После кризисного 2022 года автомобильный рынок ощутил на себе самый большой урон. Продажи новых авто по-прежнему показывают сильный спад. По итогам I квартала 2023-го рынок премиальных авто в Татарстане просел почти в 4 раза. Исключение составили машины люксового сегмента, которым любой кризис нипочем. О том, какие премиальные автомобили разошлись по гаражам автолюбителей республики, — в первой части нашего традиционного авторейтинга.
Cпрос на новые автомобили премиального сегмента в I квартале начал постепенно восстанавливаться, но до докризисных продаж еще очень далеко
Новые авто не такие уж и новые
По данным аналитического агентства «Автостат», которые были предоставлены «БИЗНЕС Online», спрос на новые автомобили премиального сегмента в I квартале начал постепенно восстанавливаться, но до докризисных продаж еще очень далеко. По итогам первых трех месяцев 2023-го татарстанские дилеры смогли реализовать автомобилей премиум-класса почти в 3,5 раза меньше, чем год назад. В абсолютном выражении «просадка» составила 534 единицы с 755 до 221 проданного авто.
При этом рынок премиальных автомобилей хоть и со скрипом, но пытается отыграть падение. Так, в самом провальном II квартале 2022-го новых автомобилей такого класса в республике было поставлено на учет 135 единиц, в III квартале — 141, в IV — 158. Из 221 поставленной на учет в I квартале новенькой «ласточки» 47 было реализовано в январе, в феврале и марте — 87 и 89 штук соответственно.
Из всех проданных авто только два произведено в 2023-м. 167 автомобилей сошло с конвейеров в 2022-м, а у 52 машин в графе «год выпуска» в ПТС стоит 2021-й. 34%, или 76 авто, выпущено в Германии, 40 — в России, 31 приехало из США, а Япония и Великобритания поставили в Татарстан 19 и 16 авто соответственно. Помимо основных стран поставщиков, в список производителей добавились Канада, Мексика, Таиланд и даже Беларусь.
Несмотря на спад по количеству, на первом месте в списке автомобилей от баварской компании стоит, как раньше, спортивный, мощный, но экономичный BMW X5
BMW вернулся на вершину пьедестала
Нестабильность на автомобильном рынке в прошлом году пошла на руку Mercedes-Benz, который в течение апреля – декабря 2022-го занимал лидирующие позиции на рынке автомобилей премиум-сегмента. Но, после того как дилеры нашли пути обхода санкционных барьеров, все вернулось на круги своя. По итогам прошедшего квартала на первом месте в люксовом сегменте по общему количеству проданных в Татарстане премиальных авто расположился BMW. «Отличник» рейтинга сумел поставить на учет в РТ 62 баварских автомобиля, что на 73%, или на 168 машин, меньше, чем годом ранее. 33 автомобиля были произведены в Германии, 16 — в России, 9 — в США, а оставшиеся четыре единицы прибыли из Мексики, Беларуси, Австрии и Китая. Все машины либо 2021-го, либо 2022 года выпуска. 35 авто забрали физлица, а 27 уехало в гаражи компаний.
А что по моделям? Несмотря на спад по количеству, на первом месте в списке автомобилей от баварской компании стоит, как раньше, спортивный, мощный, но экономичный BMW X5. Хоть позиция кроссовера не пошатнулась, но результаты не радуют. Машин данной модели зарегистрировано на 24 меньше — 22. Сейчас дизельный BMW X5 30d 3,0 xDrive Steptronic (249 л. с.) в комплектации M Sport предлагается как минимум за 10,2 млн рублей, тогда как в начале прошлого года цена на «базу» начиналась от 6,63 млн рублей. Аналогичные машины в апреле 2021-го стоили от 9,29 млн, но у дилеров нельзя было найти ценник ниже 15 млн рублей.
Второе место с минимальной просадкой по группе (минус 48%) занимает премиальный кроссовер BMW X7, продажи которого составили 14 штук против 27 в прошлом году. X7 — модифицированная версия X5, у них не только общая платформа, но и схема подвесок. При этом новый BMW X7 превосходит Mercedes-Benz GLS на 31 мм, по колесной базе — на 30 миллиметров. Все знают, что в России размер автомобиля — это отражение статуса машины: чем больше он, тем круче. Набор моторов X7 достался от X5, где базой выступает xDrive30d с трехлитровой дизельной «шестеркой» мощностью 249 л. с. Стоимость кроссовера на таком движке в комплектации M Sport Pro обойдется покупателю минимум в 12,5 млн рублей, а топовая версия M60i xDrive с бензиновым 4,4-литровым V8 с наддувом, который выдает 530 л. с. и 750 Нм крутящего момента, — в 21,6 млн рублей.
