Власти Татарстана обновили список приоритетных инвестиционных проектов. Их перечень заметно поредел, не отстают только инвестиции в сельское хозяйство, куда начинают заходить неожиданные игроки в лице форварда «Ак Барса» Даниса Зарипова. Также в меморандуме засветилась Соборная мечеть, свияжский логоцентр, оживающий с приходом миллиардера Ирека Салихова, много лет обсуждаемая канатная дорога в Казани и новый проект «Татнефти» в химпроме. О том, как будут модернизировать КВЗ и на какой стадии мегаэтиленник СИБУРа в Нижнекамске, — в материале «БИЗНЕС Online».
В перечне больше нет модернизации Заинской ГРЭС — это амбициозное начинание было похоронено отказом американской General Electric поставить турбину
Семенной завод от «Август-Агро», молочная мегаферма от «Агросилы»
На этой неделе правительство Татарстана опубликовало новый инвестиционный меморандум республики. Документ представляет собой список ключевых инвестпроектов, которым власти будут благоволить в 2023 году. Часть из них пустили под нож из-за санкций. Например, в перечне больше нет модернизации Заинской ГРЭС — это амбициозное начинание было похоронено отказом американской General Electric поставить турбину. Бросили и планы по строительству спортивных объектов, на бессрочном стопе арена на 18 тыс. мест, а также центры хай-дайвинга и пляжных видов спорта.
Зато описание проектов в сфере сельского хозяйства растянулось на две страницы инвестмеморандума. Из новинок — строительство комплекса зданий и сооружений послеуборочной переработки и хранения зерновых, зернобобовых и масличных культур, которое реализует компания «Август-Агро» Айдара Галяутдинова. Как нашему корреспонденту пояснили в пресс-службе компании, речь идет о строительстве семенного завода в Тюлячинском районе РТ. Реализация проекта стартовала в 2022 году. 70% производимого на заводе посевного материала будет использоваться для нужд хозяйств УК «Август-Агро», также планируется оказывать услуги и продавать семена другим растениеводческим предприятиям. Завод будет работать на базе агрофирмы «Август-Тюлячи». Производственная мощность семенного завода составит 10 т продукции в час.
Из новинок — строительство комплекса зданий и сооружений послеуборочной переработки и хранения зерновых, зернобобовых и масличных культур, которое реализует компания «Август-Агро» Айдара Галяутдинова
В компании отмечают, что ранее в Тюлячинском районе был построен зерносушильный комплекс производительностью 50 т в час. Строительство семенного завода станет вторым этапом реализации этого проекта. В 2023 году будет построен производственный корпус, три склада, лаборатория с весовой, а также КПП и подъездные пути. Суммарный объем инвестиций в строительство всего комплекса по переработке и хранению зерна составит более 600 млн рублей, пояснили «БИЗНЕС Online». Планируется, что семенной завод начнет работу летом 2023-го и полноценно примет участие в подготовке к севу озимых. На нем будут производиться элитные и высокорепродукционные семена пшеницы и гороха, а в перспективе есть возможность расширения ассортимента за счет других полевых культур.
«На этапе предварительной очистки семенной материал будет проходить отбор и удаление легких примесей, шелухи, частиц соломы, пыли, загрязнений, минеральных и органических примесей. Далее зерно поступит в буферные бункеры для временного хранения. На этапе семенной, или вторичной, очистки отсеются оставшиеся примеси, семена сорняков, щуплое и поврежденное зерно», — разъясняют авторы проекта. Планируется, что в дальнейшем производственная линия будет оснащена фотосепаратором (технология сортировки, позволяющая отделять засорители от хорошего зерна по цвету и форме). После сортировки семена будут поступать на протравочную линию для обработки препаратами от болезней и вредителей.
