«Наверное, смысл в таком запрете есть, но я для себя его сформулировать не могу. У меня до этого был iPhone, сейчас купил китайский телефон за 15 тысяч. Мучаюсь, но постепенно привыкаю», — комментирует руководитель одного из татарстанских предприятий «Ростеха» запрет на использование техники Apple. Сегодня о запрете на использование всех гаджетов американской корпорации объявил КАМАЗ. При этом компания не уточняет, как будет соблюдать исполнение приказа гендиректора Сергея Когогина и что делать сотрудникам, у которых только iPhone. Эксперты уверены, что нынешние отказы чиновников и госкомпаний от устройств Apple — это только начало.
«Продукция признана недостаточно надежной с точки зрения защиты информации», — так сегодня объяснил КАМАЗ запрет на использование устройств от Apple для сотрудников
«Айфоны оставляем дома»
«Продукция признана недостаточно надежной с точки зрения защиты информации», — так сегодня объяснил КАМАЗ запрет на использование устройств от Apple для сотрудников. О таком приказе генерального директора челнинского завода Сергея Когогина в понедельник сообщило корпоративное издание автогиганта. Технику американской корпорации отныне нельзя будет использовать в служебных целях.
«Под запрет, согласно приказу, подпадают смартфоны Apple, а также часы, планшеты, ноутбуки, стационарные компьютеры и другая техника. В устройствах бренда не должны использоваться корпоративные сим-карты. Информационные системы КАМАЗа впредь не будут поддерживаться на гаджетах Apple», — пишет газета.
Текста приказа Когогина в открытом доступе нет, так что решение руководства завода оставляет некоторые вопросы. К примеру, неясно, можно ли теперь сотруднику в принципе приносить устройства Apple на территорию предприятия и что делать сотруднику, у которого, к примеру, есть только смартфон американской корпорации. Корпоративное издание озаглавило новость так: «Айфоны оставляем дома». В качестве иллюстрации выбрано надкушенное гнилое яблоко.
«Приказ выпущен на основании приказа „Ростеха“, — пояснили „БИЗНЕС Online“ в пресс-службе „КАМАЗа“. — Нельзя пользоваться [устройствами Apple] в служебных целях. То есть даже для разговоров на служебную тематику. Не будут работать служебные приложения на них, даже почта». На уточняющие вопросы, как челнинский завод будет контролировать исполнение приказа и предусмотрена ли ответственность за его нарушение, в пресс-службе не ответили: «Другие механизмы мы не озвучиваем».
По данным «БИЗНЕС Online», аналогичный запрет также стал действовать на Казанском вертолетном заводе (КВЗ), который входит в «Ростех». О тотальном запрете iPhone в госкорпорации и входящих в нее предприятиях стало известно в середине июля. Но тогда речь шла только о смартфонах. Из камазовского приказа выходит, что запрещены любые устройства. С 17 июля рабочую переписку через iPhone запретили в минпромторге РФ.
По данным «БИЗНЕС Online», аналогичный запрет также стал действовать на Казанском вертолетном заводе (КВЗ), который входит в «Ростех»
Как iPhone стали запрещенными
«Наверное, смысл в таком запрете есть, но я для себя его сформулировать не могу, — признался в беседе с „БИЗНЕС Online“ топ-менеджер одного из татарстанских предприятий „Ростеха“. — У меня до этого был iPhone, сейчас купил китайский телефон за 15 тысяч. Мучаюсь, но постепенно привыкаю». Гендиректор казанского оборонного предприятия, которое не входит в орбиту «Ростеха», рассказал «БИЗНЕС Online», что в его компании подобных запретов нет. В судостроительной корпорации «Ак Барс» рассказали нашему изданию, что сотрудникам на рабочем месте вообще нельзя пользоваться техникой с выходом в интернет: ее сдают в камеру хранения.
Напомним, история с запретом использования iPhone в служебных целях, по сути, началась в марте 2023 года. На семинаре сотрудникам администрации президента РФ рекомендовали отказаться от устройств американской корпорации. Первый замглавы АП РФ Сергей Кириенко потребовал от сотрудников заменить смартфоны в срок до 1 апреля, писал «Коммерсантъ».
1 июня этого года ФСБ обвинила Apple в тесном сотрудничестве с разведкой США. В смартфонах выявили «аномалию», характерную только для Apple, которая могла стать следствием «разведывательной акцией американских спецслужб». По заявлению ФСБ и ФСО, заражено было несколько тысяч iPhone граждан РФ, в том числе устройства дипломатических представительств. Однако, что именно происходит с телефонами после заражения и получилось ли устранить неполадки, в структурах не прокомментировали. В тот же день информацию о запрете, по сути, подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Сотрудникам администрации президента России запрещено использовать в служебных целях iPhone, такая практика неприемлема, отметил представитель Кремля. При этом Песков подтвердил, что многие сотрудники все еще пользуются смартфонами от Apple в личных целях.
