О том, как создавался, становился один из флагманов отечественного авиапрома, завод с 106-летней историей, беседуем с председателем Совета директоров ОАО «Казанский завод «Электроприбор», входящего в состав «Ак Барс Холдинга», Геннадием Дивавиным. О героических военных годах, трудностях 90-х, возрождении в нулевые и полной загрузке в настоящем он рассказал в своем интервью.
«Первым идейным вдохновителем создания завода и первым его директором был выдающийся русский ученый Александр Фридман»
Сегодня это звучит как фантастика
— Геннадий Валерьевич, заводу в этом году исполнилось 106 лет. На ваш взгляд, какие этапы истории были самыми успешными и какие — сложными?
— Все события, что происходили в разные годы в нашей стране, непосредственно влияли и на жизнь предприятия: войны, развал Советского Союза, становление новой России. И в каждом периоде были как и успехи, так и свои сложности. История завода началась в 1917-м в Москве, после Первой мировой войны. В те годы в России начали развиваться самолетостроение и, соответственно, приборостроение, но приборы для авиации в основном приобретались за рубежом. То есть вопрос импортозамещения был актуальным и тогда — более 100 лет назад. Первым идейным вдохновителем создания завода и первым его директором был выдающийся русский ученый Александр Фридман. Именно он выдвинул идею о создании завода по производству авиационных приборов в России. Его поддержал великий князь Александр Михайлович Романов — дядя последнего российского императора. В то время он курировал воздушный флот России. В 1918 году завод, как и все предприятия, был национализирован. А потом начался советский период — трудовые пятилетки. Беспримерные мужество и трудовую доблесть заводчане проявили в годы Великой Отечественной войны. Завод и тысячи сотрудников были эвакуированы из Москвы в Казань. Оборудование буквально с колес поезда устанавливали под открытым небом здесь, на площадке бывшего Казанского ветеринарного института, который, как вы понимаете, совершенно не был приспособлен под производство. Приказ Госкомитета обороны был коротким — в течение месяца после эвакуации возобновить производство приборов. И приказ выполнили. Сегодня это звучит как фантастика.
«В 1918 году завод, как и все предприятия, был национализирован. А потом начался советский период — трудовые пятилетки»
— А еще требовалось разместить людей, создать хоть какую-то инфраструктуру…
— Более 5 тысяч человек — сотрудников завода с семьями — прибыли в Казань. Первоначально их размещали в порядке уплотнения в семьи казанцев, в школы, театр имени Камала, филармонию… В то время Казань фактически заканчивалась в конце улицы Горького, где сейчас стоит Варваринская церковь. А здесь, возле ветеринарного института, находилось так называемое Арское поле: ни дорог, ни коммуникаций. Перед городом и заводчанами стояла задача: помимо выпуска приборов для боевых самолетов, танков и кораблей, создать всю инфраструктуру. А это трамвайные пути, дороги, жилье, высоковольтные линии, котельная, компрессорная и телефонная станции. И полностью все это было сделано к весне 1942 года! Тогда же завод, получивший номер 230, вышел на производственные мощности довоенного времени. Многие заводчане, несмотря на бронь, ушли на фронт, на их место встали женщины и дети, прямо на территории были открыты ясли, пришли на завод и школьники. Работать по 12 часов было обязательно, по 14 — желательно, а иногда и ночевали на заводе. Около 2 тысяч работников завода были награждены орденами и медалями за самоотверженный труд. Сотни заводчан получили боевые награды. Работали на заводе и известные люди. Например, прославленная летчица, Герой Советского союза Магуба Сыртланова, после демобилизации трудилась контролером сборочного цеха. Вся история завода отражена в нашем музее: там хранятся удивительные экспонаты, письма, фотографии, уникальные приборы — старинные, некоторые даже столетней давности, и современные — те, что выпускает завод сегодня.
«Многие заводчане, несмотря на бронь, ушли на фронт, на их место встали женщины и дети, прямо на территории были открыты ясли, пришли на завод и школьники»
— Послевоенный период — время освоения космоса. В каких проектах тогда участвовал завод?