Вторым заметным проектом в сфере АПК станет строительство животноводческого комплекса молочного направления на 4 тыс. голов в Сармановском районе. Об этих планах ООО «Агрофирма «Сарман» в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывала гендиректор холдинга «Агросила» Светлана Барсукова
Вторым заметным проектом в сфере АПК станет строительство животноводческого комплекса молочного направления на 4 тыс. голов в Сармановском районе. Об этих планах ООО «Агрофирма „Сарман“» в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывала гендиректор холдинга «Агросила» Светлана Барсукова: «Этот проект будет похож на МТК „Азнакай“, с содержанием крупного рогатого скота в количестве 4 тысячи голов дойного стада, с доильным залом типа „Карусель“». Земельный участок, на котором будет построена мегаферма, уже выбран. На нем проводятся геодезические и кадастровые работы, а сам молочный комплекс сейчас проектируется. На строительство МТК «Сарман» будет потрачено 2,5 млрд рублей.
После завершения строительства МТК «Сарман» поголовье дойных коров в холдинге «Агросила» приблизится к 9 тысячам. Поголовье разместят в двух технологичных комплексах — на территории Сармановского и Азнакаевского районов РТ. «Это даст возможность повысить эффективность производства молока», — объясняла гендиректор АО «Агросила». По итогам 2022-го компания планировала надоить порядка 50 тыс. т молока. В 2023 и 2024 годах ожидается увеличение надоев примерно на 20−25%. А запуск МТК «Сарман» (по плану — в 2024–2025-х) даст прибавку еще на 30 тыс. тонн. Полученный объем сырого молока «Агросила» планирует использовать на заводе «Агросила-Молоко».
Интересный проект затеял хоккеист «Ак Барса» и предприниматель Данис Зарипов. Он планирует построить на базе птицекомплекса «Ак Барс» в Зеленодольском районе РТ биотехнологический комплекс по утилизации отходов птицеводства и производство из них капсулированных удобрений
Данис Зарипов занялся удобрениями
Интересный проект затеял хоккеист «Ак Барса» и предприниматель Данис Зарипов. Он планирует построить на базе птицекомплекса «Ак Барс» в Зеленодольском районе РТ биотехнологический комплекс по утилизации отходов птицеводства и производство из них капсулированных удобрений. Как рассказал нам источник, знакомый с проектом, технологию по утилизации птичьего помета Данису предложили его партнеры из другого региона РФ и он загорелся идеей создать такой проект в Татарстане. «Конечным продуктом станет удобрение по свойствам не хуже, чем существующие минеральные удобрения, а даже лучше. Усваиваемость этих удобрений растениями — 100 процентов, тогда как усваиваемость обычных минеральных удобрений — 30 процентов, а все остальное уходит в почву, приводя к ее закислению и иссушению, а также в водоемы. Эти же удобрения негативно на почву не влияют», — объясняет наш спикер.
В год на биокомплексе планируется перерабатывать 42 тыс. т птичьего помета. Из этого «сырья» получится 21 тыс. т гранулированных удобрений. Превращение отходов птицеводства в удобрения занимает 14 дней. Это время уходит на ферментацию помета при помощи специальных микроорганизмов.
Для реализации проекта потребуется 400 млн рублей инвестиций, предполагается использование как собственных, так и заемных средств. На комплексе будут трудоустроены до 48 человек. «Планируем проект в этом году активно реализовывать, но в первую очередь это будет зависеть от финансирования», — уточняет наш источник. Сейчас Зарипов ищет инвестиции в проект. Если дело пойдет, в будущем может быть построено до 420 таких небольших заводов по переработке помета в удобрения по всей стране.
Принципиально важно строить данные комплексы вблизи птицекомплексов, т. к. куриный помет — это опасный отход и его транспортировка обходится слишком дорого. Для птицефабрик такое соседство также будет полезным — птицеводы получат канал сбыта куриного помета, который нередко вызывает жалобы местных жителей на неприятный запах (когда помет складируется на территории птицефабрик или же он вывозится на поля без переработки).
