Республика и так субсидирует общественный транспорт — с таким посылом глава миндортранса РТ Фарит Ханифов выступил накануне на правительственном часе в Госсовете Татарстана. Министр не упомянул в докладе тему брутто-контрактов, зато рассказал о помощи перевозчикам с лизингом 505 новых автобусов и выплаченных за пять месяцев дотациях в 1,4 млрд рублей. Впрочем, о деталях такой поддержки депутаты не узнали, зато выяснили, что у министерства нет задачи создать в РТ пассажирское госпредприятие: сегодня 90% услуг в РТ оказывают частники, а 10% — МУПы. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне депутаты Госсовета РТ изменили не только республиканский закон «О такси», но и посвятили транспорту правительственный час, на который пригласили министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова
Что не рассказал депутатам глава миндортранса РТ о дотациях перевозчикам
Накануне депутаты Госсовета РТ изменили не только республиканский закон «О такси», но и посвятили транспорту правительственный час, на который пригласили министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова. Главной темой для обсуждения доклада стала стоимость проезда в общественном транспорте.
«Почему цена проезда растет непропорционально доходам, пенсиям?! — в числе первых обозначил проблему депутат Хафиз Миргалимов и привел в пример Башкортостан, где лучше транспортное обслуживание. — Там не только это, но и проезд дешевле!»
Тему цены проезда поднял и депутат Тахир Хадеев, побывавший в Кисловодске, где стоимость проезда в автобусе — 20 рублей. «А у нас уже чуть ли не 40!» — возмущался Хадеев. Уточним, в Казани при проезде за наличный расчет берут 36 рублей и 35 рублей при безналичном расчете либо оплате транспортной картой.
Тему цены проезда поднял и депутат Тахир Хадеев, побывавший в Кисловодске, где стоимость проезда в автобусе — 20 рублей. «А у нас уже чуть ли не 40!» — возмущался Хадеев
Глава миндортранса РТ не видит проблемы и даже называет «сбалансированной» стоимость проезда в общественном транспорте Казани и Татарстана. «Ценовую нагрузку сглаживаем дотациями перевозчикам в 1,4 миллиарда рублей, — сказал Ханифов и напомнил, что цену проезда устанавливает госкомитет РТ по тарифам. — Такая работа будет продолжаться и дальше. Это достаточно большая сумма поддержки».
Приглядимся к «большой сумме поддержки», о которой сказал министр. Действительно, в 2022 году бюджет РТ поддержал перевозчиков на 2,5 млрд рублей. А за пять месяцев 2023-го на автотранспортную отрасль выделили 1,4 млрд рублей, из которых:
- 1,2 млрд рублей — компенсация поездок пассажиров-льготников;
- 205 млн рублей на субсидии сельских маршрутов.
Министр умолчал о том, что перевозчикам Казани правительство РТ компенсирует за поездку льготника только 25 рублей при установленной цене билета в 35 рублей по безналу, по Татарстану компенсация — 20 рублей. При этом в общем пассажиропотоке Казани доля льготников доходит до 45%. Участники рынка пассажирских перевозок из раза в раз повторяют: главный неплательщик за проезд в общественном транспорте — республиканский бюджет. Субсидией эти деньги считать нельзя, т. к., если бы не принятые в Татарстане льготы, их получатели платили бы за проезд, как и все.
Износ городских и междугородних пассажирских автобусов в Татарстане достиг 70%. Из 1,8 тыс. автобусов 400 старше 10 лет
Транспортникам все же кинут кость — 505 автобусов в лизинг к саммиту БРИКС и выборам
Тем временем износ городских и междугородних пассажирских автобусов в Татарстане достиг 70%. Из 1,8 тыс. автобусов 400 старше 10 лет, сообщил в Госсовете РТ Ханифов.
Для помощи перевозчикам в 2023 и 2024 годах министерство и муниципалитеты участвуют в двух федеральных программах обновления подвижного состава:
- льготный лизинг без первоначального взноса под 6% годовых. Такие условия предлагает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). Это выгоднее коммерческого лизинга;
- казначейские кредиты, условия предоставления которых пока не уточняют.
Программы позволят обновить в Татарстане 505 автобусов. По первой закупят 363, а по второй 142 автобуса для 11 муниципалитетов.
