«Туристы — наш основной потребитель, это импульс для расширения. Знаете, когда самые большие у нас продажи? После того как в городе пройдет международное событие и о нем расскажут крупные телеканалы», — рассказывает руководитель семейного предприятия по производству талкыш калеве Алсу Халиуллина. О том, конкурируют ли чак-чак и калеве за право называться главным татарским десертом, для чего приходил к ним домой Юнус Ахметзянов и как заниматься производством сладостей, оставаясь при этом стройной, Халиуллина рассказала в интервью «БИЗНЕС Online».
Алсу Халиуллина: «Помню, когда еще не было такого турпотока в Казань, к нам на старую точку производства, которая была на улице Журналистов, автобусами привозили туристов по 50 человек, которые закупали калеве коробками»
«Возможно, по современным меркам это кустарщина, но ручной труд — это ценность»
— Алсу Ниязовна, в интервью «БИЗНЕС Online» в 2011 году вы рассказывали, что талкыш калеве — полностью ручной труд, из-за чего объемы его приготовления небольшие. Удалось ли с тех пор автоматизировать производство десерта?
— Вся суть талкыш калеве по-прежнему в том, что это исключительно ручная работа. Автоматизация здесь невозможна. Думаете, мы не хотели облегчить себе труд, начать производить десерт на каких-то автоматах? К сожалению, не получилось. Продукт очень капризный, на него влияет огромное количество факторов, вплоть до того, солнечная за окном погода или идет дождь. Если в помещении повышается влажность, значит, нужно чуть дожарить калеве, чтобы он оставался такого качества, к которому привыкли наши покупатели. Тонкостей очень много. Возможно, по современным меркам это кустарщина, но, я считаю, что сейчас, в условиях информатизации, цифровизации, ручной труд — это ценность.
— Какой объем десерта производите в день?
— Около 150 килограммов. Это примерно 1,2 тысячи коробок. Объемы зависят от количества заказов. В праздничные дни, в туристический сезон объемы растут, январь – февраль, как, наверное, у всех, проседают. Помню, когда еще не было такого турпотока в Казань, к нам на старую точку производства, которая была на улице Журналистов, автобусами привозили туристов по 50 человек, которые закупали калеве коробками. Одна коробка тогда стоила 120–150 рублей. Сейчас гости города в основном покупают десерт в туристической зоне, хотя есть те, кто находит нас и приезжают за ним по новому адресу — на улице Кул Гали.
— Талкыш калеве по-прежнему остается дорогим десертом, который покупают в основном туристы?
— Он всегда был праздничным десертом, дорогим, потому что продукты, из которого его готовили, были дорогие — топленое масло, мед, мука, которая в начале 60-х была в дефиците. Главный вкус десерта — это вкус топленого масла, сливочный вкус и медовый. Талкыш калеве должен таять во рту, а не превращаться в ириску или жвачку.
— Насколько цена десерта в вашем магазине на производстве отличается от той, что в сувенирных лавках?
— Калеве везде стоит по-разному, рекомендованной розничной цены у нас нет. Конечно, непосредственно на нашем производстве цена дешевле. Сколько именно, говорить не буду, потому что есть оптовые покупатели, которые работают с туристами, но ценник в турзоне выше. Понять наших оптовиков можно, на них ведь ложатся дополнительные расходы по перевозке продукта.
Кстати, эту фирменную красную упаковку мы разработали специально для гостей Казани, которую любовно называем «мини». Если не ошибаюсь, в среднем по городу она стоит 250–280 рублей. В ней 8 штук, и продается она на улице Баумана, в Казанском кремле, Старо-Татарской слободе, нашем аэропорту, Свияжске. В сетевые же магазины поставляются в основном большие и средние коробки. В них по 15 штук и по 24. У каждого магазина своя ценовая политика, поэтому озвучить их цены не берусь.
— Рост туристического потока в Казань повлиял на ваш бренд?
— Туристы — наш основной потребитель, это импульс для расширения. Знаете, когда самые большие у нас продажи? После того как в городе пройдет международное событие и о нем расскажут крупные телеканалы, что, мол, в столице Татарстана прошло такое-то торжество. Вот тогда идет огромный поток туристов. Конечно, есть и постоянные клиенты — это казанцы, которые с нами больше 30 лет.
— Что туристы говорят о талкыш калеве?