Как пояснили «БИЗНЕС Online» в «Ак Барс холдинге» Ивана Егорова, для организации проекта Зарипова планируется использовать собственные земли птицефабрики на отмежеванном участке площадью 15 га, рядом с федеральной трассой М7, между селами Осиново и Новониколаевка. Между птицефабрикой и перерабатывающим комплексом планируется построить дополнительный участок дороги длиной 700 метров. Ежемесячный объем помета, образующегося в зеленодольском филиале ПВК «Ак Барс», составляет 20–22 тыс. тонн.
Новичок меморандума — индустриальный парк «Этилен-600», создаваемый силами СИБУРа и ОЭЗ «Алабуга». «Нижнекамскнефтехим» будет давать сырье, а «Алабуга» построит инфраструктуру в Нижнекамске для инвесторов
«Татнефть» планирует новую установку для шинного производства, СИБУР достраивает мегаэтиленник
В химической промышленности на первом месте по-прежнему стоит строительство этиленника ЭП-600 «Нижнекамскнефтехима» (входит в СИБУР). В декабре прошлого года сообщалось, что общий прогресс по проекту достиг 70%. Отметим, что холдинг достраивает комплекс в условиях санкций, бегства проектировщика Linde, банкротства бывшего подрядчика (турецкого Gemont). При всех этих неблагоприятных факторах механическая готовность планируется во второй половине 2024 года.
Новичок меморандума — индустриальный парк «Этилен-600», создаваемый силами СИБУРа и ОЭЗ «Алабуга». «Нижнекамскнефтехим» будет давать сырье, а «Алабуга» построит инфраструктуру в Нижнекамске для инвесторов. Республика в лице ОЭЗ вкладывает в инфраструктуру 169 млрд рублей. Вкупе с вложениями самого СИБУРа и капитала третьих сторон, в первую очередь резидентов, общий объем инвестиций в проект, по оценкам Тимура Шагивалеева, может составить сенсационные 1,3 трлн рублей.
С очередными начинаниями в химию заходит «Татнефть», заявившая о строительстве установки по производству полимерной серы. Полимерная (или нерастворимая) сера — основное сырье в шинной и резинотехнической промышленности. Новое производство кстати к покупке нефтяниками завода Nokian во Всеволожске. Напомним, в прошлом году «Татнефть» затеяла чехарду с шинными активами — продала «Нижнекамскшину» «Татнефтехиминвест-холдингу» из-за санкционных рисков, а затем проявила интерес к предприятию финского концерна. Закрытие сделки ожидается в этом году.
Среди общественных объектов «инвестиционного» перечня есть весьма знаковые. Один из них — Соборная мечеть, к строительству которой намеревались приступить еще в прошлом году. Но в итоге, кроме закладки камня, даже не выбрали окончательно стиль будущего монументального сооружения на берегу Казанки
Соборная мечеть, «Аэромост» от челнинских девелоперов и дороги
Среди общественных объектов «инвестиционного» перечня есть весьма знаковые. Один из них — Соборная мечеть, к строительству которой намеревались приступить еще в прошлом году. Но в итоге, кроме закладки камня, даже не выбрали окончательно стиль будущего монументального сооружения на берегу Казанки. То ли это будет ажурный «Ак бахча» от «Гинзбург Архитектс», то ли «Ковчег» от соавтора Кул Шарифа Айвара Саттарова. Пока же проектные работы ведет ТИГП, а президент РТ Рустам Минниханов анонсировал начало стройки в этом году.
Заявлен в меморандуме и проект канатной дороги в Казани — от парка им. Горького до стадиона «Ак Барс Арена». «Аэромост» оценивается в 3 млрд рублей — по миллиарду за километр. А реализовать его планирует компания, близкая челнинской ГК «Профит» Марселя Мингалимова. Весь вопрос в том, что это будет: экзотика или новый вид транспорта? Общественность в последнем сильно сомневается, а в качестве экзотики казанская канатка уже работала в 1979–1984 годах.
