«Давайте немножко в РСПП встрепените ваши компании! Я понимаю, ковид, санкции, но сейчас-то немножко стабилизировалось», — жаловался сегодня первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на крупный бизнес, который неохотно работает с малым. Проблемам МСП в понедельник посвятили четырехчасовые слушания в Госдуме. Причем в зале вместе с депутатами рассадили предпринимателей из регионов. Оказалось, что задача президента РФ к 2030-му привлечь в сектор 25 млн человек уже перевыполнена и теперь нужен не количественный рост, а качественный. А здесь трудно: больше половины компаний закрывается в первые два года, а за пять лет вклад сектора в ВВП России не превысил 20%. О том, как от МВД требовали дать бизнесу спокойно работать, — в материале «БИЗНЕС Online».
Андрей Белоусов: «Давайте выполним поручение президента и сделаем все, чтобы создать условия для малого и среднего бизнеса. Чтобы их от работы не отвлекали, от них очень многое зависит. Нам победа нужна на фронте и в тылу. А в тылу часть победы куют они, создавая мощную экономику»
Белоусов — «прогулявшему» Шохину: «Давайте встрепените немножко компании!»
Еще в мае кабмин РФ собирал стратегическую сессию по развитию малого и среднего бизнеса. Перед тем совещанием глава Сбера Герман Греф отметил «стыдную» долю МСП в общем ВВП России — в среднем около 20% в последние пять лет. На той встрече выяснилось, что власти стремятся перевести предпринимателей из малых компаний в средние и большие, но бизнес это делать не торопится. Не хватает опыта, да и терять льготы от государства не хочется. Получается замкнутый круг, когда один владелец заводит несколько малых компаний вместо одной, но крупной.
На сегодняшних слушаниях в Госдуме Грефа не оказалось, зато прибыл весь экономический блок правительства (на уровне замов) под руководством первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. В зале, помимо депутатов, рассадили предпринимателей и бизнес-омбудсменов из регионов, был здесь уполномоченный из Татарстана Фарид Абдулганиев. Правда, выступавших от Татарстана так и не нашлось. Неужели все вопросы решены или не дали слово?
Формат встречи, которая растянулась на четыре часа, выглядел довольно необычно и напоминал прямые линии президента. Выступления спикеров сменялись вопросами из зала от предпринимателей. Спикер Госдумы Вячеслав Володин определял, кому дать слово, а сотрудницы аппарата бегали с микрофонами. При этом совсем уж неудобных вопросов не прозвучало. Видимо, предварительная «модерация» все-таки была. Первый заместитель генпрокурора РФ Анатолий Разинкин, к примеру, отвечал на один из вопросов развернуто и с цифрами, но по подготовленной справке. При этом сами слушания, посвященные МСП, проводятся впервые в истории Госдумы.
В зале, помимо депутатов, рассадили предпринимателей и бизнес-омбудсменов из регионов, был здесь уполномоченный из Татарстана Фарид Абдулганиев (слева). Правда, выступавших от Татарстана так и не нашлось
Тема важная, и зал не смог вместить всех желающих, с удовлетворением отметил Володин. На всякий случай напомнил бизнесу, что в Думе за прогулы есть штрафы, а могут и мандата лишить. «А вы только взносы платите», — улыбнулся спикер ГД, видимо, участникам бизнес-объединений. Но Володину ли не знать, что важно не просто присутствовать, но и приносить пользу? В числе «прогульщиков» в понедельник оказался глава российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
«Расслабился. Теперь ему будет не очень комфортно», — пообещал Володин то ли в шутку, то ли всерьез.
Позже Шохину «прилетело» и от Белоусова. В своем выступлении он заметил, что крупный бизнес пока неохотно работает с малым, хотя есть такое поручение президента России Владимира Путина. Малый бизнес должен заменить иностранных поставщиков в кооперации для крупных предприятий, рассуждал он сегодня. Один из депутатов, который работает в РСПП, попытался было защитить Шохина, дескать, отсутствует по уважительной причине. Но его быстро осадили.
