Публичное выступление дочери бывшего сенатора Екатерины Мизулиной, известной борьбой за чистоту рунета, вызвало небывалый ажиотаж Публичное выступление дочери бывшего сенатора Екатерины Мизулиной, известной борьбой за чистоту Рунета, вызвало небывалый ажиотаж Фото: Сергей Елагин

«Никого не впускать! Куда мы их денем? Заранее же надо такое обсуждать!»

«Все подарки проходят досмотр. Фразы „Можно записать кружок?“ или „Можно фото?“ строго запрещены», — так за сутки до приезда Екатерины Мизулиной в Казань «инструктировали» желающих сделать с ней фото. Выступление в концертном зале «УНИКСа» оказалось настолько популярным, что перед входом выстроилась длинная очередь. Пожалуй, такого ажиотажа на этой площадке не было уже давно. Заранее пришедший на место корреспондент «БИЗНЕС Online» увидел толпу парней и девушек, которые медленно просачивались внутрь. Звучали слова «иноагенты», «хайп» и «сфотографироваться».

За сутки до встречи появились сообщения о том, что студентов «сгоняют» на встречу. Часть учащихся рассказали «БИЗНЕС Online», что сегодня пар нет и им действительно интересно послушать заявленного спикера. Но были и те, кто признавал «добровольно-принудительный» характер мероприятия. При этом большинство опрошенных интересовала даже не сама встреча, а перспектива сделать фото с гостьей. «Чисто на хайп, чтоб друзья позавидовали, выложу фото в „Телеграм“», — отметила одна из учащихся КФУ.

Екатерина Михайловна Мизулина родилась 1 сентября 1984 года в Ярославле. В 2004 году она окончила Школу восточных и африканских исследований Лондонского университета, в 2010-м — Институт стран Азии и Африки МГУ. С 2015 года работала в сфере благотворительности.

В 2017-м стала директором ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета». Организация учреждена в 2011 году при поддержке МВД России, минкомсвязи и комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Основная цель — создание безопасного пространства интернета на территории Российской Федерации. Организация, в частности, выявляет запрещенный контент в сети, проводит мероприятия по обучению детей кибербезопасности, принимает от граждан обращения о тех или иных нарушениях российского законодательства в интернет-пространстве.

Широкую известность Лига безопасного интернета и ее руководитель получили благодаря обращениям к правоохранительным органам по поводу нарушения закона известными российскими артистами, исполнителями. В сентябре 2023 года Мизулина попросила министерство обороны призвать на срочную службу блогера Даню Милохина. Вскоре после этого блогер передумал возвращаться в Россию.

Мать Мизулиной — бывший сенатор от Омской области Елена Мизулина.

Внутри концертного зала чувствовалась несколько напряженная атмосфера. Организаторы, казалось, не ожидали такого массового участия. Некоторые из них, отойдя в сторону от потоков пребывающих масс учащихся, обсуждали, что стоило бы определить квоту для каждого института, а не приглашать всех желающих и тогда бы не возникло «проблем». Главным условием прохода было наличие студенческого билета.

Зал УНИКСа не смог вместить всех желающих, и организаторам даже пришлось закрывать вход и вызывать полицию Зал «УНИКСа» не смог вместить всех желающих, и организаторам даже пришлось закрывать вход и вызывать полицию Фото: Антон Сенопальников

О каких проблемах шла речь, становилось понятно уже в гардеробе. Огромные очереди к окнам выдачи практически не двигались. В какой-то момент молодым людям объявили: вешать одежду некуда, места закончились. А еще через несколько минут организаторы, чтобы перекрыть поток все поступающих людей, не нашли ничего лучше, чем закрыть входные двери. «Никого не впускать! Куда мы их денем? Заранее же надо такое обсуждать!» — суетились охранники.

Это явно не устраивало находившихся снаружи: некоторые стали стучать кулаками по дверям и требовать, чтобы их впустили, на что охрана разводила руками, предлагая друг другу усмирить особо буйных. В какой-то момент у входа появились сотрудники полиции, выслушали объяснение охраны, что места нет, и ретировались.

Главным условием прохода было наличие студенческого билета Главным условием прохода было наличие студенческого билета Фото: Антон Сенопальников

И если в холле атмосфера искрилась, то в зале все было спокойно. Присутствующие активно записывали «кружки» и делились ожиданиями от выступления Мизулиной. Можно было услышать такие диалоги:

— Встречу в Екатеринбурге расфорсили. Интересно, будет ли здесь вопрос с подковыркой.

