Международное влияние, коммунальный сдвиг или 78 миллиардов на дороги и дворы?
Главные события 2023 года в жизни столицы РТ. Голосуем!
Казанцы должны запомнить 2023-й. Да, в этот год не было грандиозных событий, но зато мы стали свидетелями изменений фундаментального характера. Например, наконец-то появился осмысленный взгляд на развитие водной инфраструктуры, и от открывающейся перспективы захватывает дух. Как и от образа «Новой Портовой» — над этим проектом будут трудиться лучшие архитектурные умы. Новых возможностей прибавит первый за полвека капремонт очистных сооружений. «БИЗНЕС Online» вспоминает наиболее важные казанские события 2023 года и предлагает читателям выбрать главные из них.
1. Поддержка семей мобилизованных, сбор гуманитарной помощи
Крепнет поддержка семей мобилизованных. Например, для их детей (а это 2 219 мальчишек и девчонок) еще в 2022 году сделали бесплатными детский сад, проезд в общественном транспорте, двухразовое горячее питание в школах, занятия в кружках, посещение театров и спортобъектов. В 2023-м поддержку расширили на детей от первого брака жен мобилизованных — до этого требовалось усыновление. Работники районных администраций постоянно на связи с семьями бойцов. За 2023 год рассмотрено более 200 обращений. Одним помогли с ремонтом, другим — после пожара в доме, третьим — после подтопления.
Под эгидой проекта «Добрая Казань» продолжался сбор гуманитарной помощи для жителей подшефных Татарстану Лисичанска и Рубежного в ЛНР. Туда отправили 41 фуру, а за все время — 68 фур с 1 271 т гуманитарного груза.
2. Казань укрепляется на международной арене
Столица республики укрепляется в амплуа важнейшей дипломатической площадки. «Татарстан развивается хорошо, а Казань — один из наилучших примеров такого развития», — сказал президент РФ Владимир Путин, объясняя выбор места для проведения саммита БРИКС в октябре 2024 года. Программу подготовки к событию оценивают в 9 млрд рублей.
Несмотря ни на что, не угасает международное межмуниципальное сотрудничество. Мэр Казани Ильсур Метшин остается президентом консультативного совета ООН по вопросам местного самоуправления. В числе свежих предложений градоначальника на международной арене — создать две ассоциации — городов и архитекторов БРИКС.
Федеральный статус приобрел KazanSummit — теперь это «Россия — исламский мир: KazanForum». Международным стал архитектурно-строительный форум «Казаныш». В августе проведен международный музыкальный фестиваль «СоТворение».
3. Новый дорожный рекорд
Не стихает дорожный бум. Бюджет строительства и обновления дорог, мостов, развязок и 482 дворов достиг 78,8 млрд рублей. С учетом инфляции это на 2,8 млрд рублей больше, чем дорожный план Универсиады-2013. И это не считая трассы М12, которая по факту стала южным транспортным обходом Казани. В числе дорожных побед — открытие первой очереди дублера Горьковского шоссе (от ул. Несмелова до Храма всех религий), запуск движения на первом участке Вознесенского тракта (от ул. Гвардейской до пр. Победы), сдача с опережением на год реконструированного моста на ул. Назарбаева, ремонт четырех мостов в городских поселках, расширение до 6 полос выезда из Казани по Оренбургскому тракту. Продолжаются реконструкция Горьковского шоссе (по расширенным до 6 полос участкам открыто движение) и стройка второго этапа Вознесенского тракта.
В портфеле дорожников — казанские дороги и развязки на миллиарды рублей.
4. Экономика Казани держит санкционный удар
Промышленность Казани — в лидерах экономического роста. За 9 месяцев индекс промпроизводства вырос на 8,8%, объем — до 478,6 млрд рублей. С начала года этот показатель увеличился на 3,3%, что на уровне РФ. ИПП по Татарстану — 103,4%. Инвестиции в основной капитал за 9 месяцев выросли на 33% до 120 млрд рублей, из которых 95 млрд приходится на долю крупных и средних предприятий. Это 2-е место среди городов-миллионников (на 1-м — Ростов-на-Дону, на 3-м — Екатеринбург). Неплохо себя чувствует малый бизнес, который формирует 42% валового территориального продукта, дает работу 30% трудящихся Казани и половину налоговых поступлений в городской бюджет.
Растут неналоговые поступления. Например, за сдачу в аренду 33 мест под рекламные конструкции выручен 1 млрд рублей. Цена одного щита выросла в 4 раза, объем рынка наружной рекламы Казани за пять лет вырос на 35% до 900 млн рублей, несмотря на коронакризис и уход в начале 2022 года иностранных рекламодателей.
