«В Италии сегодня очень мало детей — в торговых центрах посетителей с собаками и то больше, чем с детьми. Это, на мой взгляд, главная проблема. Кто будет мне платить пенсию, когда я состарюсь? Роботы? В России семья все еще ценится — это очень важно», — говорит Маттео Белли — итальянец, родившийся в Милане, объехавший полмира на мотоцикле, открывший в разгар санкций кофе-пойнт в переходе «Аметьево» и запустивший Caffé Milano в Иннополисе. О том, как пандемия расколола итальянское общество, почему в миланских школах 60–70% учеников — иммигранты и с какими главными сложностями сталкиваются приезжающие в Россию иностранцы, он рассказал «БИЗНЕС Online».
Маттео Белли: «Когда соседи увидели нас в коридоре без масок, они отпрыгнули от нас и вжались в стену, как будто мы бомбы, готовые взорваться. Это стало последней каплей, которая переполнила чашу терпения. И я подумал: все, чао, Италия!»
О себе
Я родился в Милане, получил образование инженера-конструктора, но по специальности работал недолго — мне было скучно. Поэтому в Италии я был… всем! И официантом, и поваром, и фитнес-тренером (у меня есть профильное образование в области физической культуры и спорта), было много клиентов благодаря сарафанному радио. Какое-то время проводил экскурсии по Милану на мотоциклах. Сам объехал 64 страны. Но, когда началась пандемия, все закончилось.
О знакомстве с Казанью
Я никогда не слышал о Казани, пока однажды не оказался в Великобритании. Там встретил русских ребят, казанцев — Рената, Вадима и Амира. Они потом приезжали в Милан, и я пообещал, что однажды приеду в Казань на мотоцикле. Конечно, мне никто тогда не поверил, но в июле 2011 года я сдержал слово.
Помню, приехал, увидел Кремль и подумал: вау! До этого я еще не был в Москве и Петербурге (да и потом Питер мне не очень понравился, если честно, а Москва безумно красивая). Так вот, в Казань я ехал с юга, через Тольятти, Самару и так далее, разве что в Волгограде, к сожалению, не был. И ваш город произвел на меня очень сильное впечатление. Знаете, в Италии чуть ли не в каждой деревне стоит церковь 5–6-вековой давности. Где бы вы ни заблудились, вы обязательно найдете какое-нибудь сооружение, которому 600 лет. И здесь я впервые увидел город, которому тысяча лет, где есть исторические здания, и я был весьма впечатлен.
Кроме красоты и атмосферы, еще же важны и люди, с которыми ты встречаешься. В Казани мне очень понравились люди. И я подумал, что, если когда-нибудь вернусь в Россию, буду жить именно здесь. Москва тоже хороший город, но он немного пугающий по итальянским стандартам. Если ты едешь куда-нибудь два часа в Италии, ты окажешься не просто в другом городе, а в другом регионе, а то и в другой стране. Если ты едешь куда-нибудь два часа в Москве, скорее всего, ты еще будешь в Москве. По итальянским стандартам Казань — идеальный город.
Потом я путешествовал по другим российским городам, заехал в Уфу, встретил там девушку, которая позже стала моей женой. После свадьбы мы немножко пожили в Италии, потом поехали в Россию. Но тогда я еще не знал русского языка (он не очень простой, особенно если ты его не учишь), поэтому очень зависел от жены, не мог полноценно работать, и мы вернулись в Италию. И все было прекрасно, пока не началась пандемия.
О последней капле, подтолкнувшей к эмиграции
Джованни Фальконе, один из наших лучших полицейских (который, разумеется, быстро был убит мафией), говорил: отследите денежные потоки, и вы найдете виноватых. Ситуация в пандемию была у нас очень плохая, особенно для детей. Мы все оказались как будто под домашним арестом. По телевизору показывали безумные вещи, и люди всему верили. Я потерял многих друзей. Нет, они все живы, но мы не общаемся, потому что по-разному относимся к пандемии. В Италии, если ты, к примеру, невакцинирован, с тобой просто перестают разговаривать старые друзья.
Еще до начала локдауна моя жена пошла с детьми поиграть на детскую площадку, а люди начали на нее кричать и вызвали полицию! А когда соседи увидели нас в коридоре без масок, то отпрыгнули от нас и вжались в стену, как будто мы бомбы, которые вот-вот взорвутся. Это стало последней каплей, которая переполнила чашу терпения. И я подумал: все, чао, Италия! Это слишком для меня и моих детей. И мы купили практически первые попавшиеся билеты в Россию. Ну как в Россию: прямого авиасообщения не было, поэтому мы летели из Милана в Лондон, из Лондона в Москву, а из Москвы уже в Казань. Я уверен, что если дети растут в смешанной семье, то они должны понимать оба языка и обе культуры.
