«Отдохнем, выдохнем», — говорят дорожные строители, которые сегодня сдали премьер-министру РФ Михаилу Мишустину первый отрезок трассы М12 в Татарстане вместе с участком в Чувашии. Это 153 км автодороги от города Шумерли до развязки М12 с автомобильной трассой Казань – Буинск – Ульяновск. Цена поездки — 784 рубля. Из минусов — первые заправки и придорожный сервис появятся только к концу года. Дорогу сделали по новым стандартам из стойкого к колее «суперасфальта» и обещают 24 года службы без капремонта. Теперь к 20 декабря планируют сдать три этапа трассы — два от Арзамаса до Шумерли и последний в Татарстане с мостом через Волгу. Первый отрезок в РТ и работу на последнем отрезке оценили корреспонденты «БИЗНЕС Online».
-
Сегодня премьер-министр РФ Михаил Мишустин открыл первый участок трассы М12 в Татарстане длиной 72 км вместе с 81-километровым отрезком в Чувашии — с места главе правительства докладывал премьер РТ Алексей Песошин. Событие стало частью международного форума «Транспорт России», который проходит в Москве с 14 по 16 ноября (на фото). Вместе с М12 премьер-министр открыл и другие дороги по России, среди них и реконструированный мост через реку Свиягу на трассе М7. Фото с сайта правительства РФ.
-
Открытый участок длиной 153 км начинается от развязки у города Шумерли в Чувашии и заканчивается на развязке М12 с автомобильной трассой Казань – Буинск – Ульяновск в Верхнеуслонском районе РТ, у села Егидерево, ближайший город — Иннополис. На этом участке также расположена развязка М12 с трассой Цивильск – Ульяновск рядом с городом Канашом и развязка неподалеку от татарстанского села Большие Кайбицы.
-
Цена поездки от Шумерли до развязки с трассой Казань – Буинск – Ульяновск на легковушке составит 784 рубля. Дорога от Шумерли до Канаша обойдется в 362 рубля, Шумерля – Большие Кайбицы — 560 рублей. Проезд Канаш – Большие Кайбицы — 198 рублей, Канаш – Иннополис (развязка с дорогой Казань – Буинск – Ульяновск) — 422 рубля. Поездка от Больших Кайбиц до Иннополиса составит 224 рубля. Напомним, поездка по уже открытому отрезку дороги от Москвы до Арзамаса длиной 415,5 км составляет 2 821 рубль, или 6 рублей 78 копеек за километр. Ожидается, что цена поездки от Москвы до Казани составит 5–6 тыс. рублей.
-
На автодороге уже заработала система взимания платы без шлагбаумов «Свободный поток». Автомобили без остановок проезжают через п-образную опору на трассе с оборудованием фиксации проезда. Заранее оплатить поездку предлагают двумя способами: купить билет в мобильном приложении госкомпании «Автодор», купить и установить на лобовое стекло электронное устройство — транспондер, которое позволяет ездить по дорогам госкомпании со скидками. Если проезд не оплачен, то в течение пяти дней поездку предлагают оплатить на сайте или в мобильном приложении «Автодора». За езду по платной дороге без оплаты автовладельцу грозит штраф до 5 тыс. рублей.
-
Приглядимся к съездам и заездам первого отрезка в РТ. Перед нами схема движения по первой развязке М12 в Татарстане у села Большие Кайбицы. Там транспорт с М12 сможет развернуться в сторону Москвы и Казани, съехать в сторону Больших Кайбиц по пути из Москвы. Заезд на М12 с «регионалки» возможен со стороны Ульянково и Старых Чечкаб.
-
А это вторая развязка, частично открытая в Татарстане. Пока там можно только «заскочить» на М12, двигаясь по пути из Казани и со стороны трассы М7. А также съехать с автобана в сторону Буинска, Ульяновска и Казани.
