После кризисного 2022 года автомобильный рынок реанимируется и показывает неплохие результаты. Продажи автомобилей премиум-сегмента показали кратный рост по сравнению с прошлым годом. Благодарить нужно китайских производителей, которые загнали к нам свою замену западным брендам. О том, как поменялся рынок и какие премиальные автомобили разошлись по гаражам автолюбителей республики, — в первой части нашего традиционного авторейтинга.
Сейчас в список автомобилей люксового сегмента вошли марки китайских автомобилей, которые позиционируются на нашем рынке как премиум
Люкс набирает обороты
По данным аналитического агентства «Автостат», которые были предоставлены «БИЗНЕС Online», спрос на новые автомобили премиального сегмента в II квартале начал постепенно восстанавливаться. По итогам апреля – июня 2023-го татарстанские дилеры смогли реализовать автомобилей премиум-класса в 4 с лишним раза больше, чем год назад. В абсолютном выражении рост составил 626 единиц с 186 до 812 проданных авто. Нет, в Татарстан не пришли автовозы с баварскими или японскими автомобилями. Причина кроется в другом.
На фоне приостановки деятельности в России игроками высшего автомобильного эшелона — BMW, Mercedes-Benz, Audi и др. — на рынок пришли новые марки автомобилей, которые сменили их для удовлетворения потребностей обеспеченных покупателей. Однако опыт показывает, что даже в условиях кризиса спрос на люксовые авто остается, было бы предложение. Сейчас в список автомобилей люксового сегмента вошли марки китайских автомобилей, которые позиционируются на нашем рынке как премиум. Но даже если исключить автомобили с шильдиками Made in China, то рост по сравнению с прошлым годом более чем двукратный.
С появлением в сегменте премиальных авто автомобилей китайского происхождения продажи в II квартале текущего года превысили показатели аналогичного периода 2020-го и немного не дотянули до количества реализованных авто в 2019 году. Так, если в II квартале 2020-го новых автомобилей такого класса в республике было поставлено на учет 675 единиц, в 2019-м — 923, то реализация 812 авто в прошедшем квартале этого года выглядит внушительно по сравнению с 186 проданных авто в аналогичном периоде тяжелого 2022-го. Из 812 поставленный на учет в II квартале новеньких «ласточек» 251 была реализована в апреле, в мае и июне — 246 и 315 штук соответственно.
Из всех проданных авто 294 произведено в 2023-м, 269 из которых — «китайцы». 445 автомобилей сошло с конвейеров в 2022-м, а у 73 машин в графе «год выпуска» в ПТС стоит 2021-й. 63%, или 515 авто, выпущено в Китае, 143 — в Германии, 42 приехало из США, а Япония и Великобритания поставили в Татарстан 23 и 19 авто соответственно. Помимо основных стран-поставщиков, в списке значатся такие государства, как Австрия, Бельгия, Венгрия, Канада, Мексика, Франция и Швеция. 23 автомобиля собрано в России — это по 8 единиц BMW и Mercedes-Benz и 7 «корейских» Genesis.
По итогам II квартала 2023 года лидером премиального рынка авто по количеству продаж в Татарстане стала китайская марка Exeed — бренд премиальных внедорожников, который появился на российском рынке в 2020 году
Рынок не терпит пустоты
Приостановка деятельности европейских и японских брендов премиальных автомобилей на российском рынке послужила появлению альтернативных вариантов от компаний из КНР, которые назло другим маркам наращивают свое присутствие. При этом если раньше китайцы копировали старших братьев, то сейчас на рынке можно встретить и собственные уникальные модели от китайских разработчиков, некоторые из которых достойны не меньшего внимания, чем раскрученные «японцы», «европейцы» и «американцы».
По итогам II квартала 2023-го лидером премиального рынка авто по количеству продаж в Татарстане стала китайская марка Exeed — бренд премиальных внедорожников, который появился на российском рынке в 2020 году и только в 2021-м «потерял» приставку Chery. Люксовый бренд Exeed создан на базе Chery, по той же схеме, как это получилось у японцев с Lexus и Infiniti и у корейцев — с Genesis.
