«Государственным компаниям сейчас нужно показывать хоть какое-то движение вперед, перспективы. Только этим можно объяснить появление стратегии в публичном пространстве», — так рассуждают эксперты, изучившие стратегию ПАО «КАМАЗ» до 2030 года. Автогигант поставил амбициозные цели: к концу десятилетия годовая выручка вырастет до 806 млрд рублей, а продажи грузовиков — до 60 тысяч. Концерн не производил больше 58 тыс. грузовиков с 1993 года — после пожара на заводе двигателей. И это только базовый прогноз. В самом оптимистичном уже через 6 лет КАМАЗ произведет 84 тыс. тягачей. О том, как предприятие намерено осуществить свои планы, — в материале «БИЗНЕС Online».
ПАО «КАМАЗ» поставило амбициозные цели: к концу десятилетия годовая выручка вырастет до 806 млрд рублей, а продажи грузовиков — до 60 тысяч
Зачем КАМАЗ опубликовал новую стратегию до 2030 года
В середине февраля КАМАЗ опубликовал свою программу стратегического развития до 2030 года, утвержденную советом директоров автогиганта еще в декабре 2023 года. 16-страничный документ описывает ключевые направления развития завода на ближайшие годы — от потенциальной выручки до препятствий на пути к светлому будущему концерна.
При этом в 2019-м компания уже актуализировала свою стратегию развития до 2025 года. «Она выполнялась по всем основным направлениям, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. — Произошедшие в 2022 году события кардинально изменили экономический ландшафт страны. Также на государственном уровне была утверждена новая стратегия развития автопрома. Естественно, мы тоже приняли решение изменить стратегию своего развития в горизонте 2030 года. Также открылись новые возможности и появились новые угрозы. Их тоже надо учитывать».
Документ примечателен по ряду причин. Прежде всего, КАМАЗ целенаправленно взял курс на гласность. Предыдущая стратегия до 2025 года не публиковалась, общественность получила, по сути, пресс-релиз с общим описанием планов автогиганта.
Также КАМАЗ, как пишет ТАСС, намерен возобновить системную публикацию отчетности по МСФО. При этом автогигант не обязан этого делать: правительство РФ в 2022 году разрешило компаниям полностью или частично не публиковать отчетность.
«КАМАЗ всегда был публичным. Все наши стратегии доступны на сайте, и мы основные параметры тоже озвучивали. Отчетность не публиковалась какой-то период по причине изменения в законодательстве в отношении публикации этой отчетности и была связана с глобальными событиями в стране и мире. Как только вернули нормы, мы стали снова публиковать отчетность», — отметил Афанасьев.
Нынешняя стратегия КАМАЗа существует в двух частях — публичной и непубличной. В открытой версии для общественности планы челнинского предприятия описаны в общих чертах, без аналитики рынка и ключевых направлений. Закрытую же часть рассылали акционерам, дилерам и партнерам компании. «БИЗНЕС Online» удалось заглянуть в 44-страничный документ и подробно разобрать непубличную версию.
В 2023 году реализовано 28,2 тыс. новых автомобилей марки «КАМАЗ» и машин на базе «КАМАЗ» — это число составило 20% от рынка
Положение КАМАЗа на рынке: сегодня
Перед тем как приступить к планам КАМАЗа на ближайшие 7 лет, стоит остановиться на его положении на рынке сегодня. Столь радикальные перемены в политике завода происходят на фоне утраты традиционного лидерства в сегменте продаж тяжелых грузовиков китайцам. С 2022 по 2023 год доля КАМАЗа на российском рынке упала с 42 до 19%, а автопром из Поднебесной «оккупировал» 66%.
Тем не менее трудности не помешали КАМАЗу в минувшем году выполнить основные цели стратегии до 2025-го. Так, чистая прибыль с 2022 года выросла вдвое до 12,7 млрд рублей. Выручка челнинского автогиганта увеличилась на треть (33%) до 354,7 млрд рублей, а всего было произведено 53 тыс. единиц коммерческой техники. В частности, выпущено почти 2 тыс. автобусов и электробусов, более 4 тыс. прицепов и полуприцепов, более 41,7 тыс. единиц тяжелой автотехники, в том числе 5 тыс. грузовиков «КАМАЗ-54901», 4,85 тыс. единиц средне- и малотоннажных автомобилей «Компас», сообщают в компании.
