Исполнительный директор фестиваля Миляуша Айтуганова утверждает, что никакой революции не случилось Исполнительный директор фестиваля Миляуша Айтуганова утверждает, что никакой революции не случилось Фото: Сергей Елагин

Никем не замеченный ребрендинг

Тихий и никем не замеченный ребрендинг пережил главный кинофестиваль Татарстана. В сентябре 2024-го он пройдет уже в 20-й раз, но больше не будет называться Казанским международным фестивалем мусульманского кино (КМФМК). Отныне в столице РТ будет проводиться Казанский международный фестиваль «Алтын минбар». Интересно, что новость об этом появилась на сайте форума еще в конце апреля, но не имела ни малейшего резонанса в медиа.

Ключевое изменение — это исчезновение из названия слова «мусульманский», которое присутствовало там с первого кинофорума, который прошел в 2005 году. И, судя по всему, для организаторов это принципиальный момент. Например, в информационной справке на сайте фестиваля нет ни слова о том, что он много лет был «мусульманским», зато подчеркнуто: «В программу отбираются фильмы, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора».

Впрочем, исполнительный директор фестиваля Миляуша Айтуганова утверждает, что никакой революции не случилось. «Это первоначальное название, которое было первые три года, он так и назывался — Казанский международный фестиваль „Алтын минбар“, — напомнила Айтуганова нашему корреспонденту. — Концепция от этого не меняется, регламент у нас остается прежним, но название поменялось именно потому, что это звучно и очень подходит для такого фестиваля, как казанский. Мы все согласовали с президентом фестиваля Равилем Гайнутдином».

И все же первые годы фестиваль назвался МФМК (Международный фестиваль мусульманского кино) «Золотой минбар», а одним из его учредителей стал совет муфтиев России (СМР), возглавляемый Равилем Гайнутдином. Сегодня данной организации среди учредителей нет, но шейх Гайнутдин действительно остается президентом кинофорума. Это «БИЗНЕС Online» подтвердил его заместитель по СМР Фарит Фарисов. «Словосочетание „Алтын минбар“ уже подразумевает, что это золотая трибуна (минбар — это место на кафедре в мечети, откуда произносят проповедь, прим. ред.) ислама, — рассказал Фарисов. — Поэтому значимость, концепция, содержание остались на своих местах, в том числе президент фестиваля — шейх Равиль хазрат Гайнутдин».

Напомним, определение «мусульманский фестиваль» вызывало разное отношение у людей из мира кино. Одни говорили о том, что оно резко ограничивает выбор картин в его программу, так сразу вспоминается старая история, как на один из первых «Минбаров» не взяли фильм знаменитого французского режиссера Абделатифа Кешиша «Кус-кус и барабулька», получивший призы на Венецианском фестивале. Якобы все дело было в том, что в этом кино, рассказывавшем о жизни тунисцев во Франции, в одной из сцен героиня исполняет танец живота. Однако другие наблюдатели, несмотря на это, говорили, что Казани, напротив, надо держаться за название «мусульманский», которое делает фестиваль в столице РТ уникальным.

Прежнее название форума создавало организаторам и еще ряд проблем: от казусов, когда, например, на одной из церемоний закрытия КМФМК, проходившей в театре им. Камала, в буфете активно продавали алкоголь, до серьезных дебатов, связанных с решениями жюри. Пожалуй, самых громких историй было две. В 2011 году приз за лучшую женскую роль за фильм «Чужая» получила немецкая актриса турецкого происхождения Сибель Кикелли. После фестиваля выяснилось, что Кикелли в молодости, еще до того как прославиться в фильме «Головой о стену» Фатиха Акина в 2004-м, снималась в порно. Впрочем, недовольство мусульманской общественности в России не помешало актрисе сыграть Шаи в «Игре престолов». Ну а второй скандал случился в 2021 году, когда главный приз увезла казахская картина «18 килогерц», рассказывавшая о жизни алма-атинских подростков в 90-е, где много матерились и употребляли наркотики.

«В Татарстане разве не колются?»: на фестивале мусульманского кино победили мат и наркотики

В общем, Айтуганову регулярно мучили вопросом: а что же в таком случае мусульманское кино и каковы его границы? «Понятия „мусульманское кино“, я уже много раз объясняла, нет, — говорила исполнительный директор в 2022 году. — Почему оно в принципе появилось в РТ? Татарстан — центр традиционного ислама в России. Я для себя определила, что казанский международный фестиваль мусульманского кино — это окно в Россию для исламского мира, а для России и Казани является окном на международную арену». Как бы то ни было, теперь пресловутый вопрос снимается с повестки дня.

Изначально фестиваль задумывался «кочующим», то есть проходящим в разных регионах Российской Федерации Изначально фестиваль задумывался «кочующим», т. е. проходящим в разных регионах Российской Федерации Фото: Сергей Елагин

История скандала с «Золотым минбаром»

Стоит напомнить и о том, почему в свое время в Казани отказались от названия «Золотой минбар». Организаторы вынуждены были это сделать из-за громкого скандала.

