Своего рода парковочный прецедент случился в казанском ЖК Art City компании «Унистрой». На прошлой неделе в районе домов на улице Разведчика Ахмерова появился знак платного паркинга — 50 рублей в час, включая ночное время. «В связи с тем что жильцы домов на общем голосовании отказались принять данные участки в коллективную собственность многоквартирных домов, было принято решение передать землю оператору платных парковок, который будет нести ответственность за их эксплуатацию и содержание», — объясняют инициативу в местной УК. Жильцы негодуют — мест в микрорайоне и так не хватает. О том, законен ли платный паркинг в ЖК, какие лазейки в межевании участков есть при долевом строительстве и что об этом думают в ГАИ, — в материале «БИЗНЕС Online».
На прошлой неделе в районе домов на ул. Разведчика Ахмерова появился знак платного паркинга — 50 рублей в час, включая ночное время
«Когда блокираторы ставить начнут, вот тогда начнется…»
Неожиданная новость взбудоражила на минувшей неделе жителей ЖК Art City на ул. Ершова в Казани. Парковка возле домов на ул. Разведчика Ахмерова, где жители всегда оставляли машину бесплатно, вдруг стала платным паркингом. Судя по информационным табличкам, которые изучил на месте «БИЗНЕС Online», час по предоплате обойдется в 50 рублей, включая ночное время. В выходные и праздники плата не взимается. Для тех же, кто платить откажется, предусмотрен штраф в 2,5 тыс. рублей и установка колесного блокиратора. При этом, что за компания взялась распоряжаться новой парковкой, из стенда непонятно — названия организации, номера телефонов и реквизитов нет, лишь QR-код, по которому можно оплатить место.
«Многие против, в том числе и я! Мало кому нравится идея парковаться платно, когда изначально парковка была бесплатной», — говорит местная жительница Анна. Она купила у застройщика «Унистрой» квартиру еще в 2018 году, и, по ее словам, тогда девелопер обещал ввести два наземных паркинга, но построен лишь один. Мест всем не хватает. Комплекс состоит из 16 10–19-этажных домов. И люди вынуждены парковаться в подземном платном паркинге, отдавая в месяц 8–13 тыс. рублей. Есть альтернатива и дешевле — многоуровневый паркинг за 2–3 тыс. в месяц, но и там мест на всех не хватает. Стоимость квартир в ЖК при этом выше средних по Казани. Сейчас ценник за «квадрат» начинается от 240 тыс. рублей.
«Я лично снимаю подземную парковку, чтобы не было этих проблем — не дешево, но зато удобно», — рассказала еще одна жительница Жанна.
Новая парковка находится прямо возле дороги. Справа магазины, кафе и офисы, слева — проезжая часть. Несмотря на разгар рабочего дня и большое количество коммерческих точек, в прошлый четверг можно было спокойно найти свободное место. Мужчина на белом Lexus, припарковавшийся у предупреждения о платной парковке, рассказал, что пользуется этой стоянкой нерегулярно — у него есть место на подземной парковке, что рекомендует делать и другим. Сюда же ставит по необходимости. «Пока плату за стоянку никто не берет, может, пока и не работает. Вот когда блокираторы ставить будут, тогда начнется…» — отмечает собеседник. При этом введение оплаты за простой автомобилей он одобряет, правда на вопрос «почему?» ответил улыбкой.
Работники коммерческих объектов приняли новость о платных парковках без энтузиазма. Как и их клиенты. По словам девушки, приехавшей в ЖК к нотариусу, в микрорайоне потребность в парковочных местах большая. Сама же она приезжает сюда в магазины, и новость о введении оплаты ее не радует. «Местные, конечно, будут за, потому что все, кто приезжает, как я, в коммерцию, тут паркуются», — порассуждала собеседница «БИЗНЕС Online» и попробовала отсканировать QR-код на знаке. «Перекидывает приложение банка на сторонний сайт. Потом разберусь, интересно», — заметила она.