— Туристы обожают наш продукт! В нашу группу в ВК постоянно обращаются люди, которые уже распробовали талкыш и остались под впечатлением! Очень просят присылать еще, ждут ноябрь и зиму, когда уже можно отправлять товар в другие города. Летом десерт тает, перевозить очень сложно.
— А есть ли среди руководства Татарстана поклонники вашего лакомства?
— Не могу точно назвать всех по именам, но мы поставляем талкыш в кремлевскую столовую и столовую кабинета министров нашей республики, в ресторан «Тимерхан», который обслуживает правительственные мероприятия. На «Игры будущего» возили самый свежий продукт прямо в Кремль на приемы и банкеты. Есть гостиницы, с которыми мы работаем — «Ногай», Amaks, «Шаляпин» и другие. Некоторые кафе, которые также закупают у нас продукцию, не афишируют этого, выдают наши калеве за свои.
«Калеве — это название десерта. Слово «талкыш» употребляли, когда подготавливали лен к прядению. Собственно, калеве был похож как раз на чесаный лен»
«Прабабушка научила Юнуса Ахметзянова готовить талкыш калеве, а он ее — суп-лапшу с капустой»
— Расскажите, как ваш дедушка привез рецепт талкыш калеве из Турции.
— В первой половине XIX века российская армия освобождала Болгарию. Во время освобождения мой прапрадедушка Сайфи Борхан попал в плен к туркам. Так как он был мусульманином, его отправили на кухню чистить картошку. Вот там он наблюдал, как готовят калеве (талкыш добавили в название позже). Пока смотрел, выучился азам приготовления, а когда вернулся в Казань, научил готовить это блюдо сначала своих трех сыновей, а потом и всю семью. В какой-то момент решили лакомство продавать. Жили они всей семьей в небольшом двухэтажном доме в Ново-Татарской слободе, а десерт продавали на Сенном базаре.
— Значит, талкыш калеве — это турецкий десерт?
— Скорее восточный. Есть турецкая пишмания — она в основе калеве, но прапрадедушка, вернувшись домой, доработал рецептуру. Пишмания больше напоминает сахарную вату, у нее чуть другой состав. Ее, кстати, продают в Казани.
— В соседних наших республиках есть похожий десерт?
— Именно в виде пишмании.
— А откуда в названии появилось слово «талкыш»?
— Калеве — это название десерта. Есть, например, бухарский калеве. Слово «талкыш» употребляли, когда готовили лен к прядению. Собственно, калеве был похож как раз на чесаный лен. Затем кто-то из домашних «чесаный» десерт предложил формовать с помощью рюмки. У нас даже сохранилась эта старинная граненая рюмка, из которой делали первые талкыш калеве.
Когда прапрадедушка скончался, его сноха Фахиря Сайфуллина, это моя прабабушка, бабушка папы, занялась производством. А папа с малых лет видел и учился этому ремеслу. Тогда уже известный повар Юнус Ахметзянов жил на соседней улице и, конечно, знал про наш десерт. Когда он начал писать кулинарную книгу, то пришел за его рецептом к прабабушке. Она его научила готовить талкыш калеве, а он ее — суп-лапшу с капустой. Такой обмен опытом. Правда, рассказывал папа, суп этот нравился только прабабушке Фахире, остальная семья его не очень приняла (смеется). Кстати, перед смертью последнее, что она сделала, был калеве. Ей было 84 года.
«У нас даже сохранилась старинная граненая рюмка, из которой делали первые талкыш калеве»
— Это по-прежнему ваше семейное дело?
— Да, конечно. Мы наследники этого десерта, хранители его истории: папа — Нияз Якубович Сайфуллин, который знает абсолютно все секреты приготовления блюда, и моя мама, Равиля Гайнановна Сайфуллина.
Знаете, как мама знакомила казанцев с калеве? Набивала им сумки и ходила по магазинам, рынкам и угощала людей, рассказывала, объясняла, что это такое. Начинали мы в 1993 году с маленького подряда, но в 1998-м была перерегистрация индивидуальных предпринимателей, поэтому официальный отчет нашей компании ведем с 1998-го. Затем в начале нулевых мы заключили договор с «Бахетле». Это и стало отправной точкой нашего расширения.
— А есть кому дальше передать семейный бизнес?