Вырвавшийся на первое место Exeed сумел поставить на учет в РТ 385 китайских автомобилей, что почти в 8 раз, или на 335 штук, больше, чем годом ранее. Все они произведены в Китае либо в 2022, либо в 2023 году. 233 авто забрали физлица, а 152 уехало в гаражи компаний.
Какие модели выбрали татарстанцы? На первом месте внутригрупповой разбивки идет Exeed LX — это младший среди российских Exeed. Технически LX — это Chery Tiggo 7 первого поколения, с которым он делит платформу. С донором унифицированы детали шасси и частично — кузовные панели. LX выступает в том же классе компактных SUV, что и Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4 и KIA Sportage.
Выбора по двигателям в России LX всего два. Под капотом возможен бензиновый 1,5 TCI с наддувом и распределенным впрыском мощностью 147 л. с. или 1,6-литровый 150-сильный мотор. Таких автомобилей в республике продано 184 штуки, это в 11 раз больше, чем в II квартале прошлого года. Половина ушла «физикам», вторая — «юрикам». Сейчас LX предлагается от 3 млн рублей в комплектации Luxury и от 3,79 млн рублей в комплектации AWD Premium Plus.
Вторая из трех моделей Exeed по популярности на рынке Татарстана — VX. Это полноразмерный полноприводный китайский Lexus, который попадает под налог на роскошь. У него 7 мест и две «звучащие» комплектации: President и President Limited Edition стоимостью от 5,28 млн и 5,65 млн рублей соответственно. Exeed VX оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем 2,0 TGDI мощностью 249 л. с. и 7-ступенчатой роботизированной КПП DCT с подрулевыми лепестками для ручного управления. 101 толстосум обзавелся за квартал такими роскошными «китайцами».
Замыкает модельный ряд Exeed TXL. В Россию модель поставляется в двух модификациях — с двигателем 1,6 л мощностью 186 л. с. и с двухлитровым турбированным движком, который выдает 197 «лошадок». Цена на первую — TXL Flagship — начинается от 4,25 млн рублей, за вторую, улучшенную комплектацию Sport Edition придется выложить уже минимум 4,65 млн рублей. Всего за апрель – июнь 2023-года было реализовано 100 таких автомобилей, из которых 52 единицы — с мотором 1,6 л, а 48 — с двухлитровым ДВС.
В 4 раза увеличились продажи лидера марки — спортивного, мощного, но экономичного BMW X5. Машин данной модели зарегистрировано на 21 больше — 28
Отступление баварцев
Лидирующему долгое время на рынке автомобилей премиум-сегмента бренду с баварскими корнями BMW, несмотря на увеличение продаж в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, по итогам II квартала 2023-го пришлось отступить назад на одну позицию. Увеличив продажи в 2,6 раза с 24 до 87 единиц, марка разместилась на второй строчке рейтинга. 68 автомобилей произведено в Германии, 11 — в США, 8 — в России. 13 машин 2021 года выпуска, 64 — 2022-го, 10 авто изготовлено в текущем году. 54 авто забрали физлица, а 33 уехало в гаражи компаний.
В 4 раза увеличились продажи лидера марки — спортивного, мощного, но экономичного BMW X5. Машин данной модели зарегистрировано на 21 больше — 28. Сейчас дизельный BMW X5 30d 3,0 xDrive Steptronic (249 л. с.) в комплектации M Sport предлагается как минимум за 10 млн рублей, тогда как в начале прошлого года цена на базовую версию начиналась с 6,63 млн рублей. Аналогичные машины в апреле 2022-го стоили от 9,29 млн, но у дилеров нельзя было найти ценник ниже 15 млн рублей.
