Крупнейший независимый игрок на рынке сотового ретейла собирается подавать на банкротство, об этом стало известно накануне. У компании «Связной» более 14 млрд рублей долгов, и в последнее время сразу несколько кредиторов пыталось запустить механизм несостоятельности компании. «За последние лет 6–7 они растеряли лояльную аудиторию и очень сильно сдали. Это был такой режим выживания в надежде, что кто-то купит, вольет деньги и прочее», — говорят эксперты «БИЗНЕС Online». О том, почему Wildberries мог спасти «Связной», но не сделал этого и кто из действующих сотрудников сможет найти себе новую работу, — в нашем материале.
Торговая сеть «Связной» собирается инициировать процедуру банкротства. Соответствующее сообщение было опубликовано накануне на «Федресурсе»
«Связной» все?
На один крупный бизнес в стране может стать меньше — торговая сеть «Связной», существующая вот уже 27 лет, собирается инициировать процедуру банкротства. Соответствующее сообщение было опубликовано накануне на «Федресурсе». «В связи с появлением у ООО „Сеть Связной“ признаков банкротства», — говорится в нем. В числе кредиторов компания указала Совкомбанк, Альфа-Банк, поставщика электроники Merlion, «Вымпелком» (бренд «билайн») и подконтрольное Росбанку ООО «РБ Факторинг».
О проблемах «Связного» в СМИ писали не раз. Так, с начала кризисного 2022 года к компании было подано 79 исков на общую сумму 14,26 млрд рублей от кредиторов, поставщиков, арендодателей, логистических компаний, писали «Ведомости». Например, Альфа-Банк подавал к «Связному» и его акционеру, кипрской DTSRetail (принадлежит 69%), сразу несколько исков на 6 млрд рублей, в итоге стороны договорились заключить мировое соглашение. В октябре 2022-го Совкомбанк пытался инициировать банкротство «Связного» — разбирательство также закончилось мировым соглашением, и стороны составили график погашения задолженности на 2,5 млрд рублей. Уже в начале этого года обанкротить «Связной» хотел и торгово-выставочный комплекс «Авиапарк», который позже аннулировал свое намерение.
Причиной десятков крупных исков к компании послужило ее финансовое положение. С 2017 по 2020 год, пишут «Ведомости», «Связной» наращивал выручку и генерировал убытки, в 2021-м компания вышла в прибыль — 15,2 млн рублей при рекордном для сети обороте в 105 миллиардов. Однако кредиторская задолженность составила почти половину этой суммы — 54 млрд рублей. Например, у DNS при похожем обороте (93,7 млрд) кредиторская задолженность за аналогичный период составила всего 6,6 млрд, отмечает издание.
В декабре в компании рассматривали два варианта развития событий: либо сеть найдет инвестора, который покроет долги, либо подаст на банкротство, поделился собеседник «Ъ», близкий к «Связному». «После Нового года сотрудникам пришло сообщение, в котором руководство объявило, что „Связной“ будет начинать процедуру банкротства, после чего последовали добровольные увольнения», — добавил он. При этом другой собеседник издания утверждает, что топ-менеджмент сети все еще надеется на реструктуризацию долга, т. к. в процедуре банкротства сначала идет период наблюдения, когда еще есть шанс спасти компанию.
Сам «Связной» пока никак не прокомментировал новость о банкротстве и не ответил на запросы СМИ, в том числе «БИЗНЕС Online». Нет никаких сообщений и в официальных аккаунтах в соцсетях. На сайте же размещено объявление о том, что интернет-магазин продолжит свою работу в штатном режиме, заказы будут выполнены, а гарантийные услуги останутся также доступными.
Бизнес, из которого в итоге выросла группа «Связной», создал в середине 1990-х годов Максим Ноготков, в 2012-м впервые вошедший в список долларовых миллиардеров по версии Forbes. В 2018-м был признан в России банкротом. Сейчас с семьей живет в Калифорнии
«В других салонах можете не спрашивать, есть же все-таки кодекс этики корпоративный»
Федеральная розничная сеть «Связного» насчитывает свыше 2,6 тыс. магазинов в 1,1 тыс. населенных пунктах России, говорится на сайте компании. В их числе 12 магазинов в Казани, не считая постаматов и пунктов выдачи.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» накануне вечером побывал в одном из них в центре столицы РТ. Несмотря на праздничную атмосферу 14 февраля, когда многие выбирают подарки, в «Связном» было крайне тихо. Консультант не спешил приветствовать клиента, а сидел, притаившись за кассой, в телефоне. По словам работника, здесь обо всем узнали из новостей. «С нами из руководства никто такие вопросы не будет обсуждать», — ответил он, добавил, что уведомлять их вряд ли станут в ближайшие дни. Выручка в магазине сохраняется на прежнем уровне, каких-то изменений в продажах за последнее время молодой человек не заметил: «Пока все нормально». Однако терминал для оплаты картой был заклеен бумажкой «временно не работает». «В других салонах можете не спрашивать, есть же все-таки кодекс этики корпоративный», — патриотично добавил наш собеседник.
