«Давай шумиху замутим, снимем эту дурацкую доску на улице Московской!» — предлагали историки избавиться от памятного обозначения, где бывал поэт Александр Пушкин в Казани. На полях первого генеалогического форума «Терра.Татарстан» в столице РТ любители генеалогии и ученые собрались вместе, чтобы поделиться опытом по сбору информации при составлении родословной и обсудить ненадежность источников. О том, какие названия памятников архитектуры предложили изменить, какого еще исторического общества не хватает в Казани и с чего можно начать поиски своих предков, — в материале «БИЗНЕС Online».
В прошедшие выходные в Казани состоялся первый генеалогический форум «Терра.Татарстан», который собрал свыше сотни ученых, краеведов и просто любителей истории со всего региона
«Здесь на наших глазах зарождается мощный генеалогический центр»
В прошедшие выходные в Казани состоялся первый генеалогический форум «Терра.Татарстан», который собрал свыше сотни ученых, краеведов и просто любителей истории со всего региона. В качестве площадки минкульт РТ предоставил организатору — АНО «Самородок» — культурный центр им. Пушкина на улице Карла Маркса. Изначально заявленная в программе открытия глава ведомства Ирада Аюпова на форуме не появилась — со слов организаторов, у нее случилась срочная командировка. Отметиться от лица республиканских властей пришла депутат Госсовета РТ Людмила Рыбакова.
Спикеры и слушатели стали собираться в культурном центре за 1,5 часа до официального начала. Они активно знакомились и общались, параллельно рассматривая две выставки. Художник Наджип Наккаш и дизайнер Светлана Агапова представили свои работы по оформлению родословных древ. Непосредственно перед входом в актовый зал были выставлены книги по генеалогии и истории. Особенно удивил тяжелый деревянный оклад каталога музея варганов, варганного арт-искусства и семейной истории в Елабуге. Тут же, рядом, на варгане для гостей играл составитель книги Виктор Белов-Щусь.
Отметиться от лица республиканских властей пришла депутат Госсовета РТ Людмила Рыбакова
Основную публику ожидаемо составили люди среднего и зрелого возраста. Николай Чумаков из Набережных Челнов рассказал «БИЗНЕС Online», что увлекается генеалогией на протяжении последних 13 лет — на данный момент ему удалось проследить свой род до середины XVI века. Однако были среди гостей и молодые люди: 22-летняя Гузель Ахтямова рассказала, что учится на историческом факультете, поэтому для нее и ее друзей это очень интересная тема. «Обзваниваю родственников, узнаю, кто что помнит. Хочу заняться этим плотнее», — объяснила она.
Художник Наджип Наккаш и дизайнер Светлана Агапова представили свои работы по оформлению родословных древ
Торжественное открытие было омрачено небольшой размолвкой между почетными гостями. Когда ведущий церемонии, директор АНО «Самородок» Владимир Романов, объявил первого спикера, другой гость в президиуме удивленно развел руками и подозвал к себе соведущую и организатора форума Агапову. Через мгновение Романов объявил, что первым выступит другой человек, а именно президент российской генеалогической федерации, председатель Историко-родословного общества в Москве Станислав Думин.
«Здесь на наших глазах зарождается мощный генеалогический центр», — сказал Думин в своей приветственной речи. Он подчеркнул, что приехал в Казань только в качестве почетного гостя, а не организатора: по его словам, татарстанские энтузиасты не нуждались в поддержке при подготовке к мероприятию и сплотили вокруг себя людей со всей республики. Его коллега, президент Русского генеалогического общества Игорь Сахаров в свою очередь напомнил присутствующим, что этот форум имеет значение не только для Татарстана и России, но и для мирового движения по повышению генеалогической культуры населения.
Непосредственно перед входом в актовый зал были выставлены книги по генеалогии и истории. Особенно удивил тяжелый деревянный оклад каталога музея варганов, варганного арт-искусства и семейной истории в Елабуге
«Я помню те времена, когда занятие генеалогией считалось по меньшей мере бесполезным и даже вредным. При Андропове (Юрий Андропов, председатель президиума Верховного Совета СССР, — прим. ред.) за такое занятие могли и наказать», — начал он с небольшого экскурса в историю. Но времена изменились: отпали идеологические препоны, в народе созрело желание изучать собственную историю, появились любители, которые со временем стали профессиональными историками. Форум «Терра.Татарстан» может считаться доказательством расцвета генеалогии за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, заключил Сахаров.
Эту мысль подтвердил и директор Института истории им. Марджани Радик Салихов. Он отметил, что за последние годы генеалогия стала настоящим народным движением и охватила широкие массы. «Изучая историю семьи, малой родины, республики, мы все вместе пишем подлинную историю России», — подчеркнул он важность такого начинания. В разговоре с «БИЗНЕС Online» в кулуарах форума Салихов поделился, что знает 10 поколений своих предков.
