Если пять лет назад вход на маркетплейс стоил всего тысячу рублей и на площадки заходили все подряд, то сегодня, чтобы подняться, селлеру нужно быть финансово подкованным, владеть большим количеством методик. «Не разбираясь в этих процессах, не умея нанимать правильных людей, конкурировать селлеру с другими продавцами будет очень сложно», — рассуждали участники большого казанского форума электронной торговли BIG E-COM FORUM. Почему у домохозяйки все меньше шансов поднять денег на электронной торговле и куда идет отрасль e-com? Детали — в нашем материале.
Талия Минуллина отметила растущее влияние искусственного интеллекта и виртуальной реальности, тренд на интеграцию маркетплейсов с социальными сетями и снижение логистических издержек интернет-площадок
«Возможно, сегодня пора открывать ваш собственный маркетплейс?»
12 апреля в Казани на площадке IT-парка им. Башира Рамеева прошел большой региональный форум по электронной коммерции BIG E-COM FORUM. Форум этого года стал 15-м по счету в России и четвертым в Казани и объединил на одной площадке ведущих игроков рынка e-com с миллионными и миллиардными оборотами, а также тех, кто только начинает путь в сфере электронной торговли.
Форум стартовал с зажигательного шоу барабанщиков, а после на сцену пригласили почетных гостей. Председатель татарстанского РО «Деловая Россия», депутат Госсовета республики, председатель совета директоров ПО «Зарница» Артур Абдульзянов назвал себя «древним предпринимателем», свою работу на ниве бизнеса он начал еще в 90-х.
Артур Абдульзянов: «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор. Да, быть предпринимателем трудно. Было и будет трудно, но верьте в свои силы, и все получится»
Все это время он прослеживал тренды развития e-com. По его словам, с развитием онлайн-площадок для селлеров все «меньше места» из-за растущей конкуренции, но способы добиться успеха есть. «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор. Да, быть предпринимателем трудно. Было и будет трудно, но верьте в свои силы, и все получится», — напутствовал Абдульзянов.
Видеообращение руководителя Агентства инвестиционного развития РТ Талии Минуллиной касалось современных трендов в сфере e-com: она отметила растущее влияние искусственного интеллекта и виртуальной реальности, тренд на интеграцию маркетплейсов с социальными сетями и снижение логистических издержек интернет-площадок. «Еще один серьезный тренд — вертикальные маркетплейсы. Начали набирать обороты отраслевые маркетплейсы, где размещаются товары только по строительству, например, или только аптечные товары. Можно рассмотреть этот тренд как точку роста в ведении бизнеса и задуматься: возможно, сегодня пора открывать ваш собственный маркетплейс?» — давала идеи Минуллина.
Айрат Ахметзянов: «Если пять лет назад вход на маркетплейс был в тысячу рублей и на площадки заходили все подряд, то теперь пришло время качественных товаров и «качественных» селлеров»
«Время неграмотных селлеров закончилось»
На пленарной дискуссии участники форума обсудили, куда шагнет рынок e-com в текущем году. Абдульзянову понравилась мысль о вертикальных маркетплейсах. «Чтобы заработать миллионы, сделайте то, что необходимо для миллионов. Или объединитесь несколькими предприятиями в одной отрасли. Думаю, мы что-то такое тоже придумаем. Маркетплейс учебного оборудования, например. Таких предприятий в стране по пальцам одной руки пересчитать», — отметил Абдульзянов.
Организатор форума, президент бизнес-клуба поставщиков маркетплейсов ECOMCLUB, председатель Ассоциации предприятий электронной торговли Айрат Ахметзянов рассказал о превращении онлайн-торговли в полноценный бизнес с цифрами, стратегиями и отчетами. «Время маркетплейсов не закончилось, время неграмотных селлеров закончилось. Если пять лет назад вход на маркетплейс был в тысячу рублей и на площадки заходили все подряд, то теперь пришло время качественных товаров и „качественных“ селлеров. Надеюсь, большинство селлеров станет финансово грамотными, потому что бизнес на маркетплейсах — это про цифры», — высказался Ахметзянов. Он отметил также растущую роль Ozon.
«Если в 2022 году разрыв между площадками [Ozon и Wildberries] был в два раза, то в 2023 году Ozon сделал 1,7 триллиона рублей, Wildberries — 2,5 триллиона. У нас много кейсов, в которых ребята начали продавать на Ozon на большие суммы, чем на Wildberries», — рассказал Ахметзянов.
Основатель федеральной сети футбольных академий «Витязь», а ныне селлер Азат Аширов говорил о проблеме кадров. Современному продавцу просто необходима квалифицированная команда из специалистов по настройке рекламы, сведению финотчетов, специалистов, которые разбираются в геораспределении товаров и так далее.
Создатель бренда MONOMIR с оборотом 3,8 млрд рублей Олег Фурсов посоветовал обратить внимание на свободные ниши, которые открывает электронная торговля
«Это раньше можно было на самовыкупе подняться, сейчас нужно владеть большим количеством методик. Не разбираясь в этих процессах, не умея нанимать правильных людей на эти должности, конкурировать селлеру с другими продавцами будет очень сложно», — резюмировал Аширов.
Создатель бренда MONOMIR с оборотом 3,8 млрд рублей Олег Фурсов посоветовал обратить внимание на свободные ниши, которые открывает электронная торговля.
«Можно не становиться селлером и не включаться в конкуренцию, а производить для них товар. Например, открыть цех и шить одежду, быстро ее доставлять. Пропадет необходимость тащить этот товар с Китая. Можно не кормить Китай, можно кормить нашу страну», — резюмировал Фурсов.
