Буквально недавно Казахстан устами своего президента Касым-Жомарта Токаева объявил себя «прямым преемником кочевой цивилизации Великой степи». На фоне столь громких геополитических заявлений лидера Казахстана в Институте истории им. Марджани на днях состоялся международный круглый стол «Актуальные проблемы средневековой Евразии», в ходе которого российские и казахстанские историки в числе прочего разбирали золотоордынское наследие в истории татар и казахов. Выслушали доклады и пообщались с участниками корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Формальным поводом для встречи стал День работников науки в Казахстане и пятилетие ассоциации исследователей Золотой Орды, которую возглавляет «марджанист» Ильнур Миргалеев
«Татарстан в середине, все остальные с краю, поэтому стараемся от этого исходить»
«Казахстан является прямым преемником кочевой цивилизации Великой степи. Признанной вершиной государственного строительства на огромных просторах Центральной Евразии всегда выступал Улус Джучи, всемирно известный как Золотая Орда», — заявил в марте, выступая на национальном курултае президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Слова эти доказывали, что в поисках собственной идентичности страна всерьез посматривает на Золотую Орду, впрочем, на роль «преемников» таковой претендует немало народов и стран. Как известно, и татарские историки и археологи активно интересуются этим периодом с точки зрения становления татарской нации.
Тем интереснее был круглый стол под названием «Актуальные проблемы средневековой Евразии», который на уходящей неделе прошел в институте им. Марджани с участием ученых из Татарстана и Казахстана. Формальным поводом для встречи стал День работников науки в Казахстане и пятилетие ассоциации исследователей Золотой Орды, которую возглавляет «марджанист» Ильнур Миргалеев. Кроме того, напомним, что под эгидой Академии наук РТ заработал международный центр исследований Степной Евразии, а в Казахстане третий год работает Институт изучения Улуса Джучи.
Вектор историческим прениям задали президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов и генеральный консул Казахстана в Казани Ерлан Искаков. Перед началом Минниханов поделился с журналистами мнением, какое место занимает Татарстан в вопросах исторического наследия этого периода. «Вопрос Золотой Орды всегда актуален. Все посягают на эту тему. Кто главнее? Я считаю, что мы все в одной плоскости в вопросах Золотой Орды. Чем больше мы обсуждаем, находим свое место. <…> Татарстан в середине, все остальные с краю, поэтому стараемся от этого исходить. Тему Степной Евразии знаете, да? Мы все в одном направлении двигаемся», — сказал президент АН РТ, который недавно на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» признался, что академия по-прежнему остается прежде всего «гуманитарной».
Что касается Искакова, то он интерес Казахстана обозначил, опираясь на заявление Токаева. В этом году исполняется 800 лет с момента фактического образования Золотой Орды, и Казахстан намерен провести «большую работу по увеличению памяти Джучи хана», старшего сына Чингисхана. «Многие наши соотечественники и зарубежная общественность мало знают, что в нашей стране находится мавзолей Джучи хана. Важная задача — привлечь внимание всего мира к этой исторической личности и превратить его мавзолей в объект культурного туризма», — добавил генконсул.
Если России и, в частности, татарам развивать тему преемственности с Золотой Орды проще, потому что все памятники того периода и все золотоордынские столицы находятся в Поволжье, то казахские исследователи «все время скатываются к кочевой империи»
«Мы встали перед таким серьезным выбором»
На возросший в последнее время интерес к периоду Золотой Орды влияет несколько факторов. Один из них — это памятники и исторические источники той эпохи, которые дошли до нас в большом количестве. Но дело не только в большой политике и большой науке. Но если ученых привлекают памятники, то обыватели больше интересуются другим, задавая тем самым тренд. «Очень модно сейчас знать, как люди питались, жили. Многие шежере делают свои, „копаются“ в истории, и это важно в том числе для патриотического воспитания», — считает руководитель центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. Усманова Института истории им. Марджани АН РТ Миргалеев.
На государственном же уровне желание считать себя продолжателями дела джучидов объясняется поисками идеологии. «Мы встали перед таким серьезным выбором: вернуться опять в советский империализм или строить евразийский. Вот сейчас мы стоим, раскорячившись, и что нам делать?» — задается риторическим вопросом известный историк и археолог Искандер Измайлов.
