«Сегодня начинаем принципиально важный для нас диалог в контексте архитектуры», — говорил мэр Казани Ильсур Метшин на открытии международного форума «Казаныш». Среди громких заявлений первого дня: создание ассоциации архитекторов БРИКС, М12 приведет в Казань еще 1 млн туристов, облику промзон столицы РТ выписали рекомендации. Еще громче говорили творцы: Элина Сафарова видит на Кабане новый мост с островом, автор мозаик собора Казанской иконы Божией Матери создает с нейросетью триптих «Казань будущего». О том, как эксперты из России и зарубежья рассуждали о смысле идентичности, — в материале «БИЗНЕС Online».
Первый международный и третий по счету форум «Казаныш» накануне стартовал в здании театра им. Камала
Объединение архитекторов БРИКС позволит обмениваться технологиями, облегчит процедуру участия архбюро в конкурсах
Первый международный и третий по счету форум «Казаныш» накануне стартовал в здании театра им. Камала. Главная тема — «Отражение идентичности». Об этом мэр Казани Ильсур Метшин размышлял на открытии форума с участием мэра Анкары Яваш Мансуром, вице-мэром Тегерана Хамидреза Сареми, а также представителями Индии, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов и ведущими российскими экспертами.
Напомним, форум появился в 2021 году с подачи главного архитектора Казани Ильсияр Тухватуллиной и созданного на осколках Казгражданпроекта Института развития города. А само слово «казаныш» в переводе с татарского означает «достижение». В трехдневном форуме в этом году намерены участвовать свыше 5 тыс. человек.
«Это говорит о том, что многим показалась интересной и своевременной наша мечта и задача вдохновить профессиональное сообщество на архитектурные подвиги, зажечь огонек в глазах застройщиков, взрыхлить фантазию. Сегодня начинаем принципиально важный для нас диалог в контексте архитектуры», — открывал пленарное заседание Метшин. Мэр напомнил о предстоящем саммите БРИКС, который Казань примет в октябре 2024 года. В межгосударственное объединение входит пять государств с развивающейся экономикой: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР.
Главное из выступления мэра Казани:
- Предлагается создать ассоциацию архитекторов стран БРИКС. По словам Метшина, объединение позволит обмениваться опытом, технологиями, подходами, облегчит процедуру участия архбюро в конкурсах. Соглашение планируют подписать на саммите БРИКС в столице РТ. К слову, международную деятельность Казани отметил мэр Анкары, который напомнил о том, что Метшин — президент консультативного совета ООН по вопросам местного самоуправления, и поблагодарил за мероприятие «в такой неоднозначный период».
- Открытие трассы М12 «Восток» привлечет в Казань дополнительно миллион туристов. Для сравнения: с января по октябрь 2023 года турпоток в РТ составил 3,7 млн человек. «С полным вводом трассы в эксплуатацию Казань еще раз подтвердит свою роль моста между Востоком и Западом», — отметил казанский градоначальник. Кроме того, трасса — это новые возможности для территорий, которые находятся рядом. По оценкам экспертов, количество рабочих мест в стройкомплексе вырастет на 3 тыс., еще 15–20 тыс. появится в смежных отраслях. Валовый региональный продукт увеличится на 20%, а поступления в виде налогов и сборов прогнозируются на уровне 100 млрд рублей.
- В Казани подготовили рекомендации к проектированию и внешнему облику промышленных территорий. Внимание уделили благоустройству.
«Забота о коллективе — это не только столовые, социальные льготы, но еще и парковые зоны, зеленые ограждения, формирование правильной и гармоничной территории», — остановился на последнем пункте мэр.
В первую тройку рекомендаций для промышленников вошли:
- Парковку желательно размещать за зданиями.
- Если земельный участок располагается на перекрестке, то парковочные места дополнительно ограждаются защитной зеленой полосой глубиной не менее 4 метров.
- У входной группы или основного здания нужны парковая зона, место для спортивной зоны и под велодорожки.
«Рекомендации позволяют сформировать более опрятный вид наших промзон, многие из которых формировались несколько десятилетий назад. Четкие инструкции помогут и при реконструкции предприятия», — добавил градоначальник. Важный нюанс: новые стандарты, разработанные Институтом развития города для проектирования промышленных территорий, будут применяться в случаях, когда предприятие начнет формировать промзону или приступит к ее реконструкции.