— Дети есть. Надеюсь, они захотят его продолжать. И старший, и младший прекрасно понимают, как зарабатываются деньги, что как предприниматель я постоянно на связи. Покупатель может позвонить и в 10 вечера, и в 12 часов ночи, задать вопрос. Ты не имеешь права ему нахамить и отправить неизвестно куда.
— А если ваши дети не захотят взять бразды правления? Они вообще любят талкыш калеве?
— Да, наверное, уже объелись им (смеется)! Если не захотят? Значит, на все воля божья. Но думаю, что будут. Сейчас я в состоянии сама вести все дела, папа — мой постоянный советник, всегда на связи. В будущем возможно все что угодно. Может быть, придется привлекать сторонних менеджеров. В современных реалиях загадывать, строить планы — неблагодарное дело. Лучше жить только одним днем. Мы вообще всегда с большой осторожностью строили планы. У меня есть принцип: я готовлюсь к худшему и думаю о том, что будут делать, если все пойдет по самому неблагоприятному сценарию.
«Сразу после начала СВО были проблемы с ценами на основные ингредиенты, так как некоторые недобросовестные поставщики завысили цены в 2 раза!»
«Муслима Хабриевна нам предоставила первое помещение для продажи талкыш калеве»
— Как вы начали работать с «Бахетле», сами вышли на них?
— Они вышли на нас. Муслима Хабриевна Латыпова нам предоставила первое помещение для продажи калеве на улице Губкина, и мы стали продавать десерт через ее магазины. Какое-то время клиенты даже думали, что талкыш калеве производят «Бахетле», а мы не отрицали. Сертификаты, технические условия, все официально заработало с момента сотрудничества с ними. Расширялись они, расширялись мы.
Кстати, Муслима Хабриевна при знакомстве с мамой сказала ей важную вещь, которую мама пронесла через все годы и передала мне: «Не потеряйте свое умение и запал». Руководствуясь этим лозунгом, почти 30 лет мы производим наш продукт и держим качество.
— На месте «Бахетле» сейчас открываются магазины Spar. Там продается ваш десерт? Представлен ли он в других магазинах?
— Конечно, мы охватываем не только туристическую зону, но и местных покупателей. Одна из основных точек, где представлен десерт — магазины «Бахетле». Да, они сейчас перепрофилировали бизнес, на месте некоторых их точек открываются Spar. С 2022 года мы заключили c ними эксклюзивный контракт и представлены там. Когда-то работали с «Перекрестками», но сейчас они практически сошли на нет, проходимости, как у «Бахетле» или у Spar, там нет.
Калеве есть в «Агропромпарке» и небольших частных магазинах. Активно идут продажи через нашу группу в ВК. И, конечно, можно купить лакомство у нас на производстве.
— Есть запрос из других регионов на талкыш калеве, на которые вы хотите выйти?
— Зимой, в холодное время года, как я уже говорила, отправляем продукт клиентам в Москву, Санкт-Петербург, где талкыш калеве продается на экомаркете «Татарский дворик». Почему только зимой? Потому что хотим, чтобы до наших клиентов доходил качественный продукт, а не растаявшие лепешки. Весной, летом можно отправлять продукт в заморозке на машинах с рефрижераторами.
К сожалению, крупные транспортные компании сейчас не заинтересованы в таких перевозках. Во-первых, они работают с «Пятерочками», «Магнитами», сторонние предприятия практически не берут. Во-вторых, даже не знаю, сколько придется сделать паллетов продукции, чтобы загрузить фуры и они бы повезли такой десерт. Повторю, это продукт ручного труда, капризный, мы ограничены в объемах производства.
— А где вы закупаете сырье для талкыш калеве?
— Мы стараемся поддерживать местных производителей. Поэтому работаем с предприятиями нашего региона.
— Были сложности с поставщиками во время санкций, во время пандемии?
— Во время пандемии проблем не было. В апреле 2020-го, когда объявили локдаун и все сидели по домам, мы переехали в новый производственный цех. До этого базировались на меньших производственных площадях при кафе «Медуница» на Журналистов.
Сразу после начала СВО были проблемы с ценами на основные ингредиенты, так как некоторые недобросовестные поставщики завысили цены в 2 раза! Как так?! Сырье для сахара и муки выращено в России, переработано тут же, до 24 февраля все лежало на складах, а после цены вдруг выросли! «Не хотите — не берите», — говорили мне. Мы были в замешательстве, откровенно говоря. Слава богу, в течение 2–3 месяцев ситуация выровнялась.