О трудностях переезда
Когда я приехал в Россию, обнаружил еще одну огромную проблему. Бюрократическую. Тебе нужно получить безумное количество разрешительных документов, чтобы здесь жить и работать. И везде огромные очереди — я никогда не стоял в таких очередях. Вы себе просто не представляете! Почему-то быть иммигрантом в России очень сложно, даже если у тебя русская жена. В Италии ты ждешь в очереди два часа и выходишь со всеми необходимыми документами.
Хотя при этом у нас меньше порядка: например, в Милане вечером бывает опасно гулять одному в районе центрального вокзала, особенно женщине. Поэтому я согласен со всеми этими здешними правилами и проверками, но было бы здорово, если бы они чуточку упростили процедуру хотя бы для женатых пар, где муж или жена имеют российское гражданство.
После этого квеста все остальное кажется уже сравнительно простым. Бумаг много не требуется, налоги у вас очень низкие, цены на оборудование чуть выше, чем в Италии, но непринципиально. Я отучился на бариста в Милане, к этому моменту жена присмотрела локацию возле «Аметьево» — так в 2021 году появилось Caffé Milano.
«Громадный плюс работы в России — налоги! Они очень низкие. И коммунальные платежи — тоже»
О налогах
Громадный плюс работы в России — налоги! Они очень низкие. И коммунальные платежи — тоже. В Италии у меня остались друзья, которые стараются минимально пользоваться электричеством из-за высоких цен. И налоги буквально убивают малый бизнес. Если ты зарабатываешь 100 евро, в лучшем случае после выплаты налогов у тебя останется 30. Как заниматься бизнесом в таких условиях?
И теперь в Италии процветают китайцы. Многие итальянские рестораны принадлежат китайцам, а в качестве сотрудников набирают или итальянцев, или тоже граждан Поднебесной. Такие заведения работают интенсивнее, первыми открываются, последними закрываются, и труд китайских работников стоит дешевле. В их ментальности это означает более дешевый ценник, следовательно, больше клиентов, выгоды и т. д.
Сейчас все подумают, что я занимаюсь пропагандой, но есть несколько вещей, которых я не понимаю. Италия — это Евросоюз. Если это Европейский союз, значит, во всех странах, по идее, должны быть равные условия. Почему тогда в Люксембурге налоговая ставка 3%? Я там был — меня поразило, что даже в маленьком здании размещаются десятки компаний — все стремятся открыть там штаб-квартиры. Какого черта? Гиганты (вроде Amazon) регистрируются там, платят 3% налогов и убивают небольшие магазины в других странах.
Я слышал, что и у вас МСБ жалуется на налоги, но, поверьте, здесь прекрасные условия.
О российском общепите, еде и сервисе
Мне кажется, что качество многих кафе сегодня лучше в России, чем в Италии. Во всяком случае, с точки зрения разнообразия выбора. Конечно, я не буду утверждать, что качество эспрессо и капучино здесь лучше итальянских, нет. Но такой выбор кофейных напитков в наших заведениях редко увидишь.
Сфера общепита в России принципиально отличается от европейской модели. Здесь официантами идут в основном студенты, а в Италии, во-первых, это считается полноценной профессией, во-вторых, сам владелец непосредственно участвует в процессе. Бариста в Италии, как правило, состоявшийся мужчина, с семьей, лет 50, для которого это не столько сервис, сколько часть культуры. Здесь за кофемашиной в основном стоят студенты, они приходят, чему-то обучаются, задерживаются на несколько месяцев и увольняются. А тебе приходится все начинать сначала. Я уже устал от этого, если честно.
Многие кафе и рестораны в Италии — это семейный бизнес, очень часто работает сам владелец и члены его семьи. Поэтому сервис у нас значительно лучше. От обслуживания гостей на самом деле зависит очень многое. Даже от интонации, с которой вас приветствуют, от того, как улыбаются. Кофе может понравиться одному и не понравиться другому, но сервис — это универсальный маркер, им не обманешь.
При этом интересно, что в Италии работает гораздо меньше людей. Здесь множество официантов на очень небольшое количество посетителей. В центре Милана я трудился в небольшом кафе и был единственным официантом на бог знает сколько клиентов. Это было безумие, я летал от столика к столику и страшно уставал, но вместе с тем не забывал улыбаться.
«Это [Иннополис] идеальный город для детей — 7-летки сами ходят в школу, все очень безопасно, очень мало машин. И все рядом»
Об Иннополисе
Несколько друзей, которые работали в Иннополисе, все время меня спрашивали, почему я не открываю там кофейню. Я там ни разу не был и впервые попал на День города. Праздник очень впечатлил: истребителями, концертом, всем. И я решил попробовать. Сначала переехал сам, потом перевез семью. Это идеальный город для детей — 7-летки сами ходят в школу, все очень безопасно, мало машин. И все рядом. Отличные детсады и школы. И по сравнению с Казанью не очень заполненные, меньше учеников в классе.
