В 2023 году татарстанский организатор спортивных мероприятий Timerman собрал 12 тыс. спортсменов на «Казанском марафоне» и провел еще 14 стартов в 7 локациях республики. Это тот объем соревнований, о котором в компании ранее даже не задумывались. Теперь Timerman намерен увеличить темпы: собрать на титульном забеге уже 30 тыс. человек, запустить серию этномарафонов, а также целую лигу с участием стран БРИКС. Об этих и других планах глава движения Вадим Янгиров рассказал «БИЗНЕС Online».
Вадим Янгиров — лицо и лидер любительского спорта в Татарстане. С его подачи в республике возродился после многолетнего перерыва «Казанский марафон»
О герое
Уроженец Набережных Челнов, в прошлом программист и легкоатлет, а также участник 39 марафонов по всему миру Вадим Янгиров — лицо и лидер любительского спорта в Татарстане. С его подачи в республике возродился после многолетнего перерыва «Казанский марафон», его же команда проводит теперь не только главный марафон РТ, но и целую серию забегов, заплывов, велогонок и стартов по триатлону под брендом Timerman. На стартах серии десятки тысяч татарстанцев и гостей республики получают условия, которые ничем не уступают лучшим марафонам мира. Кроме организации стартов, Янгиров занят в IT-парке им. Рамеева: там он помогает спортивным стартапам. Слово — Вадиму.
«Казанский марафон», да и сам Timerman стали очень понятными состоявшимися брендами, которые ассоциируются с новой культурой спорта»
О 10-м, юбилейном «Казанском марафоне»
- Когда я думаю об итогах года, ловлю себя на мысли: впервые за долгое время сезон прошел планомерно. Очень редко бывает так, что нет никаких форс-мажоров, а все задумки воплощаются в жизнь. Самым тяжелым моментом для нас стал перенос даты «Казанского марафона» в связи с форумом «Россия – исламский мир». Это всегда очень болезненный процесс для участников, успевших купить билеты на самолет и забронировать гостиницы. Тем не менее нам удалось собрать 12 тыс. участников и подтвердить свой статус крупнейшего регионального марафона в России.
- Но останавливаться на достигнутом мы не желаем. В следующем году мы уже хотим выйти на уровень Москвы и Санкт-Петербурга, с которыми мы образуем лигу марафонов БРИКС (о ней расскажу позднее). В этом стремлении нас поддержал министр спорта РТ Владимир Леонов и наши партнеры. В следующем году «Казанский марафон» отметит 10 лет с момента своего возрождения, и под эту круглую дату мы хотим собрать в городе 30 тыс. участников, т. е. увеличить нашу аудиторию более чем в 2 раза.
- Как это хотим сделать? В первую очередь мы добились того, чтобы в рамках «Казанского марафона» также прошел чемпионат России по марафонам. Это привлечет к нам всех профессиональных спортсменов, за которыми в свою очередь потянутся любители, жаждущие конкуренции. Также напомню, что федерация легкой атлетики России в прошлом году была восстановлена в правах у World Athletics. Это позволит нам пригласить иностранцев без угрозы каких-либо санкций. В РФ давно не бегали представители Кении, Эфиопии и других стран.
- Будут и иные меры. Сейчас мы в контакте с министерством спорта РТ хотим возродить наш проект из 2015 года. Тогда мы провели конкурс среди районов: те, у кого было больше всего участников на «Казанском марафоне», получали от минспорта модульные площадки. Хотим сделать во время старта концерт, розыгрыш авто, думаем над установкой стелы с обратным отсчетом до дня старта.
- Также мы определились с тем, что вынесем забег на 10 км на отдельный день. Эта дистанция — самая популярная: она собирает порядка 40% от общего числа участников. Ранее мы проводили ее в воскресенье вместе с забегами на 21,1 и 42,2 километра. Теперь мы вынесем ее на субботу, предвещая большое число бегунов.