В какой-то момент были проблемы с этикетками, так как из-за санкций случился дефицит бумаги, плюс наши поставщики лишились финского оборудования, им пришлось ждать из Китая пленочное оборудование. Мы даже сами неделю на принтере распечатывали этикетки. Но у нас уже был такой опыт в 2000-е, когда оборудования для этикеток не было и мы на клей-карандаш их клеили сами.
А вот с картонной упаковкой все было хорошо, она делается из петербургского картона, который наши местные поставщики привозят к себе сюда. Она не подорожала. Единственное, что нас расстраивает, — коррексы — пластиковая упаковка. У нас в Татарстане почему-то ее не хотят делать, возим из Новосибирска. Люди там очень активные, сами предложили свои услуги, предложили хорошую конкурентную цену. Мы пошли им навстречу.
«Нужно растягивать горячую карамель, причем без перчаток, чтобы чувствовать продукт. Прочитал рецепт и начал делать — так талкыш калеве не получится»
«Талкыш калеве готовят только физически крепкие мужчины»
— Из чего готовят талкыш калеве, раскроете секрет?
— Талкыш калеве — это топленое масло, мед, мук и сахар (иногда мешаем белый и коричневый). Больше ничего не добавляем. Какой именно мед — значения не имеет. Главное, чтобы он был качественный и натуральный, не засахаренный. Каждую партию ингредиентов мы обязательно проверяем в лаборатории. Потому что, повторю, продукт очень капризный. Если один из компонентов некачественный, калеве просто не получается.
— Сколько хранится лакомство?
— Срок годности — 17 суток со дня изготовления. Днем изготовления считается тот, в который калеве вынимают из холодильника, где он обязательно должен заморозиться.
— Расскажите о самом процессе изготовления десерта? Как он получается похожим на ниточки или паутинку?
— Нужно растягивать горячую карамель, причем без перчаток, чтобы чувствовать продукт. Прочитал рецепт и начал делать — так талкыш калеве не получится. Этому нужно учиться по месяцу, по два. На самом деле, делать калеве — это тяжелая физическая нагрузка. Так что этим занимаются только мужчины. Представляете, вам нужно держать горячую двухкилограммовую массу и тянуть из нее «ниточки». Задействован весь плечевой аппарат. Для неподготовленного человека это испытание.
Долго ли нужно тянуть? Все зависит от опыта мастера, его способностей, даже внешних условий, как я уже говорила. Сказать, сколько в среднем по времени это занимает, нельзя. Человек не машина, он не может с одной и той же интенсивностью производить каждую партию. Поэтому при приеме на работу обращаем внимание на физические данные. Закон, к сожалению, запрещает нам в объявлении о приеме на работу сразу указывать, что нужны сотрудники без изъянов, без переломов. Конечно, мы приглашаем всех, кто хочет, но возрастные мужчины отсеиваются.
— Вы обронили фразу, что калеве учатся делать один-два месяца. У себя в компании обучаете этому ремеслу?
— Обучаем, но не для того чтобы обучить и отпустить, а с той целью, чтобы человек остался у нас работать. В период обучения мы платим ученические, понимаем, что человек не может на сухом пайке жить.
— Случалось ли, что конкуренты к вам отправляли подставных учеников, чтобы узнавать ваши секреты?
— Как думаете, откуда те, кто сейчас производит талкыш, знают, как его делать? Сначала нас это очень расстраивало, честно скажу. Но мы прекрасно понимали, что этот момент был неизбежен. Поэтому, когда берем человека на обучение, обязательно заключается соглашение о неразглашении, о коммерческой тайне. Хотя и это, к сожалению, не ограничивает людей.
— А кроме вас много тех, кто производит талкыш калеве?
— Они, конечно, есть, но крупных производителей я не знаю. Честно говоря, мы не озираемся на других. Знаете, почему чаще выбирают нас? Мы зарекомендовали себя как ответственные поставщики, ответственные производители, которые отвечают за свой продукт. Вся продукция у нас декларирована, задокументирована.
«Текучка у нас небольшая, сотрудники закрепляются и остаются работать надолго. Наши мастера работают у нас по 15 лет»
«Работа у нас — это не место, где можно перекантоваться»
— Сколько человек работает у вас в штате?
