Опрос недели: А по-вашему, российские олигархи в лице Михаила Фридмана прозрели?
На этой неделе вернувшийся в Россию совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман рассказал, что сожалеет о вложении собственных денег в экономику Великобритании. Чему научит опыт Фридмана отечественный бизнес, будет ли он возвращаться обратно в страну? «БИЗНЕС Online» отвечают Валентин Катасонов, Дмитрий Потапенко, Шамиль Агеев, Ркаил Зайдулла, Сергей Губанов и др.
Валентин Катасонов экономист— Я всегда использую крылатую фразу: для олигархов и прочих капиталистов родина там, где выше норма прибыли. Поэтому Фридмана я никак не могу причислить к патриотам России и даже к сознательным ее гражданам. Это космополиты. Бизнесмены отслеживают ситуацию и хотят понять, где выше прибыль и меньше риски для бизнеса и личного благополучия. Так что это такие перелетные бабочки, и гражданами России их можно назвать только при богатом воображении.
Дмитрий Потапенко бизнесмен и блогер— Вложение какого-то конкретного Фридмана не имеет никого отношения к вложениям в зарубежную экономику, в данном случае в Великобританию. Привязка к национальности и заявление господина Фридмана весьма странны, это какая-то поэтизированная заморочка. Почему не задать вопрос: не прозрели ли американские бизнесмены, пакистанские или турецкие? Если у них как-то складывается, то какое отношение это имеет к британской экономике? Вероятно, управляющие Фридмана оказались неудачливыми. Это всего лишь дискретная история. Поэтому каждую историю надо оценивать без привязки к господину Фридману, Петрову, Сидорову, Васечкину. И тогда будет нормальная аналитика, а не политизированное говнище.
Михаил Скоблионок предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии РТ— Вряд ли вернутся в Россию, потому что в РФ с деньгами нужно уметь работать. Фридман — молодец, очень умный, я его уже лет 20 знаю, он бизнесмен до мозга костей. А остальные олигархи — у нас их до фига — ограбили Россию, наворовали и убежали. Я не думаю, что весь бизнес вернется в Россию. Приедут несколько человек, которые умеют честно зарабатывать, и им нормально здесь. Не знаю, с кем там Фридман в Великобритании испортил отношения, все же зависит от того, с кем ты дружишь. Вот ты дружишь с Путиным, и тебе в России будет хорошо работать, если у него в Англии нет друзей, то ему не будет нормально работаться там. Надо дружить с начальством, тогда тебе будет вольготно. Но надо хорошо знать начальство: сидишь ты при одном президенте — он тебе помогает. А потом поменялся президент, другой пришел, а у него своя команда, он тебе не будет помогать, и перекрывают кислород.
Ркаил Зайдулла председатель союза писателей Татарстана, депутат Госсовета РТ— Прозрели? Какой там! У них, кроме денег, нет ничего на уме, во времена приватизации они присвоили имущество страны. За границей они не могут вести бизнес, способны только в российских условиях работать напрямую с государственными деньгами. Там им задницу прищемили, и они вынуждены вернуться домой. Если там на них наложат санкции, то могут вернуться, а если за границей будут условия для ведения бизнеса, то думаю, что не вернутся. Каких-то мук совести они не испытывают, так как сейчас у богатых нет совести, впрочем, как и у большинства бедных.
Сергей Губанов главный редактор журнала «Экономист»— Трудно сказать навскидку, потому что мотивы компрадорской элиты туманны. Тут какой нюанс: не все заграничные инвестиции — антироссийские. Большая беда в том, что размещать капитал за рубежом рентабельнее, чем создавать промышленный капитал внутри страны. И олигархи типа Фридмана приложили к созданию этой системы свои ручки. Возвращение Фридмана — вопрос личного удобства, а не вопрос того, что он прозрел и проникся российскими интересами. Это по-хорошему шкурный интерес, шкурный в самом прямом, биологическом, смысле этого слова. Но меня сейчас не это интересует. Вы видите, Кремль регулярно зарядил проведение совещаний по экономическим вопросам. При этом он декларирует, что экономика адаптировалась, но нам не адаптация экономики нужна к неким внешним условиям. Необходимо, чтобы сверхвыгодным был внутренний рынок и сверхвыгодными — внутренние капитальные вложения.
Шамиль Агеев председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ— Я думаю, таких людей жизнь заставляет. Футбольные команды покупают, баскетбольные, а им Путин сколько раз говорил: «Вкладывайте сюда, потом пыль будете глотать, чтобы свои деньги вернуть». А им хотелось туда, они думали, там будут жить, а сейчас вся Европа против них. Рано или поздно Фридман должен был вернуться. Будем надеяться, что здесь у него положение окажется хорошим, удачно сложится для народного хозяйства. У каждого бизнесмена своя судьба: кто поумнее, тот вернется, а другого, скажем так, жизнь заставит.