- Постараемся расширить проведение детского забега, в котором могут участвовать дети до 10 лет. Ранее мы собирали по 2 тыс. ребят (подчеркну, что у нас самый массовый детский забег в России), теперь нацелены на 5 тысяч. Планов много, постараемся все их реализовать.
- Основное, что хочу отметить по итогам 10 лет активной работы нашей команды, — это то, что «Казанский марафон» да и сам Timerman стали очень понятными состоявшимися брендами, которые ассоциируются с новой культурой спорта. Сила этих брендов не только в том, мы можем качественно и круто проводить одно за другим спортивные мероприятия. Главное в том, что за этими проектами идут люди, которые открывают для себя спорт, начинают бегать, плавать, гонять на велике. Под них формируются новые сервисы, стартапы. Когда я говорю, что вокруг марафона появилась целая индустрия, это не преувеличение.
О запуске Лиги марафонов БРИКС: сначала Москва, Петербург и Казань, затем — Шанхай и Нью-Дели
- Почему для нас важно провести «Казанский марафон» с размахом? Дело не только в юбилее. В этом году нам удалось договориться с нашими коллегами из Санкт-Петербурга («Белые ночи») и Москвы («Московский марафон») о запуске Лиги марафонов БРИКС. В идеале это будет аналог World Marathon Majors в поясе БРИКС. Если изъясняться совсем просто, наша лига — это как КХЛ, а наши марафоны — это как хоккейные клубы.
- Планируем запуститься в следующем году в рамках России. Так мы оформим некий продукт, который затем можно будет тиражировать в страны, уже входящие в БРИКС или собирающиеся туда вступить. Главным образом нам нужно подтянуть призовой фонд. Если сейчас он у нас на уровне 3 млн, то для соответствия с Москвой и Петербургом ему нужно 8,5–9 миллионов.
- Мы с коллегами уже проводим неформальные встречи и разговоры с директорами иностранных марафонов. Также нам помогает министерство спорта и министерство иностранных дел. В первую очередь мы смотрим на Китай и Индию (Мумбай, Нью-Дели и Шанхай). Бразилия нам тоже интересна, но включить ее в наш проект на первых порах будет тяжело — слишком далеко. Среди будущих членов БРИКС нам интересны в первую очередь Эмираты.
- В идеале договориться с иностранцами уже в 2024 году, а в 2025-м провести старты. В конечном счете у нас получится сеть марафонов с единым стандартом качества. Если ты бежишь в Шанхае, то можешь быть уверенным в том, что в Казани или Петербурге будет тот же уровень сервиса, такие же качественные медали и т. д. Также мы выделим элитных спортсменов, которые будут соревноваться внутри нашей лиги. А еще мы можем «зашить» в этот формат другие активности. Например, студенческие соревнования, чтобы ребята из Шанхая приезжали в Казань и соревновались с нашими.
«Наша главная задача — увеличить общее число занимающихся спортом людей»
О проведении этноранов — забегов с учетом национального колорита
- Еще один наш проект больше направлен на другие регионы России. Мы регулярно проводим «Казанский национальный полумарафон» и стараемся придать этому забегу как можно больше национального колорита: включаем татарскую музыку, просим участников надеть тюбетейки, знакомим с национальными блюдами, проводим беговые экскурсии. В этом году мы, кстати, внедрили новшество в полумарафоне, оборудовав зоны старта и финиша на мосту «Миллениум». Получилась отличная картинка, участники были в восторге.
- За свою жизнь я пробежал 39 марафонов в разных городах мира. Где бы я ни побывал, я получал только спортивные впечатления и ничего не узнавал о локации, в которой проходил старт. Так и родилась идея «Казанского национального полумарафона». Со временем у нас устоялся его формат, получился понятный продукт, и мы подумали: а почему бы не распространить его по франшизе? Так и родился бренд этнорана.
