Татарстану придется набраться терпения, чтобы дождаться самостоятельно заказанных Ту-214: два первых борта «ЮВТ Аэро», которые авиакомпания должна была получить осенью 2024 года, передадут другому эксплуатанту. Новость нельзя отнести к разряду хороших. И ладно, если бы речь шла только об интересах бугульминского авиаперевозчика — на кону может оказаться репутация всего проекта по возрождению строительства Ту-214, ведь, как указывают эксперты «БИЗНЕС Online», заводу-изготовителю далеко не все равно, к кому попадут первые серийные лайнеры.
Два Ту-214, до сего дня строившихся для авиакомпании «ЮВТ Аэро», передадут другому заказчику, сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме
Под покровом коммерческой тайны
Два Ту-214, до сего дня строившихся для авиакомпании «ЮВТ Аэро», передадут другому заказчику, сообщили несколько источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Гендиректор авиаперевозчика Петр Трубаев не стал комментировать эту информацию, лишь указав в беседе с нашим изданием: «Мы работаем по Ту-214 по своему плану». Первую пару «тушек» татарстанская компания должна была получить в октябре 2024 года, вторую — в сентябре 2025-го.
Данные наших источников подтвердила пресс-служба Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК): «Действительно, первые два самолета Ту-214, которые предназначались авиакомпании „ЮВТ Аэро“, будут переданы другому эксплуатанту». Какому конкретно, не говорится. Нет ответа и на вопрос о том, чем вызвано изменение планов, — в ОАК указали на то, что данная информация относится к коммерческой тайне. В корпорации добавили, что к договору с ЮВТ подписано дополнительное соглашение об исключении первых двух воздушных судов (ВС) 2024 года поставки. «После оформления необходимых документов со стороны авиакомпании будет заключен отдельный договор на поставку двух ВС в 2026 году», — говорится в ответе ОАК на запрос «БИЗНЕС Online».
Как воспринимать эту информацию? Понятно, что при освоении производства и первоначальном распределении по авиакомпаниям нового типа ВС (а Ту-214, несмотря на четвертьвековую историю проекта, именно таков) возможно всякое, в том числе сдвиг вправо по срокам, но эта оговорка не делает факт увода двух татарстанских бортов менее болезненным. Причем речь идет не столько об интересах ЮВТ, сколько Казанского авиазавода – филиала «Туполева» (КАЗ), а также всего проекта Ту-214 в целом.
Петр Трубаев не стал комментировать информацию, лишь указав в беседе с нашим изданием: «Мы работаем по Ту-214 по своему плану»
Для кого Ту-214 — вопрос выживания
Весной 2022 года, когда и решили после 15-летнего перерыва возобновить выпуск Ту-214, стартовым эксплуатантом видели «Аэрофлот». Соглашение о намерениях с ОАК он подписал в сентябре, но с твердым контрактом дело затягивалось. Наученное горьким опытом многочисленных обещаний для КАЗа правительство Татарстана как инициатор возобновления строительства Ту-214 решило подстегнуть процесс. 20 октября президент РТ и председатель совета директоров «Туполева» Рустам Минниханов заявил о том, что республика сама закажет четыре самолета. Благо и авиакомпания своя есть. По информации «БИЗНЕС Online», за первые два борта уже выплачен аванс. Отметим, что цена самолета не разглашается, а эксперты полагают, что это 5–7 млрд рублей.
ЮВТ с ходу взяла быка за рога: начала формировать и обучать экипажи, продумала компоновку пассажирского салона и дизайн ливреи, т. е. изначально отнеслась к делу заинтересованно. Оно и понятно. Во-первых, авиакомпания явно претендует на статус национального перевозчика РТ. Во-вторых, с 50-местными Bombardier CRJ200 канадского производства (их 7) в существующих политических условиях строить планы на будущее невозможно. Прежде всего речь идет о техническом обслуживании и ремонте (ТОиР). Бугульминские CRJ200 весьма возрастные, и, по словам Трубаева, летать им осталось 5–7 лет. К тому же (и в авиакомпании этого не скрывают) техобслуживание бортов серьезно усложнилось. «Ресурса двигателя хватает максимум на два года, — говорит один из наших собеседников в авиатранспортной отрасли РТ. — Продлевать его в нынешних условиях — настоящая морока».
