«На мой взгляд, китайцы в сфере строения электромобилей обогнали Европу и США. Почему им удалось совершить такой прорыв? Потому что, в отличие от машин с двигателем внутреннего сгорания, здесь другая культура, в основе которой лежит батарея. А сегодня именно в Поднебесной производят лучшие батареи в мире для электрокаров», — рассказал во время интернет-конференции «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ООО «УК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев. В ответах на вопросы читателей нашего издания Зубарев поведал о том, какие ограничения существуют на поставки китайских автомобилей, почему некоторые производители из Поднебесной боятся работать с Россией и чем его удивил Шанхайский автосалон.
Вячеслав Зубарев: «Отрасль жива. Главный тренд — замещение — продолжится. Те компании, которые прекратили поставки, будут замещаться китайскими автомобилями и теми авто, что собираются на территории России»
«Китай не сможет поставлять автомобили в таком количестве, в каком мы их получали из Европы…»
Минувшая интернет-конференция «БИЗНЕС Online» с председателем совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“» Вячеславом Зубаревым началась с вопроса о том, как автомобильная отрасль справляется с текущей ситуацией, учитывая уход с российского рынка всех крупных европейских, американских и японских игроков.
«Отрасль жива. Главный тренд — замещение — продолжится. Те компании, которые прекратили поставки, будут замещаться китайскими автомобилями и теми авто, что собираются на территории России», — отметил Зубарев.
Сейчас перспективы в России есть у любых брендов, поскольку в мире больше нет такого объемного рынка, в котором была бы настолько низкая конкуренция.
По его мнению, часть дилеров еще держится на плаву благодаря остаткам с 2021 года. Однако, когда закончатся и они, для дилерских сетей наступит новая реальность. Напомним, что буквально на днях автомобильный рынок России окончательно перешел в новую фазу: Volkswagen — один из крупнейших мировых концернов, в состав которого входят такие бренды, как Volkswagen, Audi, SEAT, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, — завершил сделку по продаже бизнеса в России. Уход такого количества брендов негативно сказался на продажах — в 2022-м продажи новых авто в России были на 58,8% меньше, чем в 2021-м. Однако из 687 370 реализованных авто 121,8 тыс. пришлось на китайские бренды. По сравнению с 2021 годом объем продаж китайских машин вырос на 7%, и, согласно данным «Автостата», представители Поднебесной — единственные, кто закрыл год «в плюсе», увеличив свою долю на российском рынке до 19,4%. По Татарстану доля китайских авто выше и составляет 30%.
Продажи китайских автомобилей в автосалонах ТТС в I квартале 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли почти в 10 раз. Если годом ранее за три месяца было продано 66 авто, то в 2023-м — 591 экземпляр.
«Новых автомобилей из Китая на всех не хватит, — продолжил председатель совета директоров ООО „УК „ТрансТехСервис“. — Проблема в том, что Китай не сможет поставлять автомобили в таком количестве, в каком мы их получали из Европы».
Основатель ТТС отметил, что одна из причин — проблемы с логистикой. По его словам, все возможные виды транспорта, способные перевозить автомобили, забиты под завязку, а на границе очередь на проезд достигает 30 дней. Все это сказывается на конечной стоимости автомобиля в России.
«Один из самых популярных вопросов — почему китайские автомобили у нас стоят дороже? — рассуждает Зубарев. — Все просто: мало купить автомобиль, его еще нужно доставить, оплатив не только фрахт, но и налоги, а в некоторых случаях и НДС. Да, в частном порядке можно привезти автомобиль дешевле, но тогда вы его купите на частное лицо там и продадите частному лицу в России. В таком случае гарантия здесь действовать уже не будет. Все, что мы привозим и продаем в автосалонах, — на гарантии. В некоторых случаях она достигает 7 лет».
«Планировали открыть три китайских автосалона, а запустили 7»
Один из читателей просил уточнить, как идет подбор китайских брендов, которые впоследствии продаются на территории России и Татарстана.