Станислав Думин: «Здесь на наших глазах зарождается мощный генеалогический центр»
Иронично, что за созданием татарстанского форума стоит команда, на две трети состоящая из приезжих. «Я переехала в Казань и думала, что вольюсь здесь в сообщество любителей истории. Но я его не нашла, поэтому пришлось создавать его самой», — пошутила со сцены Агапова. К счастью, среди спикеров преобладали местные историки: главный редактор интернет-газеты «Казанские истории» Любовь Агеева, директор фонда «Новая Тартария — наследие» Эдуард Хайруллин, исследователь истории и градостроительства Казани Сергей Саначин и другие.
Президент Русского генеалогического общества Игорь Сахаров в свою очередь напомнил присутствующим, что этот форум имеет значение не только для Татарстана и России, но и для мирового движения по повышению генеалогической культуры населения
«Жены обычно знают историю рода мужа гораздо лучше, чем сами мужчины»
Пока в актовом зале Сахаров рассказывал о роли в истории Казанской губернии рода князей Тенишевых (предки его жены), бо́льшая часть публики переместилась в более современную обстановку молодежной студии культурного центра. Здесь блогер и популяризатор генеалогии Александра Бодылева из Москвы, выделяющаяся на фоне ученых светил молодостью, знакомила присутствующих с азами изучения родословной. На ее вопрос, сколько в зале новичков, руки подняли человек 20–30 — неплохой показатель для первого узкотематического форума.
Так как начать путь в генеалогию? По словам Бодылевой, наука строится на трех китах: имя, место, время. Она предостерегла, что при поиске по имени нужно учитывать человеческий фактор, из-за которого фамилии и имена встречаются в документах в самых разных видах.
«Мою прабабушку звали Петрова Наталья Матвеевна, она умерла в 1970 году. Казалось бы, как тут ошибиться? Но в итоге мы нашли ее в документах под именем Ветрова Наталья Петровна», — привела спикер пример из личного опыта. От места зависит, куда отправлять запросы, а дата позволяет сузить область поиска. Чтобы приступить к исследованию, достаточно на основе этих данных собрать небольшую анкету на каждого прямого предка и начать разговаривать с родственниками. «Жены обычно знают историю рода мужа гораздо лучше, чем сами мужчины», — подсказала Бодылева новичкам. Также она подчеркнула, что все этапы поиска следует подробно записывать, чтобы ничего не потерять.
Блогер и популяризатор генеалогии Александра Бодылева из Москвы, выделяющаяся на фоне ученых светил молодостью, знакомила присутствующих с азами изучения родословной
«Литовские татары едва ли не единственная группа татар, которые обладали дворянским статусом»
Некоторые татарстанцы, которые сейчас изучают свою родословную, могут обнаружить, что их предки не проживали на территории Волжской Булгарии, а были, например, литовскими татарами. Об уникальной группе татар искушенным слушателям (не более 20 человек) рассказал Думин. Последняя волна переселения татар в Литву случилась в начале XVI века, когда на Запад сбежал последний хан Золотой Орды Шейх-Ахмед. Благодаря успехам в военной службе эти татары пользовались в Речи Посполитой теми же правами, что и местная аристократия, за исключением участия в государственном управлении. «Литовские татары едва ли не единственная группа татар, которые обладали подобным статусом», — подчеркнул Думин.
Ученому удалось выяснить, что на конец XVIII – начало XIX века на территории Литвы было около 200 татарских родов. После раздела Речи Посполитой встал вопрос, как интегрировать эту группу в Российскую империю. Польская шляхта в полном составе была записана в мещане и платила подать, пока доказывала свое аристократическое происхождение. А верхушке литовских татар удалось доказать Сенату, что все литовские татары являются дворянами. Процесс занял несколько лет и хорошо отображен в делах о дворянстве, сохранившихся до наших дней. В них каждый род изображал свое генеалогическое древо, связывающее заявителей с высокородными предками. На основании этих доказательств дворянами были признаны все литовские татары, за исключением 5–7 семей. После этого татары даже стали по примеру польских соседей разрабатывать собственные фамильные гербы, в которых использовали элементы печатей, уходящих корнями в XV–XVI века.
По словам Думина, литовские татары и сейчас проживают на территории Беларуси. В первой половине XX века часть из них переехали на территорию современного Татарстана, однако сам ученый потерял с ними контакт.
Любовь Агеева рассказала о работе над созданием путеводителя по казанским кладбищам
«Органы охраны ОКН в сравнении с органами загса — это детский сад»
Второй день форума превратился в междусобойчик казанских историков и краеведов, лекции которых шли одна за другой в концертном зале. Пока в молодежной студии обсуждали биографическое интервью, организацию работы архивных волонтеров, опыт создания книг об истории фамильных родов, в большом зале рассказывали о казанских кладбищах и архитектуре.
