«Понятно, с нефтянки традиционно берется все. Хотя, с моей точки зрения, лучше бы правительство как-то кеш «Сургутнефтегаза» на 4 триллиона рублей пристроило», — рассуждает эксперт «БИЗНЕС Online» о грядущем повышении налоговой нагрузки на нефтяников. С сентября кабмин еще срежет максимальную скидку, с которой можно продавать нефть, и снизит выплаты по демпферу на 50%. Обещанные льготы для выработанных месторождений, которых нефтяники ждали три года, планируется перенести. О том, почему Татарстан может пострадать сильнее других и какая альтернатива у повышения нагрузки на нефтегаз, — в нашем материале.
Игорь Сечин (в центре): «Выпали» именно газовые доходы, к этому надо относиться с пониманием. Но это не повод перебрасывать налоговую нагрузку на нефтянку»
Нефтяникам снова поправят налоги
«„Выпали“ именно газовые доходы, к этому надо относиться с пониманием. Но это не повод перебрасывать налоговую нагрузку на нефтянку», — жаловался в середине июня на ПМЭФ глава «Роснефти» Игорь Сечин. Недостаточные инвестиции в добычу и разведку могут привести к дефициту и росту цен, предупреждал руководитель компании. Впрочем, дефицита может и не быть, это вопрос на будущее, а закрывать дыру в бюджете РФ надо прямо сейчас. А значит, придется потерпеть.
Как выяснил «Коммерсантъ», на этой неделе правительство принципиально одобрило корректировку налогообложения нефтяников. В ближайшее время поправки к законодательству внесут в Госдуму. Ключевое изменение — с сентября власти еще снизят максимальный размер скидки, с которой можно продавать российскую нефть Urals. В июне максимальный размер скидки Urals к Brent составляет $28 за баррель, в июле снизится до $25, а с сентября — до $20.
Механизм «максимальной скидки», напомним, ввели в феврале из-за обвала нефтегазовых доходов бюджета. На фоне санкций официальная цена Urals на бирже сильно просела и не отражала (как утверждает кабмин) реальную стоимость. Но именно от биржевой цены считается размер налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход (НДД). В итоге минфин придумал использовать котировки Urals, которые определяет агентство Argus, но лишь до тех пор, пока среднемесячные значения не опустятся ниже определенного уровня. Если стоимость нефти будет ниже порога, вычислять все равно будут по цене, которую определил минфин. Только платить компания будет уже из своего кармана.
Максим Орешкин убеждал, что скидки на российскую нефть для партнеров не такие и большие, как принято считать
Не так давно помощник президента РФ Максим Орешкин бодрился и убеждал, что скидки на российскую нефть для партнеров не такие и большие, как принято считать. Один из крупнейших покупателей сырья — Индия. В мае Россия обеспечила 46% индийского импорта нефти, тогда как до начала войны ее доля была около 2%, но рост уже упирается в физические возможности местного рынка, пишет Bloomberg.
Вторая мера: с сентября правительство РФ урежет на год демпферные выплаты в адрес НПЗ за поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок. К слову, эти выплаты уже сократились и без решения кабмина. В январе – апреле 2023-го демпферные выплаты составили 464 млрд рублей против 1,062 трлн рублей в соответствующем периоде предыдущего года. Одновременно с уменьшением НДПИ (за счет корректировки коэффициента Кабдт) бюджет сможет дополнительно сохранить 30 млрд рублей в месяц. Больше всего пострадает «Газпромнефть», которая перерабатывает 65% добываемой нефти, а у «Татнефти» перерабатывается 56% добычи, писал «БКС Экспресс». Для сравнения: у «Роснефти» коэффициент переработки около 50%, у «Лукойла» — 55%. В «Татнефти» от комментариев отказались.
Наконец, третья мера, которая может особенно сильно «задеть» Татарстан, — старт льгот для выработанных месторождений перенесут на три года. Речь идет о налоговых вычетах. С 2021-го выработанные месторождения, на которые приходится около 140 млн т годовой добычи в стране, лишились льгот по НДПИ, но смогли перейти на режим НДД. Планировалось, что налоговые вычеты для таких объектов будут действовать начиная с 2024 года, но теперь планы поменялись. Информации, какая часть месторождений Татарстана относится к выработанным, в открытом доступе нет. Но не секрет, что таких немало. Речь о месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами, где приходится тратить дополнительные усилия и средства на добычу. Для понимания: из-за отмены льгот по НДПИ для таких месторождений бюджет РТ только в 2021 году недосчитался 31,3 млрд рублей налога на прибыль, а в первом полугодии 2022-го — еще 18,9 миллиарда. По итогам 2022 года доходы бюджета республики составили 429,4 млрд рублей, из них почти половина, 218,3 млрд рублей, — налог на прибыль.