5. Коммунальный сдвиг
Сделан серьезный шаг в решении проблем с отходами. Во-первых, началась активная стадия рекультивации 50-летних иловых полей в районе Отар и Победилово. Завершить работы (а и бюджет — 8 млрд рублей) планируют в 2024-м. Собранная в геотубы жижа будет разлагаться четыре года… Продолжается реконструкция биологических очистных сооружений Казани. Работы также завершатся в 2024-м. После этого БОСК ежесуточно смогут принимать 650 тыс. кубометров сточных вод вместо нынешних 450 тыс., а это резерв для развития. Повысится качество возвращаемой в Волгу воды. Цена вопроса — 7,2 млрд рублей по федеральной программе.
Казани удалось на своих условиях наладить диалог с западным регоператором РТ — УК «ПЖКХ», входящей в «РТ-Инвест» госкорпорации «Ростех». В начале года после заметного ухудшения ситуации с вывозом мусора прежнего главу компании, приехавшего из Москвы Дмитрия Петрова заменили на местного депутата Казгордумы Евгения Чекашова. Под занавес года анонсирована вторая попытка запустить в Казани раздельный сбор отходов.
С трудом, но продолжается реконструкция изношенного на 100% третьего северного канализационного коллектора в Ново-Савиновском районе. Ремонт сетей необходим по всему городу: уровень изношенности коммуникаций доходит до 70% и ежегодно прирастает. Цена вопроса — 65 млрд рублей. Денег ждали от федералов, но из запрошенных 4 млрд власти РТ выбили вдвое меньше и на всю республику.
6. Новое слово в градостроительстве
Началась активная фаза застройки 287 га на «Новой Портовой». Сам бренд родился в этом году. Появились очертания первых высоток в ЖК «Яналиф» от СМУ-88. Рядом проектируют новую набережную: агрохолдинг «Красный Восток» объявил о выводе оттуда элеватора. Город поставил задачу сделать проект реновации узнаваемым, поэтому на берег Волги приглашают именитых архитекторов. Летом запустили цикл обсуждений: на суд горожан и экспертов вынесли названия 35 новых улиц, среди которых Степан-баши, Куль урам, Идель йорт.
Все больше авторитетны у профи архитектурно-строительный форум «Казаныш», ставший с этого года международным, и «Диалоги» — сезонные встречи всех причастных к теме архитектуры и градостроительства. Казань подтягивает новые силы, развивает кругозор архитекторов для удовлетворения высоких городских амбиций.
7. Принят «водный» генплан Казани
Концепция развития речного сервиса «Казань — город на воде», разработанная Институтом развития города и презентованная на «Казаныше», открывает новую страницу в романе казанцев с Волгой и Казанкой. «Слишком долго запрягали. Но это тот случай, когда нужно 7 раз отмерить и 1 раз принимать решение», — констатировал Метшин. Концепция предполагает обустройство инфраструктуры, включающей 1,4 тыс. новых мест для швартовки, 12 км благоустроенного берега, условия для детского спорта, собственный судостроительный кластер (он может появиться на бывших иловых полях в Победилово), городские и туристические марины, гостевые стоянки, яхт-клуб на полуострове Локомотив, — всего 24 объекта. Реализация потребует не менее 10 млрд рублей инвестиций. Дело за малым — найти инвесторов.
8. Казань закупила 25 новых троллейбусов
В год 75-летия троллейбусного движения МУП «Метроэлектротранс» при поддержке президента Татарстана приобрело в лизинг 25 новых троллейбусов. Они обошлись в 642 млн рублей: половину суммы заплатил бюджет РТ, половину — МУП. Если говорить о ситуации в целом, то требуется обновить еще 39 машин, изношены половина трамвайных путей и 40% контактной сети — на ремонт надо 5 млрд рублей. С конца 2021 года в замене нуждается 250 автобусов, закупку перенесли на неопределенный срок.
Сфера общественного транспорта Казани остается в глубоком кризисе. Да, тариф подняли, но проблем это не решит. Не дождавшись полноценной республиканской поддержки, город продлил с перевозчиками контракты на старых условиях. Без брутто-контрактов компании будут работать еще пять лет. А подвижной состав, похоже, придется обновлять благодаря юбилейным датам и крупным международным событиям.
