225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина исполнилось на этой неделе. Главный русский поэт почитается во всех уголках страны, а там, где ступала нога классика, бережно хранится память о нем. И хотя Александр Сергеевич пробыл в Казани всего два дня и три ночи, до сих пор исследователи и краеведы пытаются воссоздать каждый шаг поэта. О том, куда на самом деле поехал Пушкин по приезде в столицу РТ и где находится секретер, за которым работал гений, — в материале «БИЗНЕС Online».
На этой неделе страна отмечала 225 лет со дня рождения Александра Пушкина
«Было ощущение, что всех «перекормили» Пушкиным»
На этой неделе страна отмечала 225 лет со дня рождения Александра Пушкина. Наше литературное все почтил Казань своим визитом лишь однажды — 5–7 сентября 1833 года, когда ездил по российским городам, собирая материалы по истории Пугачевского бунта. За это время Александр Сергеевич успел встретиться со своим давним другом поэтом Евгением Боратынским, Карлом Фуксом, литератором Эрастом Перцовым и очевидцами исследуемых им событий.
Где сейчас в городе хранится память о Пушкине? Почитатели основоположника современного русского языка могут посетить Музей Евгения Боратынского, где хранятся личные вещи писателя. Еще один музей, посвященный классику, создан при гимназии № 7, однако попасть туда непросто, по предварительной записи. Еще одно пушкинское место в Казани — культурный центр, названный в его честь, однако там занимаются изучением и развитием всего русского языка и русских традиций.
Несмотря на то что в столице Татарстана помнят и празднуют памятные даты, связанные с великим поэтом, а в Нижнекамске на днях даже установили памятник, прогулки по пушкинским местам на сайте туроператоров Казани мы не увидели. Хотя маршруты, по которым ходил основоположник современного русского языка, давно стали одним из туристических брендов не только Москвы и Петербурга, но и Нижегородской (музей-заповедник «Болдино») и Псковской областей (музей-заповедник «Михайловское»). В соседней Оренбургской области, где Пушкин также ходил по пугачевским следам, туристу предлагают несколько тематических экскурсий.
«Экскурсии были! Это стало невостребованно. Я помню 200-летие Пушкина, 1999 год. Там было такое ощущение, что всех „перекормили“ Пушкиным. И до 1999-го у нас эта тема — „Пушкин и Казань“ — была очень широко востребована, потом случился некоторый откат. Нам говорили: нет, не надо Пушкина, давайте лучше Боратынского. Сейчас все возвращается», — рассказывает заведующая Музеем Боратынского Ирина Завьялова.
Что ж, Александр Сергеевич, считавший, что поэт — это пророк, неслучайно написал в своем романе «Евгений Онегин» вот такие строчки: «Когда благому просвещенью / Отдвинем более границ, / Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) / дороги верно / У нас изменятся безмерно». Ждать пять веков не пришлось. Дороги, по которым Пушкин ходил, изменились до неузнаваемости или канули в небытие. Отправляемся по следам солнца русской поэзии и развенчиваем мифы, связанные с его небольшой «командировкой» в Казань. Прогулка займет около двух часов.
Начальная точка: церковь Святой Великомученицы Варвары
Церковь Святой Великомученицы Варвары
Начинаем наше путешествие с церкви Святой Великомученицы Варвары на ул. Карла Маркса, 67. На этой территории ранее было Арское поле, откуда Емельян Пугачев начал наступление на город. Поэт лично решил осмотреть это место.
Вот что позже Александр Сергеевич напишет в своей «Истории Пугачева»: «12 июля на заре мятежники под предводительством Пугачева потянулись от села Царицына по Арскому полю, двигая перед собою возы сена и соломы, между коими везли пушки. Они быстро заняли находившиеся близ предместья кирпичные сараи, рощу и загородный дом Кудрявцева, устроили там свои батареи и сбили слабый отряд, охранявший дорогу. Он отступил, выстроясь в карре и оградясь рогатками. Прямо против Арского поля находилась главная городская батарея. Пугачев на нее не пошел, а с правого своего крыла отрядил к предместию толпу заводских крестьян под предводительством изменника Минеева».
