«Когда люди видят выручку, то думают, что на банях можно зарабатывать. Ну реально сейчас некуда вкладывать деньги», — рассказывают эксперты «БИЗНЕС Online» о «паровом» буме в Казани. Тренду на бани уже несколько лет, но он не прекращается. В бани теперь ходят вместо ресторанов, оттуда выкладывают пафосные фото для соцсетей. А в гостях у банщиков — от представителей элиты республики до простых клерков. В последний рабочий день 2022 года мы рассказываем о самом расслабляющем секторе экономики города: сколько зарабатывают на банях, какой минимальный порог инвестиций, чем отличаются друг от друга печи, какую баню предпочитает казанская элита, кто их обслуживает и куда все это движется.
Культ бани в Татарстане объединял рабочий класс, элиту
Как уходила «эпоха саун» и что такое «Татар Мунчасы»
Аракы, мунча, кызлар… Три столпа татарстанского гостеприимства, стереотип о которых сложился в республике еще в 1980-е. И если от алкоголя и дам легкого поведения еще можно было увильнуть, то отказаться от бани значило оскорбить хозяина. Культ бани в Татарстане объединял рабочий класс, элиту. Рассказывают, например, знатным любителем пара был Фикрят Табеев — первый секретарь обкома ТАССР. А в деревне не было дома, в котором в субботу не затапливали бы баню.
А что же в Казани? «Все начиналось с городских общественных бань — 3-я, 4-я, 5-я, бывший „Комбинат здоровья“», — рассказывает об истоках банной сферы в Казани Марат Нуртдинов. Его называют одним из крестных отцов современной банной культуры Казани и целого, пусть и небольшого, сектора экономики. 12 лет назад группа единомышленников, среди которых был Нуртдинов, основали «Татар Мунчасы» — сообщество казанских парильщиков. Нуртдинов говорит: собрались для того, чтобы развивать культуру, правильное парение. Сейчас он председатель сообщества. Тогда на рынке пара правили сауны. Их Нуртдинов как раз и связывает с древнейшей профессией. Эпоха саун, вспоминает Нуртдинов, пришла в 1990–1993 годах. Много усилий не требовалось: открывали даже в подвалах многоэтажек. О качестве пара не задумывались: главное, чтобы было тепло, пьяно и развратно.
«Все начиналось с городских общественных бань — 3-я, 4-я, 5-я, бывший «Комбинат здоровья»
«Но мы хотели показать людям, что есть и другая культура бани», — вспоминает Нуртдинов. Как боролись с саунами? Учили. В первую очередь — самих парильщиков. Ведь с них спрос. Наш герой брал учеников, по несколько человек. Курс молодого бойца занимал 2–3 месяца. После этого парильщика могли допускать к гостю: к тому моменту у Марата уже была своя баня — «Тройка». Это одна из первых в Казани коммерческих бань на дровах. Вспоминает, что относились скептически: дескать, будет такой же притон.
Но мнение изменилось, когда в баню начали ходить семьями. «Когда люди сами начинают сравнивать металлическую печку с кирпичной, они делают свой выбор, куда им лучше идти. И опять-таки делают выбор — идти с парильщиком или без него», — уверен Марат.
«Тройка» — одна из первых в Казани коммерческих бань на дровах
Сообщество парильщиков тоже росло. Сейчас «Татар Мунчасы» — крупнейшая «банда» в России, которая постоянно участвует в чемпионатах страны (с большим перевесом лидирует в медальном зачете), и сами уже 10 лет проводят соревнования. Например, в начале января казанские банщики отпразднуют очередной день рождения своей ассоциации.
В какой-то момент даже задумались о регистрации юрлица, некоммерческой организации, но побоялись бюрократии. Да и не так это нужно: у сообщества есть группа в одном из мессенджеров, там 93 человека, общение не прекращается. Там общаются самые крутые парильщики республики.
В республике 120–150 профессионалов веника, которые в том числе отвечают за душевный отдых и настроение VIP-персон. «Многие парильщики, которые когда-то работали на потоке, решили открыть свою баню, в них кто-то инвестирует», — рассказывает Нуртдинов. Сразу несколько экспертов нашего текста — его ученики и владельцы престижных бань. Марат называет их клубными.
