«В чем смысл этого повышения? Смысл один: оно нужно как воздух, но проблемы останутся те же», — сходятся во мнении казанские перевозчики, комментируя рост цены проезда в общественном транспорте Казани до 42 рублей за наличку и до 38 рублей по банковским и транспортным картам. Прирост стоимости в среднем на 9,5% закроет текущие потребности, но не позволит привлечь 1,5 тыс. водителей и кондукторов. Зарплаты в 58 тыс. и 43 тыс. рублей сейчас не котируются. Не смогут предприятия обновить и сотни изношенных автобусов, о закупке которых говорят с конца 2021 года. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
С наступлением нового 2024 года цена проезда в общественном транспорте Казани вырастет до 42 рублей за наличный расчет и 38 рублей при оплате банковской или транспортной картами
Меньше, чем в заявке: казанских перевозчиков оставили без нормальных компенсаций за льготников и брутто-контрактов
Цена проезда в общественном транспорте Казани вырастет до 42 рублей с 1 января 2024 года за наличный расчет. Такое решение сегодня утром приняли на заседании правления госкомитета РТ по тарифам под руководством Александра Груничева. Пересмотр тарифов инициировали перевозчики и исполком Казани.
Новые тарифы будут такими:
- 42 рубля за наличный расчет (сейчас 36);
- 38 рублей при оплате банковской или транспортной картами (сейчас 35);
- 28 рублей по проездному на 100 поездок. Изначально предлагали повысить до 30 рублей.
Средний рост тарифа составит 9,5%. Сегодня стоимость проезда в общественном транспорте Казани составляет 36 рублей за наличные и 35 рублей по банковской или транспортной картам.
«Это немного меньше, нежели консолидированная заявка перевозчиков Казани. Особенно в части проезда льготников», — сказал на заседании правления замруководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров.
Отказано в главных чаяниях казанских перевозчиков 2023 года:
- Увеличить компенсацию за проезд льготников, доля которых в пассажиропотоке Казани доходит до 45%. Сегодня правительство РТ выплачивает за поездку льготника при регулируемом тарифе только 25 рублей вместо 35. Такое положение дел в России, пожалуй, только в татарстанском общественном транспорте. Практически везде компенсируют полностью, поэтому и цена проезда для всех в среднем становится ниже. Участники рынка пассажирских перевозок из раза в раз повторяют: главный заяц, основной неплательщик за проезд в общественном транспорте, — республиканский бюджет. Субсидией эти деньги считать нельзя, т. к., если бы не принятые в Татарстане льготы, их получатели платили бы за проезд, как и все.
- Переход на брутто-контракты. Суть таких соглашений в том, что выручку в общественном транспорте собирает бюджет, который затем платит перевозчику за пройденные километры. Один человек в салоне или 100 — без разницы. Шанс был: в мае у перевозчиков истекли муниципальные контракты, затем заключили трехмесячные контракты, но кабинет министров отказал. Поэтому уже в сентябре перевозчики подписали соглашения до 2028 года на старых условиях.
Решение о росте тарифов с 1 января уже согласовано с профильными министерствами и ведомствами. Принятое сегодня постановление направлено в министерство юстиции РТ.
Сегодня на городских маршрутах работает 749 автобусов, 182 троллейбуса и 102 трамвая. Свыше 35% машин уже старше 10 лет
Надо 50 рублей за билет. Что заложили и чего не доложили в новое тарифное меню?
При расчете тарифов регулятор проанализировал тарифные заявки и учитывал экономически обоснованные расходы перевозчиков. Сегодня на городских маршрутах работает 749 автобусов, 182 троллейбуса и 102 трамвая. Свыше 35% машин уже старше 10 лет.
