«Ваше предложение какое? Разрешить «Водоканалу» на 50 процентов единоразово поднять тариф?» — спорили сегодня в госкомитете РТ по тарифам о том, что делать с зарплатами в сфере водоснабжения и водоотведения. Цифры порой шокируют: например, средняя зарплата в одном из сельских водоканалов республики в 2023 году была меньше 15 тыс. рублей. Проблема, как отметил Александр Груничев, давно всем известна. Вот только другого решения, кроме как поискать денег в кармане потребителя, просто нет. Отрасль стабильно недофинансирована, за последние пять лет компании недополучили 700 млрд рублей. Подробности дискуссии — в материале «БИЗНЕС Online».
Как рассказала первый зампред госкомитета Лариса Хабибуллина, суммарно в Татарстане в сфере водоснабжения и водоотведения работают почти 200 организаций и 5 тыс. сотрудников со средней зарплатой 33–35 тыс. рублей
«Говорить о каких-то инвестициях в сельскую местность рано»
Проблемы водоканалов и возможные пути их решения сегодня обсудили в госкомитете РТ по тарифам. На этот раз к дискуссии привлекли не только татарстанские организации и ведомства, но и федеральных экспертов, которые подключились к заседанию по видеосвязи.
Как рассказала первый зампред госкомитета Лариса Хабибуллина, суммарно в Татарстане в сфере водоснабжения и водоотведения работают почти 200 организаций и 5 тыс. сотрудников со средней зарплатой 33–35 тыс. рублей. Но есть, прямо скажем, потрясающие случаи. Хабибуллина привела в пример Муслюмовские инженерные сети. Цифры шокируют: в 2023 году средняя зарплата на предприятии была 14,7 тыс. рублей, и только в 2024-м она доросла до 44,4 тысячи. Привести среднюю зарплату к одному знаменателю в тарифных решениях госкомитет намерен лишь через четыре года — к 2028-му. В среднем же в этой сфере за год средняя зарплата выросла на 37%.
Тарифные решения утверждаются на долгий срок, а уровень МРОТ меняется ежегодно. Поэтому комитет предлагает изменить методологию: долгосрочное тарифное регулирование использовать только через инвестиционные программы.
«Несмотря на рост, средняя зарплата все равно по республике остается достаточно низкой. Мы с вами эту задачу обозначаем не первый год, поэтому она и растет опережающими темпами. Но все равно недостаточно», — подчеркнул председатель госкомитета Александр Груничев.
Остро стоит проблема в селе. «Мало того что у нас в сельской местности на кадастровый учет в основном поставлены сети и объекты водоснабжения и водоотведения только по крупным населенным пунктам, [также] не ведется работа по признанию их бесхозными, а работа по приведению к порядку, которая на сегодняшний день предусмотрена федеральным законодательством, идет крайне медленно», — указала Хабибуллина.
Почему так происходит? У объектов ЖКХ на селе низкая инвестиционная привлекательность. «На сегодняшний день каждое сельское поселение вынуждено каждую концессию заключать отдельно. Соответственно, выручка получается от 300 тысяч до максимум 1 миллиона рублей. Говорить о каких-то инвестициях в сельскую местность (а сети там с достаточно большим износом) рано», — добавила спикер.
Комитет в свою очередь предлагает централизовать ответственность, тем самым сократив количество концессий. «Один района — одна концессия», — указал Груничев. Кроме того, по словам его первого зама, такой подход может привлечь потенциальных инвесторов. «Потому что на сегодняшний день при проведении торгов на каждое сельское поселение, как правило, никто не заявляется в районах. Либо создается эксплуатирующее МУП, либо [остается] ранее действующая организация», — добавила Хабибуллина.
Александр Груничев: «Несмотря на рост, средняя зарплата все равно по республике остается достаточно низкой. Мы с вами эту задачу обозначаем не первый год, поэтому она и растет опережающими темпами. Но все равно недостаточно»
ЖБО, ливневки и технологическое присоединение
Вот еще ряд других проблем, которые обозначили в госкомитете РТ по тарифам:
- Технологическое присоединение к сетям. В этой сфере остается много вопросов, в первую очередь: почему образуется бесхозное имущество и кому передаются такие объекты? Сейчас зачастую ресурсоснабжающие организации подключаются к магистральной сети, которая ей не принадлежит. «Пока она (сеть — прим. ред.) новая и не требует ремонта, вроде как она есть, ее никто не обслуживает. Но проходит пять лет, начинаются аварии. Гарантирующую организацию привлекают для устранения этих аварий — и начинаются работы по оформлению данного имущества как „бесхоза“», — пояснила Хабибуллина. По мнению комитета, на моменте передачи новых объектов гарантирующая организация сразу должна следить за состоянием и износом сетей, планировать ремонты, реконструкцию и модернизацию. Массовые подключения к инженерным сетям без учета, например, приводят к ослаблению напора воды летом.