Напомним, бизнес, из которого в итоге выросла группа «Связной», создал в середине 1990-х годов Максим Ноготков, в 2012-м впервые вошедший в список долларовых миллиардеров по версии Forbes. В числе активов группы были ретейлер мобильной электроники «Связной», одноименный банк, интернет-магазин Enter, сеть ювелирных салонов Pandora (развивалась в России по франшизе). В 2014 году группа «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова, которому «Связной» был должен $130 млн, продала права требования компании Solvers Олега Малиса. В итоге он стал контролирующим акционером «Связного». Сам Ноготков переехал с семьей в Калифорнию, а в 2018-м был признан в России банкротом.
В том же 2018 году 25% в сети получил «МегаФон» в результате объединения ретейлера с «Евросетью», которую позже ликвидировали. А сам «Связной» тогда провел ребрендинг. Позже гендиректор «МегаФона» Хачатур Помбухчан рассказал в интервью РБК, что продал долю оператора в «Связном». Покупателя и сумму сделки он не раскрывал, а в числе причин назвал то, что «Связной» не имеет отношения к телекоммуникационному рынку, но фокус на этой компании «отнимает время, усилия команды и является бесполезным». Позже «Ведомости» писали, что долю выкупили структуры Малиса.
«На данный момент они сокращали количество магазинов, сейчас их меньше чем 1,8 тысячи, и они продолжают закрываться, потому что нет денег для поддержания своей розничной сети»
«Покупателей у «Связного» не найдется. Там нечего покупать, это бессмысленно»
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают новости о возможном банкротстве «Связного».
«Процедура банкротства запущена, компания с вероятностью 99 процентов станет банкротом и исчезнет с рынка, — уверен Эльдар Муртазин — основатель и главный редактор Mobile Research Group. — На данный момент они сокращали количество магазинов, сейчас их меньше чем 1,8 тысячи, и они продолжают закрываться, потому что нет денег для поддержания своей розничной сети. Долги появились не вчера. Напомню, что 2018 году компанию „Евросеть“ поглотил „Связной“, который уже имел долговую нагрузку. Объединили две сети, что на некоторое время дало неплохой результат, потому что они выбирали лучшие точки и лучших сотрудников. Но долги „Евросети“ и „Связного“ никуда не делись, долговая нагрузка была огромной. И выплатить их компания не могла и искала покупателя на свой бизнес».
Но таковых не нашлось, поскольку, по словам Муртазина, у тех же сотовых операторов тоже была своя розница. «Потенциально „Связной“ мог купить Wildberries, но их отпугивало два момента: высокая долговая нагрузка и то, что одним из акционеров был „МегаФон“, — продолжает собеседник газеты. — Поэтому Wildberries не пошел в эту степь, и после начала СВО, когда заработал параллельный импорт и наличие прямых контрактов с производителем перестало быть каким-то преимуществом, ценность „Связного“ потерялась. Компания стояла пустая, потому что ей не поставляли товар. За последние лет 6–7 они растеряли лояльную аудиторию и очень сильно сдали. Это был такой режим выживания в надежде, что кто-то купит, вольет деньги и прочее. Я так понимаю, они вели переговоры о реструктуризации долгов, но переговоры оказались неудачными, желающих их спасать не нашлось».
«Причиной [банкротства] могли стать изменении ситуации на рынке и неправильно выбранная стратегия, — сказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор агентства Telecom Daily Денис Кусков. — „Связной“ был единственным крупнейшим независимым игроком, и отсутствие помощи от операторов, как они делают для своих точек ретейла, привело к таким плачевным последствиям». При этом наш эксперт считает, что уход компании никак не отразится на российском рынке сотового ретейла. «У всех игроков рынка есть свои точки ретейла, есть игроки как DNS, у которого не только мобильная связь, есть игроки как „Ситилинк“, поэтому не думаю, что это потеря для рынка, — говорит Кусков. — Сомневаюсь, что владельцы „Связного“ будут возобновлять деятельность, потому что сейчас выходить на рынок не очень хорошо. Можно, конечно, сбросив весь груз долгов, но доверие к этому будет никаким из-за этого».
Муртазин же анализирует и позитивные, и негативные последствия для рынка. «Позитивные последствия — освобождается место для других игроков, — указывает он. — В первую очередь это независимая региональная розница, которая получит чуть-чуть больше клиентов, чуть-чуть больше продаж. Другие игроки тоже почувствуют прирост продаж. Те точки, которые есть у „Связного“, они достаточно неплохие, но сегодня нет спроса на аренду. И банкротство компании приведет арендодателей к тому, что они станут пересматривать цену аренды для всех. Коэффициент для магазинов электроники исторически высокий. Сейчас тут будет некое улучшение».
Среди негативных последствий — грустное будущее части нынешних сотрудников компании. «Неизвестно, какое количество людей работает в „Связном“, — продолжает основатель Mobile Research Group. — Последняя публичная информация — 22,5 тысячи на середину 2021 года. Думаю, с учетом сокращений сегодня можно говорить о 10–12 тысячах сотрудников. Они де-факто окажутся на улице. Самые хорошие продавцы найдут работу, но розница у всех будет сокращаться — нам не нужно такое количество магазинов. Поэтому, думаю, логисты и менеджеры на работу устроятся, а продавцам понадобится переквалифицироваться. А покупателей у „Связного“ не найдется. Там нечего покупать, это бессмысленно».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.