Прогулочный легкомоторный самолет Cessna-172 упал сегодня около поселка Камское Устье в Татарстане около горы Лобач Прогулочный легкомоторный самолет Cessna 172 упал сегодня около поселка Камское Устье в Татарстане, у горы Лобач Фото: Илья Зима

Свидетели: «Сегодняшний пилот летал беспардонно»

Крушение легкомоторного самолета Cessna 172 (или, как это называет ГУ МЧС РФ по РТ, жесткая посадка) в поселке Камское Устье у палаточного лагеря произошло около 9:35. От сильного удара о землю легкомоторный самолет буквально разлетелся на части. На месте начался пожар. Погибли трое, включая ребенка. Телеграм-канал SHOT при этом уточнял, что это пилот самолета, мать и дочь. Туристы приехали в Татарстан из Нижнего Новгорода. Известна их фамилия — Чеглаковы.

Четвертый пассажир выжил. По данным источника «БИЗНЕС Online», при первом касании с землей он выпал из самолета, что и спасло ему жизнь. Медики госпитализировали его в городскую клиническую больницу №7 Казани на вертолете. Как сообщили в минздраве Татарстана, сейчас он находится в тяжелом состоянии, у него множественные переломы.


К моменту прибытия журналистов три обгоревших тела еще находились в кабине самолета, чуть позже за ними приехала карета из морга. Видно, что люди были пристегнуты. В стороне лежит погнувшийся винт самолета, рядом — обгоревшие обломки. Трава вокруг выжжена. Рядом с местом крушения — рекламный анонс с надписью «Полеты» и QR-кодом, который переводит на сайт letai-s-nami.ru (сейчас недоступен).

Обгоревшие обломки самолета — первый обтянутый лентой круг. Второй — место, вероятно, первого столкновения воздушного судна с землей. Здесь грунт словно вырыт. Судя по этой картине, самолет сначала столкнулся с землей, «подпрыгнул» от сильного удара и отлетел на некоторое расстояние, где загорелся.

От сильного удара о землю легкомоторный самолет буквально разлетелся на части (на фото винт самолета) От сильного удара о землю легкомоторный самолет буквально разлетелся на части (на фото — винт самолета) Фото: Илья Зима

По некоторым данным, самолет шел с превышением допустимой скорости, но это пока неподтвержденная информация. Местный житель, с которым удалось поговорить корреспонденту «БИЗНЕС Online», рассказал: «Пилот летал беспардонно, с резкими перепадами. Ладно на жилые дома не упал — прямо над поселком (речь о поселке Камское Устье — прим. ред.) „шустрил“! Что сегодня за пилот был?! Вчера и позавчера нормально летали».

На самой авиабазе, расположенной неподалеку от места крушения, корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружил только охранника и сотрудников правоохранительных органов, которые от комментариев отказались. В руках у правоохранителей были черные пакеты, вероятно, с изъятыми предметами. Взлетно-посадочная полоса была, мягко говоря, не самого лучшего качества — заметны трещины в асфальте и «заплатки». Сама авиабаза представляет из себя, по сути, вагончик с баннером и номером телефона.

Авиабаза представляет из себя вагончик с баннеромФото: Илья Зима

К слову, пилот, 41-летний Евгений Гущин, погиб на месте. Наши источники в отрасли отмечают, что за свою карьеру он провел в воздухе более 1,5 тыс. часов. «Несколько лет катал туристов на этом Cessna. Говорят, устраивал „выкрутасы“», — отмечает один из собеседников нашего издания.

Обстоятельства крушения устанавливаются, работает оперативно-следственная группа, рассказал журналистам на месте татарский транспортный прокурор Приволжской транспортной прокуратуры Фарид Фатулаев. Центральное межрегиональное следственное управление на транспорте (МСУТ) СК России сообщило, что по факту жесткой посадки возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). Виновному грозит до 7 лет лишения свободы. Расследованием авиакатастрофы в Татарстане займется межгосударственный авиационный комитет (МАК) с участием специалистов приволжского МТУ Росавиации.

Самолет, разбившийся в Камском Устье, принадлежал аэроклубу «Летай с нами» Самолет Cessna принадлежал аэроклубу «Летай с нами» Фото: Илья Зима

Кому принадлежал самолет и какие дополнительные услуги предлагали во время полета

Как стало известно «БИЗНЕС Online», самолет, разбившийся в Камском Устье, принадлежал аэроклубу «Летай с нами». В их социальных сетях указано, что фирма работает с 2014 года. «В штате профессиональные пилоты, летаем с трех аэродромов, более 10 красивых маршрутов, даем возможность быть за штурвалом на месте второго пилота», — написано в телеграм-канале фирмы.