Если принять за границу Казанской агломерации географическую трапецию Васильево – Столбищи – Куюки – Высокая Гора, то портал «2ГИС» выдает 234 заведения с наименованием «баня» и «сауна»
Какие игроки и сегменты есть на банном рынке
Если принять за границу Казанской агломерации географическую трапецию Васильево – Столбищи – Куюки – Высокая Гора, то портал «2ГИС» выдает 234 заведения с наименованием «баня» и «сауна». При фильтре «русская баня на дровах» в этих же географических пределах только 37 результатов. Сосчитать общее число бань нереально — реестра нет. Нет даже отдельного ОКВЭДа. И, как рассказывают несколько наших собеседников, кто под какими только разрешениями ни работает. А если обороты небольшие, то и налоги стараются не платить.
«Бани Деревенька» поздравляют всех с Новым годом!
Казань, ул. Островского, 16/3
Тел. 8 (843) 203-25-80
Но все же попробуем проанализировать этот бизнес и кое-где выделить ключевых игроков. Основатель банного комплекса Soloma Тимур Крылов открывал бизнес в этом году и, пока готовился, структурировал рынок. Банную сферу Казани он условно разделил на 6 сегментов.
Первый сегмент — бани в аренду. Как правило, это банные домики, которые отдыхающая компания может снять без парильщиков и дополнительных услуг. Либо у бани могут быть свои «аккредитованные» парильщики, которых гости могут по желанию заказать. Пример — известный банно-ресторанный комплекс «Пир и Пар» на Кабане казанского бизнесмена Альберта Юлдашева.
Второй сегмент — индивидуально-процедурные бани. «Это такой комплексный подход, когда приходит компания конкретно под ряд процедур: они знают, что их и попарят, и процедуры сделают, спа и так далее», — описывает Крылов. К слову, свою Soloma он как раз относит к процедурным.
Третий сегмент — общественные бани, куда человек может прийти один, без компании, выбрать что ему нужно, также там предоставляются разные услуги. Это, условно, комплексы «Деревенька» на улице Островского, «Распарье» на Московской или бюджетные городские бани №3 и 5 бывшего мэра Казани Камиля Исхакова. К слову, у «Деревеньки» есть и гостевые домики — в Богородском и Царицыно. Но в ценовом классе они ниже, чем «Пир и Пар».
«В «Татар Мунчасы», «Столбах» можно снять дом на сутки и праздновать какие-то свои мероприятия, остаться ночевать. А можно и просто попариться. А можно снять и не париться»
Четвертый — банные комплексы, которые закрывают несколько потребностей. «В Казани это, например „Татар Мунчасы“, „Столбы“ — тут можно снять дом на сутки и праздновать какие-то свои мероприятия, остаться ночевать. А можно и просто попариться. А можно снять и не париться, — перечисляет Крылов. — Они оказывают больший спектр услуг, тем самым расширяя аудиторию».
Пятый сегмент — банные курорты. «У нас такого, наверное, я не встречал, но в Петербурге и Москве такие большие базы отдыха, где все выстроено вокруг бань, есть. Там можно остановиться на неделю. Туда ты приезжаешь с семьей, там большая территория, свой номер, много бань, куда можно сходить. Все сделано с акцентом на банные услуги», — подчеркивает эксперт.
Наконец 6-й сегмент — сауны и все, что с ними связано.
Разумеется, каждый из этих сегментов делится на классы: эконом-, средний и премиальный.
Порог входа
«Знакомый недавно звонил — в пригороде хочет открыть баню. Говорю ему: „Ты сейчас „вколбасишь“ 5 миллионов рублей на отделку, потому что отделка бани очень дорогая, а когда ее отобьешь, непонятно“», — рассказывает Нуртдинов. По его словам, конкуренция в Казани растет в геометрической прогрессии, в городе настоящий бум банного бизнеса, а «стартапы» растут как грибы. «За последний год открылось очень много. Это „Солома“, „Иная баня“, баня „Камчатка“, „Курбановские бани“, „Пропарка“ за Шигалеево, баня „ЗБ“. Это только то, что я навскидку вспомнил. И еще 7–8 бань открывается», — перечисляет бизнесмен Виталий Дорошенко только премиальные проекты. Он соучредитель еще одного нового проекта — банного комплекса FoRest в Кощаково.