— Послевоенные годы, особенно 60–70-е, — годы развития реактивного самолетостроения, ракетостроения, освоения космоса, и во всех проектах завод принимал активное участие. Ежегодно осваивались до 20 новых изделий. Это уже не только отдельные приборы, а целые системы. Например, «Электроприбор» одним из первых стал производить системы автоматического управления параметрами полета, антиобледенительные системы, системы сигнализации о пожаре и так далее. Еще одно направление — гиростабилизаторы для систем управления беспилотными изделиями, которые активно используются и в настоящие время.
Производил завод и большую номенклатуру товаров народного потребления, что помогло заводу выжить и сохранить свой производственный потенциал в 90-е, когда объемы спецпродукции значительно сократились.
Председатель совета директоров ОАО «Казанский завод „Электроприбор“»
Дата рождения
24 Июня 1941 года.
Место рождения
Казань.
Образование
Казанский авиационный институт (1964).
1964–1980 — мастер, начальник технологического бюро, начальник цеха.
1980–1987 — главный инженер ГУП «Казанский завод „Электроприбор“».
1987–2007 — генеральный директор ОАО «Казанский завод „Электроприбор“».
С 2007 года — председатель совета директоров ОАО «Казанский завод „Электроприбор“».
Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан, почетный авиастроитель СССР.
«Производил завод и большую номенклатуру товаров народного потребления»
Благодаря дефолту 1998-го завод смог расплатиться со всеми долгами
— Как завод выживал в 90-е?
— В 90-е годы начались проблемы. Деньги за выпускаемую продукцию получали в ограниченном количестве. Процветал бартер. В то время все предприятия оборонного комплекса выпускали гражданскую продукцию, которой и рассчитывались с нами.
— А на что менялись?
— Да у кого чего только не брали! КАМАЗ поставлял нам автомобили — «Оку», мы их отдавали в магазин с дисконтом, а магазин платил нам наличкой. У нас были большие поставки за границу — в Индию, Китай, по межправительственным договорам они рассчитывались с нами всякими бытовыми товарами. А у нас была задача в эти годы сохранить хотя бы костяк специалистов. Кто-то уходил в коммерческие предприятия, кто-то — в челноки, но основной коллектив самых квалифицированных специалистов необходимо было любыми путями сохранить. Находили выход из ситуации.
— Каким образом?
— Несмотря на смутные времена, на невыплату зарплаты, заводу удалось сохранить всю социальную инфраструктуру. А социалка у нас была очень приличной, и до сих пор значительная часть ее сохранилась. Поликлиника, стационар, ДК имени Маяковского, 6 ведомственных детских комбинатов, детский лагерь, база отдыха на Волге… Завод даже жилье продолжал строить. За счет того, что мы тогда сохранили социалку, мы сохранили нужных специалистов. Время было тяжелым, но люди знали, что летом их дети могут поехать бесплатно в детский лагерь, что сами они и их семьи — на базу отдыха, получат, не выходя с завода, медицинское обслуживание. Мы сохранили дотацию на питание в нашей столовой. В самые тяжелые времена разрешали работникам завода, не получающим вовремя зарплату, приводить в столовую членов семей с детьми и кормили их за счет завода. Да, живые деньги получали с большой задержкой, но помощь людям оказывалась всегда.
«Несмотря на смутные времена, на невыплату зарплаты, заводу удалось сохранить всю социальную инфраструктуру»
— Когда ситуация на предприятии стала выправляться?
— Не поверите, благодаря дефолту 1998-го, завод наконец смог расплатиться со всеми долгами и вздохнуть свободно, работать, не отвлекаясь на решение финансовых проблем.
К тому времени правительство разрешило оставлять предприятиям валюту за экспорт, чего раньше не было. И, когда за одну ночь доллар подскочил в несколько раз, мы в это время получили солидную сумму валюты из Китая и Индии, конвертировав ее в рубли, погасили все долги по зарплате, налогам, коммунальным расходам. И в начале нулевых завод стал набирать обороты. Потом уже прошло акционирование и вхождение в состав «Ак Барс Холдинга».
Год основания: 1917, Москва. В 1941-м предприятие эвакуировано в Казань.
Акционеры: АО «Объединенная промышленная корпорация „Ак Барс“» — 49,999925%, ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“» — 25,000037%, ООО «Инвестиции и консалтинг» — 25,000037%.
Направления деятельности: разработка и производство авиационных систем и приборов для воздушных судов всех типов, спецтехники, агрегатов для газоперекачивающих станций, морской и бронетанковой техники.
