«На выставке представлены три поколения художников. Они дополняют друг друга, они художники-мыслители», — так народный художник Татарстана Мадияр Хазиев охарактеризовал новую выставку галереи «БИЗON» «Взгляни на дом свой, ангел». Экспозиция объединила более 50 работ трех авторов — Динары Хёртнагль, Ленара Ахметова и Рината Миннебаева. Каждый художник по-своему через образы обращается к актуальной повестке. О том, кого из соавторов Хёртнагль безуспешно разыскивает европейская полиция, с какими чувствами Рафинат Яруллин вспоминает годы обучения в художке и как орнамент Ленара Ахметова был воплощен в диджитал-арте, — в материале «БИЗНЕС Online».
-
В галерее современного искусства «БИЗОN» открылась выставка «Взгляни на дом свой, ангел».
-
Открывая экспозицию, арт-директор галереи Александр Шагулин объяснил — все три автора выставки, обращаясь к образам городов, рассуждают на вечные темы. «Название проекта отсылает нас к одноименному роману Томаса Вулфа, — отмечает Шагулин. — В нем писатель показал, что родные места говорят с нами на языке штрихов и едва уловимых символов. И если приглядеться, то в городских зданиях, гаражах, бетонных заборах, промзонах можно разглядеть целые вселенные и саму бесконечность».
-
А вот и три героя-художника вечера (слева направо) — Динара Хёртнагль из Вены, Ленар Ахметов из Набережных Челнов и Ринат Миннебаев из Уфы, которые представили свои работы в разных жанрах.
-
На первом этаже представлен международный проект «Говорящие стены» Хёртнагль. Она создает холсты-фасады, а затем отдает их уличным художникам, чтобы те наносили граффити и стрит-арт поверх ее картин. В Казани Хёртнагль впервые в России представила работы в коллаборации с европейскими urban artists — в галерее «БИЗОN» получилось объединить целый срез ведущих уличных художников мирового уровня.
-
«Мне нравится сама концепция выставки, — говорит художник Ахметов. — В работах Динары мы видим молодое актуальное искусство — хулиганство улиц проникло в галерею». Ахметов признался, что, когда ему было 20 лет, он сам «бомбил» стены, лазил по челнинским стройкам, участвовал в граффити-фестивалях. С возрастом, говорит художник, он самоидентифицировался и нашел свой стиль, поставив перед собой задачу использовать тот материал, с которым больше никто не работает.
-
Один из ключевых экспонатов выставки — 8-створчатый полиптих «Дежавю», над которым Ахметов работал 1,5 года. 6-метровое произведение сразу же привлекало внимание первых гостей. Они активно фотографировали шедевр, внимательно разглядывали все его детали. «Хотелось передать ощущение тепла от этого нетехногенного мира, запечатлеть его, как на старой черно-белой фотопленке. Поэтому работа получилась монохромной», — рассказал Ахметов.
-
Несмотря на пробки, открытие выставки собрало много зрителей и VIP-гостей.
-
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ. «Представляете, какие таланты?! — восторгался работами художников гость галереи. — Сейчас, когда с миром напряженные отношения, мы должны понимать, какие у нас есть резервы. Динара, Ленар, Ринат — это талантливые люди. Какая мощь в нашей стране! Их надо ценить и беречь».
-
Посетил вернисаж и сопредседатель «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин, которому близок мир живописи. В свое время он окончил художественную школу, где его учителями стали выпускники легендарного Мухинского училища. «Я показывал им свои первые работы — они прямо хохотали. „До того ты наивный, до того интересный“, — вспоминал слова педагогов Яруллин. — Но они меня таскали потом по этюдам, учили рисовать. Когда я бываю в других странах, везде посещаю выставки. Выставка в галерее „БИЗON“ соответствует международному уровню, а где-то превосходит то, что я видел».
-
«На выставке представлены три поколения художников. Они объединяют друг друга, дополняют, они художники-мыслители, — говорит народный художник Татарстана Мадияр Хазиев. — Ленар был моим учеником, он сверхсовременный автор. Ахметов соединил восточное искусство с финно-угорским, нашел свой подход. Так работать со стеклом умеет только Ленар. Динара сразу привлекает своим методом — это как театр, как сцены смотришь. Она с юмором подает свои работы — это наша жизнь, такая, как она есть. Динара такая молодая, а уже философ. На Рината мы всегда равнялись. Раньше его работы были минималистичными, без лишних деталей, а сейчас стали очень насыщенными и чувственными. Три разных художника размышляют в рамках этой выставки о нашем прошлом, настоящем и будущем».
