«Со старой администрацией все было хорошо: они не решали проблему, но и не мешали», — с комом в горле рассказывал накануне нижнекамский предприниматель, пришедший с жалобой на очередное заседание центра общественных процедур «Бизнес против коррупции». Проблема не нова — муниципалитеты как минимум 25 районов не пускают бизнес в парки и скверы, хотя и получается это у них невольно, из-за федеральных законов. О том, почему в районах не обновляют схемы размещения парковых ларьков и батутов, как узаконить республиканские фуд-траки, где найти поваров для общепита и при чем тут либералы из 90-х, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Нижнекамский бизнесмен «со стажем» Александр Степанов, обив, наверное, пороги уже всех закамских администраций, пришел жаловаться к Гульнаре Сергеевой
«Грустно, конечно, слышать такое высказывание в адрес власти…»
Нижнекамский бизнесмен «со стажем» Александр Степанов, обив, наверное, пороги уже всех закамских администраций, пришел жаловаться к Гульнаре Сергеевой. Она уже несколько лет возглавляет центр «Бизнес против коррупции» — наравне с бизнес-омбудсменом РТ Фаридом Абдулганиевым это своего рода мостик между чаяниями предпринимательского сообщества и республиканскими властями. Абдулганиев, к слову, тоже должен был принять участие в общественном совете, но не смог присутствовать — как объяснили, приболел. Впрочем, и без него на заседании ЦОП хватало «советчиков»: от адвокатов, юристов и чиновников всех мастей до представителей самого бизнеса.
«Я зашел в парки с прокатом и аттракционами. Предложил проект, нас поддержала комиссия архитектуры, мы начали строиться. После этого начались мои проблемы», — говорил нижнекамский предприниматель. Степанов рассказывал, что в бизнесе он с 2006 года, трудится в Нижнекамске. В 2015-м город стал активно развивать парки и скверы, открылся силами республики парк «Семья». Тогда администрация, по словам Степанова, сама попросила предпринимателей, занимающихся сферой развлечений, «зайти» на территорию этого общественного пространства, чтобы те создали там кафе, другие активности. Степанов пришел с прокатами и различными аттракционами. Работали по отдельному разрешению местной администрации: те выделяли место, предприниматели ставили туда свои нестационарные торговые объекты (НТО) и работали.
Но все переменилось, говорит Степанов, в 2021 году — тогда кончились эти самые разрешения, а новые выдавать отказались. «С приходом в наш город новой администрации был ультиматум, что такие разрешения больше выдавать не будут. Нас хотят вывести на аукцион, но провести его они тоже не могут. Желание есть, но нет юридической основы», — рассказывал Степанов. Он пояснил, что все упирается в схемы размещения по территориям парков и скверов, которых в городе почему-то нет. Последнее обновление этих схем было в 2018 году, и пять лет ничего нового не составлялось. А без этих схем нельзя, по 381-му закону (ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»), проводить аукционы, чтобы разыгрывать места торговли и оказания развлекательных услуг в парках и скверах. По словам Степанова, работали все это время на свой страх и риск, вот с этими отдельными разрешениями. А без должных документов кошмарит прокуратура, отметил Степанов, при этом исполком якобы не шевелится с разработкой схем.
В результате образовался барьер для осуществления коммерческой деятельности в местных парках и скверах. Со слов Степанова, из 10–12 предпринимателей этой сферы осталось от силы 2–3. Дошло до того, что в декабре 2022 года им звонили из администрации и, мол, умоляли: «Приходите, народ надо развлекать». А бизнес на это только разводит руками: «А уже все, некому».
Степанов, рассказывая все это, заметно волновался. Его успокаивала Сергеева, которая предложила бизнесмену сесть на свое место, но тот продолжал: «С 2016 года я с этим борюсь. С администрацией мы сейчас делим город. Сами понимаете, старая и новая администрация… Со старой все было хорошо: они не решали проблему, но и не мешали. <…> В данный момент ко мне относится новая власть как к коррупционеру, который раньше вон там где-то сидел, кому-то платил, крышевал. Мне чиновники, которые отвечают за подготовку документов для вынесения на комиссию за разрешением, прямо в лоб сейчас говорят: „Ты коррупционер“. А как, где, кому я платил? Не понимаю».