Старт льгот для выработанных месторождений перенесут на три года. Это может особенно сильно «задеть» Татарстан
Льготы для выработанных месторождений Татарстана сдвинут на три года, а взамен — ничего
С учетом западных санкций и сложностей с логистикой нефтяники новым налоговым правилам вряд ли обрадуются. Накануне даже заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов признал, что власти подбираются к потолку с точки зрения роста налоговой нагрузки на «ресурсные секторы», включая нефтегаз. «Ее дальнейшее увеличение может иметь деструктивный эффект для отрасли: может начаться сокращение инвестиций. К этому вопросу нужно подходить очень сбалансированно», — отметил чиновник.
Впрочем, неясно, последуют ли действия за «светлыми помыслами». На подходе, как сообщалось ранее, новая российская биржевая котировка Urals, которая должна заменить временный механизм «максимальной скидки». Какие это будут цены, вопрос открытый. «Более фундаментальные» изменения для нефтяников не планируются, сказал вчера Сазанов, но оговорился, что это решение «на данный момент».
Что касается предложения крупнейших нефтяников — главы «Газпром нефти» Александра Дюкова и «Новатэка» Леонида Михельсона — ввести стимулирование для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, то тут «потенциал по стимулированию ограничен». «В любом случае нужно, чтобы были представлены соответствующие финансово-экономические обоснования, тогда будем изучать», — сказал Сазанов. Другими словами, новые льготы для выработанных месторождений взамен перенесенных вводить не будут и надо подождать три года.
На фоне «эпопеи» с налогами федеральная налоговая служба (ФНС) «выкатила» претензии нефтяникам, которые выпускают и продают топливные смеси, например «зимний дизель». До 2020 года эти продажи не облагали отдельным акцизом, но позже минфин поменял позицию и компаниям пришлось доплатить, в том числе за предыдущие периоды. Теперь же налоговая требует уплатить с суммы доначисленных акцизов НДС и пени. В числе компаний, от которых требуют доплатить, и «Татнефть». Как пишет «Коммерсантъ», в июле ВС РФ рассмотрит спор ООО «Татнефть-АЗС-Запад» с межрегиональной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам №3, касающийся последствий доначисления акциза на топливную смесь. Эксперты газеты считают доначисление НДС на неуплаченный акциз опасной практикой, которую ФНС может распространить и на другие рынки.
Кроме того, прямо сейчас «Роснефть» пытается вывести свои непрофильные дочерние структуры из-под действия законопроекта о налоге на сверхприбыль. Минфин РФ обещал не облагать налогом нефтяников, которым и так поправили налогообложение. Но, как выясняется теперь, у того обещания были нюансы.
«На старые месторождения очень важно иметь льготы, просто потому, что некоторые из них не будут рентабельны без льгот. [«Татнефть»] больше [других пострадает], конечно»
«Это, конечно, для «Татнефти» очень болезненная история»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили рост налоговой нагрузки на нефтяников и порассуждали, какие альтернативы есть для того, чтобы закрыть дефицит бюджета.
Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, русский экономист и руководитель Русского экономического общества им. Шарапова:
— Понятно, что невозможно оставлять прежние налоги, потому что дефицит бюджета будет рекордным по итогам 2023 года. По моим оценкам, он может добраться до 10 триллионов рублей, а это без малого 5 процентов валового внутреннего продукта. Раньше ничего и близко к этому показателю не было. Поэтому, конечно, сегодня минфин делает все возможное для урезания любых расходов и, соответственно, каким-то образом пытается наращивать налоговые поступления.
По моим сведениям, дополнительные налоги могут привести некоторые проекты по добыче нефти к отрицательному финансовому результату. Я, конечно, сейчас навскидку не могу сказать, но буквально вчера читал обзор о том, что маржинальность нефтяного бизнеса резко сократилась. В прошлом году она, наверное, была рекордной, маржинальность со знаком плюс. Сейчас эта маржинальность стремится к нулю. Тут надо очень тонко работать, может, даже дифференцированно, не по всей отрасли, а с учетом финансовых показателей и рентабельности отдельно взятых компаний.