Городская усадьба на Карла Маркса
Именно сюда поздним вечером 5 сентября и прибыл Пушкин
Идем по улице Карла Маркса, проходим Галерею современного искусства и натыкаемся на пятиэтажный дом 1935 года постройки. Сейчас это жилой дом и памятник архитектуры. В нем в свое время жили художник Садри Ахун, композитор Александр Ключарев. Но нас интересует связь Пушкина с этим местом. Ранее здесь располагался особняк Льва Николаевича Эндегальгарда, тестя поэта Боратынского. Именно сюда поздним вечером 5 сентября и прибыл Пушкин. Ни в каких гостиницах дворянского собрания поэт не останавливался.
«Каждый человек, который приезжал, должен быть отмечаться в почтовой конторе на Театральной площади (сейчас — площадь Свободы). В полицейском деле, которое было заведено, прибытие Пушкина в Казань отмечается 6 сентября. Вполне возможно, он прибыл в ночь с 5 на 6 сентября. Сам Пушкин четко писал в письме жене: „Я в Казани с 5-го“», — рассказывает Завьялова. Это была достаточно большая городская усадьба. По некоторым данным, она занимала площадь дома на Карла Маркса, 59 и площади Галереи современного искусства, которая сейчас располагается по соседству. «В одной из казанских газет было объявление о том, что они продают деревья из фруктового сада. Этакая должна быть усадьба, чтобы там поместились все деревья!» — отмечает директор Музея Боратынского.
Еще один интересный факт, связанный с гостиницей дворянского собрания, которую считают первым пристанищем поэта в Казани: «Откуда взялась гостиница дворянского собрания? Записей нет о том, что он останавливался в гостинице, Пушкин тоже об этом не говорил. А потом в записной книжке Пушкина нашли: „В Казани дворянское собрание, в Саратове — бед“. И все!» Что имел в виду поэт — остается загадкой.
Музей Боратынского
Следующая точка на нашей карте — музей друга поэта Евгения Боратынского
Следующая точка на нашей карте — музей друга поэта Евгения Боратынского. Сам Александр Сергеевич в этой усадьбе не был, она была построена в 1836 году. Но нам интересна эта локация тем, что здесь хранится стол-бюро, за которым работал русский классик. Секретер находился в доме Эндегальгарда. В нем есть секретные ящики с двух сторон, оригинальная дверка. Еще два интересных экспоната находятся прямо над столиком: это копии портретов Пушкина и Боратынского. Два друга заказали свои портреты у одного художника, причем поэт попросил сделать копию рисунка, после чего подарил ее приятелю. Презент хранился в доме Боратынского до революции, после чего попал в московский музей.
На обороте рисунка была надпись, оставленная самим поэтом. Но копия портрета тоже имеет ценность: ей больше 100 лет, она сделана в 1910 году. Музей работает каждый день с 10:00 до 18:00, в четверг — с 12:00 до 18:00. Выходной день — понедельник. Входной билет обойдется в 200 рублей, для детей младше 18 лет вход бесплатный.
Памятник Пушкину
Памятник Пушкину появился здесь в 1956 году, к 123-летней годовщине со дня визита солнца русской поэзии
Отправляемся к театру оперы и балета, где находится самый известный в Казани памятник гению русской литературы. Он появился здесь в 1956 году, к 123-летней годовщине со дня визита солнца русской поэзии. Как и предсказывал классик, народная тропа к памятнику не заросла: ежегодно 6 июня казанцы собираются возле него и чтут память поэта, проводят памятные митинги, читают стихи.
