В РТ на минувшей неделе высадился «десант» агентства стратегических инициатив и ВЭБ.РФ во главе со Светланой Чупшевой и Игорем Шуваловым. Организации готовят стратегии своего развития на ближайший 6-летний цикл, в поисках вдохновения и новых идей они посещают успешные регионы страны. Интригой встречи стал вопрос, сумеет ли Татарстан сохранить финансирование по линии моногородов, которого может лишиться из-за упавшего до минимума уровня безработицы. О том, на какую поддержку надеются создатели российского электрокара «Атом», как глава Елабуги предлагает монетизировать статус исторических поселений и какую экспансию готовит сеть татарского фастфуда «Тюбетей», — в материале «БИЗНЕС Online».
На минувшей неделе Татарстан с бизнес-миссией посетила делегация агентства стратегических инициатив (АСИ) и ВЭБ.РФ
Поддержка моногородов: создано 18 тыс. рабочих мест, привлечено 56 млрд рублей частных инвестиций
На минувшей неделе Татарстан с бизнес-миссией посетила делегация агентства стратегических инициатив (АСИ) и ВЭБ.РФ, которые сейчас работают над обновлением своих стратегий на предстоящие годы. Гендиректор АСИ Светлана Чупшева на встрече в Доме правительства РТ уточнила, что совместный визит проходит в рамках начала цикла «нового стратегического витка 2024–2030 годов». Именно на таких встречах и рождаются новые проекты, которые потом будут представлены руководству страны. Татарстан — четвертый регион, куда АСИ и ВЭБ.РФ приезжают с бизнес-миссией, ранее они уже проводили такие визиты в Калининградской и Липецкой областях, а также в Великом Новгороде.
Но нервом встречи стал более приземленный вопрос: будет ли Татарстан и дальше получать поддержку на развитие моногородов от ВЭБ.РФ — именно ему с 2021 года были переданы эти функции. В РТ 7 моногородов — это Набережные Челны, Зеленодольск, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь и Нижнекамск. Как ранее писали «Известия», на помощь по линии ВЭБ.РФ — льготные займы на инвестпроекты и софинансирование создания инфраструктуры — смогут рассчитывать только те населенные пункты, где уровень безработицы вдвое выше среднего по стране. В сентябре 2023 года о том, что Татарстан, вероятно, лишится такой поддержки, сообщил министр экономики республики Мидхат Шагиахметов на одном из заседаний в кабмине РТ. Дело в том, что в регионе установился небывало низкий уровень безработицы — всего 2%. По логике федералов, основная цель мер поддержки моногородов — это создание новых рабочих мест, не связанных с градообразующей организацией, а если безработных практически не осталось, выходит, и в поддержке такой город уже не нуждается. Высокопоставленный руководитель из правительства РТ в беседе с корреспондентами «БИЗНЕС Online» подтвердил, что Татарстан фактически лишился поддержки по линии моногородов с 1 января 2024 года, хотя какого-то конкретного документа на этот счет нет.
Однако в начале первой части встречи, которая прошла без председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова (он еще был на пути из Челнов в Казань), эта тема не затрагивалась. Президент республики Рустам Минниханов лишь отметил, что Татарстан активно взаимодействует с ВЭБ.РФ. Благодаря финансированию госкорпорации в моногородах РТ появились современные промышленные площадки, значительно увеличены площади КИП «Мастер», создана инфраструктура для промпарка «Хайер». В партнерстве с ВЭБ.РФ в Татарстане было построено три школы. Благодаря этим проектам в регионе было создано более 18 тыс. рабочих мест, удалось привлечь 56 млрд рублей частных инвестиций.
В научно-техническом центре КАМАЗа Шувалову показали электробус «КАМАЗ-6282» с ночной зарядкой (заряжается в нерабочее время по дешевым тарифам на электроэнергию).
Там же была презентована платформа российского электромобиля-гаджета «Атом», создатели которого рассчитывают на финансовую поддержку ВЭБ.РФ, а также на грант российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ).
Далее гости посетили камазовский КИП «Мастер», который благодаря финансированию ВЭБ.РФ по линии поддержки моногородов в разы расширил свои площади (до 1,5 млн кв. м), суммарный оборот всех арендаторов за 2023 год составил 180 млрд рублей.