-
На фото — особо значимый экспонат проекта «Говорящие стены». Хёртнагль отдала этот фасад-холст под роспись ныне покойному петербургскому граффити-художнику Николаю Super 158. Это знаковый для Северной столицы деятель, который развивал культуру граффити с 2000-го. В 2019 году Николай был сокуратором выставки Хёртнагль в музее «Эрарта». В настоящее время эта картина находится в частной коллекции, но владелец разрешил привезти ее на выставку в Казань.
-
Обратите внимание на эту картину. Нанесенные слева белой краской инициалы, принадлежат Икарусу — члену известной команды немецких уличных художников Berlin Kidz. Их уже много лет безуспешно разыскивает полиция многих европейских стран — творчество арт-группы находится на грани вандализма и паркура. По ночам Berlin Kidz спускаются на канатах по стенам зданий, чтобы разрисовать их. История создания этой работы напоминает шпионский фильм — Хёрнагль пришлось отправить полотно на адрес индийского магазина, ведь Икарус по понятным причинам не раскрывает никому свою личность.
-
«Я люблю выставки, мне нравится, как современные российские авторы видят искусство, — поделилась впечатлениями управляющий партнер аудиторской фирмы „Палладиум“ Альбина Губайдуллина (на фото справа). — Недавно я посетила музей современного искусства в Стамбуле. Если сравнить работы, которые я видела там и вижу сейчас в „БИЗОNе“, то мне, например, видение наших художников ближе».
-
Не оставила равнодушной экспозиция и Дениса Калинкина — первого заместителя главы муниципального образования Казани. «Все очень понравилось, интересно, что собрали трех разных художников. С градостроительной точки зрения мне оказались очень понятны работы, представленные на втором этаже», — признался собеседник «БИЗНЕС Online».
-
Второй этаж градостроителям действительно будет особо интересен — Миннебаев представил там серию работ Underground, в которой изобразил узнаваемые контуры крупных городов. Опираясь на карты в Google Maps, он видит в этих очертаниях своеобразные Помпеи будущего. Многие мегаполисы действительно выглядят у Миннебаева как ископаемые. Это своеобразное предупреждение художника о том, что может произойти с нами в эпоху техногенных и климатических угроз.
-
Гость открытия Наиль Галеев — директор строительной компании «СМУ-88». «Задумка выставки интересная, достаточно близкая к моей сфере работы: урбанизм, дома, то, как они могут выглядеть. Очень понравилась идеология уфимского художника Миннебавеа о том, что станет с нашими городами в будущем. Мы все не должны об этом забывать», — поделился впечатлениями гость галереи.
-
А это нетипичная работа Миннибаева, она называется RЕХ. Здесь сочетаются традиции реди-мейда и абстрактной живописи. Художник работает в технике бумаги ручного литья и создает из макулатуры необычный рельеф. Если приглядеться то, на поверхности можно увидеть обрывки газет, журналов IKEA, буклетов. Миннебаев наглядно демонстрирует, в каком информационном шуме мы живем.
-
Совместное полотно Хёртнагль и московского художника из Москвы Ивана Симонова (справа на фото) «Барак». Этой работой они решили отдать дань уважения творчеству советского художника-нонконформиста Оскара Рабина. Симонов прославился благодаря проекту «Маленькие люди». Он снимает своих персонажей на улицах, затем распечатывает фотографии на домашнем принтере и внедряет в городской ландшафт. Симонов специально приехал в Казань, чтобы поддержать коллегу-соавтора.
-
Откроем маленький секрет — в Казани Симонов оставил нескольких «маленьких людей». Попробуйте найти их на улицах.
-
Еще одна премьера — зрители впервые увидели новую серию Ахметова «Красные линии», в которой он сшивает фольклорный орнамент с узнаваемыми символами времени — от космических ракет до спутников ГЛОНАСС. Сразу же вспоминается термин «красная линия», который в последнее время мы слышим часто. Что может произойти за пределами этих «красных линий»? Где их предел? Поднимая эти вопросы, Ахметов сравнивает новую серию с лентой новостей. При этом он применяет уникальный авторский метод, используя голографическую и зеркальную пленки, скрупулезно относится к деталям и выстраивает филигранно точную композицию.