«С точки зрения жителей, кто там ставил машины, да, им, наверное, неудобно будет. Но там были даже брошенные машины. Из-за них не могли почистить снег зимой», — говорит еще одна из жительниц.
Земля, на которой расположена парковка, не принадлежит жилым домам и не является общедомовым имуществом, рассказал «БИЗНЕС Online» директор управляющей компании ООО «Арт Сити»
Деньги за парковку — на содержание территории?
Кому же принадлежит созданный платный паркинг? QR-код ведет на сайт компании «Урбанпарк». Ее представитель Тимур Галиуллин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вопросы о том, почему выбран именно такой тариф и будут ли его обсуждать с жильцами, переадресовал владельцу земельного участка. Он же, по словам Галиуллина, должен заниматься согласованием парковки с ГИБДД.
«Вы должны понять, что мы оператор парковочного пространства. Мы занимаемся тем, что управляем парковочным пространством. К нам приходят: „У нас есть земля, мы бы хотели устроить на ней платную парковку“. Окей, это наш профиль, давайте сделаем», — описал собеседник.
Как выяснил «БИЗНЕС Online», сейчас владельцем территории, где появилась парковка, является закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) «Развитие», а доверительным управляющим — ООО УК «БПТ». Управляющая компания «БизнесПрофТрейдинг» — это компания основателя «Унистроя» Рашита Гильфанова, которая контролирует многочисленные бизнесы как в рамках строительной «Джи-Групп», так и по другим бизнес-направлениям. Компания передала принадлежавший ей земельный участок в ЖК Art City в управление «Урбанпарку».
Например, приложение позволяет забронировать парковочное место на паркингах на проспекте Альберта Камалеева, 26/12, что в ЖК «XXI век». Для этих целей еще в 2017 году было создано ООО «Юнайт», после переименованное в ООО «ЮД АРТСИТИ». Изначально учредителями выступали Гульнара Латыпова и Валентина Сахабеева, которые являются директорами в компаниях Гильфанова. В 2018-м права собственности на компанию перешли к УК «БизнесПрофТрейдинг», а августе 2023-го единоличным собственником стала Диана Салихова. Директором компании практически с начала основания является Мугад Салихов, который также выступает руководителем в компаниях, связанных с «Унистроем», например в ООО «Специализированный застройщик „Бизнес Парк“», которое возводит ЖК UNO на ул. Сибгата Хакима.
Как же получилось, что паркинг стал платным? Земля, на которой расположена парковка, не принадлежит жилым домам и не является общедомовым имуществом, рассказал «БИЗНЕС Online» директор управляющей компании ООО «Арт Сити» (УК «Территория комфорта») Фарит Суфьянов. Он пояснил, что, поскольку содержание и уборка территории требуют денег, участок и отдали под платную парковку.
«При проектировании ЖК эти участки не относились к собственности жилых домов и были предложены для реализации вместе с коммерческими помещениями на первых этажах. Однако при сделке купли-продажи собственники коммерческих площадей отказались от покупки земли, — пояснили изданию в „Унистрое“. — Таким образом, ЗПИФ вынужден нести расходы по уборке и содержанию участков. В связи с тем что жильцы домов на общем голосовании также отказались принять данные участки в коллективную собственность многоквартирных домов, было принято решение передать землю оператору платных парковок, который будет нести ответственность за их эксплуатацию и содержание».
По словам жителей, УК пару месяцев назад действительно проводила очно-заочное голосование по включению этих участков в собственность общего имущества многоквартирного дома. Но большинство собрание проигнорировало, т. к. боялось включения платы за уборку в «коммуналку». Если бы знали, что землю отдадут под платный паркинг, возможно, пересмотрели бы свою позицию.
«От УК несколько месяцев назад было инициировано голосование, где решалось, оставляют ли жители за собой территории парковки с условием платы за вывоз снега и содержание территории, но в итоге эти территории отобрала УК якобы из-за того, что не хватило голосов против от жителей. При этом, к сожалению, проголосовали не все наши жители, а можно было бы признать голосование просто несостоявшимся», — говорит Анна.