КАМАЗ — лидер российского коммерческого автомобилестроения. У него больше 200 дилерских центров, продукция завода поставляется в более 30 стран. По состоянию на 1 ноября 2023 года в группу входит 128 компаний. На заводе работают 57 тыс. человек. У гоночной команды «КАМАЗ-Мастер» 19 побед в ралли «Дакар».
Основной производственный комплекс КАМАЗа состоит из 7 заводов: автосборочный, завод двигателей, литейный, кузнечный, прессово-рамный, ремонтно-инструментальный и завод запасных частей и компонентов.
Автотехнику и компоненты производят 11 компаний: ПАО «НЕФАЗ», ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ООО «Тракс Восток Рус», ПАО «Тутаевский моторный завод», АО «Объединенные автомобильные технологии», АО «Кама Дизель», ООО «ЦФ Кама», ООО «КАМАЗ Тормозные системы», ООО «Федерал Могул Набережные Челны», ООО «Палфингер Кама Цилиндры», ООО «КранЦентр КАМАЗ».
В продуктовой линейке КАМАЗа есть непосредственно сам КАМАЗ (грузовые автомобили и шасси «КАМАЗ»), НЕФАЗ (пассажирский транспорт, спецнадстройки, прицепная техника), ТЗА (автобетоносмесители, прицепная техника), «Тракс Восток Рус» (грузовые автомобили «Компас»).
Реализовано при этом в 2023 году было 28,2 тыс. штук новых автомобилей марки «КАМАЗ» и машин на базе «КАМАЗа» — это число составило 20% от рынка. Он удержал лидерство по объему продаж новых транспортных средств в сегменте грузовых автомобилей. Но уже в январе 2024 года «Автостат» анонсировал, что по результатам месяца китайский Sitrak вытеснил продукцию челнинского автопроизводителя с 1-го места.
Еще в сентябре 2023 года гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заявил, что доля челнинского автогиганта на рынке падает на фоне «лавины» гособоронзаказа.
Отметим, что всего в прошлом году в стране продали 140,2 тыс. новых грузовиков, что на 74% больше, чем в 2022-м (80,8 тыс.).
Каким будет КАМАЗ через 6 лет
Какие финансовые цели наметил крупнейший завод России по производству грузовиков до 2030 года? По базовому прогнозу кошелек автогиганта подрастет, и уже к 2025 году выручка КАМАЗа поднимется до 436 млрд рублей. К 2030-му цифра вырастет в 2,7 раза, по сравнению с 2022-м — до 806 млрд рублей. При этом доля экспорта вырастет до 16%, а показатель EBITDA (прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) к концу десятилетия закрепится на 9%.
Продажа грузовых автомобилей останется ключевым направлением бизнеса, формирующим 2/3 выручки компании. В 2025 году КАМАЗ собирается продать более 47 тыс. машин, в 2030-м — 60 тысяч. Интересно, что автогигант не производил более 58 тыс. грузовиков с 1993 года — после крупного пожара, который уничтожил завод двигателей.
Как КАМАЗ собирается прийти к 806 млрд рублей? 2/3 выручки КАМАЗ планирует сделать на грузовых машинах. К 2025 году их продажи вырастут на 43% до 281 млрд рублей, к 2030-му — в 2,6 раза до 511 миллиарда. 65 млрд выручки будет сделано на пассажирском транспорте, 49 млрд — на запчастях, 48 млрд — на прицепной технике, 86 млрд — на транспортном бизнесе и еще 46 млрд — прочее. Более подробно разберем эти показатели ниже.
В условиях высокой волатильности рынка устойчивость и эффективность бизнеса будут повышены за счет трансформации бизнес-модели компании с предоставлением клиентам комплексных транспортных решений и сервисов, включая широкий спектр инструментов цифровизации.
Тем не менее чистая прибыль компании уже в 2024 году упадет до 5 млрд рублей и останется плюс-минус в этом диапазоне. Причина тому — рост инвестиций и стоимости обслуживания финансов, увеличение амортизационных отчислений, обосновывается в стратегии.
Отметим, что КАМАЗ предполагает, помимо базового, два дополнительных сценария:
- Оптимистичный. Здесь закладывается расчет на устойчивый рост экономики страны, рост грузоперевозок, увеличение субсидирования спроса, в т. ч. на газомоторную технику и господдержка автопрома, включая локализацию компонентов. При этом раскладе рост и выручка вырастут в 1,2–1,4 раза относительного базового сценария. В России будут продавать по 150 тыс. новых грузовиков в год. КАМАЗ при этом продаст 84 тысячи.