-
Казанский медиахудожник Рамиль Резванов специально для выставки подготовил диджитал-арт в коллаборации с Ахметовым, оживив элементы серии «Красные линии».
-
Резванов, продолжая мысль старшего коллеги, неожиданно внедрил в орнамент мармелад, маршмеллоу, воздушные шары и дал символичное название своей видеоинсталляции — «Красные линии. Надежда».
-
«Арт-объекты, которые собраны на этой великолепной выставке, подтверждают, что искусство постоянно видоизменяется, развивается, — поделилась впечатлениями руководитель комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова. — Очень хочется, чтобы каждый горожанин и турист пришел на эту выставку». Особо Санникова отметила удачное музыкальное сопровождение.
-
А вот и музыкальный герой вечера — казанский диджей Glory. Под его аккомпанемент прошел перформанс Симонова.
-
В присутствии зрителей художник нанес на фасад-холст Динары персонажа из серии «Маленькие люди». Сначала бумажного героя надо было вырезать…
-
…затем нанести на картину.
-
Последний штрих — надпись. Это крупнейший холст, над которым когда-либо работал Симонов.
-
И вот результат! Художник рассказал, что Палыч — это реальный человек, сотрудник завода, с которым он однажды познакомился в Санкт-Петербурге. «Палыч мне говорит: „Ваня, у меня есть наболевшая фраза, я хочу, чтобы ты ее сделал (речь о фразе на холсте)“, — рассказал Симонов. — После этого у меня появилась серия „Цитаты простых людей“. Палыча я нанес на стену дома в Москве, его не трогали около трех лет. Это была моя самая долгосуществующая нелегальная работа. Ее закрасили недавно. Я решил, что в Казани должна состоять реинкарнация Палыча».
-
Стрит-арт-художники Казани phill_peace, DUFONE и Моек не оставили без внимания и второй «пустующий» холст Хёртнагль, который она привезла из своей мастерской специально для выставки.
-
Зритель старался запечатлеть каждый штрих живописцев.
-
За музыку отвечала белокурая диджей annekineko.
-
«Такие коллаборации привлекут больше внимания к уличному искусству», — говорит художник phill_peace, скрывающий свое лицо под балаклавой.
-
Хёртнагль и Симонов провели артист-ток. Динара рассказала о том, как в Неаполе отыскала известного уличного художника Trallala. «Это культовая фигура в Италии. Он создает рисунки для футбольных фестивалей, выполняет государственные заказы. Я сделала платок, в который внедрила одну из его работ и он его выкупил. Так мы познакомились и договорились о коллаборации».
-
Совместная работа Динары и Trallala называется «Спасите русалку». Здесь и про экологию, возможно, про феминизм — интерпретировать можно по-разному.
-
Кстати, свои авторские платки Хёртнагль привезла в Казань. Каждый с уникальным рисунком городской среды. Они пользовались большим спросом у первых посетителей выставки.
-
Перформанс подошел к концу. Справа фасад, расписанный казанскими уличными художникам, слева «Палыч» Симонова.
-
Еще один частый гость галереи — титулованный бариста и совладелец казанской сети кофеен MIN Миша Хонг. «Все работы по-своему необычные и несут культурный код именно тех мест, где они были созданы. Мне понравились работы Рината Миннебаева на втором этаже. Ты узнаешь очертания мировых столиц, ищешь знакомые достопримечательности, — говорит Миша. — В работах Динары очень круто передана объемность».
-
Впечатлениями от выставки поделился аксакал татарстанского изобразительного искусства, руководитель творческой группы «Тамга» Хамза Шарипов. «Потребность в красоте — фундаментальная потребность в человеке, которая оторвала его от животного мира и сделала человеком. Поэтому делая концептуальное, не стоит выбрасывать на свалку саму красоту, и Ахметов и другие художники, демонстрируют, что можно сделать глобальные идеи красивыми», — подчеркнул Шарипов.
-
Выставка «Взгляни на дом свой, ангел» будет работать до 15 марта. Галерея «БИЗON» располагается на первом этаже ТЦ «Родина» на ул. Баумана, 44/8 в Казани и работает ежедневно с 12:00 до 20:00. Стоимость билетов: школьники (7–17 лет) — 100 рублей, студенты — 200 рублей, электронный и обычный билет — 300 рублей. Пенсионеры могут посмотреть экспозицию бесплатно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.