Обедал на Пушкина
Здесь Александр Сергеевич отобедал у литератора Перцова, с которым был знаком еще в Петербурге
Отправляемся вверх по улице, названной его именем, и доходим до дома по адресу: Пушкина, 17. По зданию не скажешь, что оно как-то связано с пребыванием поэта. Здесь Александр Сергеевич отобедал у литератора Перцова, с которым был знаком еще в Петербурге. В разных источниках упоминается два адреса: вышеуказанный и дом на Малой Проломной улице (ныне — Профсоюзная, 23). Однако племянник Перцова вспоминал, что поэт вошел в дом, в большую столовую, через стеклянные большие двери, то бишь через парадный вход. Дом на Профсоюзной действительно входил в комплекс усадьбы Перцова, но Александр Сергеевич, как выяснили краеведы, все же обедал в угловом здании. «Здание, где обедал Пушкин, было двухэтажным угловым — оно и сейчас угловое, но в годы советской власти его надстроили еще одним этажом и расширили по улице Пушкина», — рассказывал «БИЗНЕС Online» историк Анатолий Елдашев.
Суконная слобода
Отправимся на прогулку по тем местам, где Пушкин собирал материал для своей монографии. Идем по улице Петербургской (название опять отсылает нас к классику) и доходим до театра кукол «Экият». По одной из версий, на территории слободы Александр Сергеевич встретился с рабочим суконной фабрики Василием Бабиным, который рассказал о событиях, происходивших у Шарной горы (сейчас — улица Калинина). Здание кабака не сохранилось до наших дней. «Там могло быть несколько кабаков. Вполне возможно, что встреча могла пройти и не в горловом кабаке, а в конторе Суконной фабрики», — поясняет Завьялова. Пушкин узнавал у очевидцев детали захода войск Пугачева в город с этой стороны, однако навряд ли сам ходил по этим местам.
По одной из версий, на территории слободы Александр Сергеевич встретился с рабочим суконной фабрики Василием Бабиным, который рассказал о событиях, происходивших у Шарной горы
Вот как позже он опишет трагедию: «С другой стороны левое крыло Пугачева бросилось к Суконной слободе. Суконщики (люди разного звания и большею частию кулачные бойцы), ободряемые преосвященным Вениамином, вооружились чем ни попало, поставили пушку у Горлова кабака и приготовились к обороне. Башкирцы с Шарной горы пустили в них свои стрелы и бросились в улицы. Суконщики приняли было их в рычаги, в копья и сабли; но их пушку разорвало с первого выстрела и убило канонера. В это время Пугачев на Шарной горе поставил свои пушки и пустил картечью по своим и по чужим. Слобода загорелась. Суконщики бежали. Мятежники сбили караулы и рогатки и устремились по городским улицам. Увидя пламя, жители и городское войско, оставя пушки, бросились к крепости, как к последнему убежищу. Потемкин вошел вместе с ними. Город стал добычею мятежников. Они бросились грабить дома и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы; резали всех, которые попадались им в немецком платье».
При этом поэт встал на защиту суконщиков. В некоторых источниках говорится, что Пугачев смог войти в город из-за их измены. «Следствие доказало, что суконщики не изменили; напротив, они последние бросили оружие и уступили превосходной силе», — отмечал сам Пушкин.
Дом Фукса (Московская, 58)
Казанское гостеприимство четы Фуксов Пушкин оценил: в последующие годы он переписывался с Александрой Андреевной, посылал ей свою «Историю Пугачевского бунта»
О посещении Пушкиным дома знаменитого казанского врача, ботаника и ученого в красках расписала жена Фукса — Александра. Поэт пробыл у супругов целый вечер, отужинал, послушал стихи и сердечно благодарил супругов за теплый прием. Разоткровенничавшись с Александрой Андреевной, Пушкин рассказал о пророчестве гадалки, которая предсказала ему неестественную смерть.
«Раз пошел я с Н. В. В. ходить по Невскому проспекту, и из проказ зашли к кофейной гадальщице. Мы просили ее погадать и, не говоря о прошедшем, сказать будущее. „Вы, — сказала она мне, — на этих днях встретитесь с вашим давнишним знакомым, который вам будет предлагать хорошее по службе место; потом, в скором времени, получите через письмо неожиданные деньги; а третье, я должна вам сказать, что вы кончите вашу жизнь неестественною смертью…“», — писал поэт.