— Не знаю, но она выглядит слишком бодро для политика. Я в восторге, мне все нравится.

Вероятно, речь о видео с недавней встречи Мизулиной со студентами в Екатеринбурге. На ней студент Уральского федерального университета (УрФУ) обвинил главу Лиги безопасного интернета в цензуре и заявил, что она «использовала институт армии» для того, чтобы «запугать» блогера Милохина. Позже Доронин заявил, что «срочники, как оказалось, совершенно бесполезны и их нужно переучивать». В ответ Мизулина намекнула молодому человеку, что ему стоит извиниться, «прежде чем его привлекут к ответственности за дискредитацию армии». «Я очень испуган. Я сердечно извиняюсь перед солдатами-срочниками и отрицаю тот факт, что их нужно некоторое время переучивать для того, чтобы они принимали участие в специальной военной операции», — отреагировал студент.


Кто-то из собеседников хотел задать вопрос, а кто-то от такой возможности отказался под предлогом, что ему «хочется доучиться». «Пришествие» Мизулиной, которая опоздала на 15 минут, сопровождалось оглушительными аплодисментами и визгом. Создавалось ощущение, что на сцену поднимается не общественный деятель, а знаменитая поп-звезда. Начала глава Лиги безопасного интернета с того, что попросила приглушить софиты, чтобы лучше видеть аудиторию.

Вступительная речь была вполне стандартной. Мизулина подняла темы безопасности в интернете, алгоритмы работы мошенников в интернете, важность информационной гигиены. «Среди этого есть и очень опасные моменты, которые совершаются в отношении молодежи, студентов, ваших сверстников. Это ситуация, связанная с вовлечением молодежи в диверсии, в первую очередь на железной дороге и в поджоге военкоматов. Более 300 уголовных дел возбуждено только в прошлом году в отношении молодых ребят, которые такие действия осуществили», — отметила выступающая.

Судя по реакции аудитории, эта информация была не так интересна. Все ждали, когда встреча перейдет к этапу вопросов.

Мизулина подняла темы безопасности в интернете, алгоритмы работы мошенников в интернете, важность информационной гигиены Мизулина подняла темы безопасности в интернете, алгоритмы работы мошенников в интернете, важность информационной гигиены Фото: Сергей Елагин

«Многие айтишники покинули страну из-за того, что начинается история с доносами вновь!»

Студент Аркадий из КФУ, которому выпала честь первым задать вопрос гостье, вспомнил свое детство без цензуры в интернете, ограничений и нападений на рэперов. Молодой человек поддержал идею депутата Госдумы Владислава Даванкова подготовить «закон Мизулиной» для наказания серийных доносчиков обязательными работами.

«Кого мы ограничили?», — поинтересовалась Мизулина. Аркадий привел в пример рэпера Алишера Моргенштерна*, которому «пришлось уехать из страны», и исполнительницу Инстасамку (настоящее имя исполнительницы — Дарья Зотеева). Глава Лиги безопасного интернета не согласилась, что Моргенштерна* в чем-то ограничили, и отметила, что отъезд артиста — это его выбор. Отвергла гостья и обвинения в том, что Лига безопасного интернета запустила «цепочку» гонений на артистов («Нет, давай не перевирай!»). Обращения по поводу творчества исполнителей пишут граждане, а организация просто помогает их передавать.

«Многие тысячи, сотни тысяч россиян покидают страну безвозвратно! Многие айтишники покинули страну ровно из-за того, что начинается история с доносами вновь!» — негодовал студент. Дальше речь зашла про мат в песнях.

Студенты по очереди задавали свои вопросы Студенты по очереди задавали свои вопросы Фото: Сергей Елагин

— Теперь приходится его запикивать! Давайте возьмемся за Маяковского, зацензурируем его стихотоворения! Ну это же не будет так работать! — срывал голос молодой человек.

— То есть ты хочешь сказать, что мы должны в публичном пространстве использовать нецензурную брань все время? — уточнила Мизулина.

— Я считаю, что ее нельзя блокировать, потому что это может быть частью произведения!

— Есть закон. Меняй закон, добивайся!

Правда, позже Мизулина подчеркнет, что общество, «особенно здесь, в Татарстане», никогда не даст депутатам отменить запрет на нецензурную брань. «Здесь, в Татарстане, люди верующие. Хорошие люди, семейные, они не дадут распространить вот эту нецензурную погань и грязь!» — не сомневалась гостья республики в ее жителях.