«Грустно, конечно, слышать такое высказывание в адрес власти…» — резюмировала Сергеева после выступления предпринимателя. Но предложила участникам совета обсудить данный кейс и решить проблему совместно.
Гульнара Сергеева: «Неиспользование права муниципальными образованиями, на мой взгляд, является коррупциогенным фактором для предпринимателей в районах»
«Для предпринимателя все должно делаться по щелчку…»
Слово предоставили эксперту Никите Валикову, как его представила Сергеева, бывшему «сотруднику аппарата», по всей видимости, бизнес-омбудсмена. Валиков, в принципе, подтвердил, что такая проблема с «нежеланием» муниципалитетов заниматься схемами размещения в РТ есть. Нижнекамск тут не единственный — аналогичная беда есть еще в 25 районах республики. Все парки и скверы отданы на откуп муниципалитетов, соответственно, это их прерогатива — разрабатывать все эти схемы размещения НТО. Но упирается все только в то, что это не обязанность муниципалитетов, а их право. «Неиспользование права муниципальными образованиями, на мой взгляд, является коррупциогенным фактором для предпринимателей в районах», — заметила Сергеева.
По словам Валикова, выходом из сложившейся ситуации стало бы обновление и пересмотр (с учетом мнения и бизнеса, и местных жителей) существующих схем размещения по паркам и скверам — мол, с 2018 года уже много чего поменялось. Второе предложение эксперта — внесение изменений в статью 10 этого самого №381-ФЗ.
Как оказалось, вся эта тема не нова — точно о такой же проблеме для бизнеса докладывали на одной из встреч с предпринимателями президенту РТ Рустаму Минниханову. Тогда на проблему обратил внимание Ильнар Сираев, после чего глава района Рамиль Муллин взял его к себе в команду — мол, если знаешь, как надо, давай делай. И сейчас Сираев — начальник отдела поддержки и развития предпринимательства исполкома Нижнекамска. По его словам, как только он вступил в должность, сразу стал составлять эти схемы размещения. 18 сентября как раз уже отправил их на согласование, дальше обещают проводить аукционы. Все это, конечно, небыстро. «Для предпринимателя все должно делаться по щелчку. А когда идет работа в муниципалитете, то на все нужно время: надо оценить, отдать на согласование в прокуратуру, а там тоже есть свои нормы и сроки, не один день», — докладывал Сираев.
Он обещал объявить об аукционах по НТО в парках и скверах к концу года. Почему эти схемы не обновлялись до его прихода в исполком Нижнекамска — вопрос остался открытым. «У города же денег нет, не заложено», — парировал предприниматель Степанов на то, что нарисовать схемы мало, нужно их реализовывать. «Когда есть на что просить — деньги всегда находятся», — отвечал Сираев.
Ильнар Сираев: «Для предпринимателя все должно делаться по щелчку. А когда идет работа в муниципалитете, то на все нужно время: надо оценить, отдать на согласование в прокуратуру, а там тоже есть свои нормы и сроки, не один день»
Он обещал, что теперь со всем будет порядок, что схемы размещения станут вовремя обновляться и даже расширяться, причем уже в ближайшее время. С ним хотел войти в полемику, в частности, Валиков, который призывал при разработке схем учитывать мнение предпринимателей, на что Сираев отвечал в духе «а были ли заявления?». По его словам, все предприниматели в парках и скверах работали по пролонгированным разрешениям. Когда те отменили — опомнились. В этом году заявлений не было, не считая только одного, по тому, чтобы разместить в парках Нижнекамска батуты — тем отказали. Почему? Потому что предприниматель не захотел проходить проверку Ростехнадзора (дорого), а город брать на себя ответственность за безопасность не стал.