Казанское гостеприимство четы Фуксов Пушкин оценил: в последующие годы он переписывался с Александрой Андреевной, посылал ей свою «Историю Пугачевского бунта», заочно познакомил ее со знаменитыми литераторами, которые по приезде Фукс в Москву и Петербург удостаивали ее посещением. Встреча с известным поэтом вдохновила Александру Фукс, она написала стихотворение «На проезд А. С. Пушкина через Казань». «В честь его на Геликоне / Аполлон нам пир давал / <…> Как любимцам, сердцу близким / Сам бокалы разносил. / А к казанским обращаясь / Взором ласковым своим, / Поздравлял их, улыбаясь, С редким гостем, дорогим».
Кремлевская улица (дом Крупениковых)
Во время своего пребывания в Казани Пушкин побывал и у казанского купца первой гильдии Леонтия Крупеникова, который попал в плен к Пугачеву. Тот рассказал ему, что, будучи юным, видел предводителя восстания, ехавшего верхом. «Когда он с нами поравнялся, мы все упали на колени и кричали ура; я с многими другими от испуга сжимал крепко глаза <…>. Пришедши в село Троицкое, мы увидели здесь главную ставку Пугачева. Нас тотчас погнали через Борисоглебское до деревни Сухой Реки, где казаки нас и оставили. Здесь мы слышали издалека гром пушек Михельсона <…>».
Сейчас установить месторасположение дома, куда приходил поэт, практически невозможно. У купеческой семьи на Кремлевской (бывшая — Вознесенская) находилось несколько домов. Предположительно, дом купца стоит рядом, практически впритык с домом Ушковых.
Казанский кремль
Александр Сергеевич находился в Кремле с исследовательскими целями
Как сейчас, так и в ХIХ веке, приехав в Казань, нельзя было не посетить Кремль. Правда, Александр Сергеевич находился там с исследовательскими целями. В особенности его интересовала «Черная тюрьма», куда Пугачева посадили в 1773 году за попытку восстания на Черниговщине. Это описано во второй главе пушкинских трудов: «Пугачев содержался в тюрьме не строже прочих невольников. Между тем сообщники его не дремали. Однажды он под стражею двух гарнизонных солдат ходил по городу для собирания милостыни. У Замочной Решетки (так называлась одна из главных казанских улиц) стояла готовая тройка. Пугачев, подошед к ней, вдруг оттолкнул одного из солдат, его сопровождавших; другой помог колоднику сесть в кибитку и вместе с ним ускакал из городу. Это случилось 19 июня 1773 года. Три дня после в Казани получено было утвержденное в Петербурге решение суда, по коему Пугачев приговорен к наказанию плетьми и к ссылке в Пелым на каторжную работу».
А вот как описывал город после нашествия войск донского казака: «Состояние Казани было ужасно: из двух тысяч осьмисот шестидесяти семи домов, в ней находившихся, две тысячи пятьдесят семь сгорело. Двадцать пять церквей и три монастыря также сгорели. Гостиный двор и остальные дома, церкви и монастыри были разграблены».
***
Вот так скрупулезно собирал Пушкин-исследователь факты о пугачевском восстании в Казани. О поездке поэта по трагическим местам разговоров не меньше, чем о самом народном бунте.
«Долгое время во всех справочниках говорилось, что Пушкин, когда уехал из Казани, ехал через Лаишево, Болгары. Но дорога шла по-другому в то время, это было связано с почтовыми трактами. Я посмотрела дорожник (книга, описывающая почтовые дороги Российской империи, — прим. ред.), и на 1829 год дорога идет через Буинск, а не через Лаишево. Если бы Пушкин поехал в Оренбург не через Симбирск (Ульяновск), то поехал бы через Лаишево», — отмечает Завьялова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.