Госкомитет РТ по тарифам ожидает, что в 2024 году наземный транспорт Казани перевезет 198,5 млн пассажиров. Впрочем, объем перевезенных пассажиров наземным транспортом сегодня не достиг допандемийного уровня 2019-го, заявили позднее в комитете по транспорту столицы РТ. За 10 месяцев 2023 года автобусы, троллейбусы и трамваи перевезли 163 млн человек, что на 14% ниже 2019-го.
К росту цены проезда подтолкнули такие факторы:
- рост индекса потребительских цен на 7,2% в 2024 году, согласно прогнозу социально-экономического развития России;
- увеличение стоимости электроэнергии в 2024-м на 9,1% — это повышение ощутимо затронет наземный и подземный электрический транспорт города;
- рост цен на горюче-смазочные материалы. С учетом скачка цен на топливо в июле – октябре 2023 года средний рост цены в 2024-м прогнозируется до 15%. По данным комитета по транспорту Казани, в августе – сентябре 2023 года дизтопливо подорожало до 25%, сегодня рост цены дизтоплива составляет 13,2%, газа — 4%, масла — до 20%;
- рост средней зарплаты водителей и кондукторов на 7,2% до 58 тыс. рублей и 43 тыс. рублей. Повышают на уровень роста индекса потребительских цен;
- подорожание шин, запчастей и комплектующих до 12%. Например, комплект свечей зажигания на один автобус в 2022 году стоил 1,9 тыс. рублей, а в 2023-м цена взлетела на 130% до 4,4 тыс. рублей;
- учет эксплуатационных расходов для 25 новых троллейбусов, приобретенных МУП «Метроэлектротранс» в лизинг;
- рост затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, обеспечение транспортной безопасности. В среднем на 20%;
- обязательные налоговые платежи и иные расходы автотранспортных предприятий.
«Как таковых возражений нет, понимаем, что при расчете тарифа за основу были взяты фактически понесенные затраты, которые по факту ниже нормативных», — сказал Шакиров.
Город видит два главных вызова для пассажирских перевозок Казани:
- Дефицит кадров. Сегодня в Казани 1,9 тыс. водителей и 1,7 тыс. кондукторов. Но надо еще 1,5 тыс., из которых 800 — это водители. «Есть переработки, несоблюдение режима трудового дня. Это не может не сказываться на выпуске машин», — сказал Шакиров.
- Износ основных средств, в первую очередь подвижного состава. Замены требуют 250 машин.
«Понимаем, что нет возможности все это полностью заложить в тариф. Тогда экономически обоснованный тариф приблизился бы к 50 рублям», — сказал замруководителя исполкома Казани. Тут власти города рассчитывают на содействие республики и участие в федеральных программах по обновлению подвижного состава.
Закупку и поставку 250 новых автобусов для Казани снова перенесли
Когда закупят новые автобусы? Пока неясно
Закупку и поставку 250 новых автобусов для Казани снова перенесли, сообщил по итогам заседания замруководителя исполкома Казани.
«В этом году уже не успеем по причине того, что производственные мощности поставщиков, в первую очередь КАМАЗа, на который мы рассчитываем, перегружены. Предприятие не успевает поставить автобусы до февраля, — сказал Шакиров, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Ждем решения властей о продлении сроков действия программы обновления подвижного состава через ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания — прим. ред.). Пока оно действует до конца февраля 2024 года. Когда продлят и у КАМАЗа появится возможность произвести, планируем закупать. Перевозчики уже собрали документы, направили в ГТЛК. По формальным признакам соответствуют, финансовое положение АТП в части финансовых долгов восстановлено благодаря поддержке властей республики, мэра и соответствует критериям ГТЛК».
Казань не может обновить 250 автобусов с конца 2021 года. Сначала закупать новые машины хотели по программе «Безопасные качественные дороги». Но минтранс РФ изменил условия 60-процентной скидки от федерального бюджета. Теперь по условиям ГТЛК перевозчикам предлагают оформить лизинг под 6,5% годовых без первоначального взноса. Однако цена одного автобуса «НЕФАЗ» после начала спецоперации на Украине выросла в 1,5 раза с 12 млн до 18 млн рублей. Ежемесячный лизинговый платеж за одну машину превышает 300 тыс. рублей.