Генеральный директор — Шацких Павел Александрович
«У нас, как в советские времена, сохранилась на заводе доплата за выслугу лет в зависимости от стажа, при положительных финансовых итогах года выплачивается 13-я зарплата»
По качеству военной авиации мы были и остаемся конкурентными
— Надо полагать, тогда же, в нулевых, начался подъем авиастроения?
— Тут надо иметь в виду, что во все времена военное авиастроение в России держалось на достойном конкурентоспособном уровне. А вот гражданскую авиацию, по мнению реформаторов 90-х, нам развивать было не к чему: зачем что-то строить, когда можно купить, рассуждали они. В результате гражданскую авиацию практически похоронили. Хорошо, что сейчас жизнь заставила поднимать отрасль, спасибо санкциям. Полагаю, что лет через пять у нас появится своя достойная гражданская авиация, какая и должна быть в такой большой стране, как Россия.
— Санкции вас коснулись?
— Если только в плане поставки некоторых комплектующих. Но мы находим новых поставщиков, и качество не хуже, чем у бывших партнеров. Тем более у нас существует жесткая система контроля качества, когда каждое изделие проверяется несколько раз и в разных условиях специалистами ОТК завода и представителями заказчика.
— Вы отметили, что удалось сохранить социалку в самые тяжелые времена. А как сейчас? Ведь многие компании после акционирования значительно урезали социальные направления, сконцентрировавшись исключительно на производстве…
— Да, часть социальных объектов в свое время была передана городу, имеются в виду заводские жилые дома, ДК имени Маяковского, детские комбинаты, а больницу и поликлинику передали 6-й горбольнице. Но что касается социальных льгот, их сейчас сохранилось не меньше, чем было в советские времена. Коллективный договор завода признан одним из лучших в отрасли и среди предприятий Казани. Мы сохранили базу отдыха, медицинские кабинеты на территории завода, по-прежнему дотируются обеды в заводской столовой. У нас активная ветеранская организация, где каждый ветеран завода с активным участием профсоюзной организации окружен заботой и вниманием. Предусмотрена в коллективном договоре поддержка молодых рабочих и специалистов. Например, помощь при рождении ребенка, на свадьбу, повышению квалификации за счет предприятия. Активно ведет работу Совет молодежи, созданный еще в 90-е годах. У нас, как в советские времена, сохранилась на заводе доплата за выслугу лет в зависимости от стажа, при положительных финансовых итогах года выплачивается 13-я зарплата. В этом году, например, лучшим молодым сотрудникам вместе с семьями была организованна поездка на Черное море. И это далеко не все, что закреплено в коллективном договоре.
«Во все времена военное авиастроение в России держалось на достойном конкурентоспособном уровне»
Историю творит коллектив, а не отдельные личности
— Сколько в среднем составляет зарплата на заводе? И есть ли дефицит кадров?
— Около 80 тысяч рублей. Но это в среднем. У нас есть те, кто зарабатывает и в 2 раза больше, — это специалисты, работающие на станках с программным управлением, конструкторы, разработчики спецтехники. Сегодня работы у всех более чем достаточно. Что касается дефицита кадров, есть отдельные вакансии рабочих специальностей на разных участках производства, по ИТР свободных вакансий практически нет.
— Какие люди сегодня творят историю завода?
— Абсолютно все: от уборщицы до директора завода. Историю творит коллектив, а не отдельные личности.
Впрочем, можно отметить, что сейчас на заводе подобрана очень сильная команда руководителей и специалистов, которая, сохранив традиции завода, активно его развивает в правильном направлении. Значительную помощь оказывает заводу и руководство холдинга.
Основной объем выпускаемой продукции в настоящее время и в дальнейшем, надо отметить, — это продукция наших собственных разработок в заводском конструкторском бюро, которое было создано в тяжелые 90-е годы, что себя, безусловно, оправдало.
— Какое будущее вы видите для предприятия?
— Светлое будущее, впрочем, как и настоящее. Есть загрузка, есть перспективы, есть план стратегического развития на 10 лет. Очевидно, что доля спецпродукции в общем объеме когда-то начнет сокращаться и должна будет расти доля гражданской продукции, и план развития завода это предусматривает.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.