- Риск-ориентированный. Прогноз отталкивается от возможного спада или стагнации экономики, усиление санкционного давления, снижение грузоперевозок, уменьшение господдержки. При таком варианте в 2025 году показатели упадут на 15% от базового прогноза, в 2030 году — на 30%. Продажи новых грузовиков в России могут упасть до мизерных 30 тыс. в год.
Стоит пройтись и по инвестициям, из-за которых чистая прибыль завода не вернется к показателям 2023-го. На них потратят в общем до 2030 года 381 млрд рублей. Основную часть, 208 млрд рублей, КАМАЗ вложит в следующие направления:
- Проект «Развитие модельного ряда и модернизация мощностей» (РМР) и дополнительная программа углубления локализации компонентов К5 обойдутся в 104 млрд рублей. Сюда входит локализация двигателей Р6, детали, сварка и окраска кабин К5, производства передних осей, производство мостов, НИОКР развития К5. Завершить проекты хотят к 2026 году;
- «Реинжиниринг 2.0» нацелен на развитие и локализацию важных производств до 2030 года. Сюда входит локализация ряда двигателей, производство КПП, переспективных раздаточных коробок, модернизация литейного, прессово-рамного и кузнечного заводов, реинжиниринг механо-сборочного производства, гальваники, ремонтно-инструментального завода. Общая стоимость проекта — 104 млрд рублей.
Оставшиеся деньги КАМАЗ вложит в новые бизнес-проекты и продажи — более детально не уточняется.
Среди основных направлений развития завода — новое поколение грузовиков К5
Новое поколение К5 сместит low-cost-«старичков»
В течение 6 лет изменится показатель продаж по сегментам: если в 2022-м весомую долю давала спецтехника, то с 2025 года основной упор автогигант сделает на седельных тягачах.
Среди основных направлений развития завода — новое поколение грузовиков К5. У семейства непростая судьба. Усилия, которые КАМАЗ прикладывал в течение последних пяти лет перед запуском в серию в 2020 году, на какое время превратились в тыкву после 2022-го. Западные поставщики ушли вместе с компонентной базой, заводу пришлось в течение года перезапустить производство с «восточными» и отечественными запчастями.
Из-за этого в 2023-м компания торговала ограниченными партиями в основном седельными тягачами «КАМАЗ-54901». Но уже с 2024 года автоконцерн готовится к расширению модельного ряда нового поколения. Например, в продажи пойдут трехосный тягач «КАМАЗ-65659» и тяжелый самосвал «КАМАЗ-65951». Всего в 2024-м выпустят более 15 тыс. машин нового поколения — в 3 раза больше, чем в прошлом 2023-м, отмечал Когогин в интервью «Ведомостям».
Старое поколение К3 без рестайлинга до 2030-го доживет в двух вариациях — полноприводном и среднетоннажном. Сегмент low-cost же останется за модернизированными «старичками» К3+, но и их доля постепенно будет «вымываться» К5. Причина, вероятно, не только в спросе, но и в устаревании оборудования. Возраст ряда станков для выпуска автомобилей семейства К3 достигает 40 лет. Оно изношено, начались проблемы с запасными частями, многие из которых уже давно не выпускаются. Да и в целом, сетовал Когогин в интервью, трудоемкость производства техники старого поколения намного выше, чем К5.
На среднетоннажный «Компас» (он же пересобранный в России Jac N-серии) завод делает большие ставки. Исторически в этом сегменте грузовиков КАМАЗ занимал около 2%, властвовал же здесь ГАЗ. Но к 2030 году челнинский автоконцерн готовится потеснить нижегородцев с пьедестала, заняв 25% рынка. Увеличение доли обеспечат наращиванием масштаба локализации и производства, расширения продуктовой линейки. При самом оптимистичном сценарии через 6 лет завод будет продавать по 26,4 тыс. «Компасов».
Таким образом, КАМАЗ планирует к 2030 году занять 50% российского рынка, оставив «партнерам из Поднебесной» скромные 33%.
КАМАЗ запустит беспилотники на трассы общего пользования
КАМАЗ не первый год неровно дышит к беспилотному транспорту. Еще летом 2023 года компания запустила на трассе М11 два беспилотных «КАМАЗ-54901». Беспилотники оснастили автоматизированной системой вождения, но водитель-испытатель все еще находится внутри транспортного средства и контролирует процесс, чтобы в случае чего перехватить управление. Событие подавали помпезно, но признали: полностью «железяке» пока доверять нельзя. Да и нюансов много: требуется качественная 5G, много времени, а как следствие, и денег теряется на перецепке грузов.