Аиша Бинт Бутти Бин Бишр: «Ассоциация архитекторов городов стран БРИКС — это не только обмен знаниями. Это создание единого подхода для сохранения идентичности наших городов с их невероятной мозаикой истории перед лицом глобализации»
«Это не про прошлое, а про будущее». Так что такое идентичность?
Как идею создания ассоциации оценили иностранные гости? Бывший генеральный директор Smart Dubai Office Аиша Бинт Бутти Бин Бишр видит в объединении способ решить глобальные вопросы.
«Технология сама по себе не панацея. Ассоциация архитекторов городов стран БРИКС — это не только обмен знаниями. Это создание единого подхода для сохранения идентичности наших городов с их невероятной мозаикой истории перед лицом глобализации», — заявила представительница Арабских Эмиратов.
На проблемах с автомобильным трафиком, пробками, экологии городов акцентировал внимание вице-мэр Тегерана, говоря о предложении создать ассоциацию. «Надо смотреть на прошлое», — сказал Сареми, напомнив о том, что иранской архитектуре 4 тыс. лет, позади не один цивилизационный переход.
«Базовая идея — создать интересные объекты, которые со временем превращаются в объект наследия», — говорил об идентичности главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (слева)
«Базовая идея — создать интересные объекты, которые со временем превращаются в объект наследия, — говорил об идентичности главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это не про прошлое, а про будущее, — продолжал он. — То, что сегодня считаем памятником и неотъемлемой частью места, в момент создания было чем-то инновационным, свежим, необычным, непривычным. Тема идентичности зашита в опыте, который говорит, что идея рождается не через постройки, похожие на постройки предшественников. Правда — в обратном».
Директор Архитектурного строительно-исследовательского института при Харбинском политехническом университете Чэнь Цзяньфэй делилась опытом сохранения идентичности в Харбине, в архитектуре которого нашлось место и русской культуре. Напомним, с 1898 по 1917 год Харбин был центром русского влияния в Маньчжурии, а затем стал центром русской эмиграции на Востоке.
«Это химия времени и людей, выражение ДНК. Моя мантра: вдохновляться вчерашним днем и смотреть в будущее, — говорил об идентичности основатель бюро Footprints Earth Ятин Пандья из Индии и пожелал Казани дальше искать собственный ДНК. — Кремль — это культурные традиции, но нужно то, что Казань делает Казанью».
Столица РТ настроена создавать уникальные, неповторимые объекты. Таким, например, может стать новая Соборная мечеть в Адмиралтейской слободе. «Сохраняем особенности, своеобразие, но при этом осознаем, что надо двигаться вперед с учетом памяти места. Понимаем, что нужно создавать уникальные, неповторимые объекты, которые будут говорить и передавать ценности будущим поколениям», — рассказала главный архитектор Тухватуллина.
Театр в этот день начинался с деревянного арт-объекта «Вечность» Жени Андерсона, установленного на улице. И это только начало художественного наполнения международного форума
Арт-объект «Вечность», триптих «Казань будущего» с участием нейросети, работы казанских художников
Тем временем на форуме работала мощная выставка. Театр в этот день начинался с деревянного арт-объекта «Вечность» Жени Андерсона, установленного на улице. И это только начало художественного наполнения международного мероприятия.
Панно «Казань будущего» создает в ходе выставки автор мозаик московского метро Марат Наби. Понаблюдать процесс можно на стенде группы компаний «СМУ-88» и галереи «БИЗON». Это первое из трех панно, которые вместе с гостями и участниками форума за три дня создаст Наби. Триптих «Казань будущего» продемонстрирует, как может измениться визуальный облик столицы Татарстана, раскрыв зрителям неожиданные точки роста. Эскизы разработаны с помощью нейросетей.
Первую мозаичную деталь в панно заложил мэр Казани. «Надеюсь, нейросети человека не заменят… В эскизе искусственный интеллект предложил нам черное окошко, давайте поменяем — зажжем свет», — сказал Метшин, выбрав светлый камешек.