Редактор газеты «Казанские истории» Агеева поведала о работе над созданием путеводителя по казанским кладбищам. Акция «Казанские некрополи» на протяжении четырех лет изучает Арское, Ново-Татарское и Архангельское кладбища, на которых похоронены многие, как выразилась Агеева, VIP'ы, имеющие значение для истории Татарстана. Как мы уже писали выше, место захоронения играет огромную роль для поиска предков. Агеева обрадовала слушателей, заявив, что цифровизация Арского и Ново-Татарского кладбищ на данный момент закончена и к апрелю на сайте проекта появится полная информация о всех значимых захоронениях в этих местах.
Не очень было понятно, какое имеет отношение к теме форума рассказ о доме Ушковой (улица Кремлевская, 33) директора фонда «Новая Тартария — наследие», заместителя руководителя «Татмедиа» Эдуарда Хайруллина
Не очень было понятно, какое имеет отношение к теме форума рассказ о доме Ушковой (улица Кремлевская, 33) директора фонда «Новая Тартария — наследие», заместителя руководителя «Татмедиа» Хайруллина. Бывший пресс-секретарь президента РТ в последние годы известен как хранитель этого особняка, поэтому его выступление было обращено главным образом к иногородним слушателям, которые еще не знакомы с романтичной историей уникального объекта. Однако было и кое-что новенькое: Хайруллин похвастался, что недавно приобрел в коллекцию несколько предметов эпохи — унитаз и чашку для усатых мужчин, а также портрет Капитона Яковлевича Ушкова — деда Алексея Ушкова, который и привел дом в известный нам вид. Только в конце выступления Хайруллин пришел к чему-то около генеалогии: согласно наследному делу его прапрапрадеда, скончавшегося в 1900 году, тот задолжал Губкиным – Кузнецовым – Ушковым 763 рубля — скорее всего, за чай.
Темой выступления известного исследователя истории и градостроительства Казани Саначина было обозначено следующее: «Плюхи в генеалогии казанских зданий и как их преодолеть». Ученый пояснил, что выбрал это название из-за того, что ошибки чаще всего происходят из-за человеческого фактора и невнимательности исследователей. Он привел несколько примеров путаницы в бытовых названиях домов из государственного реестра объектов культурного наследия Казани:
- «Большое здание Адмиралтейской конторы XVIII века» (ул. Карла Маркса, 17). По словам Саначина, на самом деле это постройка XIX века, конторы в нем никогда не было, а Казанское адмиралтейство насчитывало всего 24 служащих, которым явно не нужно такое большое здание.
- «Корпус управы Благочиния, 1774 год» (ул. Карла Маркса, 12). Управы там никогда не было.
- «Здание гимназии 2-й половины XVIII века» (ул. Карла Маркса, 41). На самом деле здесь был питейный дом.
- «Здание гостиницы Дворянского собрания, где останавливались Волконская Мария Николаевна в декабре 1826 г., направляясь к месту ссылки мужа, Пушкин Александр Сергеевич во время поездки по сбору материала о крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева и Шаляпин Федор Иванович во время своих гастролей» (ул. Рахматуллина, 6). По словам Саначина, ничто из перечисленного не правда, а вот о факте, то там пять суток ночевала Екатерина Великая, ни слова.
«Увы, органы охраны объектов культурного наследия в сравнении с органами загса — это детский сад», — заключил Саначин. Свой вклад в неразбериху вносят мемориальные доски с многочисленными орфографическими и фактическими ошибками (Шаров вместо Жарова, Трофимов вместо Трифонова и т. д.), архивные документы, которые не учитывают смену нумерации домов по улице. Все это затрудняет работу не только историков архитектуры, но и генеалогов.
Сергей Саначин привел несколько примеров путаницы в бытовых названиях домов из государственного реестра объектов культурного наследия Казани
«Правильно, Сергей Павлович! Давай шумиху замутим. Давай снимем эту дурацкую доску [о поэте Александре Пушкине] на улице Московской и еще одну — с ресторана „Перцов“», — поддержал его историк-краевед, доцент Казанской православной духовной семинарии Анатолий Елдашев. По словам эксперта, Пушкин вовсе там не бывал, и стоило бы исправить эти ошибки к 225-летию со дня рождения великого поэта, которое наступит в 2024 году.
Как же решить проблему путаницы в названиях? По мнению Саначина, в Казани необходимо создать самостоятельный центр, который смог бы собрать воедино и привести в порядок информацию об истории городской архитектуры. Этот орган должен заняться сбором и аналитикой информации, включая историю каждого домовладения на основе изучения картографических, архивных, библиографических, генеалогических источников. Также центр мог бы заняться изучением архивов Николая Агафонова — казанского краеведа и одного из основателей Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Кроме того, историк предпочел бы, чтобы этот орган не имел отношения к комитету по охране культурного наследия, а существовал самостоятельно либо как подразделение КФУ или КГАСУ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.