Дело в том, что изначально в апреле 2004 года в Москве было зарегистрировано некоммерческое партнерство «Международный фестиваль мусульманского кино „Золотой минбар“», формальным автором оригинальной идеи фестиваля стал президент телевидеокомпании «Исламский мир» из российской столицы Зауди Мамиргов. А с предложением провести его в Казани и соответствующим письмом от шейха Гайнутдина по высоким кабинетам ходил на тот момент сотрудник «Исламского мира», известный в Казани в 90-х киновед, журналист и режиссер Альберт Шакиров. По некоторым данным, он и был одним из главных инициаторов проекта и его идеологом. Потом он станет программным директором фестиваля, покажет там свое мистическое кино «Бабай», но неожиданно скончается в 2008 году на взлете творческих сил.

Изначально фестиваль задумывался «кочующим», т. е. проходящим в разных регионах Российской Федерации. Первый «Золотой минбар» в 2005 году совпал с празднованием 1000-летия Казани, после чего при горячей поддержке президента РТ Минтимера Шаймиева сохранил татарстанскую прописку.

Однако далее случился конфликт, в 2010 году учредители разделились. Татарстанские учредители решили проводить в Казани собственный фестиваль, а совет муфтиев и «Исламский мир» по обоюдному согласию сохранили за собой бренд «Золотой минбар» и заявили об организации фестиваля в Москве. А позже Мамиргов даже заявлял, что КМФМК «украл» у него программу кинофорума. В Москве о параллельном фестивале больше ничего не слышно было. Таким образом, косвенно подтверждается: ключевую роль с самого начала с подачи Шакирова стала играть Казань и ее ресурсы.

Вот так те события вспоминает известный режиссер и оператор Юрий Гвоздь, который в то время возглавлял союз кинематографистов РТ. «Почему он был „Золотым минбаром“? Потому что там, в Москве, кавказские какие-то люди были, они приехали в Казань, совпало это с желанием города получить кинофестиваль, — вспоминает Гвоздь. — Однако те люди из Москвы ничего не делали, но деньги получали. Но года 2–3 их терпели, а потом сказали: „Зачем они нужны?“ Они приезжали огромной командой, ничего не делали, но хотели, чтобы им люксы предоставили в гостиницах. Кроме названия, у них ничего не было, всем мы занимались. Потом то ли судились, то ли грозились судом, и пришлось название убирать…»

Так вместо «Золотого минбара» появился КМФМК. Прекрасно существовал в таком формате последние 16 лет, и вот организаторов опять потянуло сменить устоявшийся бренд. В рыночном бизнесе на такие шаги идут крайне редко, только под давлением каких-то серьезных факторов.

Именно сегодня Татарстан позиционирует себя как регион-лидер России в части налаживания контактов с мусульманским миром за пределами страны Именно сегодня Татарстан позиционирует себя как регион-лидер России в части налаживания контактов с мусульманским миром за пределами страны Фото: Сергей Елагин

«Люди не догадывались, что туда можно отправлять фильмы»

Как же относятся к сегодняшнему возвращению к истокам потенциальные участники фестиваля и эксперты?

«Я думаю, это название оптимальное, — считает Ильдар Ягафаров. — председатель союза кинематографистов РТ. — Я сам мусульманин, но то, что касается ограничений по выбору фильмов, которое присутствует… Повторюсь, новое название более оптимальное. Хотя не в первый раз скажу, что Казани нужен еще один хороший, качественный, но светский кинофестиваль».

«Сколько лет помню — товарищам, коллегам говоришь, что у нас проходит фестиваль мусульманского кино. У всех, естественно, первый вопрос: а что, там только на исламскую, религиозную тематику фильмы? — рассказывает режиссер Ильшат Рахимбай. — Люди не догадывались, что туда можно отправлять фильмы, поскольку думали, что там все связано с исламом и религией. Хотя опыт последних 10 лет показывает, что фестиваль не ограничивается такими темами и такими форматами, а абсолютно открыт разным темам. Может, был какой-то год, когда показывали только мусульманские фильмы или картины из исламских стран, но я не помню, чтобы такое было. Так что название все эти годы не соответствовало содержанию».

«Неважно, как называется фестиваль, а важна его программа, а также то, чем он отличается от других форумов», — в свою очередь, говорит киновед Адиля Хайбуллина, которая в прежние годы была отборщиком на КМФМК.

Кстати, главным партнером форума является группа стратегического видения «Россия – исламский мир», которую возглавляет Рустам Минниханов. Именно сегодня Татарстан позиционирует себя как регион-лидер России в части налаживания контактов с мусульманским миром за пределами страны. Для будущего страны, прорыва дипломатической изоляции (организованной коллективным Западом) это один из решающих факторов. Так что в том числе и на фоне недавно прошедшего KazanSummit изменения в жизни казанского фестиваля выглядят довольно неожиданно.

Резюмируем:

1) Никакой внятной причины и логики внезапно возвращаться к старому бренду нет, тем более связанному с прежними соучредителями.

2) Никакой логики нет избавляться от четкого позиционирования в бренде фестиваля, которое связано со словом «мусульманский», нет.

3) Ну и смущает стыдливая таинственность и непубличность ребрендинга. Тихо сделали и почему-то решили, что никто этого не заметит.