Эксперт по товарному бизнесу с Китаем и Турцией Дмитрий Ковпак отметил растущую важность бренда, а также возможности ресейлинга. Это технология, при которой продавцы перепродают товар собственника за комиссию. «Третий тренд — продажи компаний и долей в компаниях. Есть селлеры, которые создают большие узнаваемые компании, которые „перевалили“ за миллиард. И есть инвесторы, которые заинтересованы в покупке долей в таких компаниях или покупке компаний целиком. Так селлер может заработать больше и быстрее, чем в продажах. Создавайте свои уникальные проекты», — призывал Ковпак.
18 ведущих игроков e-com рассказывали участникам форума о личном опыте успешных селлеров, лекции шли по 7 направлениям
«Стройка, хостел, «Доширак» — я прошел весь путь мигранта»
От общего перешли к частному — личному опыту успешных селлеров. 18 ведущих игроков e-com говорили несколько часов, лекции шли по 7 направлениям. Основатель бренда Eberron из топ-200 на Wildberries 23-летний Данил Овчинников раскрывал секреты стратегии выбора товаров и набора инструментов, который позволит сформировать и просчитать стратегию.
Данил Овчинников раскрывал секреты стратегии выбора товаров и набора инструментов, который позволит сформировать и просчитать стратегию
«Глобально рынок e-com практически не меняется. Но появляется несколько новых аспектов. Среди них — меньшая рентабельность в бизнесе, растущая важность анализа в продажах, в выборе товаров, в маркетинге, — объясняет Овчинников. — Раньше можно было в хаосе это делать, но сейчас торговля на маркетплейсе систематизируется, как любой другой бизнес-процесс. Да, еще сохраняются истории, когда домохозяйка заходит в продажи и на случайности сделает результат. Ну просто „залетело“. Но если говорить про долгую историю, то нужен системный подход».
Основатель бренда TM LIMITED и BEGMENOV BRAND, входящий в топ-100 селлеров на Wildberries, Берды Бегменов поделился с участниками форума своей историей успеха.
Берды Бегменов поделился с участниками форума своей историей успеха
«Я приехал в Москву в 2016-м, как любой другой гастарбайтер, с мечтой чего-то достичь. Стройка, хостел, „Доширак“ — весь путь, который проходит мигрант, я прошел с самого начала. Но если веришь в свои силы, всего можно достичь. За 1,5 года мы выросли в 22 раза, штат сотрудников — 150 человек, 27 швейных фабрик обеспечиваем заказами. И думаю, мы только начинаем», — рассказал Бегменов, который сделал миллиард на мужской одежде и, в частности, на мужских костюмах, рубашках, брюках и т. д. Он уверен, что маркетплейс все еще остается растущей нишей, до плато пока далеко, но большего успеха добьются селлеры с реальным производством, а «перекупы» покинут рынок.
У Егора Попова свой фулфилмент-центр, он знает все о подготовке товаров к продаже на маркетплейсе и о тех «болях», с которыми сталкивается селлер на этом пути. Основная сложность, по его словам, в экономике: отдавать обработку товара на аутсорс дорого, чтобы делать это самому, требуется погрузиться в массу процессов или нанять соответствующую команду. В доле себестоимости такие издержки занимают от 5 до 30% в зависимости от объема, сложности, категории товаров.
Айрат Сунгатуллин
«Есть масса инструментов для отдельных операций — CRM, 1С-интеграция со складом, гугл-таблицы и так далее. Но из-за разной обработки товаров селлеру приходится следить за множеством процессов. Телефон, например, достаточно упаковать, наклеить штрихкод, а микрофон перед упаковкой нужно проверить, включив в сеть, осмотреть на повреждения, наличие дефектов. Они разработали IT-платформу, которая объединяет все эти процессы: селлер видит, какой товар нужно промаркировать, какой — отбраковать. Платформа покажет движение товара от поступления на склад до отгрузки товара на склад маркетплейса и параллельно посчитает экономику товара, зарплату сотрудника. На своем примере и на примере нашей системы мы рассказываем, как выстроить систему подготовки товара так, чтобы не делать это самому и при этом экономить до 30 процентов», — объясняет Попов.
Татарстан — фактически «золотая земля» для электронной торговли, республика третья после Москвы и Санкт-Петербурга по оборотам и активности продавцов и покупателей. Организатор форума Айрат Ахметзянов объясняет, что Татарстан расположен так, что со склада в республике можно охватить удобной и быстрой доставкой почти всю Россию.
«Если сконцентрировать логистические склады и упростить процедуру растаможивания здесь, в республике, это переориентирует денежно-товарные потоки, которые сейчас проходят через Москву и Екатеринбург, например. От этого выиграют все: и те, кто покупает, и те, кто продает, и республика. Подобные форумы — возможность для руководства республики, игроков рынка услышать друг друга, обменяться мыслями, начать что-то новое, — рассказывает Ахметзянов. — Для селлеров нетворкинг невероятно важен. Для этого мы проводим эти форумы и объединяем поставщиков маркетплейсов в Ассоциации и клубе. У нас есть ребята из Волгограда, которые в прошлом году ездили по нашим форумам в несколько городов. В августе они подошли к нам со словами: „Спасибо вам, что проводите такие форумы, с марта по август мы выросли по обороту в 10 раз!“ И таких кейсов много в каждом городе».
Завершилось мероприятие групповым мастермайндом с топовыми селлерами, где все участники смогли задать интересующие их вопросы спикерам и получить экспертные ответы. После чего все пошли на afterparty от ECOMCLUB.
* CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами
** afterparty — вечеринка, следующая за мероприятием
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.