«Она (экономия — прим. ред.) может произойти тогда, когда человека не будет в кабине. Когда это произойдет, сказать сложно», — говорил Когогин в интервью «Ведомостям».
Поэтому пока что беспилотным «КАМАЗам» путь на общие трассы закрыт. Тем не менее грезы об автономных машинах завод не забрасывает в долгий ящик. Так, в этом году беспилотные грузовики могут пустить по М12 — Когогин ждет разрешения от «Автодора» на старт эксперимента.
Если же судить по стратегии, идут активные работы над постепенной автоматизации транспортных средств для движения по дорогам общего пользования с применением системы ADAS (электронная система, помогающая водителю управлять автомобилем и парковкой) и над беспилотными автономными ТС для работы на закрытых территориях с приближением к условиям дорог общего пользования.
У КАМАЗа есть уже четыре проекта полной автономности (L5): пилот-проект «Челнок-1» (этот беспилотник представили еще в 2020 году), «Челнок-2» для закрытых территорий (2025), карьерный самосвал (2027) и «Челнок-3» для подготовленных дорог категории «М» (2030).
Проекты высокой автономности (L4), их три: колонна с дистанционным управлением (2020), проект-маяк «Беспилотный логистичекий коридор» (2024), автономная колонна (зимники) (2026).
Проект ограниченной автономности (L3) всего один: это тягачи поколения К6 (2028 год). Проект с частичной автономностью (L2): грузовики поколения К5+ и с ассистентом водителя (L1): тягачи поколения К5.
О каких-то проектах уже было известно, какие-то еще не знакомы и звучат впервые. Согласно стратегии, к сентябрю 2024 года КАМАЗ произведет еще 12 беспилотных грузовиков, а к концу года их станет 43.
Также компания готовится к расширению присутствия на рынке тяжелых самоходных машин. Обеспечивать технологический суверенитет страны в ресурсодобывающей отрасли завод готовится 6 новинками. Среди них сразу три карьерных самосвала с именами из древних мифов: «Атлант», беспилотный «Юпитер» и автономный электромобиль «Геркулес». Потенциально машины принесут заводу 74 млрд рублей за порядка 2 тыс. проданных машин. Помимо этого, КАМАЗ хочет продать 100 снегоболотоходов «Арктика» на 2,7 млрд рублей, 80 харвестеров на 3,1 млрд рублей и 140 штук форвардеров на 4,4 миллиарда.
Для сокращения сроков освоения и оптимизации инвестиций самоходные машины будут развивать с максимальной унификацией компонентной базы. К производству привлекут незагруженные мощности в Челнах и ряде регионов России в сотрудничестве с партнерами из дружественных стран.
Двукратный рост выручки в 2025 году ожидает сегмент пассажирского транспорта
Автобусы обогатят Когогина на 75,6 млрд рублей
Двукратный рост выручки в 2025 году ожидает сегмент пассажирского транспорта. Как пишут в стратегии, рост продаж автобусов базируется на прогрессирующей урбанизации: население растет, а использование автомобилей падает. Свою лепту сыграло и постепенное устаревание парка пассажирского транспорта в стране — более 121,4 тыс. машин (62%) в стране старше 10 лет, что стало отличным подспорьем для развития спроса.
Здесь вновь же в нагрузку помогает господдержка экологического транспорта. Благодаря этому к 2030 году доля автобусов с газом и электродвигателем займет 65% от продаж — около 3,3 тыс. машин по базовому прогнозу и 4,3 тыс. по оптимистичному. По деньгам выходит так: через год «дочка» автогиганта «НЕФАЗ» пополнит бюджет КАМАЗа на 46,1 млрд рублей, в 2030-м — на 75,6 млрд рублей. Т. е. с 2022 года компания увеличит выручку в 4 раза!
Собственно, это шаги компании видны уже сегодня. Например, в 2021 году КАМАЗ подписал договор на поставку 364 газовых автобусов в Санкт-Петербург, а в 2023-м с Москвой на продажу 100 электробусов на 63,3 млрд рублей.
В ноябре же минувшего года Когогин отчитался: за последние три года в 8 регионов страны компания поставила почти 1,2 тыс. автобусов. «По программе комплексного развития городского транспорта компания поставит 87 электробусов в 6 регионов страны. Партии электробусов уже получили сегодня Волгоград, Пермь, Курск и Липецк. В 2023 году и первом квартале 2024 года планируется поставить еще 483 автобуса в 16 регионов страны. По программе специальных казначейских кредитов — еще 165 автобусов в четыре региона», — рассказал о планах компании Когогин.