Жильцы также отмечают, что муниципальными парковками в Казани можно воспользоваться бесплатно не только в выходные и праздничные дни, но и в будни с 19:00 до 8:00. Поэтому введение платы в ночное время, по их мнению, не обосновано
«Хитрости» застройщиков и внимание на договор
Жители готовят обращение в прокуратуру РТ, на имя мэра города и в администрацию Советского района Казани. В письме инициативная группа указывает на нарушения организации паркинга: нет разметки, дорожных знаков, автоматизированной системы оплаты. Жильцы также отмечают, что муниципальными парковками в Казани можно воспользоваться бесплатно не только в выходные и праздничные дни, но и в будни с 19:00 до 8:00. Поэтому введение платы в ночное время, по их мнению, не обосновано.
Кроме того, они указывают, что в соответствии со ст. 27.13. «Задержание транспортного средства» Кодекса об административных правонарушениях РФ блокираторы колес имеют право ставить только уполномоченные сотрудники ГИБДД, иначе это самоуправство. Штраф на граждан — 2 тыс. рублей, на должностных лиц — 20 тыс. рублей.
В то же время юристы отмечают, что от создания платного паркинга рядом с домом никто не застрахован. Чтобы разобраться, кто прав, нужно понимать, кому принадлежит земля под парковкой, отметила в разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперт по недвижимости, руководитель АН «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. Она пояснила, что при строительстве застройщик обязуется в предусмотренные сроки построить объект долевого строительства и после разрешения на ввод в эксплуатацию передать квартиру собственнику. Причем в договоре всегда четко указан кадастровый номер земельного участка, на котором идет стройка и который будет принадлежать владельцам квартир. Передавать участок, принадлежащий собственникам жилья, без их разрешения нельзя, отметила Гизатова.
Смотреть нужно именно в договор и проектную декларацию и не верить рекламным буклетам, предупреждает эксперт. «Всегда можно посмотреть границы этого участка, чтобы ты понимал: вот это участок будущего жилого комплекса. Смотреть нужно именно в договор и проектную декларацию. Обращать внимание на размер участка, границы. На шикарные зеленые насаждения в рекламном буклете смотреть смысла нет, это не является офертой, — говорит Гизатова. — Можно придумать все что угодно, там может быть мальдивский песок, бассейн, пальмы и большая территория… Если напишут там „три минуты до метро“, а это не так потом оказывается, то никто не скажет: „Зачем вы так написали?“ Если они там нарисовали бассейн или большую территорию и „дубы-колдуны“, а их потом не окажется, их не посадят».
Но даже если в договоре все прописано, у застройщиков есть свои «хитрости», говорит Гизатова. По ее словам, встречаются случаи, когда изначально для строительства выделяется более крупный участок, а затем проводятся межевания, и в результате территория, принадлежащая собственникам квартир, сокращается.
«Застройщики для этого включают незаметный пункт в договор примерно такого содержания: „Участник долевого строительства дает свое безусловное согласие на проведение межевания земельного участка, возможное уменьшение площади, тем самым подтверждая, что его право на общее имущество не будет распространяться на вновь образованные земельные участки“. Такие истории не редкость, и потом на отмежеванных участках появляются офисы и платные парковки», — указала Гизатова. Она не исключает, что такая ситуация произошла и в казанском ЖК.
«Еще на что нужно обращать внимание. Если участок не отмежевали и передали под парковку ваша управляющая компания или ТСЖ, вы должны понимать, что это надо делать с согласия собственников жилья. И доход от этого должен идти собственникам жилья. Как аналог — повесить большой рекламный плакат на торец дома. Доход от парковки может идти, допустим, на благоустройство, ремонт. От платной парковки та же самая ситуация может быть. То есть доходы должны идти собственникам», — добавила эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.