В несколько сумбурном диалоге нашлось место и тезису о том, что «в России только один кандидат — Владимир Владимирович Путин». «Так ведь, ребят?» — спросила Мизулина у зала. Тот, разумеется, ответил овациями, а позже с ее же подачи проскандировал: «Россия! Россия! Россия!»

Непонимание у Мизулиной вызывали высокие ставки по ипотеке для молодежи Непонимание у Мизулиной вызывали высокие ставки по ипотеке для молодежи Фото: «БИЗНЕС Online»

Мизулина о стипендиях: «Ну какие 2 тысячи в Казани? У вас цены такие же, как в Москве»

Диля, студентка 5-го курса Института управления, экономики и финансов КФУ, переживала из-за стоимости жилья. Средняя зарплата в Казани в прошлом году составила 60 тыс. рублей, но работодатели не заплатят столько начинающим работникам, учащимся. «Как можно самостоятельно приобрести жилье, если рассчитывать только на себя?» — попросила девушка жизненного совета.

Оказалось, жилищный вопрос студентов беспокоит Мизулину, ведь учащиеся живут в устаревших помещениях. Вторая волнующая тема — это размер стипендий. «Ну какие 2 тысячи в Казани? У вас цены такие же, как в Москве, скорее всего!» — переживала гостья. «[Это только] в „Макдоналдс“ поесть сходить!» — крикнул кто-то в зале.

Наконец, непонимание у Мизулиной вызывали высокие ставки по ипотеке для молодежи. Ведь даже 6–7%— это «высокая ставка для человека, который работает и у которого есть дети». Ставка должна быть на уровне 2–3%, подчеркнула глава Лиги безопасного интернета и переживала, что из-за недоступного жилья не решается демографическая проблема. «Строительство идет невероятными темпами, но непонятно только, кто это покупает», — недоумевала спикер.

«Строительство идет невероятными темпами, но непонятно только, кто это покупает», — недоумевала Мизулина «Строительство идет невероятными темпами, но непонятно только, кто это покупает», — недоумевала Мизулина Фото: «БИЗНЕС Online»

Студентка Казанского инновационного университета (КИУ) обратилась к Мизулиной как к «доктору юридических наук», но перепутала гостью с ее мамой — бывшим сенатором Еленой Мизулиной. Вопрос был сугубо прикладной: надо ли понятие «информационный терроризм» вводить в уголовное законодательство? Над этим должны думать юристы, ответила Мизулина, но признала, что в российском законодательстве остается очень много «дыр», которые позволяют злоумышленникам уходить от ответственности.

Еще из беседы выяснилось, что Мизулина не стремится к публичности и даже, наоборот, старается ее избегать, отказывает в интервью большинству российских СМИ. «Я была бы очень рада, если бы публичности в моей жизни было намного меньше. Но я уже заложник повышенного внимания», — поделилась гостья.

Пожалуй, самым необычным оказался вопрос у студента второго курса философского факультета: каким должно быть наказание для треш-стримера, если он на камеру причиняет вред себе или кому-то с согласия того человека? Студентка КИУ Анастасия, будущий учитель начальных классов, просила Мизулину порекомендовать молодому поколению исполнителей, которых стоит послушать. Рекомендация — рэпер Macan (в настоящее время — Андрей Косолапов).

Рекомендация Мизулиной молодому поколению исполнителей, которых стоит послушать — рэпер Macan Рекомендация Мизулиной молодому поколению исполнителей, которых стоит послушать, — рэпер Macan Фото: Сергей Елагин

Спустя час встречи на выход потянулись первые уставшие слушатели. Массовый же поток хлынул из зала за 15 минут до конца мероприятия. Большинство подстегнуло объявление модератора, что зал надо освободить в 16:00. Вторая часть слушателей начала выстраиваться у сцены в очередь на фото, однако выяснилось, что фотографирование будет в холле и тогда зал начал стремительно пустеть. Заключительный вопрос задавался спикеру в атмосфере смеха, нарастающего шепота и снующих во всех направлениях людей. Студентке, которой удалось прорваться к микрофону для последнего вопроса, приходилось маневрировать, чтобы не прерывать зрительного контакта с Мизулиной. Избежать массового исхода людей в холл не получилось даже напоминанием о том, что фото получит любой желающий. После встречи гостья из Москвы была не единственной, с кем молодежь хотела получить фото, — к Аркадию, раскритиковавшему деятельность главы Лиги безопасного интернета, студенты тоже подходили и фотографировались. Хотя их было заметно меньше.

Завтра у Мизулиной еще одна встреча в Казани — уже со школьниками.