«Бурный рост, еле-еле справляемся», — говорил на утреннем совещании мэр Казани Ильсур Метшин о нехватке школ в 29 микрорайонах города. Опережающий рост столицы РТ вызвал и дефицит учителей — людей ищут в районах республики и других регионах. 1 сентября в школы придет рекордное количество учеников — 174 тыс., на 10 тыс. больше, чем в прошлом году. В связи с этим и департамент продовольствия кратно увеличивает площади производства. Обсудили на совещании и троекратный рост числа автомобилей в Казани с 2005 года. «Паралич» городу не грозит, но надежды на быструю езду тоже нет. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
«Этого едва хватает, чтобы усадить всех детишек за парты, — комментировал мэр столицы РТ темпы стройки новых школ. — Чтобы закрыть потребность, нужно несколько годовых бюджетов Казани. Поэтому, несмотря на такую поддержку, тем не менее нуждаемся в еще большем финансировании»
На строительство недостающих школ надо несколько годовых бюджетов Казани
С темы подготовки к новому учебному году началось утреннее совещание в исполкоме Казани. В этом году в школы города пойдут 174 тыс. учеников, из которых 20 тыс. первоклассников. «Это рекорд», — подчеркнул начальник городского управления образования Ирек Ризванов. Ежегодно число школьников растет на 8–10 тыс. за счет рождаемости, переезда в Казань людей из районов РТ и регионов РФ.
«Бурный рост, еле-еле справляемся. 1 сентября становится вызовом, — взял слово мэр города Ильсур Метшин. — В новой истории Казани такого еще не было. На следующий год ждем еще большего количества детей в школах».
Высокие демографические показатели омрачает:
- Нехватка школ в 29 микрорайонах города. В четырех школах количество первых классов достигает 13. А в 185-м лицее ЖК «Весна» набрано 15 первых классов, в здании на 1,5 тыс. человек в две смены будут учиться 3 тыс. детей.
- Дефицит педагогов. В городе не хватает учителей начальных классов, математики, английского и естественных наук.
С дефицитом школ власти города и республики борются так:
- Курсирует 31 школьный автобус, который ежедневно перевозит 2,1 тыс. детей из поселков и микрорайонов, где не хватает школ.
- Ремонтируют школы капитально. В этом году речь о 17 зданиях, а за 10 лет капремонт провели в 106 школах.
- Строят новые учреждения образования и пристрои к старым. За пять лет в городе возвели 16 новых школ и дополнительных корпусов. В этом году откроют четыре новые школы на 6 тыс. человек — еще один рекорд.
«Но этого едва хватает, чтобы усадить всех детишек за парты, — комментировал мэр столицы РТ темпы стройки новых школ; чтобы закрыть потребность, нужно несколько годовых бюджетов Казани. — Поэтому, несмотря на такую поддержку, тем не менее нуждаемся в еще большем финансировании».
Кадровый вопрос в школах тоже решают. В числе мер:
- целевой набор в вузы с обязательной пятилетней отработкой в школах города после получения диплома;
- работа с казанским педагогическим колледжем и КФУ;
- переманивают педагогов из районов РТ, а также из соседних регионов — Башкортостана, Марий Эл, Кировской, Оренбургской и Самарской областей. За два года в Казань привлекли 130 иногородних учителей.
«Количество выпускников педагогических вузов, учителей тоже не поспевает, — сказал Метшин и обратился к Ризванову: — Надо вести и рекрутинг, и профориентацию среди молодежи. Эта проблема в ближайшие десятилетия не будет снижаться».
Ожирение школьников из-за увлечения фастфудом, газировкой и малоподвижного образа жизни подталкивает департамент к новым пунктам меню
Салат-бары от ожирения, рост мощности производства. Как и чем будут кормить 174 тыс. школьников Казани?
За летние каникулы в городе обновили пищеблоки 21 школы. Теперь это школьные рестораны с собственным дизайном, рассказывала гендиректор департамента продовольствия и соцпитания Казани Рима Мухамедшина. Новый формат введен уже в 169 школьных столовых — это 90% от числа пищеблоков.