Своей целью КАМАЗ ставит развитие безуглеродного транспорта: разработка автомобильной техники на электрических тяговых батареях и водородных топливных элементах для приоритетных сегментов рынка, рост производства безуглеродных ТС к 2030 году до 15% от объема выпуска автотехники «КАМАЗ» при благоприятной рыночной конъюнктуре, НИОКР и локализация инновационных компонентов с опережающими техническими характеристиками и передовыми технологиями.
Уже сейчас, мы знаем, есть опытный образец водоробуса и электробуса большого класса. С 2023 года — электробус особо большого класса, троллейбус большого класса. С 2024-го — электробус большого класса (500 кВт⋅ч). С 2025 года КАМАЗ планирует выпускать электрический «Компас» и электрические грузовики, водоробус большого класса, с 2026-го — электробус «ШАТЛ», а с 2027-го — электрический магистральный тягач, водоробус особо большого класса, магистральный тягач с топливными элементами (на водороде). С 2029 года КАМАЗ намерен выпускать грузовые автомобили с топливными элементами (на водороде).
К концу десятилетия компания собирается на 30% сократить выбросы парниковых газов, захоронения отходов на 22%, объем водопотребления на 16%, электроэнергии на 10% и повысить эффективность очистки загрязняющих веществ в выбросах на 70%
С заботой об экологии: КАМАЗы «пересядут» на «Евро-6»
Особую роль в стратегии играет забота об экологии. С 2023 по 2025 год КАМАЗ инвестирует 1,4 млрд рублей в природоохранную деятельность, а с 2026-го — в 2 раза больше. К концу десятилетия компания собирается на 30% сократить выбросы парниковых газов, захоронения отходов на 22%, объем водопотребления на 16%, электроэнергии на 10% и повысить эффективность очистки загрязняющих веществ в выбросах на 70%.
Для этого повысят энергоэффективность на производстве, используют альтернативные источники энергии, сделают приоритет на взаимодействии с поставщиками, «ориентированными на устойчивое развитие».
Разумеется, экологическая повесточка коснется и машин. Мы уже прошлись по безуглеродным автобусам «НЕФАЗ». Кроме того, завод активно готовится к экспансии на рынок машин с газомоторным топливом. Благо здесь и правительство подсуетилось со стимулирующими программами, а страна пополнилась 745 газовыми заправками. Расширять свое влияние планируется через разработку модельного ряда в поколениях К3+ и К5 с единым газовым двигателем и создание мощности по производству 6,5 тыс. тягачей на сжиженном природном газе.
Плановые продажи к концу десятилетия поражают: если 2022 году автогигант продавал по 893 машины на газу, то к 2025 году показатель вырастет в 4 раза до 3,6 тыс. грузовиков. К 2030 году продажи подскачут в 10 раз, и КАМАЗ начнет сбывать по 9,5 тыс. базовых шасси! В эту же категорию входят водородные и электрические двигатели. К 2030 году таковые составят 15% от объема выпуска техники завода. Кроме этого, обычные «КАМАЗы» перейдут с 2025-го на более экологически чистые двигатели «Евро-6».
КАМАЗ готовится посылать за рубеж новенькие К5
Несмотря на потери позиций на российском рынке, КАМАЗ не терял их за рубежом. Доля экспорта у российского предприятия, судя по стратегии, в последние годы оставалась на уровне 10%. Тем не менее число стран-потребителей с 2021-го сократилось: сегодня «КАМАЗы» едут в порядка 30 государств, хотя три года назад их число приближалось к 50. В целом на сегодня концерн занимает 14-е место среди мировых производителей грузовиков, обогнав японский Isuzu и китайский Jac.
Основной экспорт, 70% от продаж, пойдет в страны Ближнего Зарубежья — дружественные государства бывшего СССР. Ключевыми покупателями традиционно остаются Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Остальные 30% отправят в страны-партнерам по БРИКС, ШОС, ОПЕК+: Иран, Саудовскую Аравию, Вьетнам, государства Африки и Южной Америки.
Что же предприятие продает другим странам? В основном low-cost семейства К3, одна половина отправляется в коммерческие компании, другая — в госсектор. В 2022-м заводу удалось продать всего около 100 машин К5. Постепенно, как указано в стратегии, новое поколение грузовиков заместит «старичков» в коммерческом секторе. Так, к 2025 году доля продаж К5 будет на примерно уровне К3, а к 2030-му займут половину (4,5 тыс.) от всех отправленных заграницу машин. К 2030 году КАМАЗ планирует продавать по 9 тыс. грузовиков за границей — это вдвое выше, чем в 2022-м.