-
На прошлой неделе госкомпания «Автодор» показала последние приготовления к открытию первого участка трассы в Татарстане. Подрядчиком на этом отрезке выступило ООО «СК „Автодор“» — дочерняя структура госкомпании.
-
На фото уже готовый мост через реку Свиягу, который связал Кайбицкий и Апастовский районы с Верхнеуслонским. Сооружение длиной 1,3 км построили на 7 опорах высотой от 21 до 36 метров. Из-за сложного рельефа там применили технологию уравновешенного бетонирования с использованием скользящей опалубки. Это позволило сократить сроки строительства в 1,5 раза до двух лет, уменьшить количество работников, затраты на поддерживающие конструкции, электроэнергию, технику.
-
«Это монолитный, неразрезной мост, который заливался методом коромысла: агрегаты на весу выдвигаются в разные стороны на 4 метра, натягивается арматура, и заливается бетон. Через неделю опалубку снова передвигают на 4 метра и повторяют операцию», — рассказал о тонкостях технологии заместитель генерального директора строительной компании «Автодор» Ильдар Ярулин. Заявленный срок эксплуатации моста — 50 лет.
-
Так мост через Свиягу выглядел в июне.
-
А это уже готовый мост через Осипов овраг, максимальная высота опор которого составляет 39 метров. На этом объекте строители также применили технологию скользящей опалубки. По словам дорожных строителей, М12 — третий объект в России, где использовали новый метод заливки.
-
Приглядимся к асфальту. На М12 дорожный пирог и верхний слой асфальта делают по новому российскому ГОСТу, в основе которого американская технология объемно-функционального проектирования Superpave — Superior Performance Pavements. В переводе с английского — дорожное покрытие с превосходными характеристиками, сокращенно «суперасфальт». Первой дорогой, построенной в России по новому ГОСТу, считается открытая в 2020 году федеральная автомагистраль «Таврида».
-
«Все типы асфальтобетона выполнены на полимерно-битумных вяжущих, в конструкции три слоя», — рассказывал Ярулин. Первый слой основания выполнен из асфальтобетона c зернами щебня 32 мм, затем смесь с зернами 22 мм и верхний слой, по которому поедут машины, — это щебеночно-мастичная смесь с максимальным размером зерен щебня 16 миллиметров.
-
«Модуль упругости рассчитан. Гарантийный срок эксплуатации — 24 года», — сказал представитель СК «Автодор». Действительно, по новому ГОСТу срок службы вырос в 2 раза до 24 лет с момента строительства дороги до ближайшего капитального ремонта. До обычного ремонта должно пройти не менее 12 лет. Перечисленные требования касаются основания, а не слоя износа — верхнего покрытия дороги, который могут менять по необходимости в течение 24 лет. «Как показала практика, такой асфальтобетон прочнее, долговечнее и не вызывает колейность», — сказал Ярулин. На фото «суперасфальт» со структурной разметкой, которая предупредит задремавшего водителя о выезде за пределы полосы движения.
-
М12 — это дорога первой категории без светофоров, пересечений с другими дорогами в одном уровне, рассчитана на движение 20 тыс. автомобилей в сутки. Только на первом этапе в Татарстане из монолитного бетона построили 35 искусственных сооружений: мостов, путепроводов, экодуков. «Здесь было поле, леса. С нуля за три года», — говорил руководитель строительства первого этапа М12 в Татарстане Дмитрий Костин (на фото). Над отрезком круглосуточно работали до 1,5 тыс. человек и 500 машин.
-
Вдоль дороги уже появилось 4,2 тыс. опор освещения, проложено свыше 2 тыс. км инженерных коммуникаций — это электрические и оптоволоконные кабели. Вдоль дороги установили свыше 270 км забора — это защитит трассу от диких и домашних животных, подъезда автомобилей, прохода людей. Для передвижения животных в РТ предусмотрели 7 экодуков над дорогой и четыре тоннеля под дорогой.