Я думаю, что это (повышение налоговой нагрузки на нефтяников — прим. ред.) не является основным источником пополнения бюджета. Основным источником может стать радикальная деофшоризация экономики. Может быть, те же нефтяные компании показывают маржу, близкую к нулю, потому что по разным каналам выводят часть своих ресурсов за пределы страны и занижают свои финансовые показатели. Это очень сложный вопрос. Но я хочу сказать, что это главный вопрос. Это вопрос не только налогов, но и управления экономикой. Ведь не секрет, что многие компании в России (не только нефтяные) зарегистрированы в разных офшорах и оттуда управляют реальной экономикой, которая физически находится здесь. Это вопрос и политический, и налоговый, и так далее.
Александр Разуваев — финансовый аналитик, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров:
— [Перенос старта налоговых льгот для] выработанных месторождений — это, конечно, для «Татнефти» очень болезненная история. Потому что они (месторождения «Татнефти» — прим. ред.) старые, и когда-то «Татнефть» очень добивалась, чтобы льготы были. Связаны нынешние решения правительства с тем, что с бюджетом все не очень хорошо. За пять месяцев бюджетный дефицит составляет 3 триллиона рублей. Соответственно, правительство пытается «постричь» всех, в том числе и нефтяников.
Понятно, с нефтянки традиционно берется все. Хотя, с моей точки зрения, лучше бы правительство как-то кеш «Сургутнефтегаза» на 4 триллиона [рублей] пристроило, продало бы «Сургуту» «Газпром нефть» или какие-то целевые облигации [сделало] специально для «Сургута». Я считаю, что на те же старые месторождения очень важно иметь льготы, просто потому, что некоторые из них не будут рентабельны без льгот. [«Татнефть»] больше [других пострадает], конечно. Но все равно, я считаю, что «Татнефть» — хорошая бумага, и я ее бы купил.
Никита Масленников — руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития:
— Все-таки снижать дефицит бюджета. Поскольку есть определенные ограничения с повышением налогов даже точечно, то надо искать пути снижения расходов. Демпфер — один из таких вариантов. Об этом говорилось уже достаточно давно, поэтому решение несколько, может быть, и запоздалое. Но смотрели внимательно, как будут вести себя биржевые цены на бензин, что будет происходить с выпуском и так далее. Пока принято такое решение, а в будущем будем смотреть на динамику цен нефти на мировом рынке. Это тоже может дать на горизонте нескольких месяцев какую-то корректировку демпфера.
Видимо, сейчас посмотрят, как будет складываться динамика выпуска нефтепродуктов. Потому что в общем-то плановая модернизация нефтепереработки в основном закончена, сейчас можно увидеть штатную картину. В зависимости от того, как будет выпуск развиваться в связи с демпфером, возможны и некоторые решения по ограничению экспорта бензина на внешние рынки, особенно с учетом того, что разгар летнего, отпускного, туристического сезона, перевозки и так далее. Конечно же, власти будут стараться держать стоимость бензина в каких-то приемлемых рамках. Для этого потребуются меры регулятивного характера, влияющие на объем предложения. А после того как состоялась корректировка демпфера, остается только корректировка экспортных пошлин.
Перенос старта льгот для выработанных месторождений — это известная мера. Впереди у нас большой перезапуск всей налоговой системы, в которой и функционирует российский нефтяной комплекс. Если посмотреть, сколько месторождений находится под различного рода льготами, то боюсь, что мы увидим от половины до двух третей. У нас вся налоговая система в нефтяном секторе напоминает разноцветное лоскутное одеяло. Это вроде как красиво, но на самом деле не очень удобно. Я думаю, что здесь сейчас будут решения серьезные, перспективные. Пока в некоем тестовом режиме смотрят, что можно сделать. Потому что впереди бюджетный цикл на следующую трехлетку, здесь нужно планирование доходов, нефтегазовых доходов, очень тщательное и основательное. Какие-то льготы будут убирать, тем более что есть определенная избыточность и надо стимулировать нефтяные компании идти на новые месторождения. Старая нефть уже уходит из оборота потихоньку.
С другой стороны, надо стимулировать эксплуатацию с балансовых скважин, повышать коэффициент извлечения нефти. В налоговой политике впереди еще много новаций. Но, естественно, все это на общем фоне: «А какой дисконт и какой марки нефти нам на следующую трехлетку стоит принимать за базу?» Я думаю, надо не напрягаться по поводу намерений отменить ряд льгот на уже практически выработанные месторождения, а посмотреть внимательно на весь комплекс инициатив, которые сейчас прорабатываются (отдельные утечки о них есть), и на то, как будет выглядеть система налогообложения нефтяного сектора на ближайшие годы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.