Целый ворох проектов посвящен строительству дорог. В основном это участки трассы Шали – Бавлы и Алексеевское – Альметьевск от АО «Автострада», а также капремонт дороги у ОЭЗ «Алабуга». Кроме того, силами строителей трассы Шали – Бавлы заявлено возведение грузового речпорта в Алексеевском районе. РЖД реконструируют грузовой терминал станции Нижнекамск.
Впервые в меморандум попал свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ), в котором начала зарождаться жизнь с приходом Ирека Салихова
Расцвет свияжского логоцентра
Впервые в меморандум попал свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ), в котором начала зарождаться жизнь с приходом Ирека Салихова. Что именно подразумевается под развитием территории? Как пояснил «БИЗНЕС Online» генеральный директор УК «Ядран» — управляющей организации ООО УК «Альянс» Дамир Мадьяров, в СММЛЦ появится дополнительная инженерная и транспортная инфраструктура. Вложить в нее планируют 1,4 млрд рублей, в том числе ВЭБ.РФ профинансирует строительство на сумму более 600 млн рублей. Ввод этой инфраструктуры в эксплуатацию запланирован в 2024 году. «По итогам на территории промпарка в экономику моногорода будет привлечено свыше 7 миллиардов рублей инвестиций, создадут более 1,5 тысячи новых рабочих мест, — пояснил Мадьяров. — В данный момент совместно с ГБУ „Институт пространственного планирования РТ“ разрабатывается мастер-план СММЛЦ и прилегающих к нему территорий площадью более 2 тысяч гектаров, по итогу которого будет сформирована стратегия долгосрочного развития СММЛЦ».
Рассказал Мадьяров и об инвестиционных проектах, упомянутых в инвестмеморандуме: речь идет о четырех проектах из первого пула крупных резидентов СММЛЦ с общей суммой инвестиций более 8 млрд рублей. Три из них — элеватор от «Август-Агро», фулфилмент-центр KazanExpress, предприятие по производству тротуарной плитки ООО «Выбор-Поволжье» — руководство СММЛЦ презентовало еще летом 2022-го.
Четвертый проект — создание производства алюминиевых сплавов в форме чушки из вторичного сырья силами ООО «Свияжский завод алюминиевых сплавов». Сумма инвестиций составит 235 млн рублей, ввод предприятия в эксплуатацию запланирован на 2024 год.
«Также планируется разместить на СММЛЦ с 2023 по 2026 год проект ООО „Газпром СПГ Технологии“: строительство бункеровочного комплекса СПГ (станция обслуживания газомоторной техники, логистический центр, комплекс по производству и отправке сжиженного природного газа), запланированная стоимость проекта составляет более 20 миллиардов рублей», — подытожил Мадьяров.
Значительное место в перечне — сразу 9 пунктов — уделено модернизации КВЗ
Модернизация Казанского вертолетного завода
Значительное место в перечне — сразу 9 пунктов — уделено модернизации КВЗ. Наиболее примечательно несколько моментов.
Во-первых, это строительство корпуса механообрабатывающего производства. По информации источников «БИЗНЕС Online», механообработка КВЗ оказалась не готова к увеличившемуся за последний год объему работы. Можно предположить, что туда пойдет львиная доля нового оборудования, о заказе которого (на 8 млрд рублей) генеральный директор «Вертолетов России» (ВР) Николай Колесов говорил в начале 2022-го.
Во-вторых, строительство нового цеха окончательной сборки (ЦОС). Его первый камень заложил под занавес своего правления прежний гендиректор ВР Андрей Богинский. Но Колесов поставил это начинание под вопрос. «Надо принять правильное управленческое решение, — рассказывал он „БИЗНЕС Online“. — На первом месте — выпуск продукции и обеспечение людей зарплатой. С остальным можно подождать 2–3 года. Да, я дал поручение готовить проект, но говорить сегодня, что мы побежим строить цех… Что лучше — цех или купить оборудование? Конечно, оборудование».