Жена была не против. Мы привыкли к переездам, мы цифровые кочевники. Кажется, в ней монгольская кровь: она наполовину башкирка, наполовину татарка. Так что мы переехали достаточно просто. Особенно потому, что всей бумажной работой занималась жена. Мы открылись не так давно, но, в принципе, удовлетворены количеством посетителей. Подумываем об открытии кухни. Это, конечно, не будет полноценный ресторан, но предлагать итальянские закуски, панини — почему нет?
«Конечно, импортировать кофе и сласти из Италии стало сложнее, но это не запрещено. Просто дольше и дороже. Я закупаюсь через посредников, и сильных проблем нет»
О запуске кофеен в разгар санкций
Конечно, импортировать кофе и сласти из Италии стало сложнее, но это не запрещено. Просто дольше и дороже. Я закупаюсь через посредников, и серьезных проблем нет.
Когда началась спецоперация, все запаниковали. Но, когда что-то закрывается, всегда открывается что-то новое, новые возможности, идеи. Через два месяца на российском рынке появился китайский кофе. Сначала я к нему относился очень скептически, но оказалось, что он неплохой. Появились даже клиенты, которые просят приготовить им именно китайский кофе. Это что-то невероятное!
Самое сложное, когда открываешь кофейню в России, — найти персонал. Пунктуальность, ответственность, презентабельный внешний вид, чистоплотность и хотя бы попытки улыбаться редко совмещаются в одном человеке. Жду не дождусь, когда дети вырастут. И подумываю позвать маму в качестве шеф-повара (смеется).
О культуре потребления кофе
Культура потребления кофе в России и Италии сильно отличается. В Италии первое, что ты делаешь, проснувшись, — пьешь кофе. Обычно эспрессо. Кофе — это синоним слова «утро». Вторую чашку ты пьешь по дороге на работу. Итальянцы никогда не берут кофе с собой и не ходят с этими бумажными стаканчиками. И редко сидят за столиками. Обычно ты садишься за барную стойку, перекидываешься несколькими словами с бариста, обсуждаешь футбол, политику или еще что-то с теми, кто оказался рядом. Постоянные клиенты становятся хорошими знакомыми. У меня есть подозрение, что людям не столько нравится вкус самого кофе, сколько участие в такой церемонии, утреннем ритуале.
В России все это пространство заставлено кофемашинами, витринами и т. д. Здесь никто не стоит за стойкой, никто не разговаривает с бариста.
«Единственное, о чем я скучаю в Италии, — это родственники. И море, горы. В России тоже есть море и горы, но они очень далеко. В Италии ты можешь в течение двух часов из любой точки доехать до побережья, горы еще ближе»
О будущем РФ и Италии
При этом я вижу более светлое будущее у России, чем у Европы. Критерий простой: дети. Здесь повсюду много детей. А это будущее. В Италии очень мало детей — в торговых центрах людей с собаками больше, чем с детьми. Это, на мой взгляд, главная проблема. Кто будет мне платить пенсию, когда я состарюсь? Роботы? В России семья ценится и что-то значит. И это очень важно.
Мой друг работает учителем в школе в Милане. Сегодня 60–70% его учеников — из Индии, Китая, Африки, Латинской Америки. Кто угодно, только не итальянцы. Кажется, через два поколения итальянцы будут совершенно другими.
Уже сейчас начинаются проблемы с итальянским языком, исчезают диалекты. Они в Италии меняются каждые 40–50 км, по произношению можно узнать происхождение говорящего. Сейчас это исчезает, потому что вместо детей население Италии растет за счет иммигрантов.
Очень сильно перегибают палку и в вопросах самоопределения. Я согласен, что не должно быть никакой дискриминации в вопросах гендерной ориентации, но, на мой взгляд, учить подобному детей в школе — это уже перебор. Ученики еще не знают, откуда берутся дети, а им уже рассказывают, что они могут сменить пол и это вполне нормальное желание! Единственный способ такого избежать — отдать ребенка в дорогую частную школу, там этому не учат. Если вы недостаточно богаты, вашим детям придется прослушать данный курс.
О российском гражданстве
Я даже подавал заявление на получение российского гражданства. Мне отказали из-за бюрократических заморочек, но сейчас я думаю, может, это и к лучшему. Я верю в путь и судьбу.
Единственное, о чем я скучаю в Италии, — это родственники. И море, горы. В России тоже есть море и горы, но они очень далеко. В Италии ты можешь в течение двух часов из любой точки доехать до побережья, горы еще ближе. Страна компактная: сегодня ты можешь быть на вершине горы, завтра на побережье, послезавтра в Риме или еще где-то. Здесь расстояния, конечно, колоссальные.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.