- Регулирование в части жидких бытовых отходов (ЖБО). С экологической точки зрения этот вопрос «все больше и больше начинает усугубляться». В Татарстане сейчас ведется масштабное строительство жилья. При этом дома (как частные, так и многоквартирные) зачастую подключают к септикам, а не к центральной канализации. Кроме того, септики ставятся близко друг к другу и рядом со скважинами, которые служат для питьевой воды. «При этом никакого контроля и допуска на такие объекты для проверки, построен ли септик в надлежащем состоянии, нет», — указала Хабибуллина.
- Ливневые сточные воды. Сегодня все многоквартирные дома строятся с отводом ливневых сточных вод. Но в эксплуатацию ливневки не передаются, а остаются в распоряжении застройщика. «Что с этим делать, как дальше данную систему контролировать, эксплуатировать, кто должен это делать? На сегодняшний день [ответов на такие вопросы] нет», — отметила спикер.
Выступавшая следом исполнительный директор российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова остановилась на общих для страны проблемах. Впрочем, тут ничего уникального. Главный вопрос — это «стабильное» недофинансирование
За пять лет водоканалы недополучили 700 миллиардов. Может, пора резко поднять тарифы?
Выступавшая следом исполнительный директор российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова остановилась на общих для страны проблемах. Впрочем, тут ничего уникального. Главный вопрос — это «стабильное» недофинансирование. Ассоциация объединяет предприятия водопроводно-канализационного хозяйства в регионах, входят в нее в том числе водоканалы в Набережных Челнах и Альметьевске.
Из-за действующих тарифов, которые формируются по принципу «инфляция минус» (когда рост не может превышать уровень инфляции), отрасль стабильно в убытке.
За последние пять лет компании в сфере водоснабжения и водоотведения недополучили 700 млрд рублей, привела докладчица расчеты Института экономики города. По словам Довлатовой, это «достаточно страшная» и даже «ошеломляющая» цифра.
«Понятно, есть водоканалы, где ситуация лучше, есть, где совсем туго. Но если говорить об отрасли в целом, то ситуация такая не очень солидная», — подобрала описание руководитель РАВВ. При этом спикер отдала должное государству за бюджетные программы для отрасли, которых сегодня довольно много, в том числе «инфраструктурное меню».
О «ничтожно малой» необходимой валовой выручке (НВВ) компаний специалист рассказала на примере соли и двух стаканов воды. Если упрощать, вода была в «роли» собственных средств предприятий, а соль — это предлагаемые государством бюджетные средства. «Сегодняшнее НВВ — это четверть стакана воды. В таком объеме невозможно растворить килограмм соли. Нам предлагают довольно большие инвестиции, даже бюджетные. Но НВВ предприятий такое ничтожное, что оно не в состоянии эту соль переварить», — образно выразилась Довлатова.
Иными словами, даже если власти и готовы дать много денег, компании не смогут их использовать. Значит, надо «добавить воды», т. е. увеличить объем выручки предприятий. И здесь возвращаемся к действующим тарифам. В Татарстане они немного выше средних по стране, и это приятно, отметила докладчица.
«Ваше предложение какое? Разрешить «Водоканалу» на 50 процентов единоразово поднять тариф?»
Может быть, в какой-то год сделать «Юрьев день» и отменить предельный размер платы граждан, предложил Груничев. «Это же от вас должно идти, а не от регулирующих организаций», — сказал глава комитета.
«Вы не представляете, сколько раз мы обращались во все органы власти!» — с болью в голосе отреагировала Довлатова. Она негодовала, что низкие тарифы должны быть адресными — для тех, кто действительно в этом нуждается, у кого малый доход. «Всем остальным — послушайте, 30 рублей будет или 60 — никто даже не заметит. А для отрасли это станет колоссальным рывком!» — указала спикер.
Впрочем, с тезисом о «не заметит», вероятно, поспорили бы даже не такие «бедные» граждане и компании.