Как говорят источники «БИЗНЕС Online», весной 2022 года на собрании руководства КВЗ Колесов сказал: «Я понимаю: инвестиционная программа, что-то надо строить и все такое прочее. Но запрос должен быть продиктован планом развития. Для работоспособности завода это надо?» Все в один голос ответили: «Нет». Группе сотрудников поручили дать заключение, нужен ли ЦОС в ближайшие пять лет. Вердикт неизвестен, но, как полагает один из собеседников «БИЗНЕС Online», на данном этапе это явное излишество — нынешних площадей хватит за глаза. В конце концов выпускали же там в советское время по 29 Ми-8 в месяц.
Другое дело, что в дальних планах Колесова ЦОС появится в любом случае. Речь о том, что строительство нового корпуса позволит реализовать идею о новой системе выпуска «Ансата», Ми-8/17 и Ми-38. Это будет поточный метод производства на трех основных линиях, когда изделие двигается по сборочным участкам и на каждом из них выполняются соответствующие сборочные операции. Т. е. сегодняшний постовой метод сборки, когда вертолет собирается на одном участке, уйдет в прошлое. В новую схему заложена возможность быстрого перестроения производства: к примеру, в случае поступления значительных заказов на Ми-8/17 и снижения таковых на «Ансат».
По словам исполнительного директора РИАТа, сегодня серьезные проблемы возникают при вывозе мусора в районах с плотной застройкой: «Машины должны быть маневренными»
Челнинцы захватят рынок мусоровозов?
В блоке «Производство транспортных средств и оборудования» челнинское ОАО «РИАТ» заявилось на серийный выпуск спецтехники на автомобильном шасси для откачки нефти и нефтепродуктов, неагрессивных технологических жидкостей, а также их транспортировки, производство крано-манипуляторных установок тросового исполнения от 7 тонн. Общество также планирует расширить производство сидений, применяемых в составе транспортных средств, с глубокой локализацией компонентной базы. «За прошлый год мы произвели более 100 тысяч посадочных сидений для грузовых автомобилей различных производителей: КАМАЗ, МАЗ, БелАЗ, НЕФАЗ, ЛИАЗ и других. В ближайшее время мы планируем увеличить объемы», — рассказал «БИЗНЕС Online» исполнительный директор компании Владимир Мельников.
Один из основных инвестиционных проектов компании касается запуска серийного производства мусоровозов с объемами контейнеров от 8 до 22 кубов: «Это абсолютно новый продукт для нас. Мы видим возможности, запустили производство мусоровозов на шасси „КАМАЗа“. Это шасси различной тоннажности, в том числе шасси автомобиля „Компас“, — рассказал Мельников. — Машины будут изготавливаться не только для Татарстана, но и для всех регионов России. Пока мы изготавливаем опытную партию этих автомобилей, чтобы проверить их в работе, отдадим в опытно-промышленную эксплуатацию, получим отзывы и при необходимости сделаем нужные доработки».
По словам исполнительного директора РИАТа, сегодня серьезные проблемы возникают при вывозе мусора в районах с плотной застройкой: «Машины должны быть маневренными. При этом они должны перевозить как можно больше отходов. То есть с высокой степенью уплотнения. На это и нацелен наш проект. Машины будут выходить под брендом „РИАТ Эко“». На данный момент компания инвестировала более 1 млрд рублей в производство спецавтомобилей различных направлений.
Традиционно список инвестпроектов пополнил КАМАЗ и его «дочки». Автогигант планирует развитие модельного ряда грузовиков и модернизацию мощностей производственной площадки. Также в списке производство спецтехники на шасси «КАМАЗа» ТД «Кориб», два проекта ЗАО «Камиинз Кама» по локализации механической обработки компонентов двигателей и коленчатого вала двигателей «КАМАЗов-645, -667, -689».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.