Семейное комедийное фэнтези «Чебурашка» с Сергеем Гармашем и Еленой Яковлевой, сменившим «на посту» крокодила Гену и старуху Шапокляк, триумфально идет в российских кинотеатрах с 1 января. К вечеру 9-го, пробив отметку в 3 млрд рублей кассовых сборов, фильм стал вторым по соответствующему показателю в истории отечественного проката, причем до лидера «Аватара» рукой подать. Можно ли объяснить успех «Чебурашки» лишь отсутствием картин из Голливуда, должны ли быть кассовые фильмы художественными шедеврами и ждать ли продолжения киноприключений мохнатого зверька? Об этом размышляют эксперты «БИЗНЕС Online».
Сейчас по миру шествует «Аватар: Путь воды», официально в прокат в нашей стране продолжение фильма Джеймса Кэмерона не выйдет, хотя его и показывают в ряде кинотеатров, включая казанские
«Аватар» нам не соперник
«Аватар» падет уже на днях — такие очевидные прогнозы о дальнейших перспективах в прокате отечественного фильма «Чебурашка» строят профессионалы киноотрасли. Накануне семейное кино об ушастом зверьке стало всего лишь четвертой в истории российского кинопроката картиной, «пробившей» 3 млрд рублей, причем никому это не удавалось в столь короткий срок. А к вечеру она уже потеснила «Холопа» и «Движение вверх», уступая лишь «Аватару» (3,5 млрд) Джеймса Кэмерона, выпущенному больше 10 лет назад. Интересно, что именно сейчас по миру шествует «Аватар: Путь воды», но официально в прокат в нашей стране продолжение фильма Кэмерона не выйдет, хотя его и показывают в ряде кинотеатров, включая казанские.
Впрочем, у нас свои герои. Согласно единой федеральной автоматизированной системе о показах фильмов в кинотеатрах, «Чебурашку» (он вышел на экраны 1 января) уже посмотрели 9,5 млн зрителей, по 1 млн в день. Каждый день он генерировал свыше 70% сборов, а 8 января достиг рекордной отметки в 77%, пишет «Бюллетень кинопрокатчика». Сборы картины практически в 10 раз превышают те, что имеют другие прокатные фильмы. На втором месте с начала 2023-го здесь мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк – 5» (больше 350 млн), а на третьем — «Непослушник-2» (почти 250 млн).
Отметим, что нынешний «Чебурашка» — это не экранизация рассказов Эдуарда Успенского, а среди создателей картины фигурируют телеканал «Россия-1» и «Союзмультфильм». Фильм рассказывает о мохнатом зверьке, который проживает в апельсиновой роще. Однажды он оказывается в небольшом городке у моря, где встречает Гену — замкнутого в себе старика, работающего садовником в роще; мальчика, который не умеет разговаривать; его маму (как впоследствии окажется, дочь Гены, с которой у него напряженные отношения) и необычную тетю, желающую купить его и подарить своей внучке… В роли Гены, но не крокодила, а угрюмого садовника снялся Сергей Гармаш, а вместо старухи Шапокляк здесь владелица шоколадной фабрики — Елена Яковлева. Главного героя озвучила Ольга Кузьмина, знакомая зрителям по сериалу «Кухня». В качестве режиссера в этом проекте выступил давно поднаторевший в продюсерском кино Дмитрий Дьяченко, в его активе три части «Последнего богатыря», сериалы «Кухня» и «Отель „Элион“», а также фильмы «День радио» и «О чем говорят мужчины» от «Квартета И».
Интересно, что бюджет фильма — 850 млн рублей, из которых более 360 млн — это безвозвратные деньги, полученные продюсерами от фонда кино. В общем, это тот редкий случай, когда государственные деньги в киноотрасли не пропали даром.
«Можно было бы сидеть на ступеньках, покупали бы билеты на ступеньки»
Одним из сеансов, которые помогли вчера «Чебурашке» пробить 3 млрд в прокате, стал утренний показ в «Киномаксе», расположенном в ТЦ «Тандем». В 10:00 в первый рабочий день 2023 года здесь было ожидаемо немноголюдно, но не везде. Жизнь кипела на третьем этаже, у кинотеатра. 30-градусный мороз продлил школьные каникулы, и дети вместе с родителями отправились греться на «Чебурашку». Фильм на новогодних праздниках крутят здесь в 4 залах из 9. Но и этого, по словам сотрудников, мало — желающих попасть на фильм в иные дни было гораздо больше, чем мест в зале.