Возможно всякое, в том числе сдвиг вправо по срокам, но эта оговорка не делает факт увода двух татарстанских бортов менее болезненным
Впрочем, о приобретении более вместительных самолетов компания задумалась еще с первым дуновением санкций, в середине прошлого десятилетия, летая под брендом «Ак Барс Аэро». Уже тогда руководство перевозчика говорило о необходимости возобновления серийного производства Ту-214. По данным «БИЗНЕС Online», одно время бугульминцам настоятельно рекомендовали приобрести Superjet, но они уперлись и другой стороне продавить идею не удалось (данную информацию Трубаев комментировать не стал). Склонялись к приобретению подержанных Embraer E190, но СВО и последовавшие санкции поставили на намерениях крест, а там подоспело и решение о возобновлении строительства Ту-214. До сего дня речь шла конкретно о заказе на четыре машины, но, по нашим данным, ЮВТ возьмет более 10.
Вводя Ту-214, ЮВТ решает на будущее проблему отсутствия карьерного роста для пилотов внутри авиакомпании и их бегства к другим работодателям
Начатое как можно раньше освоение Ту-214 позволит подойти к расставанию с CRJ200 в лучшей готовности. Также сейчас никто не скажет, что в ближайшем будущем произойдет с рынком пилотов, который в новейшей истории России подвержен едва ли не скачкообразным изменениям — авиакомпании то набирают всех мало-мальски способных, то выставляют летунов на улицу. А вводя Ту-214, ЮВТ решает на будущее проблему отсутствия карьерного роста для пилотов внутри авиакомпании и их бегства к другим работодателям.
Кроме того, появление Ту-214 позволяет перевозчику застолбить за собой определенный кусок авиатранспортного пирога. Как полагают источники «БИЗНЕС Online» в авиатранспортной отрасли, главным на обозримую перспективу преимуществом от обладания Ту-214 для любой авиакомпании станет возможность международных полетов. Сегодня ряд стран не пускает к себе российские самолеты с двойной регистрацией (а это бо́льшая часть флота). На другие государства давят, чтобы они закрыли небо российским авиакомпаниям, летающим на иномарках. А Ту-214 не обременен ни иностранным происхождением, ни импортными комплектующими, ни чужими регистрациями и лизингодателями — можно не опасаться, что его арестуют или откажут в доступе в воздушное пространство. Да, могут возникнуть проблемы с заправкой и обслуживанием, но, как уверяют, за дополнительную плату проблема решается быстро.
Наш источник в авиатранспортной отрасли РТ полагает, что задержку с поставкой на год можно использовать с толком — лучше подготовиться к эксплуатации Ту-214, ведь добавить в парк к 50-местным самолетам 200-местные означает поменять вообще все, вплоть до системы продажи билетов.
Ту-214 не обременен ни иностранным происхождением, ни импортными комплектующими, ни чужими регистрациями и лизингодателями — можно не опасаться, что его арестуют или откажут в доступе в воздушное пространство
Работа над ошибками
Но еще более важно то, что в итоге именно ЮВТ должна была стать стартовым эксплуатантом Ту-214. И это принципиально не с точки зрения престижа.
В республике, видимо, осознали былую ошибку. В начале нулевых первые серийные Ту-214 намеревались передать авиакомпании «Татарстан», но передумали и выбрали других перевозчиков. Есть мнение, что, возникни тогда внутриказанская связка «завод – перевозчик», судьба самолета могла сложиться иначе. Такое соседство — это и предельно быстрая реакция производителя на технические проблемы, и, что главное, максимально лояльное отношение перевозчика к самолету. Последнее критически важно при освоении любого нового типа. За полетами первых Ту-214 будут пристально следить многие авиакомпании (и не только российские), и сигналы, идущие от стартового эксплуатанта, станут определяющими для формирования коммерческого образа самолета на рынке. Кроме того, в республике под Ту-214 формируется целая система: завод-изготовитель – эксплуатант – компания ТОиР – лизингодатель.