Уполномоченный по развитию предпринимательства в Казани, гендиректор ООО «Толстойвеар» Михаил Кузнецов в продолжение темы по торговле в парках и скверах заметил, что вся эта ситуация как палка о двух концах: заявлений от бизнеса нет, как нет и понятных правил игры. По его мнению, нужно создавать эти правила и выводить муниципальный менеджмент на аутсорсинг, создав, например, отдельную дирекцию по паркам и скверам в Нижнекамске, которая бы занималась и схемами, и аукционами, и контролем за бизнесом. Кроме того, отметил Кузнецов, нужно еще придумать и отдельного оператора по мобильной торговле, которого сегодня также нет, а вопросов по фуд-тракам не меньше, чем с батутами.
Звучали и разные другие предложения, как усовершенствовать работу НТО в парках и скверах. Например, первый вице-президент ассоциации МСБ РТ Роберт Закиров предложил разрешить «торговать» и оказывать услуги в общественных пространствах только местным предпринимателям. За примерами далеко ходить не стали — есть же сабантуи, на которых толпами выстраиваются торговые точки из местных. Сергеевой это предложение не понравилось, как и начальнику отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры РТ Насиме Мирзануровой, — такие ограничения в пользу местных будут нарушать закон о конкуренции, и ФАС явно не обрадуется. «Можно найти лазейку все равно», — прошептал в этот момент Закиров.
Еще Закиров приветствовал создание отдельных парковых дирекций, но только чтобы они могли быть самодостаточными. Сираев тут возразил: не нашелся еще такой бизнес, который готов был бы взять парки и скверы под свое крыло. Нет, администрация бы и рада, но некому. Даже привел пример с местной набережной, обслуживание которой стоит около 12–13 млн рублей.
«Я еще не видел ни одного бизнесмена, который сказал бы: „Давайте я возьму и буду за 13 миллионов содержать, а взамен поставлю туда 8 нестационарных объектов, с них буду аренду собирать, чтобы отбивать эти 13 миллионов так, чтобы еще хотя бы миллион сверху собирать…“ Если вы найдете такого игрока — отдадим», — заявил Сираев, подчеркивая нереальность такой бизнес-схемы — от силы с «набережных» ларьков можно собрать 4–5 млн рублей, где брать остальное?
А Закиров все равно парировал: в Казани вот ресторан на Кремлевской набережной есть — отдали, вполне себе все окупается… Чиновника попросили не рубить сплеча и все-таки дать возможность бизнесу «порулить» некоторыми объектами.
Что в итоге? Дискуссия длилась почти час. Сошлись на том, что будут обращаться к депутатам Госдумы от Татарстана, в частности к Айрату Фаррахову, который «всегда готов с нами поработать», чтобы корректировать федеральное законодательство. Попутно намерены обратиться и к местным законодателям, чтобы в Госсовете РТ тоже посмотрели, как еще можно облегчить жизнь предпринимателю.
Вячеслав Миллер предложил чуть ли не реформу образования, привлекая детей к труду практически со школьной скамьи, чтобы потихоньку приучались
Как Нэлла Прусс спорила с франчайзи «Додо Пицца»
На этом можно было бы и завершить заседание общественного совета ЦОП «Бизнес против коррупции». Но в повестке значился еще один непраздный вопрос. К трибуне вышел известный ресторатор (владелец татарстанской франшизы сети «Додо Пицца») и директор ООО «Фуд-Сервис» Вячеслав Миллер, который от лица «инициативной группы» жаловался на катастрофическую нехватку рабочих рук как в республике, так и в стране целом, что совсем негоже в условиях той же специальной военной операции. «Я сейчас построил 11-й ресторан в „Солнечной долине“, но запустить его не могу, потому что у меня нет персонала. Приходится „отщипывать“ сотрудников из других своих ресторанов, но проблема от этого не решается», — отмечал Миллер. Беда не нова — она началась еще в пандемию, а во время СВО только усилилась (некоторые кадры разбежались).