Панно «Казань будущего» создает в ходе выставки автор мозаик московского метро Марат Наби
На стенде также представлены графические работы одного из самых ярких современных татарских художников Ленара Ахметова, произведение восходящей звезды мирового арт-рынка Гаянэ Аветисян, сочетающее контраст античной архитектуры и современной абстрактной живописи, графика нижегородского уличного художника Evsti, внедрившего древнеримскую колонну в современные сюрреалистические мотивы. На гигантском видеоэкране презентована работа казанского художника Рамиля Резванова — размышляя на тему идентичности, он переосмысляет татарский орнамент в диджитал-арт-формате.
Неожиданное присутствие произведений современного искусства на стенде строительной компании объясняет тема стенда — «Строительство как искусство». Экспозиция объединила современные архитектурные решения и произведения современных художников, вдохновленные урбанистикой.
Неожиданное присутствие произведений современного искусства на стенде строительной компании объясняет тема стенда — «Строительство как искусство»
Выставка идентичности и взгляд Элины Сафаровой на Кабан
Отдельное внимание публики приковала выставка, посвященная осмыслению идентичности, которую организаторы начали готовить задолго до открытия форума «Казаныш». Они призвали всех желающих — и простых горожан, и креативный класс — в формате open-call делиться своим пониманием идентичности. На этой основе планируют создать каталог идентичности для застройщиков, которые хотят работать в Казани. Среди них хватает федеральных и региональных компаний. Так что помочь им в понимании того, какие места в городе важны для казанцев, чем отличается исторический центр, каков архитектурный облик, декор, исторически сложившийся в столице республики, — одна из миссий.
«Это совместная сборка пазла идентичности, выявление взаимосвязи форм трансляции исторической памяти и формирования исторического опыта человека, его локальной и национальной идентичности, а также их сохранения и развития», — говорилось в описании выставки «Выставки идентичности».
Тиснение по коже, серьги из перламутровых ракушек и серебра, фрагменты вышивок, кожаная мозаика были представлены на стендах. В основе — национальные узоры. Рядом картины из фонда Казанского художественного училища.
«Мы придерживались вектора, который презентовали изначально, — рассказал изданию директор МБУ „Институт развития города“ Алексей Горбунов. — Было представлено около 70 работ, часть отобрана на эту площадку. Но это только первый шаг выставки, она будет развиваться. Времени было мало, поэтому будем и дальше искать идеи, решения».
Ярко выглядели идеи идентичности, подготовленные руководителем архитектурного бюро Bespoke Architects Элиной Сафаровой
Ярко выглядели идеи идентичности, подготовленные руководителем архитектурного бюро Bespoke Architects Элиной Сафаровой. Например, там можно увидеть столбы из чак-чака, а также новый взгляд на озеро Кабан, который предлагают украсить мостом «Сокровище нации».
Например, там можно увидеть столбы из чак-чака
«Это проект об уникальной истории Татарстана и чистых чувствах нашей сильной души, — рассказала Сафарова в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Важно сохранять аутентичность города и внести вклад в его развитие. Мечтая о будущем, мы перенесли дух легенд и историй в образ моста, соединяющего татарский и русский берега озера Кабан. Это уникальная композиция, образующая открытое для горожан пространство, позволяющее иначе взглянуть на знакомый ландшафт и ощутить новые неповторимые эмоции от озера Кабан. С моста жители смогут наблюдать невероятное шоу фонтанов, оно сможет стать одной из главных достопримечательностей города, предлагая всегда меняющееся зрелище».
А также новый взгляд на озеро Кабан, который предлагают украсить мостом «Сокровище нации»
Пластичная форма уважительно относится к историческому контексту и не доминирует над силуэтом Старо-Татарской слободы, объяснила Сафарова. Фасад переливается на солнце, создавая необычную игру текстур и отсылая к Зиланту, оберегающему Казань и сокровища озера. Остров на Кабане может стать новым любимым местом для горожан, здесь можно будет спрятаться от городской суеты и насладиться спектаклями на открытом воздухе. Фонтаны, окружающие мост, полностью подавят шум города и создадут островок умиротворения.
«Черпая вдохновение в татарском национальном орнаменте, мы воссоздали образ, объединяющий два берега Кабана. Нить кружева формирует новую пешеходную связь, наполненную национальным духом», — рассказала Сафарова.
***
Форум продолжается. Завтра участники обсудят развитие прибрежных территорий, социокультурный и рекреационный ресурсы в устойчивом городе, концепцию «города на воде» и не только.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 50
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.