко. Он добавил, что законодательство выстроено так, что иногда приходится делать искусственные концессии. В этом плане надо донастроить законодательные акты.
В целом, выразил уверенность докладчик, нужно перестать говорить о ГЧП как об инструменте стройки в рассрочку. Наоборот, это должен быть инструмент, повышающий эффективность расходов на инфраструктуру. «Где нужно — делаем ускоренную стройку в рассрочку, где это даст необходимые эффекты против переплаты. Но где-то мы должны привлечь частника для того, чтобы он монетизировал объект, нашел в нем коммерческую составляющую», — сказал представитель ВЭБ.РФ. Также, по его словам, еще на стадии инфраструктурного планирования (при разработке мастер-планов, программ комплексного развития) нужно привлекать потенциальных инвесторов и закладывать на это бюджет.
Участники форума изучили и международный опыт
Опыт Киргизии и Китая
Участники форума изучили и международный опыт. Так, в Киргизии центр ГЧП был создан в 2019-м. С 2021 по 2023 год проектный портфель центра увеличился в 2 раза с 32 до 68 проектов. С начала 2024-го было подписано 15 соглашений. Сейчас портфель составляет 70 проектов с общей суммой инвестиций свыше $1 миллиарда. «Весной этого года на форуме в Стамбуле наш центр был награжден премией в номинации „Малые проекты ГЧП“ за установку компьютерных томографов в организациях здравоохранения страны. Проекты имеют широкий охват: от социально направленных до логистики, гидроэнергетики, дорожного строительства. В нашей республике мы проводим работу по всем направлениям», — делился генеральный консул Киргизии в Казани Эрик Бейшембиев.
Ткаченко заинтересовался отраслевым фокусом Киргизии. Оказалось, в России есть ограничения, на какие объекты распространяется закон ГЧП. В ФЗ указано 24 направления. «Не до конца понятно, почему у нас был выбран именно такой набор отраслевых ограничений. Коллеги на своем примере показывают, что надо отталкиваться от потребностей страны. Если есть потребность в гидроэнергетике и там есть государственная задача, значит, там есть место для привлечения частных инвесторов», — рассуждал он.
Генеральный директор китайской госкомпании Shandong Hi-speed Group Линь Чжуняо рассказал, что в КНР большинство участников ГЧП — государственные корпорации. Только в последние 2–3 года частным инвесторам разрешили участвовать в стратегических проектах, таких как строительство дорог (этим и занимается возглавляемая им компания). «Но подобных примеров пока мало. Мы сами уже регистрируем компанию в РФ, хотим участвовать в ГЧП-проектах. В России есть капитальный грант на период строительства. Мы считаем это большим преимуществом и изучаем возможности работы с российскими коллегами», — резюмировал Чжуняо.
Собранные на форуме предложения АИР направит в минэкономразвития РФ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.