Второе место занимает премиальный кроссовер BMW X7, продажи которого составили 17 штук, тогда как прошлом году в II квартале не было продано ни одной такой машины. X7 — модифицированная версия X5, у них не только общая платформа, но и схема подвесок. При этом новый BMW X7 превосходит Mercedes-Benz GLS по длине на 31 мм, по колесной базе — на 30 миллиметров. Все знают, что в России размер автомобиля — это отражение статуса машины: чем больше он, тем круче. Набор моторов X7 достался от X5, где базой выступает xDrive30d с трехлитровой дизельной «шестеркой» мощностью 249 л. с. Кроссовер на таком движке в комплектации M Sport Pro обойдется покупателю минимум в 13,2 млн рублей, а топовая версия M60i xDrive с бензиновым 4,4-литровым V8 с наддувом, который выдает 530 л. с. и 750 Нм крутящего момента, — в 22,7 млн рублей.
Улучшила свои результаты BMW X6, предлагаемая с адаптивными амортизаторами, активными стабилизаторами да еще и подруливающей задней осью. За год продажи увеличились в 3 раза, но если вернуться к абсолюту, то это не так и много — рост продаж составил 8 авто, увеличение с 4 до 12 единиц. Цены на базовую «шестерку» начинаются от 10,3 миллиона. Если же базовая версия не устраивает покупателя, для него есть широкий выбор из 14 вариантов, вплоть до топового M50d 3,0 Steptronic с трехлитровым дизельным мотором мощностью 400 л. с. в 18,8 млн рублей.
Улучшил свой результат в 11 раз люксовый компактный кроссовер в классическом кузове Х3. Автомобили такой модели приобрели 11 татарстанцев, тогда как в прошлом году — один. Если в начале 2022-го купить подобное авто можно было минимум за 4,52 млн рублей, то сейчас цена на него начинается от 6,8 млн рублей. За более продвинутую и «напичканную» версию придется выложить от 10 млн рублей.
Два новых BMW iX — первых премиальных электрических кроссоверов в истории баварского бренда — выехали на дороги Татарстана в I квартале текущего года. «Электричка» в версии xDrive 50 с блоком силовых аккумуляторов емкостью 111 кВт·ч с запасом хода в 600 км обойдется минимум в 12,5 млн рублей, с более слабым движком — на 326 л. с. — в 9,9 млн рублей.
На дорогах республики в единственном экземпляре появился новый гибридный полноразмерный люксовый кроссовер немецкой компании BMW M, который был запущен в производство в 2022-м. Суперкроссовер XM, ставший первым «заряженным» баварским гибридом, отличается от привычных «эмок» мощной бензин-электрической силовой установкой, а также нестандартными дизайнерскими решениями. Стоимость такого «рысака» начинается от 24,4 млн рублей, а само авто встало на баланс компании.
«Танки» атакуют
В лучшие времена BMW конкурировал с Mercedes-Benz за право быть первым. Ситуация кардинально поменялась. Реальность такова, что следом за BMW, уступив ему всего 6 позиций, расположился новый бренд премиального класса — Tank — «дочка» автопроизводителя Great Wall Motor, который создал его для брутальных внедорожников. Захват российского рынка Tank начал с двух моделей. Первенцем бренда в России стала модель 300, которая позаимствовала раму у Haval H9. Вторая модель — полноразмерный 7-местный рамный внедорожник 500, который может стать конкурентом таким автомобилям, как Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Pajero Sport или Toyota Fortuner. Ценник на рамники кусается. 300 обойдется как минимум в 4,1 млн рублей, а 500 — в 6,3 млн рублей. Несмотря на это, первых было продано в количестве 52 единиц, а 500-я модель за три месяца пополнилась 29 неофитами.
Немецкий концерн установил еще один личный антирекорд — 68 регистраций, тогда как еще в II квартале 2021-го трехлучевых было продано больше четырех сотен
Mercedes растерял лучи
Mercedes-Benz отстал от BMW ненамного. Всего лишь 19 регистраций отделяет одного «немца» от другого. В нынешней ситуации, когда люксовые авто продаются единицами, а не десятками и сотнями, как раньше, эта разница оказалась значительной для Mercedes. Всего в Татарстане зарегистрировано на 20, или на 42%, больше новых авто. Немецкий концерн установил еще один личный антирекорд — 68 регистраций, тогда как еще в II квартале 2021-го трехлучевых было продано больше четырех сотен. Что касается реализованных в 2023-м, то 20 автомобилей были 2021 года выпуска, 44 вышли с конвейера в 2022-м и только четыре авто абсолютно новенькие и имеют в ПТС в графе «Год выпуска» число 2023. Помимо Австрии, Венгрии и Германии, проданные «немцы» прибыли в Россию из Мексики.