«Я не нападаю, боже упаси. Мы эту работу начали два года назад. И мы находимся там же, где стартовали. Доложили президенту на съезде РСПП, президент поддержал, и что? Давайте немножко там тоже, в РСПП, встрепените ваши компании. Я понимаю, был ковид, санкции, но сейчас-то немножко все стабилизировалось. <…> Не только компании с госучастием должны работать с малым и средним бизнесом. Это же очевидно», — недовольно заметил первый зампред правительства.
«Вот Шохин не пришел сегодня, к сожалению. Вот эта тема — я много раз им говорил, — погрозил Белоусов пальцем. — Он знал, что я эту тему подниму, и поэтому не пришел!»
Александр Калинин подчеркнул, что в абсолютных значениях вклад МСП в российскую экономику растет. Если в 2018 году он составил 19 трлн рублей, то в 2023-м ожидается на уровне 30 триллионов. Казалось бы, все хорошо. Но можно считать и по-другому
Количество МСП набрали, а о качестве думаем теперь
Один из главных сигналов от правительства, который прозвучал сегодня, — количественный рост в МСП больше не нужен, надо расти качественно. Задача президента к 2030 году увеличить долю занятых в сфере МСП до 25 млн человек перевыполнена с опережением. Сейчас в секторе уже 30 млн человек, или около 40% трудоспособного населения, доложил президент «Опоры России» Александр Калинин. Он подчеркнул, что в абсолютных значениях вклад МСП в российскую экономику растет. Если в 2018 году он составил 19 трлн рублей, то в 2023-м ожидается на уровне 30 триллионов. Казалось бы, все хорошо.
Но можно считать и по-другому. Несмотря на рост в абсолютных значениях, доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны не растет (на что указывал Греф). К примеру, если в Китае на него приходится 40%, в Германии — порядка 30%, то в России — около 20%, говорили на слушаниях. К тому же сразу 48% малых и средних предприятий заняты в торговле и услугах, диверсификация слабая. Производством технологичного оборудования занимается мизерная доля малых компаний — 0,6%, подчеркнет позже бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов.
Формально показатель по числу занятых выполнен, подтвердит позже Белоусов, но намекнет, что особо радоваться не стоит. Да, за последние несколько лет число субъектов МСП выросло на 7 миллионов. Но 6 млн из них — это самозанятые, и то активно работают лишь две трети. А, например, число индивидуальных предпринимателей за тот же срок увеличилось «в разы скромнее» — всего на 500 тысяч. Еще 500 тыс. человек — это наемные рабочие у самозанятых и МСП. Понятно, что самозанятые много денег в экономику и бюджет не принесут, это не ИП.
Расти количественно малому бизнесу стало сложнее, приходится конкурировать с крупными предприятиями, признал Белоусов. Как отметил вице-премьер, в 38 регионах за прошлый год число занятых сократилось на «более чем 1 процент». Довольно аккуратная формулировка. «Вопрос дальнейшего увеличения численности занятых в МСП отходит на второй план, надо работать над эффективностью, производительностью. Объективно численность МСП не будет расти», — отметил зампред правительства. К 2030 году выручка на одного занятого в сфере МСП должна вырасти на 25%.
О «качестве» запускаемого бизнеса говорит и то, что больше половины предприятий МСП закрывается в первые два года существования. Белоусов сравнил этот период с так называемой зоной смерти у стартапов и подчеркнул, что с этой ситуацией надо «радикально бороться», увеличивать «срок жизни» предприятий. И это серьезная головная боль для властей. Стоит заметить, что есть и другая сторона — далеко не каждый предприниматель хочет уходить из категории малого бизнеса и лишаться господдержки, налоговых льгот. «Мы посмотрели: у нас 30 тысяч предприятий, у которых учредители имеют три и более компании. Это явный признак того, что [предприниматели] боятся расти. Даже не столько из-за налогов, сколько по совокупности», — рассказывали ранее в минэкономразвития РФ. Наверное, помогли бы переходные меры поддержки, о которых просил бизнес, но пока этот вопрос обсуждается.