Для расширения экспорта КАМАЗ планирует расширить производство и сертификацию К3+ и К5 на тяжелых мостах, праворульных грузовиков. Что же касается цен, то конкретных цифр в стратегии не указано, но отмечается, что К5 за рубежом будут продавать по стоимости китайских машин и на 20% дешевле грузовиков «большой семерки».
Также в странах Дальнего Зарубежья концерн проведет ограниченное с учетом санкций инвестирование в объекты инфраструктуры. До 2030 года КАМАЗ потратит в этом направлении 8,2 млрд рублей. Инвестиции пойдут на создание локальных сборочных производств, открытие логистических хабов, транспортных и лизинговых компаний.
Отмечается, что увеличение экспорта при базовом прогнозе возможно при благоприятных изменениях во внешнеэкономической деятельности, включая отмену санкций против РФ.
Больше 800 сервисных центров по стране и 49 млрд рублей за запчасти
Следующим перспективным направлением КАМАЗа станет развитие системы продаж и сервиса. Ключевым направлением станет расширение дилерской и сервисной сети по всей стране. Решение понятное: больше грузовиков — больше нагрузка на ремонтников, да и расширить «сетку» было бы неплохо. Поэтому уже к 2025 году сервисная сеть вырастет в 1,5 раза до 378 точек, а к 2030-му — до 583 центров.
Параллельно практически с нуля возведут сеть малых сервисных станций «К-Сервис», выполняющих ТО и мелкосрочный ремонт. К концу десятилетия их станет 315. Радиус действия центров — до 100 км, когда у обычных дилеров — 250–700 км в европейской части и 500–100 км за Уралом.
Таким образом, КАМАЗ увеличит выручку от сервисных контрактов в 8 раз с 4 млрд до 32,8 млрд рублей. При этом уже в 2025 году кассу начнут делать не пассажирские перевозки, а грузовая техника. Но и вложить придется немало: около 5 млрд рублей уйдет на модернизации логистики и 1,5 млрд на создание специальной IT-платформы.
Что же это даст? Любая диагностика автотехники, пишут в стратегии, займет час благодаря круглосуточной техподдержке, сократится время рассмотрения рекламационных актов. Срочная доставка гарантийных запчастей по центральной части России составит 24 часа, по Зауралью — 48 часов.
Параллельно КАМАЗ хочет увеличить выручку с продаж запчастей с 28 млрд рублей до 49 млрд к концу 2030-го. Ради этого завод инвестирует 5 млрд рублей в развитие складской логистики и строительство нового склада в Подмосковье, а количество обслуживающего склады персонала станет на 70% больше. Сверху 0,5 млрд рублей вложат в развитие IT-инфраструктуры. В перспективе это приведет к уменьшению себестоимости запчастей.
В итоге доля запасных частей от Камского завода будет не менее 74%, от заводов-смежников — 50%. Также КАМАЗ хочет освоить новые сегменты рынка: аккумуляторы, шины, смазочные и охлаждающие жидкости.
Проект пассажирских перевозок «Челнок»
Когогин пробивает дорогу в каршеринг и магистральные перевозки
В стратегии сказано, что компания идет по плану развития экосистемы «автомобиль как услуга». КАМАЗ хочет не просто продавать автомобили, но и предоставлять комплекс транспортных и логистических услуг. Отсюда и появление транспортной компании Natcar, и проекта пассажирских перевозок «Челнок», и сервиса аренды спецтехники «Спецшеринг». Прогноз выручки экосистемы к 2030 году — 124,3 млрд рублей.
В августе 2023-го директор по маркетингу челнинского завода Ашот Арутюнян сделал неожиданное заявление: КАМАЗ идет в грузоперевозки. Для этого завод выкупил АО «Национальный перевозчик», созданное в июле бывшим гендиректором группы Globaltruck Ильей Саттаровым. Natcar, как в дальнейшем назовут камазовскую логистическую компанию, в сентябре вышла на рынок магистральных перевозок. На нее же повесили обслуживание беспилотников на М11.
Помимо этого, как рассказывают источники «БИЗНЕС Online», в 2024 году автогигант планирует запустить каршеринг под названием «К5 Драйв» в Набережных Челнах для массового пользования. Проект уже работает для сотрудников КАМАЗа с конца прошлого года — в городе можно заметить «Москвич 3» с фирменными наклейками КАМАЗа.