- В чем суть идеи? Мы контактируем с регионом, предлагаем провести забег с учетом их национального колорита, они отбирают команду организаторов. Деньги из региона никуда не утекают — они остаются у ребят, которые все организуют. Мы же консультируем их, насыщаем их нашей компетенцией, аудиторией и маркетингом. Это модель, схожая с соревнованиями по триатлону Ironman. Они просто дают свой бренд, свои мануалы, забирают доходы с продажи первых 500 слотов. Мы хотим развивать этноран именно как франшизу.
- Мы ставим перед собой цель провести три этнорана за пределами Татарстана в следующем году. Презентовали проект главе Мордовии Артему Здунову, сейчас ведем переговоры. Говорили с якутами, им очень понравилось. Также устроили презентацию для президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, когда тот был с визитом в Казани. Сейчас разговариваем с их министерством спорта, комитетом по туризму, федерацией легкой атлетики. Так что, возможно, проект получится сделать международным.
О работе с татарстанской аудиторией
- Возвращаясь к нашему сезону: мы провели 15 крупных мероприятий в этом году и собрали на них порядка 40 тыс. человек. На следующий год у нас в планах 13–14 мероприятий (их еще предстоит утвердить), и мы задаем минимальную планку в 40 тыс. участников. Это минимум. Если же мы соберем 30 тыс. на «Казанском марафоне» и максимальную аудиторию на других стартах, можно добраться до 70 тысяч. Жизнь, конечно, расставит все по местам, но всегда надо стремиться к лучшему.
- Когда речь заходит о статистике, я люблю сортировать ее. Сколько участников приезжих и сколько казанских? Так вот, возьмем «Казанский марафон» в 2023 году. Там финишировали 12 тыс. участников, из них 65% — приезжие. В Казани живут 1,5 млн людей, а на «Казанский марафон» — главное событие года — выходят только 4 тыс. человек. Это в голове не укладывается!
- Вижу огромный потенциал в работе с татарстанской аудиторией. Надо признать, что сейчас мы мало что делаем за пределами наших соревнований. В моем понимании, нужно сажать за один стол фитнес-клубы, беговые школы, минспорт, город. Одна попытка подобного совещания у нас была. Я тогда сказал собравшимся: «Давайте просто скинемся все на крутую рекламную кампанию а-ля „начни заниматься спортом“». Мне все равно, пойдет человек в лыжи, фигурное катание или что-то еще. Для меня главное, чтобы он занялся спортом и попал к нам в орбиту. Пусть выйдет на улицу и пробежит 5 километров.
- Наша главная задача — увеличить общее число занимающихся спортом людей. Что надо для того, чтобы бежали не 4 тыс. казанцев, а 10, 15 или 20 тысяч? Нужно увеличить «воронку». Почему сейчас их 4 тысячи? Потому что общее число бегающих — это условные 10 тысяч. Когда мы проводим старты, то находимся в узком информационном поле, видим тысячи наших участников и думаем, что сейчас каждый второй казанец бегает. На самом деле не бегает. Далеко не каждый второй.
- Важный вопрос — тренировки зимой. Опытные бегуны без проблем занимаются на улице. А новичкам сложно бегать по снегу и льду. Да, у нас есть манеж у Центрального стадиона, но он один на всю Казань. Зайди туда в 7 вечера — негде упасть яблоку. Так что в столице обязательно нужен второй манеж. Это помогло бы и массовому спорту, и профессиональной легкой атлетике.
Об экономике забегов и участии районов
- Наш бюджет формируется из разных источников. В первую очередь это поддержка от Татарстана и наших спонсоров. Спасибо президенту РТ Рустаму Нургалиевичу Минниханову, министру спорта РТ Владимиру Александровичу Леонову и нашему многолетнему партнеру Ак Барс Банку. Это дает нам уверенность в каждом старте: даже если мы где-то не продадим все слоты, мы не отменим мероприятие.