Рост числа школьников требует и модернизации производственных мощностей комбината питания — департамент готовится увеличить площадь горячего цеха в 1,5 раза до 750 кв. метров. Также предприятие купило 6 новых грузовиков, камеру для сыра площадью 50 кв. м, машину для выезда лаборатории. Качество блюд контролируют и родители — департамент продолжает проект «Родительский контроль».
Ожирение школьников из-за увлечения фастфудом, газировкой и малоподвижного образа жизни подталкивает департамент к новым пунктам меню. В этом году школьникам предложат салат-бар. Там дети смогут составить салат по собственным вкусовым предпочтениям из разных овощей и заправок на выбор. Это и воспитание ответственного потребления — так содержимое тарелки не окажется в отходах.
«Ассортимент овощей будет меняться», — сказала Мухамедшина, уточнив, что работу баров с успехом протестировали в нескольких школах во втором полугодии минувшего учебного года и в пришкольных лагерях.
Но и в школьных столовых хватает проблем с кадрами. «Острейший дефицит профессиональных кадров… — говорила Мухамедшина. — Провели массированную рекламную кампанию для широкого информирования о вакансиях — это рассылка по родительским чатам, объявление в школах и через УК, реклама в газете и на радио. Создали единый кол-центр по подбору персонала для школьных столовых».
Принимают даже людей без опыта с последующим обучением, работает департамент и с профильными учреждениями образования. В рамках производственной практики 80 студентов 2–4-х курсов трех колледжей будут работать поварами в школьных столовых. На самом предприятии работают над престижем профессий повара, водителя, работников склада, проводят внутренние конкурсы.
«Департамент питания — важнейшее направление городского хозяйства. Системно уделяем внимание. Это здоровье детей», — подытожил Метшин и поблагодарил департамент за новшества.
Благодаря координированному управлению АСУДД пропускная способность улично-дорожной сети города увеличилась на 15–20%, а средняя скорость движения — до 25%
Рост автомобилизации и умные решения
Вместе с завершением сезона отпусков и началом нового учебного года возрастает и нагрузка на городские дороги. Ускоряют скорость движения транспортного потока не только новые дороги, но и умные светофоры. В преддверии Универсиады на развитие автоматизированной системы управления дорожным движением Казани выделили 980 млн рублей. Это позволило сделать умными 98 светофоров. А сегодня в городе уже 212 умных светофоров, почти половина из имеющихся. Впрочем, по оценкам экспертов, для эффективного управления транспортными потоками к адаптивной системе должно быть подключено 80% светофоров — так что есть к чему двигаться. Например, в этом году к АСУДД подключат еще 21 светофор на выезде из города по Мамадышскому тракту. На эту дорогу поступают жалобы горожан из-за образования заторов, уточнил в докладе замглавы исполкома Казани Ильдар Шакиров.
Установленные на перекрестках 829 детекторов ежесекундно подсчитывают количество проезжающего транспорта и отправляют данные по оптоволоконной связи в центральный пункт управления. Там программа анализирует информацию, после чего выбирает подходящий для такой ситуации режим работы светофора и посылает сигналы изменения работы светофоров.
Благодаря координированному управлению АСУДД пропускная способность улично-дорожной сети города увеличилась на 15–20%, а средняя скорость движения — до 25%, заявляли в исполкоме Казани в 2022 году. Ускорила движение транспорта в городе сеть муниципальных парковок, отмена левых поворотов, ограничения проезда грузовиков, выделенные автобусные полосы на 47 дорогах, корректировка дорожной разметки.
Убивает перечисленные достижения рост автомобилизации. С 2005 года количество машин в городе выросло в 3 раза до 451 тыс., сообщил мэр Казани.
«Вот какими темпами шагаем, — продолжил Метшин. — Безусловно, радует благосостояние казанцев, некоторым семьям удается иметь две-три машины. Но мы также должны отдавать себе отчет, что это затрудняет дорожно-транспортную ситуацию».
«„Паралич“ городу не грозит, но надежды на быструю езду тоже мало, — завершал мэр. — Растет напряжение во дворах между автовладельцами и „безлошадными“ жителями Казани. Но мы не сидим сложа руки — системно работаем над этим вопросом».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 163
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.