«Буду откровенен — на российский рынок идут смелые китайские компании, которые не боятся санкций, — подчеркнул Зубарев. — Автопроизводители, у которых более 10 процентов — западный капитал, имеют ограничения на экспорт своей продукции в Россию. Причина проста — акционеры не хотят быть вовлечены в санкционную игру, хотя прямого запрета у них нет».
Из-за этого отечественный потребитель получает доступ к ограниченному кругу брендов из Китая. Однако и он достаточно велик — только в ТТС представлено 6 брендов: Exeed, Chery, Omoda, Haval, Kaiyi (калининградская сборка), Livan. Есть отечественные дилеры, у которых этот список доходит до 20 марок.
В первом полугодии 2022-го мы планировали открыть три китайских автосалона, а запустили 7.
«Такого результата удалось достичь за короткий промежуток времени, поскольку инфраструктура уже была готова заранее: нет смысла строить новый автосалон, когда у тебя простаивает другой, — пояснил гость интернет-конференции. — Но есть и обратная сторона медали — переговоры с китайскими брендами идут со „слабой“ позиции. Из-за отсутствия альтернативы желающих стать дилером много, и, если ты не соглашаешься на предложенные условия, тебе быстро находят замену».
Также, по мнению Зубарева, есть еще один важный нюанс: если китайские бренды начнут слишком активно развивать свою дилерскую сеть в России, может нарушиться баланс. «Например, на казанский рынок придет 100 авто. Если их реализацией станет заниматься всего два автосалона, то их экономика будет в норме. Если четыре, то каждый из них окажется на грани выживания», — отметил эксперт.
Недавно в Китае прошла 20-я Шанхайская международная выставка автомобильной индустрии (Auto Shanghai 2023), на которой свои автомобили представили около тысячи компаний из 20 стран мира
Ждать ли в России «убийцу» Tesla?
Недавно в Китае прошла 20-я Шанхайская международная выставка автомобильной индустрии (Auto Shanghai 2023), на которой свои автомобили представили около тысячи компаний из 20 стран мира. Центральное событие для всех крупных игроков рынка. Среди гостей мероприятия оказался и Зубарев.
«Предыдущий раз я был на шанхайском автосалоне 7 лет назад. Честно признаюсь, что прежде больше любил франкфуртскую и парижскую выставки. Многие эксперты считали их ведущими, но сейчас пальму первенства забрал Шанхайский автосалон», — отметил он.
Ключевая цель визита владельца ТТС на мероприятие — переговоры с китайскими партнерами.
На мой взгляд, китайцы в сфере строения электромобилей обогнали Европу и США.
«Почему китайцам удалось совершить такой прорыв в строительстве электромобилей? Потому что, в отличие от машин с двигателем внутреннего сгорания, здесь другая культура, в основе которой лежит батарея. А сегодня именно в Поднебесной производят лучшие батареи в мире для электрокаров», — резюмировал председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“».
Немало вопросов от читателей было связано с тем, как владелец ТТС оценивает качество китайских машин. Зубарев отметил, что его отношение к китайским автомобилям давно изменилось в лучшую сторону: «Они шагают вперед семимильными шагами. Все, что уже поставляется в автосалоны, качественное и не вызывает негативных эмоций у тех автовладельцев, которые пересаживаются с европейских брендов на китайские».
Гость интернет-конференции отметил, что на выставке в Шанхае ему удалось поближе познакомиться с несколькими новыми моделями китайского бренда Nio, который уже окрестили «убийцей» Tesla
Гость интернет-конференции отметил, что на выставке в Шанхае ему удалось поближе познакомиться с несколькими новыми моделями китайского бренда Nio, который уже окрестили «убийцей» Tesla.
«Nio — это не просто электромобиль, а умный автомобиль, которым можно управлять голосом»
«Меня поразил уровень исполнения и оснащения: прекрасный дизайн, качественные отделочные материалы, огромный экран, понятный интерфейс и голосовой помощник, при помощи которого можно управлять всем в автомобиле. Это не просто электромобиль, а умный автомобиль, которым можно управлять голосом».
Это лишь часть вопросов, на которые в рамках интернет-конференции ответил председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“». Подробную стенограмму встречи читайте в ближайшее время на «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 47
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.