«Понятно, что перевозчики такой объем нагрузки не вытянут. Рассчитываем на поддержку бюджета республики, города», — сказал Шакиров, добавив, что обещаны субсидии в части лизинговых платежей. Объем ожидаемой поддержки замруководителя исполкома озвучить затруднился — решение не принято, модель определяется. «Сначала дождемся сроков продления программы», — заявил Шакиров.
«Кардинально ничего не поменяется. Сможем чуть-чуть зарплату поднять, поддерживать состояние автобусов в плане покупки запчастей… Но, если, не дай бог, движки будут вставать, мы не сможем их просто поменять, не хватит средств. И новые автобусы купить не сможем. Если к этой поддержке еще дадут автобусы новые, то, конечно, качество жизнедеятельности предприятия сразу изменится»
Мнение перевозчиков: «Кардинально ничего не поменяется»
Айдар Абдулхаков — гендиректор МУП «Метроэлектротранс»:
— В чем смысл этого повышения? Смысл один — оно нужно как воздух, но не решает проблем.
На фоне роста стоимости запчастей, тарифов на электроэнергию (а, как вы знаете, электричество подорожает уже летом), повышения заработной платы сотрудникам поднимать цену билета необходимо. Поскольку другого источника денег для работы транспорта у нас нет. Не может быть зарплата на транспорте ниже, чем на крупных и средних предприятиях Казани! Поэтому нам надо стремиться к этому уровню. Мы повышали зарплату в 2023 году, будем повышать ее в 2024-м, и тариф в этом отчасти поможет.
Рост тарифа не решает наших проблем. Да, он отвечает текущему моменту, но глобально его рост никак не повлияет на качество. Мы же не в безвоздушном пространстве, видим и жалобы пассажиров, и отзывы — интервалы движения, график работы, техническое состояние вагонов. Но это ведь вопрос из сферы — что первично: курица или яйцо? Цены билета просто не хватает для реконструкции изношенной инфраструктуры. Более чем на 60 процентов изношены трамвайные пути, надо менять 70 километров рельсового хода — при сроке эксплуатации 20 лет они служат уже 50–55 лет. Нужна реконструкция контактной сети. Состояние этого хозяйства таково, что неизбежно сказывается на качестве работы подвижного состава.
Что делать? Кроме тарифа, «Метроэлектротрансу» нужна программа реконструкции инфраструктуры. Необходимы регулярные инвестиции по 1 миллиарду рублей ежегодно — и в течение пяти лет все можно привести в порядок.
Альберт Мухаметшин — директор МУП «ПАТП №4», «ПАТП №2», депутат Госсовета РТ:
— Если говорить о том, как платят сегодня за проезд наши пассажиры, то наличкой расплачиваются 6,9 процента — они теперь будут платить 42 рубля, банковскими картами платят 51,6 процента пассажиров, транспортными картами — 6,8 процента. Но есть еще и 34,7 процента льготников. Так что нынешнее повышение тарифов позволит покрыть лишь текущие расходы. Остается и вопрос по обновлению подвижного состава.
Руслан Юсупов — первый заместитель директора ООО «Байлык №3»:
— Это только поддержать в том же положении, что и есть, старые автобусы, чтобы уж совсем не скатились туда, не знаю куда. Поэтому данная мера поддержки небольшая. Не для серьезных изменений — покупки автобусов или капитального ремонта.
Кардинально ничего не поменяется. Сможем чуть-чуть зарплату поднять, поддерживать состояние автобусов в плане покупки запчастей… Но, если, не дай бог, движки будут вставать, мы не сможем их просто поменять, не хватит средств. И новые автобусы купить не сможем. Если к этой поддержке еще дадут автобусы новые, то, конечно, качество жизнедеятельности предприятия сразу изменится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.