«Залы были полные все каникулы. Можно было бы сидеть на ступеньках, покупали бы билеты на ступеньки, — рассказала нашему корреспонденту контролер, чья стойка, к слову, была обклеена стикерами „Чебурашки“. — Билетов не хватало, был настоящий ажиотаж. И сейчас с утра у нас не полный, конечно, зал, но народ есть».
На утреннем сеансе, где побывал корреспондент «БИЗНЕС Online», зал был заполнен как минимум наполовину. В основном, конечно же, детьми на вид младшего школьного возраста и меньше. Они смеялись над шутками персонажей, повторяли за милым «ушастиком» смешные фразы, которого (спойлер!) назовут Чебурашкой лишь в самом конце фильма.
В конце сеанса некоторые зрители даже аплодировали авторам и актерам. И так, по рассказам сотрудников кинотеатра, было не только в этом зале. А некоторых история тронула настолько, что они выходили из зала со слезами на глазах. И это несмотря на то что градус драмы снижала сцена после титров на основе бородатого анекдота, где Чебурашку просят слезть с руля.
«Если бы не дети, на этот фильм не пошел бы, — рассказал после сеанса „БИЗНЕС Online“ Анатолий. — Неплохой для детей, но некоторые моменты в сюжете показались лишними. Но все равно бы пошел на него с детьми, даже если бы были в прокате зарубежные альтернативы. В Новый год обычно ничего хорошего не идет». «Чебурашка — это же свое, родное. Добрый фильм, там нет сигарет, секса, пьянства, плохого поведения людей, с детьми хорошо смотреть», — отметила в разговоре с нашим корреспондентом зрительница Нияра Габдулнасырова.
Согласно единой федеральной автоматизированной системе о показах фильмов в кинотеатрах, «Чебурашку» (он вышел на экраны 1 января) уже посмотрели 9,5 млн зрителей, по 1 млн в день
«Отечественный фильм отнюдь не должен быть каким-то шедевром, чтобы сделать многомиллиардные сборы»
Триумф «Чебурашки» в разговоре с «БИЗНЕС Online» подробно разобрал казанский режиссер и продюсер Алексей Барыкин, который сам выходил в федеральный прокат с фэнтези «Водяная» и документальной трилогией, посвященной истории Казанской иконы Божией Матери. По его мнению, в случае с новым творением отечественной индустрии не приходится говорить о чудесах.
— С «Чебурашкой» все абсолютно просто и предсказуемо, никакого феномена здесь нет. Во-первых, уже много лет министерство культуры Российской Федерации делает так, чтобы на новогодние праздники в прокат выходили только отечественные фильмы. Никакого Голливуда, ни единого сеанса. Поэтому отсутствие американских фильмов на «Чебурашку» никак не повлияло, их бы и так не было.
Во-вторых, если вы возьмете список самых кассовых российских фильмов, преодолевших 2-миллиардный порог, абсолютно все они и есть новогодние премьеры, стартовавшие под протекцией минкульта. Смотрите: «Движение вверх» — новогодний фильм 2017-го, «Т-34» — 2018-го, «Холоп» — 2020-го, вторая и третья части «Последнего богатыря» — 2021 и 2022 годов и так далее.
Обратите внимание: все это крепко сбитые зрительские фильмы, но с художественной точки зрения довольно обычные, ничего выдающегося. У них и зрительский рейтинг на «Кинопоиске» средний: 6–7 баллов из 10. Иными словами, отечественный фильм отнюдь не должен быть каким-то шедевром, чтобы сделать многомиллиардные сборы. Главное, чтобы он был достаточно качественным, семейным, стартовал в Новый год на лидерских позициях и в отсутствие голливудских конкурентов. Это знают все прокатчики и скажет вам любой директор кинотеатра.
— На этом фоне «Чебурашка» вообще никак не выделялся?
