«Инвестиционная ситуация сложная, но мы видим рост практически по всем показателям, кроме иностранных инвестиций», — рассказывала накануне глава АИР Талия Минуллина на встрече с руководителями промышленных предприятий Татарстана. Заинтересованность в развитии татарстанских проектов сохраняют только страны Азии, Китай и особенно Турция, у которой появился шанс импортозаместить всех, кто ушел. О том, готов ли Татарстан перенимать международный опыт инвестирования и как остановить маятниковую миграцию, — в материале «БИЗНЕС Online».
Талия Минуллина: «В моих ожиданиях у нас должна была быть стагнация или падение по частным инвестициям. Но оказалось ровно наоборот»
Внутренние инвестиции в РТ выросли в 3 раза за счет субъектов РФ
Встреча руководителей промышленных предприятий в Торгово-промышленной палате РТ не обещала сюрпризов. Но внезапно в зале появилась глава АИР Талия Минуллина — ее имя не стояло в списке участников. Вместо нее ожидалась заместитель Марина Епифанцева.
«Инвестиционная ситуация сложная, но мы видим инвестиционный рост практически по всем показателям, кроме иностранных инвестиций», — начала выступление Минуллина. Иностранные вложения в республику падают последние два года. Заинтересованность в развитии татарстанских проектов проявляют страны Азии, Китай и Турция. Интерес Турции в последнее время только обострился: «Они понимают, что время замещать практически весь Запад. И они активизировались очень серьезно».
Внутренние инвестиции выросли в 3 раза за счет других субъектов РФ. «В моих ожиданиях у нас должна была быть стагнация или падение по частным инвестициям. — воодушевленно рассказывала глава АИР. — Но оказалось ровно наоборот». По ее словам, после вымывания с российского рынка тысяч компаний, как торговых, так и производственных, высвободилось много ниш. Кто-то успел сориентироваться и занять свободные места, но турки и китайцы также претендуют на это.
По данным Минуллиной, 40% импорта в Россию идет из Китая. Это товары разных категорий — от оборудования до запчастей, которые представляют возможные ниши для производства, но все упирается в закредитованность предприятий
Как Минуллина зазывала на форум «Россия – Китай»
По данным Минуллиной, 40% импорта в Россию идет из Китая. Это товары разных категорий — от оборудования до запчастей, которые представляют возможные ниши для производства, но все упирается в закредитованность предприятий. Глава АИР отметила, что за 10 лет мы «подтянулись» по количеству мер господдержки. «Инвестиционная активность очень высокая, — с радостью озвучила спикер. — Это, конечно, приятно! Работы меньше не становится. Такое ощущение, что, наоборот, какая-то активизация в связи с импортозамещением».
Не упустила глава АИР и возможность упомянуть свое «детище» — международный форум «Россия – Китай», который пройдет 7–8 сентября в Казани. По ее словам, организовано около 42 конференций по разным темам — робототехника, микроэлектроника, музейное дело, живопись, музыкальная история и др. «Оказалось, что у нас 2 тысячи китайских студентов, которые учатся в Татарстане, и 226 человек — студенты консерватории», — акцентировала внимание глава АИР. На форуме проведут мастер-классы по выходу на рынок Китая.
Минуллина завлекала на форум обещанием тест-драйва китайских машин, который организуют совместно с «КАН АВТО». Перед «Казань Экспо» будет возможность выбрать автомобиль из более 30 вариантов и порулить. «Если вы слышали, BMW, Mercedes и Audi ушли из программного обеспечения в России. Это тоже хорошая ниша для тех, кто в сегменте информационных технологий. У нас есть очень хорошие наработки в этой сфере», — отметила Минуллина.
Площадку форума следом представил первый заместитель генерального директора АНО «Казань Экспо» Игорь Астафьев. Он рассказал о договоре с китайскими партнерами – организаторами выставок. Львиную долю расходов участников выставок в Китае берут на себя организаторы — бесплатное участие в выставке, строительство стенда, проживание в гостинице «четыре звезды», остается оплатить только маршрут. «Выставки в Китае субсидированные! Это большая разница и отличие, к сожалению, пока наших партнеров от зарубежных», — подчеркнул спикер.
Безработица в Татарстане — меньше половины процента, отметила Минуллина, а это критически маленький показатель для развития рынка труда
«У нас многие вещи монополизированы ресурсоснабжающими организациями, всем вам известными»
Предприниматели поинтересовались, насколько республика готова принимать сторонний капитал и инвестиции, как и иностранных специалистов с их продукцией. «Не совсем мы готовы перенимать международную культуру инвестирования здесь, — призналась Минуллина. — Это связано с целым рядом факторов: политические факторы, культурные моменты». Она вспомнила, как 10 лет назад предлагала сделать английский язык государственным в Татарстане, но этим планам не суждено было сбыться. После предложила идею с английским на «Госуслугах РТ», чтобы иностранцы могли иметь равные возможности, но тоже безуспешно. «У нас многие вещи монополизированы — во многом ресурсоснабжающими организациями, всем вам известными, не буду их называть. Это небо — лоукостеры мы не пускаем в свою страну по федеральным причинам», — подчеркнула она.
Есть и факторы, отталкивающие инвестиции. Безработица в Татарстане — меньше половины процента, отметила Минуллина, а это критически маленький показатель для развития рынка труда. Возникает вопрос: где искать сотрудников? «Вопрос маятниковой миграции особо остро стоит не только в Татарстане, но и в России. Надо что-то делать. Изучать международный опыт», — считает глава АИР. Для этого надо создавать условия по жилью и помогать «заземлиться максимально», чтобы рабочие не покидали свои города. «Уезжают самые талантливые и прогрессивные, которые конкурентоспособными себя чувствуют в международном пространстве, — отметила спикер. — Люди, которые знают иностранные языки».
Один из гостей выступил с предложением сделать Татарстан международным портом в транспортном коридоре «Север – Юг». По его словам, сейчас активно развивается торговля с Ираном через Каспийское море, а дальше — с Индией. Минуллина ответила, что все международные бизнес-отношения могут быть сформулированы тремя вопросами. «Визовые режимы, которые напрямую влияют на климат и международные отношения, таможенные режимы и логистика. На этих трех китах стоит вся международная торговля и международный бизнес. Мы каждый год в рамках форума «Россия — исламский мир» проводим конференцию «Север – Юг», — ответила глава АИР, добавив, что это была самая посещаемая лекция. Документы, которые Иран с Россией подписывал, касались создания транспортных коридоров по той траектории. Сегодня ведутся согласования. «Татарстан как часть пути сейчас делает два больших проекта. Первый — проект свияжского логистического межрегионального мультимодального центра в Зеленодольском районе. Это пересечение всех транспортных путей: водного транспорта, железнодорожного, рядом проходит трасса, — указала Минуллина. — Второй — это логистический центр имени Дэн Сяопина в Нижнекамске, который приурочен к проекту „Этилен 600“ и связан с развитием нефтехимического кластера».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 99
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.