Также Шувалову была презентована концепция промышленного технопарка «Олимп», якорным резидентом которого станет центр электроники и элементов питания ПАО «КАМАЗ» (для автомашин с водородными топливными элементами и на электрической тяге).
А Чупшева посетила инклюзивный центр «Все для детей», открывшийся в прошлом году в Казани, где пообщалась с мамами особенных ребят и побывала в мастерской по производству детской одежды. «Мы точно поддерживаем тиражирование такой модели по всей стране, потребность в подобной инфраструктуре есть в каждом городе и регионе. Этот пункт мы включили в региональный социальный стандарт, который АСИ реализует по поручению президента как базовую рекомендацию для регионов», — заявила Чупшева.
Кроме того, Шувалов в казанском лицее «Перспектива» встретился со старшеклассниками, студентами и молодыми преподавателями школ и вузов республики, с которыми обсудил актуальные вопросы экономического развития России.
Напомним, ранее ВЭБ.РФ выделил на строительство технопарков в Иннополисе 5,2 млрд рублей, на инфраструктуру к складу Ozon в Зеленодольске — 320 млн рублей, а также на строительство инфраструктуры к промпарку «Менделеевск 2.0» — 440 млн рублей.
Минниханов отметил, что Татарстан активно взаимодействует с ВЭБ.РФ
«Пять шагов» Альметьевска, головная боль для Елабуги
Далее к микрофону пригласили спикеров, которые рассказали о своих успешных кейсах и выступили с предложениями к московским гостям. Первым дали слово главе Альметьевского района Тимуру Нагуманову. Начал он с замечания о том, что в ситуации, «когда у тебя вроде бы все хорошо, очень трудно бывает задуматься, куда надо двигаться дальше, чтобы обезопасить себя от каких-либо критических изменений». Вырваться из рутины и взглянуть на себя со стороны команде города помогла программа обучения «Топ-100 городов России».
Стало понятно, что Альметьевск является моногородом, хотя де-юре его к таким не относят (40% жителей здесь заняты в сервисах и других отраслях экономики, 60% — в нефтянке). «Но, для того чтобы перейти в состояние устойчивости при сохранении объема нефтяной отрасли, нужно вырасти больше чем в 2 раза по количеству и объему занятых в других отраслях экономики», — обозначил спикер. И добавил, что команда два года занималась формированием стратегии для достижения этой цели, особую ставку сделали на развитие МСБ и креативных индустрий.
Отдельно он отметил программу ВЭБ.РФ «Пять шагов для городов». Ее первый шаг подразумевает создание комфортной среды и функциональное разнообразие сервисов рядом с домом. «Входы в подъезды, мы раньше особо на это внимания не обращали. [Потом] поняли, что создание элементарно комфортного выхода из подъезда, стеклянная дверь в подъезд кардинально преображают отношение жителей к своему жилищу», — привел он близкий Шувалову пример. Минниханов добавил, что настоящим магнитом для молодежи Альметьевска станет создаваемая на базе АГНИ Высшая школа нефти.
Головная боль для Елабуги — статус исторического поселения федерального значения, обозначил в свою очередь глава района Рустем Нуриев. Статус вызывает пристальное внимание к содержанию расположенных там зданий и памятников. Однако существующий уровень финансирования не позволяет самостоятельно и в полном объеме решать вопросы их жизнеобеспечения.
«Специальные деньги в бюджете на содержание объектов культурного наследия не предусмотрены, а внимания им нужно в разы больше, чем новым строениям», — отметил Нуриев. Решением, по его словам, могла бы стать новая программа, «монетизирующая статус исторических поселений через повышающий коэффициент при расчете выделяемых субсидий» на содержание и капремонт территорий и зданий. Кроме того, Нуриев предложил ввести и налоговые льготы для бизнеса, но при условии, что часть средств они будут направлять на развитие территории. «Это даст импульс к привлечению и развитию бизнеса, позволит направлять средства на развитие территории», — отметил он.
Сложность представляют содержание и ремонт МКД, которые являются объектами культурного наследия. Он предложил два возможных пути решения: первое — это продажа зданий за 1 рубль собственникам, способным далее эффективно использовать имущество, второе — включение таких зданий в программу модернизации коммунальной инфраструктуры (по особому разделу для исторических поселений).