-
А что с придорожным сервисом? Оценить концепцию многофункциональных зон М12 «Отдохни, потом заправься» до открытия отрезка в Татарстане не удалось. К концу года на автотрассе появится 20 автозаправок вместо 32 запланированных. Из 6 многофункциональных зон в РТ вместе с открытием дороги в декабре заработает только четыре от компании «Татнефть». Еще две, дай бог, «Газпром» запустит в 2024 году.
-
Вернемся на трассу. На фото локальные очистные сооружения. На 7-м этапе 28 таких объектов. Там собранные с дороги стоки проходят пять степеней очистки, заявляют дорожники. Следить за очистными, чистить «суперасфальт» от снега будут эксплуатирующие организации. Какие это компании? В «Автодоре» на данный вопрос не ответили.
-
Платная дорога открыта. Как строители 7-го этапа отметят это событие? «Отдохнем, выдохнем. Все устали, была напряженная работа без остановок», — рассказал Костин.
-
Не до отдыха пока рабочим на 8-м, последнем этапе трассы в Татарстане с мостом через Волгу — это самый длинный мост М12 и всех дорог госкомпании «Автодор». Отрезок и мост возводит ООО «Трансстроймеханизация» — «дочка» ПАО «Мостотрест» миллиардера Аркадия Ротенберга. На фото зевающий рабочий на фоне Волги.
-
Переносимся на мост через Волгу. От первой опоры до поверхности воды 50 м, что сопоставимо с высотой 14-этажного дома. Мост длиной 3,3 км строят с опережением срока на полгода благодаря двум временным рабочим мостам и надвижке металлоконструкций с двух сторон. Два берега Волги соединили в начале августа, а теперь тут уже лежит финишный слой асфальта, устанавливают ограждения, подключают световые опоры, в «теле» пролетных строений тянут кабель.
-
На правом берегу Волги для подхода к мосту дорожники сделали самую большую земляную выемку трассы глубиной 45 м, для чего пришлось вывезти 14 млн т грунта. Если это делать КАМАЗом с 10-кубовым кузовом, то понадобилось бы 1,4 млн ходок. Грунт использовали для насыпи дороги, многофункциональных зон, рекультивации.
-
На фото биоматы — это геотекстильный материал с вшитыми семенами трав, которые прорастают и укрепляют корнями откосы, защищают от размыва.
-
«Мосты такой протяженности в столь короткие сроки в России в последние годы не строили. Гарантийный срок моста, наверное, 100 лет», — сказал начальник производственной службы АО «Дороги и Мосты» Михаил Новоселов. Масса надвинутых металлоконструкций — 45 тыс. тонн. Конструкции изготавливали Зеленодольский завод им. Горького, «Курганстальмост», «Тюменьстальмост», «Мостострой-11».
-
Работы идут и шли круглосуточно вне зависимости от времени года. В пиковый момент на объекте работали 1,2 тыс. человек и 174 машины, в том числе 13 единиц флота. Один временный мост уже разобран, ведется демонтаж второго.
-
Отмотаем назад. Так мост выглядел в августе.
-
А так в июне.
-
Стоимость моста не называют. Напомним, цена строительства М12 превышает 900 млрд рублей, из которых 168 млрд рублей израсходуют на татарстанский этап.
-
Флот еще понадобится дорожникам в 2024-м. Какие работы останутся на будущий год? Отвечать на этот вопрос «БИЗНЕС Online» представитель АО «Дороги и Мосты» не стал. Впрочем, уже открытый отрезок от Москвы до Арзамаса строители тоже доводили до ума после запуска.
-
Первый участок М12 в Татарстане запущен. Да, пока едем только из Верхнеуслонского района до Шумерли и ждем открытия всей трассы 19 или 20 декабря, чтобы добираться от Москвы до Казани за 6 часов 30 минут. Спасибо рабочим, готовим деньги, и в добрый путь!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.