Сейчас уже 118 автомобилей «Москвич-3» находится в пользовании сотрудников КАМАЗа. Тем не менее в массовое пользование проект не идет — не хватает инвестиций. Из расчета, что стоимость минуты должна быть ниже стоимости минуты поездки в такси, для Челнов нужно 130–150 автомобилей. Планы у КАМАЗа есть выйти и на Казань, но, чтобы проект там оказался успешным и конкурентоспособным, необходимо 500 машин.
В случае падения курса КАМАЗ, вновь же, займется локализацией компонентов, т. к. импорт зарубежных станет банально невыгоден
Какие риски встанут на пути автогиганта?
На пути светлого будущего КАМАЗа стоит немало препятствий — таковых аналитики завода насчитали аж 13 штук. Ключевые риски, как их обозначили в стратегии, если упростить, делят на две категории — критичные и существенные, а также учитывают вероятность их реализации — от среднего (от 10 до 50%) до высокого (свыше 50%). Рассмотрим, что угрожает безопасности завода и как он планирует с этим бороться.
Конкуренция с китайским автопромом и снижение объемов рынка. Оба пункта находятся на вершине, но последний реализуется с меньшим шансом, сообщается в стратегии-2030. Если же негативный сценарий разыграется, компания собирается отложить реализацию ключевых инвестиционных проектов на потом. Также встанет вопрос повышения локализации компонентов и выход в другие сегменты рынка (магистральные, транспортные, карьерные).
Санкционное давление на поставщиков и ограничения на экспорт. Реализация обоих рисков оценивается как высокая. Спасательным кругом для завода станет локализация производств, импортозамещение, поиск новых поставщиков. Помимо этого, если же экспорт все-таки закроют, КАМАЗу следует развивать экспорт на дружественных рынках.
Недостижение инвестиционных целей и ограниченность финансовых ресурсов. Оба риска, несмотря на критическое значение и высокий шанс реализации, оставили без комментариев в стратегии. Как КАМАЗ собирается бороться с этими сценариями, неизвестно.
Ужесточение экологической повестки. С закручиванием экологических гаек правительством контрмеры попроще, хотя и сценарий маловероятный. Завод при таком раскладе будет активнее работать с государством, а также заполучит сертификаты на поколение К3 на максимально долгий срок.
Шоковое изменение курса рубля. Шанс такого сценария на КАМАЗе оценивают как высокий. В случае падения курса КАМАЗ, вновь же, займется локализацией компонентов, т. к. импорт зарубежных станет банально невыгоден. В случае же укрепления рубля закупка компонентов пойдет уже за границей, часть производств отправят в другие страны.
Снижение господдержки. В случае если государство все же решится обрезать субсидии заводу, он компенсирует утрату участием в других программах.
Нехватка кадров и рост конкуренции на рынке труда. Проблема, собственно, неновая. КАМАЗ не первый год сетует на дефицит рабочих рук, из-за которого у станков автогиганта начали работать мигранты и заключенные. Бороться с бедой завод планирует через стратегическое партнерство ссузами и вузами, участие в федеральных проектах по развитию инженерного образования.
Диверсии, теракты и кибератаки. Оба относятся к категории «существенных» с высоким шансом реализации. Оно и понятно: с недавних пор в новостях то и дело говорят об очередных попытках диверсии на ж/д путях и предприятиях. КАМАЗ же, как исполнитель гособоронзаказа, в зоне риска. Поэтому антитеррористическая защищенность и информационная безопасность должны быть на повышенном уровне.
Сумеет ли КАМАЗ продать, а рынок проглотить 60 тыс. грузовиков? Эксперты считают: да, вполне
Что говорят эксперты отрасли
Все же заданные цели для 6 лет кажутся недосягаемыми, учитывая непростое положение завода. Тем не менее амбициозные цифры не стоит считать за абсолют — это возможные варианты изменчивого будущего. Как верно отметил главный редактора журнала «За рулем» Максим Кадаков в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», стратегия скорее взгляд, нежели точный прогноз.
«Я думаю, что государственным компаниям сейчас нужно показывать хоть какое-то движение вперед, перспективы. Только этим можно объяснить появление стратегии в публичном пространстве. Наверное, КАМАЗу, с их точки зрения, есть что показать и чем гордиться: объем производства автомобилей растет, некая перспектива просматривается — 2023 год был удачным, пусть и не только для компании», — отметил Кадаков.