Недовольны в кабмине тем, что малый бизнес пока неохотно выходит на экспорт — торгует всего 1% от всех компаний, рассказал Белоусов. «Надо всячески стимулировать, выходить на маркетплейсы в других регионах, Китае», — обращался Белоусов к регионам. Делать это очень просто, уверял спикер.
Спикер Госдумы сам определял, кому дать слово, а сотрудницы аппарата бегали с микрофонами. При этом совсем уж неудобных вопросов не прозвучало. Видимо, предварительная «модерация» все-таки была
Как бизнес просил оставить налоговые льготы: «Следующий год — выборный!»
С пожеланиями правительства понятно, а что бизнес? Несмотря на пандемию и санкции, бизнес «не сжался» и «не испугался», рассказал Калинин. Среди проблем он отметил «гиперконцентрацию» МСП: половина всего малого и среднего бизнеса собрана в 10 регионах. «Поэтому, конечно, меры и государственной поддержки, и государственной политики, и стратегии развития МСП должны быть перезагружены», — сказал президент «Опоры России».
По мнению Калинина, нужно продлить существующие меры господдержки МСП и увеличить финансирование по ним. Другое предложение — в рамках запланированной реформы органов местного самоуправления (МСУ) кратно увеличить ответственность местных властей за развитие МСП и даже ввести отдельные KPI. Пожалуй, к этому кабмин готов. А вот у другого предложения Калинина — оставлять больше налогов с малого бизнеса в местных бюджетах — вряд ли большие шансы на успех.
Не устраивают предпринимателей и разные условия для бизнеса в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в странах разнится уровень тарифов и акцизов. Президент союза кожевников и обувщиков Игорь Сурин в своей речи предложил вводить заградительные ввозные пошлины для товаров, которые удалось успешно заместить. С одной стороны — поддержка российского бизнеса, с другой — пополнение бюджета. Правда, тут же докладчик оговорился, что за счет пошлин надо не закрывать дефицит бюджета, а поддерживать МСП.
Белоусов на это заметил, что одного желания российского бизнеса и властей здесь мало. Чтобы вводить пошлины, нужен консенсус среди членов ЕАЭС, а кто захочет терять свою прибыль? Есть и другая деталь. «Как только ставим заградительные пошлины, начинают расти цены на внутреннем рынке», — подчеркнул первый вице-премьер.
Конечно же, на встрече не обошлось без просьбы не повышать налоги. До конца года действует мораторий на увеличение налоговой базы по имущественным налогам. Если упрощать, суть в том, что, даже если имущество подорожало, размер налога не меняется и отсчитывается от изначальной. «Он (мораторий — прим. ред.) закончится в этом году, и мы призываем его продлить», — отметил Калинин. Видимо, чтобы быть более убедительным, глава «Опоры России» подчеркнул: «Следующий год — выборный!»
Законодатель уже предусмотрел, что для граждан рост налоговой нагрузки не может составлять более 10% в год, то же самое нужно и для малого бизнеса, подчеркнул Калинин.
Оказалось, теперь бизнес больше тревожат даже не налоги, а неналоговые платежи — маркировка, экологический сбор, плата с грузовых машин. Речь о тех платежах, которые не попадают под действие Налогового кодекса. Законодательного понятия неналоговых платежей нет, они не систематизированы, пожаловался бизнесмен и председатель ростовского отделения «Опоры России» Аркадий Гершман. Только в 2018 году Счетная палата насчитала 167 видов неналоговых платежей, число растет.
«По заверению специалистов, в 2022 году малый бизнес заплатил порядка 5 триллионов рублей налогов. Размер уплаченных неналоговых платежей — порядка полутора триллионов. А значит, платежи уже сопоставимые», — указал предприниматель. И привел в пример тариф компании «Платон», который с 2017 года вырос на 185%. Надо систематизировать платежи, чтобы их можно было ввести только на основании федеральных законов, предложил спикер. А пока нет правил, нужен мораторий на введение новых платежей, помечтали в «Опоре России».