Айдар Шагимарданов президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ— Люди, которые живут в стратосфере, как Фридман, никто из нас не знает, почему они возвращаются, что он там делал в Лондоне, с какими спецслужбами Америки, Англии он сотрудничает, ему дали задание или просто сам прозрел. Это мы только узнаем в Судный день. Никто не может залезть в его сердце и понять, с какой целью он вернулся. Пусть специальные службы РФ с ним разбираются, как и что, для чего вернулся на родину. Вот эти сказки, что он там осознал или нет — детский лепет.
Отечественный бизнес — как ручеек: когда он с горы стекает, то будет искать самый удобный маршрут для движения воды. Бизнес — то же самое. Если для бизнеса в России будут продолжать создаваться удобные комфортные условия, то он будет возвращаться, а если в России будут некомфортные условия, то отсюда будет уходить. Это вообще как дважды два равно четыре, вот и все.
Фарид Башаров генеральный директор союза «Торгово-промышленная палата города Набережные Челны РТ»— Это процесс непростой и небыстрый. Фридман посчитал, что англосаксы оценят его вклад в экономику Великобритании. Они оценили, но там вопрос справедливости. «Где родился, там и пригодился» — с моей точки зрения, абсолютно правильная поговорка. Нет, его примеру не последуют, но очень бы хотелось, чтобы это прозрение наступило для всех, кто увел свои активы. И так у них сейчас отбирают все напропалую. Но примером и намеком все же послужит. Решение будет у каждого в меру его испорченности и ценностных ориентиров. Меня радуют только те ребята, которые работают во благо страны.
Искандер Зигангараев генеральный директор «КЖК-Логистик»— Вряд ли приемлемо слово «прозреть». Они жалеют о неправильных поступках, а насчет «прозреть» не знаю. Завтра будет выгодно — опять вложат; сегодня посчитали, что невыгодно, — приехали. В России сейчас деньги зарабатывать гораздо выгоднее, чем где-то, я так считаю. Думаю, бизнес будет возвращаться в страну, но не сразу. Эти события ведь недавно произошли, поэтому должно пройти какое-то время, чтобы силовики не сильно душили, чтобы чиновники не прикрывали своих людей, чтобы ко всем относились по закону и справедливости. Должно пройти время, должна родиться новая бизнес-элита, на смену этим олигархам должны прийти либо их дети, либо кто-то еще. Лет 10 должно пройти, мне кажется, все резко не случится.
Сергей Майоров председатель правления ассоциации «Промышленный кластер РТ»— Трудно сказать, насколько это искренне, но радует, что они начали так говорить. Может быть этот тренд пойдет. Дело в том, что много денег выводилось, выводится и будет выводиться из России. Но тренд должен быть таким: опора на собственные инвестиции, которые зарабатываются в России, должны вкладываться в Россию. Денег РФ генерирует огромное количество, то есть прибыли. Учитывая, что этот инвестиционный капитал утекал в другие страны, мы оставались без этих инвестиций. Будет здорово, если его слова услышат другие.
Нужно разработать какой-то механизм, чтобы они стали национальными героями. Что, несмотря на прежние заблуждения, они все-таки приняли правильное решение и начали развивать экономику той страны, которая является их родиной. Не могу сказать, что опыт Фридмана научит, но выступит как некий позитивный пример правильного поведения олигарха. Он, получается, как пионер, который публично признает, что зря вкладывал деньги в экономику других стран.
Марат Бикмуллин основатель промышленного технопарка «Авиатор»— Просто возникла необходимость, у Фридмана же бизнес очень большой, в России очень много всего. Если у человека был бизнес в стране такой значительный, не ларек, а много чего, пуповина не одна, а тысяча, то их все не обрежешь, кровью истечешь. Поэтому первоначальная решимость порвать с Россией и отсутствие первоначальной веры, что экономическая ситуация в России сохранится нормальной, была. Но экономический апокалипсис не произошел. Да, конечно, бизнесмены будут возвращаться. Думаю, продолжится этот процесс, Фридман показал пример.
Андрей Балта гендиректор компании «Промвест» (Набережные Челны)— Полагаю, что сейчас тем, кто активно вкладывал деньги в экономику других стран, очень тяжело. Потому что многие под санкциями. Может быть, олигархи прозрели, возможно, у них свои интересы появились. Но, наверное, они там все-таки кое-что потеряли. Сам я не инвестирую, я им не доверяю. Считаю как: если человек занимается бизнесом, он должен инвестировать в свой бизнес, если бизнес не касается работы с какими-то иностранными партнерами. Но, если у кого-то он касается зарубежных партнеров, то периметр интересов, даже своей компании, может выходить за пределы нашей страны. В этом ничего сверхъестественного и зазорного нет. Потому что расширение — это всегда работа с какими-то компаниями за территорией России. Мы же сейчас нацелены тоже, чтобы наши товары были востребованы за границей. Поэтому я не считаю зазорным работать с иностранными компаниями, но риски сейчас большие, потому что нас пока видеть там, наверное, не хотят. Те, кому не дают за границей работать, будут естественным образом возвращаться в Россию. А те, у кого получается и в ком заинтересованы… Я думаю, если у человека получается, то он так и будет работать.
Фото на анонсе: © Илья Питалев, РИА «Новости»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.