Количество предзаказов на российский электромобиль «Атом» составляет уже более 105 тыс., рассказал директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Кама» Анатолий Кияшко
Открытый бассейн на Кировской дамбе и «Большая Волга»
Директор Института развития городов Татарстана Наиля Зиннатуллина предложила разрешить участвовать во всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений поселкам городского типа (пгт). Зиннатуллина привела пример: город Лаишево (9 тыс. человек) участвовал в конкурсе 4 раза и трижды выиграл, а пгт Васильево (17,2 тыс. жителей) не может принимать участие. В прошлом году такую возможность уже получили села Дальневосточного федерального округа (ДФО). «Мне кажется, вся страна уже готова аккуратненько переходить и открывать новую категорию. Я надеюсь, что правительство РФ как остальные регионы, так и республику в этой инициативе поддержит», — отметила она.
Позже главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ Ирина Макиева согласится, что пгт «незаслуженно забыты» в программе развития малых городов и исторических поселений, и потребует «донакрутки и донастройки».
Вторым Зиннатуллина подняла вопрос о развитии общественных пространств. Прилегающие к социальным учреждениям территории учреждений не могут быть благоустроены по проекту «Формирование комфортной и городской среды» из-за одной формулировки в рекомендациях, обозначила спикер. Там говорится, что работать можно только в открытых общественных зонах. При этом, например, участки у медучреждений могут стать более комфортными для пациентов, их родственников и персонала. Успешный пример — Чайковые озера около горбольницы №7.
Также Зиннатуллина поделилась, что ее институт прорабатывает с ВЭБ.РФ проект городского рекреационного комплекса с открытым бассейном на территории Кировской дамбы в Казани. «Я думаю, что буквально на следующей неделе мы будем готовы приехать к вам (Минниханову — прим. ред.) с коллегами и инвесторами и доложить о тех вариантах развития событий, которые доступны на текущий год», — буквально заинтриговала она.
Еще одной интригой стал анонс разработки туристической схемы «Большая Волга». Как рассказала руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» Ксения Титова, проект — это пространственная стратегия развития туристической отрасли 13 регионов как единой туристической макротерритории. Разработать проект должны до декабря, но предварительные итоги могут презентовать уже в середине этого года.
Количество предзаказов на российский электромобиль «Атом» составляет уже более 105 тыс., рассказал следующий докладчик — директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Кама» Анатолий Кияшко. Причем бо́льшая часть предзаказов приходится на B2B-сектор. Впрочем, напомним, что бронирование на самом деле ни к чему покупателя не обязывает, так что цифрой обольщаться не стоит.
Запуск серийного производства «Атома» запланирован на 2025 год. Инвестиции в проект уже составили 24 млрд рублей, из которых 14 млрд — это средства частных инвесторов. В 2024-м АО «Кама» планирует привлечь еще 31 млрд рублей — через механизмы фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ (15 млрд рублей) и еще 6 млрд рублей — в виде гранта российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) по линии поддержки особо значимых проектов (ОЗП). Однако Кияшко дал понять, что нужно определиться с источниками финансирования.
«Завершение разработки операционной системы АТОМ OS, которую мы делаем не только для себя, но и для других отечественных автопроизводителей электрокаров с возможностью экспансии и экспорта на международные рынки, требует определенного источника финансирования. Также мы просим на уровне правительства получить разрешение, чтобы „Кама“, как единственный исполнитель и организация, которая внедряет этот проект, получила грант на разработку и внедрение. Нужно решение для масштабирования этого проекта на других автомобилях российского производства», — обратился Кияшко к присутствующим.
Руководитель РФРИТ Александр Павлов, который также присутствовал на сессии, позитивно оценил проект «Атом». «Мы на такие проекты можем предоставлять грантовое финансирование до 6 миллиардов рублей. Поэтому рассчитываем, что сейчас во второй волне отбора проект тоже будет представлен и мы можем здесь оказать поддержку внутри группы компаний ВЭБ.РФ», — сказал Павлов.
Созданная Сафиным сеть татарского фастфуда «Тюбетей» уже накормила 7 млн человек, в этом году ожидается открытие 23-й точки
Подсветка городов как отдельный вид искусства и «Тюбетей» как пример «мягкой и вкусной силы»
Далее директор ООО «Энергогенез» Айдар Хузагарипов рассказал о своем проекте цифровой трансформации городской среды на примере систем городского освещения Казани. Идея у него возникла, когда он обратил внимание, что освещение зданий в городе включается в разное время, из-за чего с наступлением темноты на какое-то время остаются неосвещенные пятна — получается «эффект неработающей гирлянды». Это сводит на нет все старания городских властей и собственников зданий по тщательно подобранному осветительному оборудованию, считает докладчик.