По мнению ученого, такие круглые столы — это мелкие фрагменты, которые должны помочь выстроить правильную историческую реальность российского государства. Однако, «поскольку волей много и они разнонаправлены», предугадать итог невозможно.
Аналогичный процесс происходит и у восточных соседей нашей страны. Но если России и, в частности, татарам развивать тему преемственности с Золотой Орды проще, потому что все памятники того периода и все золотоордынские столицы находятся в Поволжье, то казахские исследователи «все время скатываются к кочевой империи», но на территории Казахстана нет крупных городов того периода и городской цивилизации.
«По поводу Золотой Орды еще совсем недавно они вообще говорили, что „это не наше“, а сейчас у них тоже идет выбор идеологии, где вообще зародилось средневековое национальное государство, — продолжает Измайлов. — Вот у нас в 90-е склонялись к тому, что мы все-таки Золотая Орда, сейчас все больше к обратному, к Казанскому ханству. У казахов то же самое, но на их территории практически нет городов и городской цивилизации».
При этом собеседник газеты уточнил, что несколько древних крупных городов на территории Казахстана все-таки имеется. Например, Отрар, Сыгнак, Дженд, но «они имеют более раннюю историю и находились слишком далеко от центра». «Пока они тоже раскорячились, как и мы», — резюмировал казанский историк.
Именно ученым Татарстана удалось первым создать обобщающий труд по истории Золотой Орды. Речь идет о 7-томнике «История татар», один из томов которого повествует об истории Улус Джучи
Нумизматика, Едиге и советский подход к Орде
«Казань традиционно является одним из ведущих центров востоковедения и по изучению тюрко-татарской истории, в том числе истории Золотой Орды, наследниками которой является огромная часть тюркского мира и, конечно, казахи, — рассказывает Миргалеев о том, почему круглый стол, одним из поводов для которого стал День работников науки в Казахстане, проводится в столице Татарстана. — Здесь мощные академические институты, ведется создание обобщающих статусных трудов и имеются статусные площадки, например Золотоордынский форум».
Его коллеги соглашаются с тем, что приоритет в изучении джучидской тематики справедливо принадлежит татарстанским ученым. «Мы это прекрасно знаем и признаем», — отметил в своем выступлении профессор кафедры «Регионоведение» Евразийского национального университета им. Гумилева Айболат Кушкумбаев, напомнив, что именно ученым Татарстана удалось первым создать обобщающий труд по истории Золотой Орды. Речь идет о 7-томнике «История татар», один из томов которого повествует об истории Улус Джучи.
В своем докладе «Новая академическая история Казахстана: современные подходы» Кушкумбаев упомянул, что вплоть до последнего времени история восточной части Золотой Орды не являлась приоритетом в изучении и рассматривалась как периферия. Однако в рамках нового исторического подхода казахстанские ученые рассматривают историю восточных владений джучидов, которые, по его словам, располагались большей частью на территории Казахстана, неотрывно от западных, в синхронной последовательности.
Также, аналогично опыту казанских коллег, разрабатывается 7-томная история Казахстана с древнейших времен. Один из томов посвящен истории Золотой Орды. «Почему именно Золотая Орда выделена в качестве отдельного периода? Дело в том, что он является основополагающим, основным, фундаментальным не только для истории Казахстана, но и Евразии», — продолжил спикер.
Для создания третьего тома привлечено около 40 исследователей из разных стран. В издании большое внимание уделяется достижениям нумизматики, которая из вспомогательной научной дисциплины становится ведущей и без которой невозможно рассматривать историю Орды, особенно после XV столетия. Она помогает изучать историю денежного обращения в обозначенной империи. Значительная часть там отведена золотоордынским династиям и представителям высшей власти из династии Джучидов: «Историю, как известно, творят личности».
В масштабном труде казахстанских ученых внимание будет направлено на изучение богатого историко-эпического цикла тюркоязычного народа золотоордынской эпохи. «От этой эпохи остался достаточно большой массив исторической информации, выраженной прежде всего в устных источниках, которые были позднее записаны. Я имею в виду цикл, посвященный Едиге, он есть в Татарстане, среди ногаев, башкир, казахов и других народов», — рассказал профессор Кушкумбаев.