— Сейчас 21 сотрудник. Мастеров, которые готовят сам калеве, — пять человек, это только мужчины, у каждого из которых свой цех. На каждый цех по две-три девочки-упаковщицы. График у нас очень легкий, с 8:00 до 17:00. Час на обед. Но в четыре часа они уже уходят. У нас есть душевые, раздевалки, комната для обеда. Это было принципиально! Если сотрудник у меня не ест, я ругаюсь. Работают они у нас много, поэтому должны хорошо питаться. Не пирожки, печеньки, а первое, второе и компот.
— Получается, всего пять человек на республику умеют делать калеве?..
— Пока так. Во-первых, потому что везде кадровый голод. Во-вторых, люди сейчас не хотят работать физически, к сожалению. Повторю, физически здоровые мужчины не хотят приходить на такую работу. Им проще пойти водителем такси, доставщиком, курьером. Зато текучка у нас небольшая, сотрудники закрепляются и остаются работать надолго. Наши мастера работают у нас по 15 лет. Один из самых опытных наших кондитеров, Раиль Хисамов, трудится 18 лет. Средний возраст наших мастеров — 35–45 лет. Это как раз тот возраст, когда мужчина осознанно подходит к выбору профессии, для него работа у нас — это не место, где он перекантуется, а потом найдет другое.
— Сколько получает мастер калеве?
— Конкретные цифры называть не буду, но выше, чем средняя заработная плата по республике. Оплата у нас сдельная, поэтому в интересах сотрудников больше работать. Мы их заинтересовываем, у нас гибкая шкала заработка, есть условия, при которых оплата выше в 1,5 и 2 раза. Сотрудниками очень дорожим. Даже во время локдауна, когда была самоизоляция, выплачивали им заработную плату.
— Мобилизация сократила ряды ваших сотрудников?
— Разогнала скорее. После 20–21 сентября, когда объявили мобилизацию, нескольких людей мы недосчитались. Релоцировались. Пришлось восстанавливать ряды.
«Откровенно говоря, работа занимает значительную часть моего времени»
«Я сладкое не ем, калеве пробую, только когда нужно тестировать новое сырье»
— Как давно вы у руля семейного бизнеса?
— Я с отличием отучилась в КГФЭИ (финансовый институт) по специальности «банковское дело» и работала пять лет в этой сфере. С 2008 году стала бухгалтером в нашем кафе «Медуница» и на производстве. Параллельно была и кадровиком, и юристом. В 2023-м мама приняла решение выйти на заслуженный отдых, а я возглавила предприятие. Мама с папой сейчас мои главные консультанты.
— Вы сами умеете готовить талкыш калеве?
— Теоретически да, физически нет (смеется).
— Не получилось или даже не пробовали?
— Даже не пробовала, потому что знаю, как это тяжело и травмоопасно. Первое время у людей, когда они еще учатся, бывают ожоги, мозоли. А вот формовать и упаковывать умею.
— Тяжело следить за фигурой, когда занимаешься производством десертов?
— А я сладкое не ем! Тем более калорийность у калеве высокая — 530 килокалорий на 100 граммов продукта. Его пробую, только когда нужно тестировать новое сырье.
— Как отдыхаете от работы?
— Откровенно говоря, работа занимает значительную часть моего времени. Но я люблю плавать, занимаюсь этим с первого класса, люблю активный фитнес. Хожу в театры, стараюсь привить эту любовь своим дочерям. Пока получается. Очень любим Казанский ТЮЗ, Татарский театр имени Галиаскара Камала, часто бываем на концертах в ГБКЗ. Но, пожалуй, главный пункт моего отдыха — тишина! За день у меня бывает огромное количество звонков, информации, встреч. Тишина становится большим подарком.
«Слава богу, тяжелых кризисов у нас не было. Наверное, благодаря рациональному перераспределению трудовых, производственных и денежных ресурсов»
«Мы на свои средства построили наше производство, на свои купили землю»
— Какие у вас дальнейшие планы развития?