Но из низких тарифов проистекает и беда дефицита кадров. По оценке руководителя РАВВ, отставание зарплаты в отрасли от средней по стране «жутчайшее». При этом, по сути, речь идет о вредных условиях производства, указала спикер. Чтобы быть более убедительной, Довлатова вспомнила недавно увиденный ролик, на котором рабочие вытаскивают памперс из насоса. Показывать видео не стала. «Это же безумие! Наши рабочие сталкиваются с таким кошмаром!» — негодовала спикер. Чтобы зарплата была достойной, опять же нужно поднимать тарифы.
Проблема с зарплатами давно всем известна, но решения нет, раздраженно вставил Груничев.
«Ваше предложение какое? Разрешить „Водоканалу“ на 50 процентов единоразово поднять тариф?» — спросил он. Решение в том, чтобы поднять размер платежей в рамках отраслевого тарифного соглашения, ответила Довлатова. По ее словам, сегодня водоканалы не торопятся присоединяться к нему.
Завершая выступление, глава ассоциации привела три способа решения проблемы недофинансирования:
- Вернуть в тариф инвестиционную надбавку, которая не будет учитываться при расчете предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги.
- Ввести для предприятий отрасли льготу по налогу на имущество (от 2–4% до 7% от всех затрат организации на основную деятельность). Вводимые новые объекты «невероятно дорогие», подчеркнула спикер.
- Разрешить использовать имущество водоканального хозяйства как залог для расширения возможностей банковского кредитования и снижения уровня искусственного удорожания кредитов.
В сводном индексе «Челныводоканал» занял пятое место
«Челныводоканал» нас очень приятно порадовал»
«Водоканальщиков» добивают еще и экологическими требованиями: они для этих организаций самые суровые, и штрафы растут в геометрической прогрессии. В 2019 году их сумма составила 2 млрд рублей, в 2021-м это уже 11,8 млрд рублей, а в 2022-м — 17,5 миллиарда. Зачастую сумма штрафа превышает годовую выручку предприятия. Внушительные штрафы подтвердил Груничев. По словам Довлатовой, в итоге штраф ложится бременем на бюджет муниципалитета или республики — учредителей водоканалов.
В завершение встречи директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов рассказал о результатах исследования «Об эффективности деятельности водоканалов». Ситуация в этой сфере далека от идеальной, подтвердил он. Отрасль находится в тяжелом финансовом состоянии.
«Половина предприятий убыточные, а рентабельность близка к нулю», — указал он. В рамках исследования были отобраны 75 крупных водоканалов России разных форм собственности. В выборку попали казанское МУП «Водоканал» и «Челныводоканал». Для их оценки были сформировали 33 индикатора по тематическим блокам.
Например, первый блок — индекс эффективности тарифной политики. Как отметил Долматов, в отношении значительной части водоканалов «проводится социально ориентированная, сдерживающая» тарифная политика. Т. е. тарифы не покрывают фактическую себестоимость. «Это довольно тревожная ситуация, которая говорит о том, что значительная часть организаций не имеет достаточно средств даже для финансирования мероприятий производственной программы и воспроизводства основных средств за счет амортизационных отчислений», — указал эксперт.
Еще одна категория — индекс экономической эффективности. Значительная часть водоканалов не имеет источников для реализации целей устойчивого развития, а их рентабельность находится на уровне от 0 до 5%. При этом ситуацию в казанском МУПе Долматов назвал «достаточно благоприятной», хотя здесь есть проблемы с ликвидностью и высокой дебиторской задолженностью, поэтому он занял 44-е место. А вот «Челныводоканал» «забрался» в этом блоке на первую строчку. «Показатели значения чистой прибыли, и то, что она существует, самый высокий показатель оборачиваемости дебиторской задолженности, поддержание высокого уровня ликвидности — заслуга этого предприятий, поэтому оно заняло у нас первое место», — пояснил он.
Что касается инвестиционной эффективности, то в 30% компаний в 2022 году инвестиции в сферах водоснабжения и водоотведения отсутствовали, а 12 водоканалов и вовсе не осуществляли инвестиции на протяжении четырех лет. «Это прям беда!» — не сдержался спикер. В итоге в сводном индексе «Челныводоканал» занял пятое место, а МУП «Водоканал» — 29-е. «[Казанское] предприятие выглядит довольно-таки неплохо, но „Челныводоканал“ нас очень приятно порадовал, у него весьма эффективная работа в плане как финансово-экономических показателей, так и производственных», — резюмировал Долматов.
Слайды предоставлены пресс-службой Госкомитета РТ по тарифам
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.