Фаворитом топ-чарта марки с количеством в 19 регистраций стала модель GLE-Class, увеличившая армию своих поклонников на пять человек. Оно и понятно, ведь GLE — самая популярная модель немецкого бренда. Это один из 9 SUV, предлагаемых компанией, он занимает место между GLC и GLS в паре с GLE Coupe. Новенькая «простенькая» модель обойдется искушенному покупателю в сумму от 12,3 млн рублей, тогда как за топовый 330-сильный GLE 400 d 2,9 4Matic 9G-Tronic нужно будет отдать 16,8 млн рублей.
На втором месте по числу продаж расположился полноразмерный кроссовер люкс-класса GLS. По факту он является третьим поколением GL, а сборку осуществляют теперь только в американской Алабаме, а раньше авто собирали и в деревне Есипово Московской области. За анализируемый период количество владельцев в Татарстане увеличилось на 7 человек, что в сумме составило 13 регистраций. Стоимость более «простой» модели GLS, например GLS 350 d 2,9 4Matic 9G-Tronic, начинается от 12,8 млн рублей, но есть и более заряженная модель — с ценой в 21 млн рублей.
Выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-класса все еще не забыт у наших земляков. По республике разъехалось 11 новеньких вездеходов повышенной комфортности. Уточним, что за комфорт в виде G 350 d нужно будет отдать минимум 21,5 млн рублей, а если нравится бензиновое рычание, то и все 28 млн рублей.
Но вернемся к более «массовым» моделям. Паркетник Mercedes GLC на базе модели С-класса заставил раскошелиться 7 татарстанцев. 184 автомобиля выехало на улицы республики, чтобы покорять своим видом других автолюбителей. Находящийся в иерархии бренда между GLA и GLC Mercedes-Benz GLB-класс, премьера которого состоялась в 2019 году, смог понравиться двум нашим землякам.
Что касается немассовых авто, то в Татарстане приобрели один лифтбэк Mercedes-Benz AMG GT. Автомобиль имеет трехлитровый двигатель мощностью 367 л. с., а цена его варьируется от 14 млн до 19 млн рублей.
Также купили один электрический флагман Mercedes-Benz EQS 2022 года выпуска. Электромобиль-лифтбэк, выпускаемый в Зиндельфингене, в зависимости от емкости аккумулятора и мощности двигателя обойдется приверженцам экологичного стиля езды в сумму от 13 млн до 18 млн рублей.
Основную поддержку марке Lexus оказал обновленный RX. Урвать оставшиеся в наличии машины (все они, кроме двух, либо 2021, либо 2022 года выпуска) смогли только 20 автолюбителей
Lexus: все еще в почете
Значительно в относительном выражении выросли продажи любимчика преимущественно прекрасного пола — Lexus. Расположившись на пятом месте нашего рейтинга автомобилей премиум-класса, японский бренд увеличил показатели на 26 регистраций, или более чем в 6 раз. Итогом стало незначительное увеличение автопарка республики на 31 новый Lexus, производимый японской корпорацией Toyota Motor.
Основную поддержку марке Lexus оказал обновленный RX. Урвать оставшиеся в наличии машины (все они, кроме двух, либо 2021, либо 2022 года выпуска) смогли только 20 автолюбителей из Татарстана, которые выложили за них суммы от 6,5 млн до 12 млн рублей за каждую. Следом идет полноразмерный внедорожник LX, который раскупили в количестве пяти штук. Lexus NX отметился в отделе регистраций ГИБДД 4 раза.