Но не о проблемах пришел поговорить Миллер, а вышел он с конкретными предложениями: краткосрочными и долгосрочными. В рамках последнего предприниматель предложил чуть ли не реформу образования, привлекая детей к труду практически со школьной скамьи, чтобы потихоньку приучались. А то, по мнению Миллера, молодежь сегодня совсем не хочет трудиться руками и чурается рабочих профессий, за что «спасибо либералам 90-х». Кроме того, нужно внедрять в средних и высших учебных заведениях «дуальное обучение», чтобы в неделю студенты не менее трех дней проходили практику на конкретных предприятиях. Также Миллер предложил ввести понятие «Направление на работу от предприятия», что очень схоже с целевым обучением, но только в версии ресторатора — за каждым студентом нужно закрепить обязанность отработки в течение 1–3 лет по направлению обучения.
Из краткосрочных решений кадрового голода Миллер предложил реформу центра занятости, чтобы они встали на коммерческие рельсы, что добавит им конкурентности и эффективности, а не так что те сегодня, мол, только следят за состоянием безработицы. По мнению Миллера, биржи труда вполне могут конкурировать и с Avito, и с HeadHunter, и с другими агентствами. Более того, впору создавать отдельный межрегиональный сайт и приложения для бизнеса по поиску работников, а то существующими почему-то бизнес не пользуется. На плечи центров занятости предприниматель предложил также возложить обязанности по содействию внутренней миграции — если нет рук здесь, так надо искать их в других регионах и активнее привлекать. «Государству пора бы навести с этим порядок. В сложный период, который мы сейчас проходим, нужно мобилизоваться и работать всем, не отлынивать, не бегать и справки собирать с печатями. Пришло время более жестких решений», — призывал Миллер.
Клара Тазетдинова почти категорически не согласилась с предпринимателем по превращению центров занятости в коммерческие структуры — это будет противоречить самой сути бирж труда, в идеологии которых заложен принцип бесплатной помощи по поиску работы
На все это взялась парировать президент ТИСБИ Нэлла Прусс: мол, предприниматель неправильно понимает смысл «дуального обучения» и целевого набора. По словам некогда ректора с очень большим стажем, предприятия и бизнес не готовы брать к себе на практику студентов, да и вузы к такому формату пока тоже не готовы — нужны как минимум отдельные программы. Мешает и Болонская система с бакалавриатами и магистратурами. Например, когда был специалитет (который, слава богу, начинает тихонько возрождаться), то практика на предприятиях уже автоматически была заложена в процесс обучения, с западными моделями все чуть сложнее. Что касается целевиков, утверждала Прусс, то бизнес не готов за них платить, вкладываться непонятно во что (в смысле никто не знает, какой студент получится на выходе), это вообще очень редкое явление само по себе. Все сказанное Прусс подтвердила на конкретных примерах ТИСБИ. Миллер хотел было возразить, но спора с авторитетной Прусс не получилось.
По большому счету, как докладывала на заседании замминистра труда и соцзанятости Клара Тазетдинова, основные тезисы Миллера, так или иначе, уже нашли свое отражение — стоит открыть лишь стенограмму последнего Госсовета с президентом Владимиром Путиным 21 сентября. Много хороших предложений и поручений было дано там: и по высшему образованию, и по среднему, и по безработице. Озвученное Миллером, конечно, все поддержали — все это нужно делать. Но всему свое время. Например, Тазетдинова почти категорически не согласилась с предпринимателем по превращению центров занятости в коммерческие структуры — это будет противоречить самой сути бирж труда, в идеологии которых заложен принцип бесплатной помощи по поиску работы.
Сергеева, не с первой попытки подведя итог, предложила все озвученные вопросы и предложения по рынку труда вынести на суд отдельной рабочей группы. В нее позовут и депутатов Госсовета РТ, которые, как выяснилось, уже давно тоже озабочены нехваткой кадров в республике.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.