— У «Чебурашки» изначально были очень сильные козыри. Во-первых, это весьма узнаваемый бренд, по которому никогда ничего не было снято, кроме кукольного мультфильма. Во-вторых, в отличие от всяких Золушек, Пиноккио и Карлсонов, он абсолютно отечественный, импортозамещающий. Это очень отвечает запросам российской аудитории в нынешнее политически напряженное время. Наконец, это просто зрелищная и «няшная» сказка с компьютерной графикой и звездами. Так что еще в декабре многие говорили, что «Чебурашка» имеет все шансы выйти за 3 миллиарда и стать самым кассовым российским фильмом, обойдя «Холопа». Обратите внимание: эти прогнозы делались даже вне зависимости от сюжета и качества постановки, чистый маркетинг. Так что успех «Чебурашки» не феномен, а абсолютно ожидаемый, прогнозируемый результат.
Разумеется, внутри индустрии все не настолько просто. Во-первых, все российские студии понимают, что выйти в прокат на Новый год — это джекпот, потому отчаянно бьются за такую возможность. Самыми успешными в этом смысле оказались Сергей Сельянов и Тимур Бекмамбетов, которые застолбили себе место франшизами, «Елками» и «Богатырями». Они не делают миллиарды, но хороший доход гарантированно имеют. Как им это удалось? Очень просто: их франшизы стартовали заранее, до того как минкульт начал расчищать новогодние праздники от Голливуда.
Наконец, обычно в Новый год на лидерские позиции приходят не один, а два или даже три фильма и побеждает в прокате не всегда самый очевидный кандидат. Например, в 2020-м ожидалось, что хитом станет дорогостоящий блокбастер «Вторжение» Бондарчука, но малобюджетный «Холоп» вынес его в одни ворота. А в 2018 году было сразу два победителя, которые показали сопоставимые результаты: «Т-34» и «Полицейский с Рублевки». Заметьте: с тех пор продюсеры не делают ошибки и ставят на Новый год исключительно фильмы для семейной аудитории.
Нечто подобное произошло и в нынешнем году. Например, на семейно-детскую аудиторию претендовал фильм «Чук и Гек», детское приключение по советской классике…
— Но успеха «Чебурашки» он повторить не смог.
— Это не конкурент «Чебурашке» — ни по бюджету, ни по продвижению, ни, главное, по узнаваемости брендов. Чебурашку знают все, а о том, кто такие Чук, Гек и Аркадий Гайдар, люди моложе 40 даже не слыхали. Понимая это, создатели «Чука и Гека» поступили мудро — стартовали на неделю раньше и собрали то, что им причиталось. Если бы они вышли в один день с «Чебурашкой», то остались бы без денег.
Ильдар Ягафаров. «Зачастую продюсеры думают о деньгах в первую очередь, а здесь хорошие актеры, максимально вложились в графику. Кроме того, это наша историческая память, мы же все маленькие дети»
«Через полтора или два года выйдет продолжение»
Эксперты «БИЗНЕС Online» рассматривают различные аспекты успеха новой российской картины для семейного просмотра.
«Вообще, кассовый успех любого фильма во многом непредсказуем, это уже потом мы можем притягивать за уши какие-то доводы и причины, — напоминает известный кинокритик Лидия Маслова. — В случае с Чебурашкой самое простое объяснение, наверное, и будет самым правильным: это очень крутой советский бренд, отложившийся в генетической памяти многих поколений. Видимо, Чебурашка как довольно гениальный плод фантазии писателя Эдуарда Успенского и художника Леонида Шварцмана родился под счастливой звездой — поэтому до сих пор остается привлекательным для зрителя. В том числе и зрителя, уверенного, что нынешние кинематографисты могут только все испортить и опошлить, — и именно, чтобы убедиться в этом, и идет на нового „Чебурашку“ значительная часть зрителей. Но многие внезапно обнаруживают, что наоборот, осовременивание прошло весьма удачно и новая история, в которой у всех персонажей есть свои травмы, оказалась близка и понятна миллениалам».