Несмотря на снизившуюся долю, продажи авто премиум-сегмента от компании Hyundai показали почти трехкратный рост
Корейский шик
Genesis, доля которого в премиум-сегменте в прошлом году составляла всего 4,8%, по итогам апреля – июня 2023-го снизил ее до 3,2% на фоне увеличившихся продаж автомобилей других марок. Но, несмотря на снизившуюся долю, продажи авто премиум-сегмента от компании Hyundai показали почти трехкратный рост. Genesis смог реализовать за исследуемый период 26 автомобилей, что на 17 авто больше, чем в прошлом году. Стоит отметить, что 7 авто собрано на заводе в Калининградской области, пять из которых в 2022-м, а два — в 2021-м.
Лидером продаж бренда Genesis по итогам II квартала 2023 года стал кроссовер GV80. За прошедший период в Татарстане продано 12 автомобилей данной модели, доступной на российском рынке с декабря 2020-го. Genesis GV80, объединивший в себе комфорт престижного седана с удобством и внедорожными способностями кроссовера, обойдется в сумму от 8,3 млн до 13,7 млн рублей за 379-сильный мотор объемом в 3,5 литра.
Пришедший составить конкуренцию немецкой тройке и Lexus Genesis GV70 стал завоевывать сердца прекрасной половины автолюбителей Татарстана. Продажи кроссовера увеличились в республике в 8 раз за счет эффекта низкой базы. В России на Genesis GV70 ставят дизель объемом 2,2 л, а также бензиновые турбомоторы 2,5 (249 л. с.) и V6 3,5 (379 л. с.). Чтобы обращать на себя внимание на дорогах за рулем этой сравнительно новой модели, нужно быть готовым расстаться с суммой от 6,8 млн до 9,2 млн рублей.
Porsche был хорош
Завсегдатай нашего рейтинга люксовых авто — Porsche — с каждым кварталом «валится» все ниже и ниже. Любимчик татарстанской публики смог порадовать только 12 своих поклонников.
Главный автомобиль модельного ряда — Cayenne — порадовал своей узнаваемой внешностью, удобным салоном и впечатляющей динамикой с отточенной управляемостью и умной электроникой 9 татарстанцев. В настоящее время базовую модель данной марки можно приобрести, имея на руках от 11,9 млн рублей, а за топовую версию придется выложить уже как минимум 18 млн рублей. Поддержку лейтмотиву марки оказал созданный на базе Aidi Q5 компактный кроссовер Macan. Его за три месяца приобрели три автомобилиста.
На рынке появилась марка Voyah — производитель, который продает электрические автомобили и является суббрендом марки Dongfeng
Кто еще готов отдаться в обеспеченные руки?
«Просадка» в продажах западных премиум-производителей позволила занять освобождающиеся площади марками, которые не только нелегко прочесть, но и трудно запомнить.
На рынке появилась марка Voyah — производитель, который продает электрические автомобили и является суббрендом марки Dongfeng. К слову, в портфель последней, помимо Voyah, входят бренды с труднопроизносимыми именами, такими как Junfeng, Fengdu, Fengxing и Fengguang. Voyah — это международное название, в Китае же марка именуется Lantu, а логотип стилизован под рыбу, которая выныривает из воды и оборачивается птицей. Первый автомобиль, который появился в Татарстане, Voyah Free, — это полностью электрический кроссовер с запасом хода на 500 км и ценником от 8,89 млн рублей. Второй — Voyah Dreamer — электрический минивэн с комфортом Maybach, «звездным небом» и динамикой спорткара, за который надо выложить как минимум 10 млн рублей. Всего автомобилей марки Voyah в республике продано 18 единиц, 13 из которых пришлось на кроссовер, а пять — на минивэн.
Расчищает себе путь суббренд электромобилей премиум-класса от концерна Geely — Zeekr. Модель Zeekr 001 — пятидверный спортивный электромобиль на базе серийной версии концепт-кара Lynk & Co Zero, по формату и размерам близкий к Porsche Taycan Cross Turismo, только без лишнего «внедорожного» обвеса. В Татарстане «осело» 12 таких лифтбэков стоимостью от 7 млн рублей.