«А хватит ли такого количества автобусов для Казани? — задал вопрос депутат Николай Рыбушкин и напомнил, что летом 2024 года в столице РТ пройдет крупное политическое событие — саммит БРИКС. — Гости будут в первую очередь оценивать Казань по транспорту».
С перевозкой гостей туристическими автобусами и раньше проблем не возникало, отвечал Ханифов. А на регулярных городских маршрутах появится бо́льшая часть из упомянутых 505 автобусов.
«Думаю, скоро увидим в республике много новых автобусов. И даже с небольшим запасом перекроем старые», — сказал глава миндортранса, имея в виду 400 машин старше 10 лет. Но для стабильной работы пассажирских предприятий автобусы надо менять каждые пять лет, а не раз в 10 лет к праздничной дате, событию или выборам. К слову, в 2024 году в РТ предстоит избрать новый состав Госсовета, а в 2025-м пройдут выборы президента республики.
Выход общественного транспорта из затяжного кризиса видят в брутто-контрактах. Об этом уже публично говорит мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев
А за остальное заплатит пассажир
О массовой закупке новых автобусов в РТ стало известно в середине июня. Тогда же эксперты издания не увидели в этом системного подхода, потому что выручка за билеты остается главным источником дохода перевозчиков — Казань и другие города республики готовятся к повышению тарифов, чем уже так возмущались депутаты Госсовета.
Выход общественного транспорта из затяжного кризиса видят в брутто-контрактах. Об этом уже публично говорит мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин видит в брутто-контрактах единственный путь для общественного транспорта. «Перевозка пассажиров — это социальная функция или бизнес? Мое убеждение — социальная функция», — говорил Когогин.
Суть брутто-контрактной схемы в том, что выручку в общественном транспорте собирает бюджет, который затем платит перевозчику за пройденные километры. Один человек в салоне или 100 — для перевозчика не имеет значения. Главное — соблюдение стандартов перевозок: контролируются маршрут, остановки, время работы, скоростной режим и т. д. Самый яркий пример результата — отсутствие «гонки за пассажиром», что напрямую влияет на безопасность перевозок.
В России первые брутто-контракты начали заключать в Москве в 2016 году. В 2019-м по этим правилам стали ездить в Перми, Твери и области. В 2020 году транспортную реформу начали в Новокузнецке, в 2021-м — на части маршрутов Омска, в 2022-м — в Санкт-Петербурге и Южно-Сахалинске. На 2023-й, по различным данным, готовятся Астрахань, Ярославль, Кострома, оставшиеся маршруты Омска, а также Курск, Воронеж, Краснодар, Сочи. Где-то реформу проводят сразу, где-то частично — например, с 2021-го ряд маршрутов Нижегородской области перевели на «брутто», а массовый переход в столице ПФО анонсировали в 2023 году. Местами реформу рассматривают и откладывают, как это было, например, в Белгороде и Ульяновске.
Цена контракта зависит от региона. Например, в Москве, по данным на 2022-й, было заложено 170 рублей за 1 километр. В Новокузнецке цена брутто-контракта составляла 105 рублей за 1 км — такие цифры озвучивались на IX Международном сибирском транспортном форуме.
По нетто-контрактной системе выручку собирает перевозчик, а убыток компенсирует бюджет. Например, юридически в Казани действуют нетто-контракты, но по факту компенсация убытков производится не в полной мере и бессистемно — в виде разовых мероприятий: субсидий, компенсаций, помощи бюджета в покупке подвижного состава и т. д. В результате перевозчики разоряются и уходят с казанского рынка.
Министр не упомянул в докладе тему брутто-контрактов, но ответил на вопрос депутата Азата Хамаева о том, почему бы не создать в Татарстане государственное унитарное предприятие в сфере пассажирских перевозок. Пример рядом — в Башкортостане городские, пригородные, междугородние и межобластные маршруты обслуживает ГУП «Башавтотранс».
«Такой задачи не стоит. Вопрос услышал, изучу, доложу», — отвечал Ханифов на вопрос о создании республиканского перевозчика.
А пока 90% услуг по перевозке пассажиров в Татарстане оказывают частные предприятия — это касается не только муниципальных, но и межмуниципальных, межсубъектных маршрутов. Оставшиеся 10% приходятся на муниципальные предприятия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.