Ухудшив свой результат в 4,5 раза, на третьем месте разместился люксовый компактный кроссовер в классическом кузове Х3. Автомобили такой модели приобрели всего 6 татарстанцев, тогда как в прошлом году — 27. Если в начале 2022-го купить подобное авто можно было минимум за 4,52 млн рублей, то сейчас цена на него начинается от 6,19 млн рублей. За более продвинутую и «напичканную» версию придется выложить от 8,29 млн рублей.
Стоит отметить и постоянных наших участников. BMW 5 Series (6,1 млн против 4,25 млн рублей в 2022-м) убавила 26 регистраций до четырех, а баварская «тройка» (от 4,15 млн рублей) ушла только в одни руки, что на 11 единиц меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Два новых BMW iX — первых премиальных электрических кроссоверов в истории баварского бренда — выехали на дороги Татарстана в I квартале текущего года. «Электричка» в версии xDrive 50 с блоком силовых аккумуляторов емкостью 111 кВт·ч с запасом хода в 600 км обойдется минимум в 13 млн рублей, с более слабым движком на 326 л. с. — в 9,9 млн рублей.
Из необычных авто можно выделить 2-литровый 258-сильный родстер австрийского производства BMW Z4, который приобрел один наш земляк. 340-сильный кабриолет в модификации M40i 3.0 Steptronic предлагается примерно за 10 млн рублей.
Фаворитом у Mercedes с 10 регистрациями стала модель GLS-Class, сторонников помпезности которой оказалось меньше на 23 человека
Mercedes снова второй
Отступив по итогам I квартала, на втором месте разместился Mercedes. Он, как и лидер рейтинга, сбавил свои обороты на 74%, или в 3,8 раза. Продажи бренда в республике упали по итогам января – марта на 142 авто с 193 до 51 единицы, причем одна машина выпущена в 2023-м, 41 авто — в 2022-м, 9 оставшихся — в 2021-м. По сравнению с самым «жирным» I кварталом 2020 года, когда было реализовано 288 машин данной марки, продажи просели в 5,6 раза. Несмотря на столь резкое падение, Mercedes практически сохранил долю бренда в люксовом сегменте на уровне 2022-го — снижение составило всего 2% (с 25 до 23%).
Фаворитом у Mercedes с 10 регистрациями стала модель GLS-Class, сторонников помпезности которой оказалось меньше на 23 человека. Полноразмерный кроссовер люкс-класса GLS по факту является третьим поколением GL. Пять таких автомобилей реализовано с 330-сильными дизельными моторами, четыре — с гибридными бензиново-электрическими на 367 л. с. и один кроссовер с 4-литровым двигателем мощностью 612 л. с. Все, кроме одного, произведены в 2022 году. При этом два из 10 собрано в России, два — в США, а остальные имеют немецкие корни.
С самой минимальной просадкой в группе на втором месте расположился австрийский уазик, или выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-Class. Несмотря на ситуацию на автомобильном рынке, полноприводник пользуется стабильным спросом у наших земляков. В целом по республике разъехалось 10 новеньких вездеходов повышенной комфортности, что всего на одну единицу меньше, чем в прошлом году. Уточним, что за такой комфорт в виде G350 d 2,9 4Matic 9G-Tronic нужно будет отдать минимум 21 млн рублей, а если нравится бензиновое рычание, то и все 38 млн рублей. Версию AMG можно же приобрести по цене от 28 млн до 55 млн рублей в зависимости от комплектации.
В сегменте представительских автомобилей неплохой результат показала модель S-Class. Mercedes W223 построен на платформе MRA, которая использовалась в C-Class, а сам автомобиль изготовляется в версии Mercedes-Maybach. Продажи автомобиля для людей, достигших высот, снизились на 44% до 9 реализованных авто, 7 из которых оформлены на компании. При этом одна из машин текущего года выпуска, 6 вышли с конвейера в 2022-м, а два авто — это складские остатки 2021-го.
Постоянный лидер марки Mercedes прошлых рейтингов, модель GLE-Class, показала наиболее провальные результаты как в относительном, так и в абсолютном показателе. Самая популярная модель немецкого бренда в мире отобразила 86-процентное падение, или всего 7 проданных таких авто, что в 7,3 раза меньше прошлогодних значений. И дело не в цене, которая держится на уровне 10,5–13 млн рублей в течение года, а, скорее всего, в отсутствии автомобилей у татарстанских дилеров.