Занимает определенную нишу в республике и Hongqi с моделью E-HS9. Hongqi входит в государственную корпорацию FAW. Раньше компания выпускала только лимузины для правительства Китая, но с недавних пор стала производить и на «гражданку». Hongqi E-HS9 — это китайский Aurus, по размерам превышающий BMW X7 и Mercedes GLS, которые были выбраны в качестве основных конкурентов, и куда больше, чем Toyota Land Cruiser 300. Как и Aurus, он похож на Rolls-Royce, поскольку его рисовал бывший дизайнер компании RR, перекупленный FAW еще в 2018-м. Электрический китайский Rolls-Royce Cullinan обойдется любителю расположиться на заднем сиденье минимум в 9,5 млн рублей, итог — три купленных в РТ авто.
Две новые звезды на электрическом татарстанском небе. Polestar — шведский автомобильный бренд, основанный в 1996 году партнером Volvo Cars Flash / Polestar Racing и приобретенный в 2015-м компанией Volvo, которая сама была приобретена Geely в 2010-м. Polestar 2 — это первый полностью электрический автомобиль бренда. Он был запущен в 2020 году с полноприводной электрической трансмиссией, которая выдает 408 л. с. и 660 ньютон-метров. Автомобили производятся в Китае на платформе CMA, на которой построен шведский кроссовер XC40. Цена на такой спортивный роскошный электрокар начинается всего от 4,4 млн рублей.
На республиканские дороги выехало три электромобиля китайской компании Nio. Это ES8, который в Поднебесной позиционируется как конкурент Tesla Model X. Это полноценный 6-местный флагманский кроссовер, который встал на конвейер летом 2018-го. Кроссовер представлен в единственной двухмоторной версии с полным приводом. На передней оси установлен синхронный электродвигатель мощностью 245 л. с., а на задней — асинхронный мотор на 408 л. с. В сумме они выдают 653 л. с. и 850 ньютон-метров. Средняя цена на такой автомобиль составляет 7 млн рублей.
Что касается самой Tesla, то за анализируемый период поставлено на учет 10 «электричек» от предпринимателя Илона Маска, что в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. В РТ первая по популярности — Model Y: пять регистраций. Татарстанцы также приобрели три Model 3 и по одной Model S и Model X.
В начале года в республике реализовано 6 мощнейших пикапов RAM 1500
Люкс, который, кажется, у нас не пропадет
Ну и поговорим об авто, продающихся в единичных экземплярах. Так, в начале года в республике реализовано 6 мощнейших пикапов RAM 1500. Инфернальный пикап с 712-сильным мотором объемом 6,2 л, заставляющий «выстрелить» с места до 160 км/ч за 10,5 секунды, продается у нас по параллельному импорту за 8,9–12 млн рублей.
Клуб владельцев Jeep пополнился 6 поклонниками (в прошлом году — тремя): четыре из купленных авто пришлось на преемников военного автомобиля Wrangler, два — на символ бандитского автомобиля 90-х, американский внедорожник с премиальным немецким акцентом Grand Cherokee.
Jaguar реализовал четыре F-Pace. Помимо этого, в республиканских отделах ГИБДД встало на учет пять Cadillac Escalade американского производства с 6-литровым 420-сильным двигателем, один Bently Bentayga английского происхождения с 550-сильным мотором и ориентировочной стоимостью в 30 млн рублей, а также один Rolls-Royce, а именно — кроссовер Cullinan, за который выложили от 40 млн до 90 млн рублей в зависимости от комплектации и цвета.
Изюминкой же всей купленной состоятельными татарстанцами в прошлом году автороскоши стал кроссовер Aston Martin модели DBS 2022 года выпуска. Набирающий первую «сотню» за 3,4 секунды автомобиль с 725-сильным двигателем в Россию ранее поставлялся с завода компании в Сейнт-Атане в Уэльсе. Сейчас данное чудо британского автопрома можно приобрести на вторичном рынке как минимум за 33,8 млн рублей, а цену на новый можно даже и не узнавать…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.