— Расширение, конечно. Расширение ассортимента, производства, мощностей. Мы постоянно думаем, как усилить компанию. В этом году 24 марта запустили линию производства чак-чака. Почему чак-чак? Потому, что наряду с талкыш калеве это один из самых узнаваемых татарских десертов. И, потом, за исключением яиц и подсолнечного масла, в составе чак-чака те же ингредиенты, что и в калеве. А у нас уже налажены связи по поставкам муки, сахарного песка, меда. Плюс появились свободные производственные площади. Кстати, у нас зарегистрирован товарный знак «Казанский дуэт». Это талкыш калеве и чак-чак в одной коробке.
— Калеве конкурирует с чак-чаком или другими татарскими десертами за право быть главным национальным продуктом?
— Никакой конкуренции нет! Это разные продукты, чак-чак менее требователен к условиям хранения, в отличие от калеве. Я бы сказала, оба они занимают свою нишу в татарской кулинарии и идут, как говорится, рука об руку. Каждый житель и гость Казани и республики должен попробовать оба лакомства.
— Сколько вложили средств на запуск производства чак-чака?
— Это стоило больше 1,5 миллиона рублей. Сюда входит оборудование, электрика, инструментарий, разработка оригинального дизайна упаковки. Но главное вложение, конечно, специалисты, рабочие руки. В условиях жесточайшего кадрового голода у нас есть спецы, умеющие готовить чак-чак.
— Вы еще рассказывали, что хотите запатентовать талкыш калеве с орехами. Удалось реализовать задумку?
— Да, запатентовали, но, к сожалению, качество орехов сейчас очень плохое, поэтому мы практически не производим калеве с орехами. Какое-то время продукт был у нас, но, скажем так, мы наигрались. Орехи, повторю, от партии к партии были хуже — то плесневелые, то еще что-то. Заказы были, но выполнить мы их не могли. В итоге остановились на классическом нашем десерте.
— Помимо производства десерта у вас еще есть какие-то виды бизнеса?
— Пищевых пока нет. Есть небольшой арендный бизнес. Здание, где находится производство и наш офис, на улице Кул Гали, 15в, принадлежит нам. Здесь чуть больше 3 тысяч квадратных метров. На первом этаже арендаторы Fix Price, «Пятерочка». Мы на свои средства его построили в 2020 году, на свои купили землю в 2014-м. Буквально копили деньги, чтобы не забирать деньги из оборота. Новое здание нужно было для расширения компании. Благодаря многолетнему труду родителей мы смогли это сделать.
— То есть вы существуете без кредитных денег, только на свои средства развиваетесь?
— Кредитами частично пользовались во время строительства и отделки нового производства. Стараемся не часто брать кредиты. Слава богу, тяжелых кризисов у нас не было. Наверное, благодаря рациональному перераспределению трудовых, производственных и денежных ресурсов. Мы развивались постепенно: не было ни резких скачков, ни резких спадов. Немного поволновались во время пандемии, в период локдаунов, но всегда была надежда, что все пройдет. И ведь прошло! Главное тогда было сохранить сам коллектив и здоровье сотрудников. Остальное не имело значение.
— Традиционный вопрос: ваши три секрета успешного бизнеса.
— Любить дело, которое делаешь. Не бояться работать, не бояться что-то начинать. В-третьих, любить своих рабочих. Знаете, когда люди не знают историю нашей семьи, у меня спрашивают: «У тебя родители, наверное, какие-нибудь министры?» Но здание, в котором мы сейчас работаем, и вообще все, что у нас есть, — самый яркий пример того, как человек, положив все силы, работал несмотря ни что. Это пример трудолюбия! А когда люди плачутся, мол, у меня денег нет, все плохо, я не могу ничего… Человек может достичь всего сам! Лишь бы было желание работать и делать что-то во благо людям.
Папа в свое время понимал, какими знаниями он обладает, какой продукт он производит, и нашел силы продолжать его производить. Я, зная, сколько сил и лет положено на это дело, не имею права бросить это все и уйти в арендный бизнес и сидеть как рантье. Я продолжатель семейного дела. Надеюсь, и мои дети его продолжат.
Справка:
ИП Халиуллина Алсу Ниязовна
Год основания: 1998
Число сотрудников — 21
Алсу Халиуллина — руководитель ИП Халиуллина Алсу Ниязовна
Родилась в Казани 9 июня 1981 года
Образование:
КГФЭИ, специальность — банковское дело
Карьера:
2008–2023 — бухгалтер и юрист в кафе «Медуница»
С 2023-го по настоящее время — руководитель ИП Халиуллина.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.