Что касается немассовых авто, то в Татарстане приобрели два роскошных седана Mercedes-Maybach S-Class, длина которого — без малого 5,5 м, а стоимость варьируется от 29 млн до 77 млн рублей. Оба автомобиля имеют 6-литровый двигатель мощностью 612 л. с., один из них зарегистрирован на частника, второй — на юрлицо.
Также купили один электрический флагман Mercedes-Benz EQS 2021 года выпуска. Электромобиль-лифтбэк, выпускаемый в Зиндельфингене, в зависимости от емкости аккумулятора и мощности двигателя обойдется приверженцам экологичного стиля езды в сумму от 13 млн до 18 млн рублей.
Продажи Audi снизились на 67 автомобилей и по итогам I квартала составили всего 13 штук
Audi растеряла свои «кольца»
Еще один представитель большой немецкой тройки, марка Audi, снизив продажи более чем в 6 раз, спустилась со своего насиженного годами третьего места на 6-ю позицию нашего рейтинга премиальных автомобилей. Продажи Audi снизились на 67 автомобилей и по итогам I квартала составили всего 13 штук. Таким образом, доля бренда среди люксового сегмента сократилась почти в 2 раза с 10,6 до 5,8%. 7 автомобилей выпущено еще в 2021-м, а остальные — в 2022-м.
Посмотрим, что смогли купить татарстанские водители – приверженцы марки Audi. Это четыре спортивных кроссовера Q8, три среднеразмерных кроссовера Q7, два компактных кроссовера Q5 и по одной модели A4, RS Q8, A3 и даже один полностью электрический среднеразмерный кроссовер E-Tron.
Если первые две немецкие марки завозят в РФ обходными путями, то новенькие Audi практически пропадают с российского рынка. По всей стране за первые три месяца текущего года было продано всего 135 автомобилей, а в 2022-м, по данным ассоциации европейского бизнеса, объем продаж составил почти 2,4 тыс. машин.
Самыми провальными выглядели продажи бестселлера Lexus — обновленного RX
Lexus растерял половину продаж
Сильно провалил продажи и Lexus. Расположившись на третьем месте нашего рейтинга автомобилей премиум-класса, японский бренд просел на 24 регистрации, или на 51%. Итогом стало незначительное увеличение автопарка республики на 23 новых Lexus, производимых японской корпорацией Toyota Motor. Это худшие показатели за все время продаж марки.
Самыми провальными выглядели продажи бестселлера Lexus — обновленного RX. Урвать оставшиеся в наличии машины (все они либо 2021, либо 2022 года выпуска) смогли только 14 автолюбителей из Татарстана, тогда как в 2022-м радовались покупкам 27 человек. Следом идет Lexus NX, для которого потеря 7 регистраций вылилась в 88-процентный спад продаж. Итогом стала реализация лишь одного компактного кроссовера. Зато полноразмерный внедорожник LX раскупили на уровне прошлого года. 6 внедорожников ценой от 18 млн до 22 млн рублей разъехалось по гаражам обеспеченных граждан. Отсутствие машин, а также подросший ценник вкупе сделали свое дело — все меньше новеньких «японцев» мы можем наблюдать на наших дорогах.
Расположившись на четвертом месте, Genesis смог реализовать за исследуемый период всего 21 автомобиль
«Корейцы» в минусе, но нарастили рыночную долю
Genesis, доля которого в премиум-сегменте в начале 2022 года составляла всего 8%, по итогам января – марта 2023-го увеличил ее до 9,5% на фоне просевших продаж автомобилей других марок. Но, несмотря на выросшую долю, продажи авто премиум-сегмента от компании Hyundai не показали аналогичного всплеска. Расположившись на четвертом месте, Genesis смог реализовать за исследуемый период всего 21 автомобиль, что почти в 3 раза, или на 39 авто, меньше, чем в прошлом году. Стоит отметить, что 12 авто собрано на заводе в Калининградской области, 10 из которых в 2022-м, а два — в 2021-м. Примечательно, что в целом по России продажи Genesis за это же время упали на 87% с 494 до 62 единиц. Таким образом, треть Genesis в РФ разошлась по Татарстану.
Лидером продаж бренда Genesis по итогам I квартала 2023 года стал кроссовер GV80. За указанный период в Татарстане продано 12 автомобилей данной модели, доступной на российском рынке с декабря 2020-го. Genesis GV80, объединивший в себе комфорт престижного седана с удобством и внедорожными способностями кроссовера, обойдется в сумму от 7,1 млн до 10 млн рублей за 249-сильный мотор объемом в 2,5 литра.