Говоря о безопасности полета, немало вопросов вызывает последний пункт списка. По данным телеграм-канала «112», порулить самолетом можно было за доплату в 1 тыс. рублей. По словам клиента компании, слова которого передает «112», полет с «бонусом» проходил при сильном ветре, командир якобы передал клиенту управление судном, а сам сидел в телефоне.

Согласно информации с ресурсов фирмы, цены за полет на легкомоторном самолете начинались от 6,5 тыс. рублей Согласно информации с ресурсов фирмы, цены за полет на легкомоторном самолете начинались от 6,5 тыс. рублей Фото: Илья Зима

Не меньше вопросов уже после крушения вызывает манера управления воздушными судами в фирме. После ЧП клиенты «Летай с нами» начали делиться видео жутких маневров самолета в воздухе. На одном из таких видео самолет, пролетая над обрывом, намеренно заваливается в сторону.

Согласно информации с ресурсов фирмы, цены за полет на легкомоторном самолете начинались от 6,5 тыс. рублей. Стоимость экстремального полета с фигурами в небе один на один с пилотом начинается от 17 тысяч. Также у фирмы есть услуга «гендер пати» по сбрасыванию цветного порошка на будущих родителей за 15 тыс. рублей.

Разбившийся Cessna 172 — американский легкий самолет, который выпускается одноименной компанией. Его также называют самым массовым самолетом в истории авиации. С 1956 по 2017 год построено свыше 44 тыс. единиц в более чем 25 модификациях. Производство было остановлено в середине 1980-х, но возобновлено в 1998 году с более мощным двигателем. Помимо легкомоторных самолетов, в фирме также есть вертолеты и реактивные самолеты.

Судя по страницам «Летай с нами» в социальных сетях, за коммуникацию с клиентами и организацию полетов отвечал индивидуальный предприниматель Степан Смирнов. На его фамилию открыто ИП, однако среди видов деятельности юридического лица нет ни слова об организации полетов. При этом наши собеседники в аэросфере отмечают: у него действительно был свой Cessna с бортовым номером RA-2431 на аэродроме Куралово. «БИЗНЕС Online» попытался взять у предпринимателя комментарии о произошедшем ЧП, однако их на момент публикации не последовало.

«Малая авиация сейчас вообще в непонятном состоянии в связи с полетами дронов. И разрешение получить очень сложно. Как все это организовано сейчас, даже комментировать сложно» «Малая авиация сейчас вообще в непонятном состоянии в связи с полетами дронов. И разрешение получить очень сложно. Как все это организовано сейчас, даже комментировать сложно» Фото: Илья Зима

«Cessna 172 — очень надежная машина. Но в России они уже довольно возрастные…»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали крушение и порассуждали о его возможных причинах.

Азат Хаким — основатель авиакомпании «Тулпар»:

— Понятно, что самолеты немолодые, мягко говоря, и покупают их уже с рынка. Непонятно, в каких условиях они раньше эксплуатировались. Но все зависит (любой самолет, любая техника) от техобслуживания. Если правильное техобслуживание, если все вовремя сделано, если правильные масла, топливо, бензин, керосин и так далее, то любая техника, в принципе, летает. Даже техника летает со времен Великой Отечественной войны, восстановленный раритет. Все зависит от ухода и своевременного технического обслуживания.

Как сейчас организован контроль за полетами для туристов? Сложный вопрос. Не знаю, честно говоря, кто контролирует. Потому что здесь раньше региональное управление было наше, татарстанское. И это управление более-менее все контролировало, инспектировало. Как сейчас происходит, не знаю. Есть такая организация, как Росавиация, но ее функции непонятные и размытые. На бумаге вроде бы она есть, а реально там специалистов раз-два и обчелся, не сильно профессиональных. И вряд ли там есть профессиональный контроль. Он ведь тоже должен быть профессиональным. Сдуру можно много чего наделать и дров наломать.

Стоит ли ожидать сейчас усиления проверок, после трагедии? Это как всегда, как у нас в русской пословице — пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул, перекрестились — и вперед. А потом опять забыли. Системности нет. Малая авиация сейчас вообще в непонятном состоянии в связи с полетами дронов. И разрешение получить очень сложно. Как все это организовано сейчас, даже комментировать сложно.