- Кстати, если кто-то думает, что все покрывают стартовые взносы, это далеко не так. Мы удерживаем очень демократичные на фоне других забегов в России цены. Но в любом случае стартовые взносы — это от 15 до 20% от общего бюджета. Если проводить старты только на них, качество будет очень низким, придется ужаться до самого минимума.
- Признаю, что не каждое событие получается сделать рентабельным. Если бы мы отталкивались чисто от экономических соображений, то оставили бы в нашем календаре 2–3 самых крупных и прибыльных события. Но мы понимаем, что у нас есть социальная задача, нам нужно постоянно развивать беговое сообщество. Поэтому мы проводим много стартов за пределами Казани. В прошлом году в нашем календаре были Альметьевск, Нижнекамск, Зеленодольск, Иннополис, Свияжск, Менделеевск.
- Отмечу последний. Там у нас сложился весь пазл, который мы хотим видеть при работе в районах. Обычно власти ждут, что мы сами придем и все сделаем. Так не бывает. Нам нужно перекрывать улицы, набирать волонтеров, собирать судейский корпус. Это масштабное мероприятие, которые не может пройти без вовлечения администрации. Мы должны быть единомышленниками. В Менделеевске как раз такой случай. Есть заинтересованные власти города, понимающий важность мероприятия «Аммоний». Мы созваниваемся каждую неделю, обмениваемся идеями.
«Мне давно хотелось найти то место, где я бы соединил два своих увлечения — спорт и IT»
О запуске IT-стартапов в спорте
- До организации марафонов я вел свой сайт, был программистом. И мне давно хотелось найти то место, где я бы соединил два своих увлечения — спорт и IT. Это место я нашел в 2023 году в IT-парке, где мы запустили спортивный кластер. Что это такое? К нам приходят люди со своими идеями, мы помогаем в их реализации. Кому-то от нас нужна отраслевая экспертиза (ты придумал проект — а он вообще нужен людям?), кому-то надо попасть в клубы, кому-то необходимо навести мосты с минспортом РФ, кому-то требуется доступ к аудитории Timerman. Помогаем чем можем.
- Сейчас на нашей базе развивается 8 проектов. Лидер среди них — спортивный хронометраж. Мы показываем его на всех презентациях. Что это такое? Вот мы проводим «Казанский марафон». Там 12 тыс. участников, судьи не могут с секундомерами в руках каждого отмерить. Так что всем участникам дают номер, а на его обратной стороне есть чип. Когда он попадает в зону действия антенны, система фиксирует: участник стартовал. Когда ты прибежал обратно, фиксируется финиш. Ребята уже показывали свою разработку заместителю председателя правительства России Дмитрию Чернышенко, Минниханову, Мирзиёеву, ездили в Казахстан. Ты раскидываешь удочки и ждешь, что где-нибудь клюнет.
- Еще у нас есть один внутренний стартап — «Моинаграды.РФ». Если просто, это цифровое хранилище всевозможных наград — от сертификатов «Русского медвежонка» до медали «Казанского марафона». Сначала мы ориентировались только на спортсменов, потом поняли, что надо сделать акцент на школьников и дошкольников. У них много медалей, грамот, а родители хотят все это сохранить. Такое цифровое портфолио может помочь при поступлении в вуз, подаче документов на гранты, стипендии и т. д. Этот проект мы презентовали главе Сбера Герману Грефу, он остался под впечатлением. Сейчас мы на контакте со Сбербанком.
- Как работает наша система? Вы можете перейти на сайт «Моинаграды.РФ» уже сейчас. Вы получили сертификат, делаете его фото, заполняете анкету, загружаете в систему. Мы получаем вашу заявку и проводим дополнительную верификацию, связываясь с организаторами. А в будущем мы вообще будем получать все данные от всех организаторов и система станет выставлять «галочки» автоматически. Проект только набирает обороты: сейчас с нами 2,5 тыс. человек, которые приобрели NFT-медали на стартах Timerman, и еще порядка 100 из школьного сегмента. Пока сайт бесплатный, в перспективе возможен переход на платную подписку.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.