«Создана технология, которая предполагает объединение компонентов систем уличного освещения и элементов освещения фасадов зданий — посредством мобильной сотовой связи за счет устанавливаемых GSM-модемов», — объяснял Хузагарипов. По его словам, проект не просто улучшает архитектурно-художественные качества городской среды, но также повышает безопасность и энергоэффективность освещения. Экономия электроэнергии достигает 10%.
Хузагарипов попросил у московских гостей рекомендовать разработку государственным и муниципальным органам власти, госкорпорациям, естественным монополиям по всей стране. Кстати, проект уже был реализован для синхронизации освещения зданий на главной площади города — площади Свободы. «Поаплодируем ему», — поддержал выступающего Рустам Нургалиевич.
Основатель сети ресторанов современной татарской кухни «Тюбетей» Султан Сафин начал с рассказа, как несколько лет он учился и работал за рубежом и его мучил вопрос, почему «мир завоевал бургер, а наша вкуснейшая национальная кухня осталась на задворках кулинарии». Со временем мечта создать свой национальный бренд воплотилась в реальность — созданная Сафиным сеть татарского фастфуда «Тюбетей» уже накормила 7 млн человек, в этом году ожидается открытие 23-й точки. Он похвастался, что его команда «полностью кормила KazanForum 2023», а 6 точек питания «Тюбетей» по результативности превзошли 10 ресторанов одного из мировых гигантов фастфуда. Сеть татарского фастфуда вышла за территорию Татарстана, в прошлом году поесть эчпочмаки и чак-чак стало возможно и в Уфе. «Стратегически мы смотрим на восток», — заявил Сафин и попросил у гостей помощи с выходом на новые рынки. Под финал выступления он пригласил всех в гости со словами, что лучше, конечно, попробовать. Врачу-эпидемиологу Геннадию Онищенко такой заход понравился, он назвал «Тюбетей» примером «мягкой и вкусной силы».
Чупшева согласилась с ним, что татарская сеть «раскрывает культурный код» и в целом «мы интересны миру именно нашей идентичностью», а не копированием Запада. Сам Татарстан — это уже известный мировой бренд, а факт изготовления какой-то продукции в нашей республике уже является гарантом качества. Подводя итоги, Чупшева сказала, что ей понравились все доклады и с учетом услышанного будут приняты соответствующие решения на уровне правительства РФ.
Минниханов еще раз подчеркнул, что результатом мер поддержки моногородов стало создание 18 тыс. рабочих мест, которые «с неба не падают». А далее он коснулся волнующей его темы поддержки. «Как страну менять? Она так просто меняться не будет. Нужны люди, которые смогли бы эту страну поменять. А без денег, со своими идеями — только в храмы и мечети ходить, просить у Всевышнего!» — рассуждал Рустам Нургалиевич.
В то же время он выступил против такой логики распределения средств, когда финансирования лишаются самодостаточные регионы. «Им не надо — давайте дадим другим. А смысл? Надо давать туда, где выхлоп будет! Ну вот дали. Давайте сравним вложения и посмотрим, какой выхлоп и какая польза. Я не говорю, что другим [несамодостаточным] регионам давать не надо. Мы же живем в одной стране, мы такие же граждане, патриоты нашей страны. Справедливость прежде всего должна быть», — считает Минниханов.
«Я понимаю, что бюджет нужно балансировать, но когда есть государственные, президентские программы… Что это такое? Дело не в том, что много или мало [денег выделено], но когда не дают — это немножко обидно», — добавил глава РТ.
Шувалов обещал оказать поддержку проекту электрокара «Атом»
«Стратегический» проект в Зеленодольске и обновление ЖКХ в Нижнекамске
После небольшого перерыва к совещанию присоединился и председатель ВЭБ.РФ Шувалов, который до этого посетил площадки челнинского промпарка. В зал он вошел в веселом настроении и, садясь за стол, пошутил: «Миру — мир, татарам — деньги». Он особо подчеркнул, что «многие субъекты инициируют проекты, но они не всегда доходят до конкретного результата», а проекты в Татарстане «заканчиваются конкретным результатом».