О возможных причинах крушения говорить преждевременно. Возможно, ошибка в технике пилотирования, а может быть, элементарное хулиганство: пытаются там из себя крутых показать, крутой разворот сделать. А самолет-то не предназначен для таких пилотажных действий. Возможно, свалились, может быть, отказ техники. Не знаю точно.

Три варианта может быть. Первое — было хулиганство, второе — ошибка в технике пилотирования, ну это почти одно и то же. Ну и третье — отказ техники.

Юрий Мищенко — директор авиационного учебного центра «Авиатор»:

— Падение может быть связано с чем угодно, в том числе с отказом техники, техникой пилотирования. Если метеоусловия позволяли выполнять полет, согласно руководству по летной эксплуатации, и не было никаких замечаний, то причиной трагедии стали отказ техники или нарушение техники пилотирования. Но самолет Cessna 172 — самый надежный в мире. Выпускается в Америке с 1965 года, наверное, самый массовый и безопасный.

Как сейчас налажен контроль за такими туристическими полетами? В каждой компании свой контроль, они же частники, владельцы самолетов. Они находятся в системе гражданской авиации и также получают воздушные сертификаты летной годности, пилоты тоже должны проходить медобследование. Что касается нашего центра (учебный авиационный центр «Авиатор»прим. ред.), проверки идут независимо от катастроф. Внеплановые [после катастрофы] наверняка будут.

По правилам, авиационный технический персонал до вылета и после должен проводить форму обслуживания самолета. Он налетал определенное количество часов, затем проводится определенная форма обслуживания. Это проводится обязательно, но, кто проводит в частных самолетах, я не знаю. Частник сам решает, как он обслужит и куда полетит. У нас есть регламент, мы его придерживаемся, а документы утверждаются приволжским управлением (межрегиональным территориальным управлением Росавиации — прим. ред.). Сертификаты выдаются после проверок, которые проводятся регулярно.

«Катастрофы есть и будут, всегда. Причины могут быть разные, потому что это очень опасный вид работы. Стихия, небо, самолет, ну и человеческий фактор» «Катастрофы есть и будут всегда. Причины могут быть разные, потому что это очень опасный вид работы. Стихия, небо, самолет, ну и человеческий фактор» Фото: Илья Зима

Юрий Сытник — заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний»:

— Возможные причины — метеоусловия, отказ авиационной техники или человеческий фактор, говоря проще, пилот виноват. Комиссия обязательно должна родственникам доложить, по какой причине люди погибли. Поэтому возбуждается уголовное дело, а дальше правоохранительные органы будут изучать, какой была подготовка у летчика, имел ли он право летать, была ли регистрация, летная годность у самолета, в каких метеоусловиях летал, было ли разрешение на выполнение полета в этот день. Много-много вопросов, которые будет решать федеральная комиссия.

Cessna 172 — очень надежная машина. Она бывает с двигателями, в основном Lycoming. И во многих странах применяются эти самолеты как учебные. Простой надежный самолет. Но в России, как правило, машины эти уже довольно возрастные. Есть ли у них должное обслуживание, должные запчасти, вовремя ли меняются агрегаты, которые выработали свой ресурс, — это тоже открытые вопросы.

Контролируются ли сейчас такие прогулочные полеты? Конечно. Подается специальная заявка перед полетом, специальная зона, допустим, отдана для частной авиации и любительских полетов. И летчик делает заявку, объясняет, куда он будет летать, на какой высоте, с какой скоростью и зачем, какой это вид полета: ознакомительный, учебный, или политический, или просто облетный. И специальный диспетчер заносит все это в книгу разрешений. Номер разрешения выдается пилоту. По окончании полета командир докладывает, что посадка во столько-то. То есть под контролем обязательно районного диспетчера.

Катастрофы есть и будут всегда. Причины могут быть разные, потому что это очень опасный вид работы. Стихия, небо, самолет, ну и человеческий фактор. Вот опасно ездить на автомобилях? Да. А летать-то тем более. Существуют ли ограничения для автомобилистов? Да, ограничения скорости, на проезды мостов, та же разметка. Такие же правила (федеральные авиационные) установлены для выполнения полетов. Если происходят какие-то аварии, катастрофы, пилот нарушает эти правила.

Мог ли пилот передать управление пассажиру во время полета? Почему нет? Конечно. Но [это делается] под контролем командира. Если он опытный пилот, эти вещи можно делать. А если он просто любитель, то, конечно, надо быть очень-очень внимательным, когда передаешь управление другому человеку. Вот из-за этого все и происходит. Что тут особенного? Ну дал порулить, ну не получилось, ну разбились, ну следующий потом так же сделает. Это и есть люди.