Теперь же, получается, первым Ту-214 получит «Аэрофлот» (два борта в ноябре – декабре 2024-го, согласно плану – графику реализации инвестиционного проекта «Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов») — в ОАК нам сообщили, что корректировка сроков поставки для ЮВТ не отразится на поставках Ту-214 для национального перевозчика. Но будет ли АФЛ столь же лояльным по отношению к Ту-214? Напомним, он изначально ориентировался на получение МС-21, а Ту-214 ему, по сути, навязали сверху по политическим мотивам: национальный авиаперевозчик должен участвовать в процессе восстановления суверенной российской гражданской авиации. Однако компания упиралась до последнего, сначала указывая на наличие третьего члена экипажа, потом попросив внести в конструкцию пассажирского салона 99 изменений, и, как дали понять в ОАК, не все они выполнимы. По информации «БИЗНЕС Online», «Аэрофлот» предлагал ЮВТ подписаться под его требованиями по модернизации салона, но бугульминцы отказались, поскольку им самолеты нужны как можно быстрее.
За полетами первых Ту-214 будут пристально следить многие авиакомпании
Нечто подобное мы уже проходили с «Трансаэро», которой в 2007–2009 годах поставили три Ту-214, напомнил «БИЗНЕС Online» бывший замдиректора Казанского авиационного завода Владимир Бузницкий. По его словам, компания ориентировалась на иностранную технику, а «тушки» ей понадобились только для получения ряда преференций. «Было видно, что наши самолеты намерены поставить к стенке, — вспоминает он. — Отношение оказалось предвзятым: лишь бы оттянуть приемку. Год не согласовывались техусловия на поставку, компоновка салона, цветофактурная карта. Малейший дефект — уже звонок».
«Положительных отзывов от „Аэрофлота“ ждать не стоит — это только об Airbus и Boeing там ничего плохого не говорят, хотя точно знаю: и отказы были и есть, как у наших самолетов, и борта на сутки вставали, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ бывший директор ульяновского филиала „Туполева“ Станислав Рыжаков. — Если брать эксплуатацию Airbus и Boeing, то болячек там примерно столько же, что и у Ту-204/214, в основном это авионика, второстепенное электронное оборудование, связанное с кондиционированием, топливной системой, гидравликой и так далее. Но система поддержки Airbus и Boeing этого не боялась. Вышел прибор из строя — ну и что? Полет завершить можно? Да. Следующий полет сделать можно? Да. И они это разрешали спокойно, а сами тем временем подвозили необходимое. У них это занимало 6 часов, а у нас в силу развала промышленности — месяцы. Тем не менее тогда предприятия еще были способны делать необходимые компоненты и даже ускорить темп, но нет, мы не захотели. За счет этого американцы с европейцами нас и дожали, плюс личный интерес всех, кто согласился на приобретение западных самолетов. По нашим же машинам все проблемы специально раздувались до несусветной величины. Между тем эксплуатация Ту-204/214 показала их высокую эффективность. Профукали хорошие самолеты. Сейчас бы полмира уже с ними заняли».
Как полагают наши источники в авиапроме, у нацперевозчика нет интереса заказывать дополнительные Ту-214 — ему хватает забот с поддержанием существующего парка
Невидимая рука рынка?
Но зачем вообще потребовалось забирать у ЮВТ лайнеры?