Помогло ли «Чебурашке» отсутствие в прокате конкурентов из Штатов? «Если попытаться представить ситуацию, в которой голливудские блокбастеры не ушли бы с рынка и „Чебурашка“ столкнулся бы в одной прокатной сетке, допустим, с фильмом „Аватар: Путь воды“, то, наверное, это была бы кровавая битва, — считает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но прокатчики, как правило, стараются таких битв не допускать, чтобы заработать самим и дать заработать другим — поэтому фильм Гая Ричи „Операция „Фортуна“ был передвинут в нашем прокате на неделю, с 5 на 12 января, чтобы не слишком толкаться локтями с „Чебурашкой“. Притом что это все-таки фильмы разного жанра и разной целевой аудитории». При этом Маслова предполагает, что и на фоне голливудских фильмов для семейного просмотра «Чебурашка» бы не потерялся. «Он сделан вполне на уровне международных стандартов, со всеми их достоинствами и недостатками: технически Чебурашка нарисован очень хорошо, а двухчасовая история явно слишком утомительна для детей и часто провисает, но то же самое обычно происходит и в голливудских аналогах», — указывает наш эксперт.
«Популярность Чебурашки обусловлена тем, что это узнаваемый и любимый советский бренд, который близок пионерам и пенсионерам, — также уверен кинообозреватель „Комсомольской правды“ Денис Корсаков. — Это самый обаятельный персонаж Советского Союза. Все это работает на успех, хотя он оказался больше того, который прогнозировали аналитики. Можно провести сравнение с фильмами „Движение вверх“ и „Холоп“, которые были большими хитами. Но они рассчитаны на все слои аудитории — студенты, влюбленные парочки, школьники. А на „Чебурашку“ рассчитывали, что пойдут родители с детьми. В основном запланированы утренние сеансы, но это не помешало другим людям — старшему поколению, подросткам».
Корсаков напоминает, что сегодня и в Голливуде выходит не так много блокбастеров. «За последнее время вышло два популярных фильма — „Черная Пантера“ и продолжение „Аватара“. Если бы последний вышел в нашем прокате, то, конечно, „отгрыз“ бы у „Чебурашки“ значительную сумму сборов. Идет страшное лоббирование отечественного кино в последние несколько лет, поэтому „Аватар“ отодвинули бы на позднее время, чтобы лакомый период новогодней битвы отдать „Чебурашке“», — говорит наш эксперт. Также он уверен, что одним фильмом эта история не ограничится. «Понятно, что „Чебурашка“ — продюсерский проект, но главная приманка даже не известные актеры, а сам персонаж. Возможность увидеть продолжение его приключений, перезапуск всей истории оказались невероятно соблазнительными для миллионов людей. Поэтому через полтора или два года выйдет продолжение. Думаю, что у них все получится и будет хороший сиквел», — предсказывает автор «Комсомольской правды».
Посмотрел «Чебурашку» и остался доволен глава союза кинематографистов РТ, режиссер Ильдар Ягафаров. «Зачастую продюсеры думают о деньгах в первую очередь, а здесь хорошие актеры, максимально вложились в графику. Кроме того, это наша историческая память, мы же все маленькие дети. Тела взрослеют, а в голове мы чудаки из детства. И фильм „Чебурашка“ еще такой свежий, а Гармаш и Добронравов — родные актеры. У меня дети и жена наревелись», — рассказал «БИЗНЕС Online» Ягафаров. «В одно время нас отучали от собственного кинематографа. Не только я один хотел выпустить свои фильмы в прокат, мои коллеги тоже, но в ответ сразу жесткое „нет“, — напоминает руководитель союза кинематографистов Татарстана. — Такое ощущение, что дистрибьюторы сидят как враги собственного кинематографа… Но отношение к собственному кино потихоньку отморозится, надо два-три года, чтобы наши поднялись, но нужен четкий контроль за этим. На уровне фонда кино и выдачи денег, где много разных схем. Вот там надо поковыряться».
А по мнению режиссера Ильшата Рахимбая, сегодняшнее отсутствие в нашем прокате кино из Голливуда, с одной стороны, не дает полностью насладиться зрительской победой «Чебурашки», с другой — дает надежду всему отечественному кинематографу. «Популярность отечественной новинки немного иллюзорная, но зато мы видим, что люди так или иначе идут в кинотеатры, — констатирует собеседник „БИЗНЕС Online“. — Да, может, у нас и нет выбора, но мне, как российскому начинающему режиссеру, видятся перспективы развития. Для нашей киноиндустрии это возможность высказаться и вырваться вперед. На этой стрессовой ноте у нас есть шанс, чтобы подтянуть винты, затянуть рукава и начать работать над качеством контента».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.