Судя по данным из открытых источников, запрет на iPhone уже введен или прорабатывается в минтрансе РФ, Росавиации, ЦИК
С 18 июля 2023 года в минпросвещения исключили использование устройств производителя Apple всем своим государственным и гражданским служащим. Собеседники «Российской газеты» подчеркивали, что обеспечить ряд министерств устройствами с отечественной операционкой трудно, т. к. изначально они не предназначались для розничной продажи. Судя по данным из открытых источников, запрет на iPhone уже введен или прорабатывается в минтрансе РФ, Росавиации, ЦИК. 11 августа о таком запрете объявил глава минцифры РФ Максут Шадаев. Он уточнил, что закупать личные устройства для сотрудников ведомство не собирается.
В середине июля отказ от Apple допустило минцифры РТ. «В текущих условиях этого (отказа от продукции Apple — прим. ред.) нужно придерживаться, учитывая ограничения пользования со стороны производителя Apple», — сказал замминистра цифрового развития РТ Рустам Хидиятуллин. Он подчеркнул, что сам не использует iPhone.
В середине июля отказ от Apple допустило минцифры РТ
«На первом этапе Apple будет запрещен. Через 1,5–2 года начнется постепенный запрет Android»
«Оцениваю я исключительно позитивно, потому что на сегодняшний день iPhone — крайне небезопасное устройство», — прокомментировал новые правила на КАМАЗе владелец и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «В России это не первая попытка отказа. Сегодня государство, чиновники и предприятия, которые имеют госфинансирование, начинают отказываться, потому что это канал утечки информации. Практически все то, что человек делал на iPhone, доступно третьим лицам. Исходя из этого, конечно же, надо информационную безопасность вести так, чтобы iPhone и iPad на предприятиях не было», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online».
По мнению Муртазина, соблюдение ограничения сотрудниками «реально» отследить. «Звонки проконтролировать нельзя, но доступ к информационным системам и прочим вещам будет отключен для тех, кто сидит на iPhone. Более того, возникнут вопросы, почему люди не подчиняются требованиям безопасности. Для тех, кто не понял, последует увольнение», — уверен Муртазин.
Разве телефоны других производителей безопаснее? Как отметил специалист, прецедентов, когда информация с устройств на базе Andriod «лилась таким потоком», не было. «Сейчас самое время задуматься о переходе, особенно предприятиям „Ростеха“, на „Аврору“. У нас есть прекрасная мобильная операционная система, есть устройства на ней. Как корпоративное устройство они вполне себе работоспособны», — сказал Муртазин. По его мнению, через 1,5–2 года, когда «Аврора» «подрастет с точки зрения возможностей», начнется и постепенный запрет устройств на Android.
«Все предприятия, которые входят в „Ростех“, этим летом получили подобные письма. В РЖД та же самая история. Фактически мы видим, что постепенный отказ будет происходить везде», — добавил спикер.
Все компании, которые образуют систему государственного капитала и госструктуры, постепенно откажутся от использования техники Apple в служебных целях, соглашается гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. «Сейчас все переходят, учитывая, что министерства перешли, политики и другие», — отметил собеседник нашей газеты. Он пояснил, что контролировать соблюдение запрета можно только на территории предприятия с помощью камер видеонаблюдения. «Есть запрет. В случае запрета делается выговор, лишают премии… Что там может быть, решает само предприятие», — ответил Кусков на вопрос, как обеспечить выполнение приказа. Что делать, если у сотрудника есть только iPhone? «Если предприятие регламентирует использование в рабочих целях, значит, оно должно обеспечить сотрудника оборудованием, в данном случае смартфоном», — добавил спикер.
«Вполне ложится в канву того, что техника Apple будет потихоньку вымываться. Начиналось все с госорганов, потом [последовали] критические предприятия и коммерческий сегмент», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов. «Это (контролировать исполнение — прим. ред.) может быть проблематично, есть несколько факторов. Во-первых, необходимо довести до сотрудников, почему и зачем это делается, какие негативные моменты могут быть. Плюс в некоторых случаях предоставляют специальные гаджеты — закупаются устройства на Andrioid. Это немного облегчает жизнь, но с учетом того, что сотрудники привыкли, все настроили, удобно. Поэтому сам переход может быть болезненным. Надо плавно работать с людьми. Не просто издали приказ и забыли, а давать дополнительные объяснения», — сказал Ульянов. По его словам, вопрос потребует «много ресурсов» от служб, которые будут им заниматься, и одномоментного отказа не произойдет.
«Безопаснее ли другие устройства? Смотря какие модели угроз рассматривать. Пока альтернатива — переход на Android с учетом того, что российские аналоги для масс-маркета еще не готовы. Вероятно, коллеги сочли, что риски использования устройств на базе Android ниже, чем у iOS», — добавил Ульянов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.