Шувалов обещал оказать поддержку проекту электрокара «Атом». «У меня полная уверенность, что это стратегически важная область», — заявил Минниханов. «Первоклассный проект, но здесь необходима будет поддержка со стороны правительства Российской Федерации, и мы со своей стороны будем убеждать. То, что мы видели, — хочется ребятам помочь», — обещал председатель ВЭБ.РФ.
Далее перешли к презентации двух проектов, которые рассчитывают на софинансирование от ВЭБ.РФ. Причем оба оказались из моногородов Татарстана. Из чего можно сделать вывод, что либо с программой поддержки моногородов еще не все потеряно и возможны какие-то варианты, либо же авторам проектов предложат другие каналы финансирования.
Итак, первый проект — это строительство комплекса по производству компрессорных агрегатов для проектов СПГ в Зеленодольске от АО «Казанькомпрессормаш». «Нам надо делать агрегаты для СПГ, Запад все нам закрыл, но это возможно [производить в нашей стране]», — объяснял важность проекта Минниханов. Управляющий директор предприятия Ильнур Сагдиев рассказал, что аналогов такому производству в России нет, а его создание «является стратегически важным инвестиционным проектом», т. к. освоенная продукция позволит заменить американское, японское и корейское оборудование.
Для строительства производства компания уже приобрела земельный участок площадью 5,5 гектара. Однако к нему необходимо будет провести инженерную инфраструктуру. На это понадобится 1,2 млрд рублей, причем 70% этих денег — расходы на строительство подстанций для электроснабжения создаваемых мощностей. Сагдиев предложил Шувалову рассмотреть возможность софинансирования этой инфраструктуры на 840 млн рублей.
Однако выяснилось, что в связи с определенными требованиями по финансированию проектов в моногородах с этим имеются проблемы. «Непросто было подобрать такую площадку. СПГ — это будущее, государственная задача», — снова заметил Минниханов и попросил найти варианты, чтобы поддержать данный проект.
Актуальную сейчас тему поднял глава Нижнекамского района Рамиль Муллин. Он рассказал, что сегодня в Нижнекамске износ сетей составляет почти 60%, а наибольшую тревогу вызывают сети тепло- и горячего водоснабжения. «Если в 2022-м у нас по горячему водоснабжению было порядка 7 тысяч обращений граждан, а по отоплению — 5 тысяч, то уже в прошлом году их стало свыше 10 тысяч и по горячему водоснабжению, и по отоплению», — обозначил он. Муллин обратил внимание на одну из программ ВЭБ.РФ в этой отрасли, которая позволила бы с помощью концессии профинансировать обновление сетей на 3,8 млрд рублей.
«Проблемы есть с инструментами по поддержке моногородов, но проект важный, — признал Шувалов, добавив, что запрос на поддержку коммунальной инфраструктуры в стране есть и от вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. — Но пока, к сожалению, не удалось запустить ни одного большого проекта, инструменты, которые были раньше по линии моногородов, сегодня не работают. (…) Мысль такая: денег будет меньше, давать станут тем, у кого кричащая ситуация».
Минниханов попросил найти другие инструменты финансирования и для этого проекта. Он также считает, что нужно менять отношение к тарифной политике и инвестиционной деятельности ресурсоснабжающих организаций. Мол, благие намерения «не поднимать тарифы и не давать деньги» на развитие сказываются большими проблемами у предприятий сферы ЖКХ.
«Сейчас зима, которая много бед принесла, это нам сигнал и предупреждение, что нужно срочно инвестировать, иначе дальше могут быть серьезные проблемы», — согласился Шувалов.
Выходец из Татарстана — управляющий директор бизнес-блока госкорпорации «ВЭБ.РФ» Тимур Тимергалиев — тут же доложил, что в бюджете РФ на модернизацию коммунальной инфраструктуры вплоть до 2030-го планируется закладывать по 150 млрд рублей на всю страну. Понятно, что, для того чтобы отремонтировать коммунальные сети во всей России, этого не хватит. В качестве альтернативы ВЭБ.РФ предлагает инвестировать в сети — за счет банковского финансирования, которое частично (в течение 15 лет) будет компенсироваться за счет федерального бюджета, а частично — перекидываться в тариф.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.