Тем не менее в ближайшие два года, как подмечает сам автогигант в стратегии, рынок грузовиков ждет стагнация. Новый ренессанс ожидается лишь в 2026 году.
Но все же сумеет ли КАМАЗ продать, а рынок проглотить 60 тыс. грузовиков? Эксперты считают: да, вполне. «Это совершенно логично. Мощности и территория у КАМАЗа есть, завод проектировался под еще бо́льшие объемы производства, с перспективой. Если бы не произошел развал Советского Союза, осталась бы плановая экономика, производство бы наращивали. 60 тысяч — реальная цифра», — рассуждает главный редактор журнала «Грузовик Пресс» Даниил Минаев.
Наш собеседник подмечает, что в пользу КАМАЗа играет два фактора. Первый — разнообразие в модельном ряду у челнинского автогиганта. Завод предлагает огромный ассортимент от тягачей до самосвалов — китайскому автопрому похвастаться нечем. Второе — неизбежное обновление автопарка в будущем. «Большая семерка» ушла, предпосылок к какому-то принципиальному изменению в международных отношениях в настоящий момент нет. Восстановления отношений ждать не стоит, а техника нужна сегодня.
«Для КАМАЗа ситуация действительно выигрышная, КАМАЗу есть что предложить. Да, он по качеству уступает европейским машинам, есть и разгильдяйство и недоделки, но машины-то есть в наличии», — подмечал Минаев.
Другой вопрос — сможет ли КАМАЗ вернуть себе лидерство на рынке грузовиков? Несмотря на бешеный утилизационный сбор, который платят все китайские производители, они лидируют по объемам продаж, заняв 66% рынка. К 2030 году КАМАЗ планирует занять уже 50% рынка, отдав компаниям из Поднебесной скромные 33%.
«Если не включат какие-то дополнительные регуляторные механизмы, мне кажется, 50 процентов — это чересчур. Можно еще утильсбор повысить в 2 раза, можно в 3 — это самое простое. Еще есть госзакупки. Дальше можно фантазировать до 2030 года, вплоть до прямого ввоза автомобилей, за исключением того, что собирается здесь. Китайцы начнут собирать машины здесь с определенной долей локализации», — выразил сомнение в «контрнаступлении» КАМАЗа» главред «За рулем».
Помимо этого, в спину заводу дышат и соотечественники: ГАЗ, «Урал». Уральский концерн выпустит в 2024 году около 19 тыс. грузовиков. Каждый проданный «Урал» — это возможный непроданный полноприводный «КАМАЗ», отметил Кадаков. ГАЗ же завозит на рынок прямого конкурента флагманскому «КАМАЗ-54901» — магистральный тягач «Валдай». Да, это собранный в России китайский Foton, но списывать его со счетов не стоит, считает эксперт.
Как мы помним, главным орудием в рывке автогиганта станет новое поколение К5. Тем не менее обновленный магистральный тягач «КАМАЗ-54901», как пишут «Вести КАМАЗа», получил множество рекламаций на дефекты. Перед тем как выбивать с рынка китайские бренды, заводу предстоит провести не один разбор полетов и «допилить напильником» новое поколение.
«К5, как и любая машина, страдает „детскими болезнями“. К5 создали в сотрудничестве с Daimler, она была им фактически брошена и доделывалась силами КАМАЗа. Поэтому „детские болезни“ неизбежны, любая техника от этого страдает. Если говорить о технологическом уровне К5, то эта машина близка к Mercedes Actros IV–V поколения, она создавалась по его мотивам. У китайцев такие машины есть, но их немного и к нам везут более простые тягачи», — объяснил Минаев.
Другой козырь, который, бесспорно, получил одобрение у экспертов — расширение сервисной сетки. По сути, это одно из ключевых направлений по завоеванию рынка у китайского автопрома. КАМАЗ имеет отличный фундамент в виде более 200 сервисных центров, в то время как машины из Поднебесной продаются нередко бессистемно.
«Единственная возможность вытеснить Китай — это правильно организованная сервисная политика. Это главное в эксплуатации техники, простой стоит дорого для любого бизнеса. У КАМАЗа, в отличие от китайцев, есть в наличии запчасти, аттестованные сервисные центры, которые соответствуют международным требованиям. У Китая такого даже рядом нет. На самом деле, когда „китаец“ начнет ломаться, все почувствуют и начнут перепрыгивать [на КАМАЗ]», — поделился мнением гендиректор дилерского центра «КамАвтоЦентр» Артур Кулов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.