«Аэрофлот» поменял свой взгляд на Ту-214? Ведь высказывания больших чиновников о самолете за последние месяцы изменились радикально: уже говорится о создании следующего поколения Ту-214, о том, что он будет не хуже западных аналогов. Словом, нацперевозчик вполне мог захотеть гарантированно получить полагающиеся ему по плану в ноябре – декабре 2024-го два Ту-214, ведь при нынешнем напряженном производственном плане КАЗа — 7 Ту-214 на конец 2024-го –начало 2025 года — эта перспектива видится небеспроблемной. «БИЗНЕС Online» направил запрос в «Аэрофлот», но на момент выхода статьи ответа не получил. Впрочем, как полагают наши источники в авиапроме, у нацперевозчика нет интереса заказывать дополнительные Ту-214 — ему хватает забот с поддержанием существующего парка Boeing и Airbus, он будет выжимать из них все возможное, пока это реально. «Помните, как в одночасье исчезли подержанные иномарки в российских авиакомпаниях? — говорит Рыжаков. — Держали до последнего, пока не начали сыпаться. Так же будет и сейчас». На недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов сказал, что массовый вывод иностранной техники из авиакомпаний начнется с 2025 года из-за необходимости капитального ремонта и т. д. Рыжаков полагает, что вполне дотянут до 2027-го.
Не последовало ответа и от специального летного отряда «Россия» управления делами президента РФ (СЛО) — единственного на сегодня эксплуатанта пассажирских Ту-214, хотя и не для коммерческих перевозок. Впрочем, если у столь серьезной организации появилась потребность в новых Ту-214, пойти ей навстречу логично. В конце концов, если бы не заказы СЛО, с которым в начале 2000-х навел мосты прежний гендиректор КАЗа Наиль Хайруллин, Ту-214 уже давно бы не выпускали и речи сегодня об этом типе бы не шло.
Во время визита Михаила Мишустина на КАЗ управляющий директор «Туполева» Вадим Королев говорил о повысившемся интересе перевозчиков к Ту-214
В Red Wings тоже не стали отвечать на вопросы «БИЗНЕС Online». Но, как полагают наши собеседники в авиаперевозках, применительно к Ту-214 владелец данной авиакомпании (ОАК) поставил перед ней две задачи. Первая: обеспечить эксплуатацию корпоративного борта минпромторга РФ, который должны сдать в этом году и который будет позиционироваться как первый пассажирский Ту-214 новой постройки. Вторая: ввести в строй два подержанных Ту-214, о чем говорилось минувшей осенью. Кстати, не хочет ли и ЮВТ присмотреться к находящимся на хранении Ту-214? По известным данным, из 12 выпущенных серийных бортов на консервации 6 машин: 2004, 2005, 2006 (две), 2008 и 2009 годов выпуска. Как заверил «БИЗНЕС Online» Трубаев, приобретение бэушных Ту-214 его компания не рассматривает.
И наконец вспомним, что 22 июня на совещании с Михаилом Мишустиным управляющий директор «Туполева» Вадим Королев говорил о повысившемся интересе к Ту-214: планировавшийся изначально ежегодный темп производства в 10 самолетов уже только частично покрывает спрос эксплуатантов, задача — 20 машин. Глава «Ту», по сути, анонсировал корректировки «в нормативно-правовых актах, определяющих объемы поставок и финансирования самолета Ту-214» (имеется в виду комплексная программа развития авиатранспортной отрасли). Не исключено, что в случае с бортами ЮВТ перед нами следствие этих изменений. На начало года было известно о заказах на 15 коммерческих Ту-214: четыре — ЮВТ, 11 — «Аэрофлот». На вышеупомянутом совещании Королев заявил о твердых контрактах уже на 20 машин, но, кто застолбил эти пять бортов, не сообщается. Еще на 67 есть соглашения о намерениях и на 61 — заявка от потенциальных заказчиков. Словом, спрос на Ту-214 оказался выше прогнозов минпромторга РФ и, возможно, появился заказчик со столь неотразимыми аргументами, что отказать ему было невозможно.
Советник премьер-министра РТ Назир Киреев в разговоре с «БИЗНЕС Online» предположил, что сбывается его былой прогноз о том, что в ситуации высокой неопределенности с другими самолетостроительными программами и невозможности поддерживать парк западного производства за Ту-214 начнется драка. И, как уверен он, «это хорошо».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.