9. Новые парки и скверы
Благоустроенные общественные пространства Казани пополнились велопешеходным маршрутом вдоль Кремлевской дамбы, реконструированным садом Рыбака в Адмиралтейской слободе и Юнусовской площадью в Старо-Татарской, парком на берегу Ноксы, у ЖК «Светлая долина». Завершается реконструкция входной группы парка им. Горького. Все это обошлось в 1,5 млрд рублей. Площадь общественных пространств Казани выросла на 20 га, а протяженность велодорог — до 39 километров.
10. Внимание к людям с ограниченными возможностями
Казань продолжает создавать условия для людей с инвалидностью. В этом году начали благоустройство бульвара на ул. Серова, рядом с мечетью «Ярдэм», в которой работает центр для слабовидящих и слепых. Подрядчики побывали в Петербургской школе-интернате им. Грота, где изучили опыт работы со слабовидящими людьми, познакомились и с опытом других городов.
На базе школы №49 в Ново-Савиновском районе построили и открыли новый спорткомплекс, в котором смогут заниматься как ученики школы, так и дети с ограниченными возможностями здоровья. Это первый в Татарстане школьный комплекс, где детей с инвалидностью будут обучать танцам на колясках, паралимпийскому фехтованию, а слабовидящих — голболу. До этого на территории школы для детей с ОВЗ открыли творческий досуговый центр «МастерОК». Развивается сеть учебно-тренировочных квартир: первую открыли в Казани летом 2022 года, вторая заработала в ноябре 2023-го. Там учат бытовым навыкам и готовят к взрослой жизни. На Сибирском тракте открыт инклюзивный центр «Все для детей» (с коворкингом и мастерской по пошиву одежды для людей с инвалидностью). Все эти проекты реализованы под эгидой «Доброй Казани».
Остался ОДИН маленький участок - на границе с Осиново. Из-за 400 м однополоски в адских ямах дикие пробки. А так бы за 13 минут до Горьковского шоссе добирались бы
//«Новой Портовой». Сам бренд родился в этом году//
Название для прибрежной "витринной" улицы с набережной - с моей точки зрения не очень подходящее - и "тянет" лишь на предварительное "рабочее название". Название прибрежной улицы должно состоять из двух слов, одно из этих слов должно быть "набережная". И лучше всего было бы конкретное название "Волжская набережная", которая сразу бы говорило о её месте расположение, главном своём преимуществе (соединение Казани и Волги) - и одним своим название привлекала бы в это место для прогулки казанцев, потенциальных покупателей жилья на этой улице и возможных арендаторов различных помещений для бизнесов.
Я посмотрел, как называются главные прибрежные улицы в различных крупных и известных городах мира. Например в Москве - это Москворецкая набережная и Кремлёвская набережная. В Санкт-Петербурге - Дворцовая и Адмиралтейские набережные. В Париже набережных по обоим берегам Сены так же много, как в Москве и Питере по обоим берегам их главных рек. Для примера возьмём парижские набережные "Набережная Гранд-Августин", "Цветочная набережная". В Лос-Анжелесе, на соединении города и Тихого океана идёт т.н. "Тихоокеанское шоссе", которое и звучит великолепно и своим названием сразу говорит где оно находится.
А как дело обстоит с названиями прибрежных улиц в российских городах соразмерных Казани - например в Самаре с её знаменитой набережной. Там улица идущая вдоль Волги называется соответственно "Волжский проспект". Тоже и красивое название и сразу указывает своё расположение.
Ново-Татарская слобода занимала крошечное место из предполагаемых 12 км. набережной. Это совсем не главная фишка набережной Волги. И к тому же это выделяло бы лишь один народ из всех народов региона. Это националистический подход, а не муниципальный.
Никакого сдвига в мусорной проблеме пока не видно. Ждем-с… Коммунального сдвига - тоже. Про градостроительство могу сказать одно - переделывать придется многое… Нет резкого скачка в возведении новых парков и скверов. Много, много предстоит работы…. Проголосовала за дорожный рекорд… Хотя понимаю, в чей карман и за чей счет….
Вместо коммунального сдвига пока наблюдаю в городе коммунальный коллапс. Столько аварий и прорывов на дорогах и во дворах давно не наблюдал. Особенно страдают относительно старые районы, заметно что туда не вкладывались со временен развала Союза и всё держалось на советском запасе прочности. Знакомые с А.Кутуя и Гвардейской жалуются, что аварийные отключения воды чуть ли не каждую неделю-две.
Все деньги уходят на «шарики фонарики» - мечети, церкви с иконами, футболхоккей, театрымеатры и другие саммиты. Не различаем важное от неважного. Как вылечиться от этих наваждений, спросите. Доктор уже пришел, просто никто не понял еще что его зовут эсвэо
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.