Пришедший составить конкуренцию немецкой тройке и Lexus Genesis GV70 стал завоевывать сердца прекрасной половины автолюбителей Татарстана. Несмотря на это, продажи кроссовера снизились в республике в 3 раза с 26 до 8 регистраций. В России на Genesis GV70 ставят дизель объемом 2,2 л, а также бензиновые турбомоторы 2,5 (249 л. с.) и V6 3,5 (379 л. с.). Чтобы обращать на себя внимание на дорогах за рулем этой сравнительно новой модели, нужно быть готовым расстаться с суммой от 6,5 млн до 9 млн рублей.
Автомобили британской компании Jaguar Land Rover также зафиксировали отрицательные результаты продаж по итогам первых трех месяцев этого года
Land Rover за 15–35 млн мало кому по карману
Автомобили британской компании Jaguar Land Rover, представленные в нашем рейтинге, также зафиксировали отрицательные результаты продаж по итогам первых трех месяцев этого года. В Татарстане реализовано 18 авто Land Rover, что на 42% ниже квартального показателя 2022-го.
При этом объемы реализации отдельных моделей Land Rover выросли по сравнению с 2022 годом. Так, например, продажи полноразмерного полноприводного люксового внедорожника Range Rover увеличились на 9% до 12 реализованных авто, и это несмотря на цену от 23 млн до 35 млн рублей. Land Rover Defender, в среднем оцениваемый в 15 млн рублей, разошелся в количестве четырех штук, что на две единицы меньше по сравнению с прошлым годом. По одной продаже пришлось на компактные кроссоверы Land Rover Discovery Sport и Range Rover Velar.
Если в 2022 году зарегистрировано четыре «электрички», то в 2023-м — 7
Продажи Tesla обогнали Porsche
Стоит отметить электрические агрегаты автомобильной компании Tesla. В Татарстане за счет эффекта низкой базы, что понятно, количество регистраций новых авто данной марки за квартал увеличилось почти в 2 раза. Если в 2022-м зарегистрировано четыре «электрички», то в 2023-м — 7. У «пилотов» электрокаров в РТ популярна Model Y — 6 регистраций, одна регистрация пришлась на Model 3.
Любимец нашего бомонда Porsche сдал позиции электрическому «американцу». За квартал Porsche показал почти 8-кратное снижение количества регистраций новых авто — 6 против 46, что ослабило его позиции до 8-й строчки рейтинга. Все 6 продаж пришлись на Cayenne, впечатляющая динамика с отточенной управляемостью и умной электроникой которого обходится любителям таких спортивных кроссоверов в 13–15 млн рублей.
Чем дороже, тем устойчивее к кризису
Неполным был бы список люксовых авто без редких для наших дорог марок автомобилей. Так, в начале года в республике реализовали пять мощнейших пикапов RAM 1500, что в 2,5 раза больше, чем в 2022-м. Инфернальный пикап с 712-сильным мотором объемом 6,2 л, заставляющий выстрелить с места до 160 км/ч за 10,5 секунды, продается у нас по параллельному импорту за 8,9–12 млн рублей.
Клуб владельцев Jeep пополнился четырьмя поклонниками (в прошлом году — двумя): два из купленных авто пришлось на преемников военного автомобиля Wrangler, один — на символ бандитского автомобиля 90-х, американский внедорожник с премиальным немецким акцентом Grand Cherokee, а один — на новый полноценный пикап с решеткой радиатора от Wrangler — Gladiator.
В дополнение к этому в республику завезли огромную глыбу с передком и светодиодными фарами в стиле седана Lincoln Continental, который представляет собой перелицованный Ford Expedition — Lincoln Navigator прошлогоднего выпуска. Помимо этого, в республиканских ГИБДД встало на учет три Cadillac Escalade американского производства с 6-литровым 420-сильным двигателем и два Bently Bentayga английского происхождения с 550-сильным мотором ориентировочной стоимостью в 30 млн рублей.
Сложившаяся ситуация на автомобильном рынке привела к неравномерным продажам премиальных авто. Те автомобили, которые ранее поставлялись в рамках договоров с автодилерами, показали наибольшие просадки по продажам, что связано в первую очередь с санкционным давлением. Но, несмотря на санкционные ограничения, продажи авто люксового сегмента стоимостью от 20 млн рублей практически не просели, а иногда даже показывали положительную динамику.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.