Белоусов пообещал поработать над вопросом. Но тут же напомнил, что три предыдущие попытки урегулировать вопрос не увенчались успехом. Планировалось разрешить ФНС отслеживать неналоговые платежи. «И малый бизнес сказал: „Нет, не надо, спасибо, давайте оставим как есть“», — вспомнил вице-премьер. Но четвертая попытка будет. Как правило, часть платежей — это плата за услуги частных компаний, и тут «работает рынок».
Вячеслав Володин (слева) попросил Белоусова ускориться с законопроектом об ограничении количества проверок со стороны МВД
«Мы, по крайней мере, понимаем, за что нас штрафуют!»
Насчет налоговых льгот государство подумает, а вот что можно сделать — так это снизить число проверок. Система контрольно-надзорной деятельности модернизирована, размер штрафов для малого бизнеса снижен в 2 раза, заметил Белоусов. И напомнил, что плановые проверки для МСБ запрещены до 2030 года, а внеплановые можно проводить только в особых случаях. Здесь тоже палка о двух концах: с одной стороны, снижение нагрузки, а с другой — как гарантировать, что бизнес соблюдает требования законодательства?
Число проверок сократилось в 5 раз по сравнению с 2019 годом, указал вице-премьер. Тут Володин не сдержался и вставил свои пять копеек: «Надо сказать спасибо нашей Генеральной прокуратуре. Они действительно позицию заняли». Как отметил спикер Госдумы, некоторые проверки, которые раньше «стимулировались» прокуратурой, сейчас прекратились и «ушли больше в систему МВД».
«И поэтому важно, чтобы наши коллеги из МВД со своей стороны также начали работать эффективно, как Генеральная прокуратура, прокуроры субъектов, выполняя поручение президента, — сказал Володин и показал на трибуну. — В противном случае придете и будете выступать вот отсюда. И отчитываться. Займитесь преступностью, поддерживайте общественную безопасность. А что касается бизнеса, дайте им спокойно работать».
Позже Володин попросит Белоусова ускориться с законопроектом об ограничении количества проверок со стороны МВД. Попавший в кадр вице-премьер будет активно кивать.
Борис Титов: «Действительно, количество проверок сократилось в разы! Изменилось качество! В результате мы, по крайней мере, понимаем, за что нас штрафуют или выносят предупреждения!»
Улучшение ситуации с проверками позже подтвердит и бизнес-омбудсмен Титов. От малого бизнеса в его аппарат приходит 70% всех обращений, но лишь 6-я часть — на давление «в уголовной сфере». Т. е. больше давят на крупный бизнес. «Действительно, количество проверок сократилось в разы! Изменилось качество! В результате мы, по крайней мере, понимаем, за что нас штрафуют или выносят предупреждения!» — радовался уполномоченный.
Одной из еще не решенных проблем Титов назвал дефицит кадров. Хотя ранее вроде бы сказали, что сотрудников хватает и нужно теперь повышать эффективность труда. «Сегодня, чтобы найти тракториста, нужна зарплата 200 тысяч рублей. Как бы наша широкая общественность ни критиковала решение, нужно расширять миграционные процессы, для граждан визовых стран предусмотреть те же условия, что и для граждан из стран бывшего СНГ», — отметил спикер.
Закрывая слушания, Володин поблагодарил представителя Генпрокуратуры и Белоусова за «трепетное отношение» к теме и мероприятию. А МВД «благодарить авансом» не стал: «Давайте с вами выполним поручение президента и сделаем все, чтобы создать условия для малого и среднего бизнеса. Чтобы их от работы не отвлекали, от них очень многое зависит. Нам победа нужна на фронте и в тылу. А в тылу часть победы куют они (МСБ — прим. ред.), создавая мощную экономику. От этого очень многое зависит, мы должны это все понимать!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.