В заключение выступления Кушкумбаев ответил на вопрос, почему изучение Золотой Орды сегодня актуально для Казахстана. И, по сути, подтвердил тезис Измайлова о поиске соседним государством базы для идеологии. «Дело в том, что в Казахстане все учебные пособия исходят из прежней советской концепции этого периода, потому есть необходимость подготовить новый академический труд и на основе его создать новые учебники и труды для учащихся и всей общественности, интересующейся этим периодом», — заключил эксперт.
Директор научного института изучения Улуса Джучи Жаксылык Сабитов посвятил доклад уже упомянутому эпосу «Едиге» («Идегею»). Как отметил Сабитов, эпос представлен у четырех тюркских народов: татар, казахов, каракалпаков и башкир. Волна отмены фольклорного текста накатила в Казахстан в то же время, что и в Татарстан, — в 1944–1945 годах. В Казахстане это происходит после 1944-го, когда появляются первые записки об Алькее Маргулане, которого начинают обвинять «в очернении российско-казахской дружбы и возвеличивании палача Едиге».
«В целом до распада Советского Союза эпос „Едиге“ считался буржуазным, и мало кто пытался его реабилитировать», — рассказал Сабитов.
Возрождение эпоса началось в 2013 году. Во многом этому способствовал бывший государственный секретарь Республики Казахстан Марат Тажин, который представил общественности генеалогическое дерево, подтверждающее его родство с Едиге. В настоящее время, объяснил историк, исследования Едиге охватывают несколько дискурсов: политический, литературоведческий и генетический.
Рифкат Минниханов: «Не забывайте, мы работаем наверху, мы работаем внизу, а то, что в середине, шатко, на это не обращайте внимания… Остальные будут играть по нашим правилам»
«Пыль в истории — это не самое главное»
Несколько неожиданно выглядело участие в мероприятии молодого казахстанского режиссера, выпускника ГИТИСа Алибека Омирбекулы. Он приехал на консультацию с казанскими историками для подготовки постановки «Царь и поэт» по пьесе Ркаила Зайдуллы в Альметьевском татарском драматическом театре. Эта отнюдь не новая работа председателя союза писателей РТ в этом сезоне вдруг вызвала огромный интерес у театральных деятелей, свою версию спектакля по пьесе уже представил театр им. Камала.
В беседе с «БИЗНЕС Online» режиссер отметил, что ожидает от научного сообщества «больших работ, которые действительно нужны для нас», хотя рассуждения историков на круглом столе показались ему «очевидными». «Мне кажется, такие собрания должны действительно давать то, чего я не знаю, и предложить мне такую информацию, которая необходима», — заметил наш собеседник.
Тем не менее Омирбекулы использует консультации с казанскими экспертами, чтобы «обговорить архивные вещи по поводу Золотой Орды», поскольку спектакль «будет построен на архивных историях хана Бердибека». «Одно дело просто исторический спектакль, который пахнет музеем, а другое — современный театр. Пыль в истории — это не самое главное», — сказал режиссер. Репетиции в нефтяной столице Татарстана уже длятся полтора месяца, а премьера, предположительно, состоится в мае или начале нового сезона, поделился Омирбекулы.
Итоги встречи вновь подвел Минниханов, причем завершающее слово президента АН РТ приняло форму наставления Институту истории им. Марджани. «Мы формат расширяем, хотим больше, как бы сказать, истории, духовности, сохранения идентичности и так далее. Но надо не только на этом замыкаться, но и находить какие-то технологические решения», — сказал Рифкат Нургалиевич и отметил перспективы внедрения в работу института ИИ.
Закончил Минниханов эффектно и почти театрально: «У вас есть ученые, ресурсы, публикационная активность. Не забывайте, мы работаем наверху, мы работаем внизу, а то, что в середине, шатко, на это не обращайте внимания… Остальные будут играть по нашим правилам. Я думаю, все поняли, о чем я, да?» Прозвучал ответ: «Конечно». Видимо, президент АН РТ имел в виду, что теперь татарские историки за ним как за каменной стеной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 188
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.