«Когда люди видят выручку, то думают, что там можно зарабатывать. Ну реально сейчас некуда вкладывать деньги», — объясняет логику банных инвесторов Нуртдинов. Маржинальность такого бизнеса действительно высокая, отмечает наш эксперт. Даже не в сезон — июнь и июль — частная баня (из расчета один банный домик) работает в плюс. И в среднем, по подсчетам игроков рынка, приносит хозяину от 50 тыс. до 100 тыс. рублей в месяц. А что по сезону? Зимой банный домик приносит владельцу от 500 тыс. до 1 млн чистой прибыли. Опять же, это усредненные подсчеты, которые по нашей просьбе составили эксперты-владельцы.
«Люди почувствовали запах денег, поняли, что в этом направлении можно очень много заработать, что есть определенный пример этому — бани Веснянкина. Он произвел фурор в этом», — считает Крылов.
Правда, есть подводный камень — дорогой порог входа. «Построить банный комплекс сейчас — это 100, 120, 150 миллионов рублей», — оценивает порог инвестиций в премиальный сегмент авторитетный парильщик Булат Сиразиев. Сам он владеет баней Sir, первой в Татарстане, парение в которой соответствует мусульманским традициям. Например, у гостей там прикрыты колени. Нуртдинов приводит порог входа и в «середину» рынка — от 20 млн рублей.
О печах
Это совершенно отдельная статья расходов. Печи существуют трех типов: электрические, газовые и дровяные. А еще они делятся по принципу материала изготовления — на металлические и «кирпички», или каменные.
Печь по-серому
Электрическая и газовая — бюджетные, они сделаны из металла и легко дотапливаются.
Печь по-белому
В премиальном сегменте ставят дровяную. И у нее тоже есть три классификации. Это печки по-черному, по-серому и по-белому.
- По-черному — это такая, в которой практически нет дымохода, и вся сажа летит в помещение.
- По-серому — огонь проходит сквозь камни, но есть дымоход. Ее фишка в том, что заряд, который находится в печи, для изготовления пара очень высокой температуры, а пар из нее более ядреный.
- По-белому — там вообще отсутствует запах сажи. Считается самой престижной, но все это на любителя.
Например, один из банщиков рассказал, что президент республики Рустам Минниханов, как и многие, тоже любит попариться и не переносит баню по-белому. Его фаворит — по-серому. Рустам Нургалиевич вообще очень выносливый парильщик. Рассказывают, что оптимальная температура в его бане — от 102 до 105 градусов. А еще он проверяет камни — они должны быть раскалены докрасна.
Марат Нуртдинов: «Я всегда своих учеников учу: если вы приехали на вызов, даже в плохой бане с плохой печкой вы должны создать такой микроклимат, чтобы хозяин был доволен»
Сколько стоит хорошая печь? От 800 тыс. до 1,5 млн рублей, отвечает Нуртдинов, который как раз ими занимается. Вообще, это один из основных видов дохода, а баня больше для души. Он работает вместе с дизайнером по всей России, тут же показывает свои работы — грандиозные бани в старорусском стиле или лаконичные крестьянские дизайны. Профессия — уникальная, специалистов по стране разрывают, на них очереди, а 70% заказов не из Казани. Кроме Москвы и остальной России, заказывают в Англии, на Кипре, в Греции. Среди клиентов Нуртдинова — бизнесмены и политики. Рассказывает, что, например, недавно установил печь в новый алтайский дом Александра Карелина — великого борца, трехкратного олимпийского чемпиона и депутата Госдумы РФ. А прямо сейчас наш герой делает свой самый дорогой проект в Лаишево для одного из клиентов. Только 3 млн рублей пойдет на изразцы. «Это настоящее произведение искусства, — добавляет Нуртдинов. — Можно как угодно к этому относиться, но, если у человека есть деньги, он их тратит в свое удовольствие. Он поднимает экономику страны, тратя деньги».
Нуртдинов работает вместе с дизайнером по всей России, тут же показывает свои работы — грандиозные бани в старорусском стиле или лаконичные крестьянские дизайны
Говорит, что с момента подписания договора до установки проходит не так много времени — через две недели сдают под ключ, затем две недели происходит настройка, т. е. высушивание.
А что по бюджетному сегменту? Металлическая печка обойдется от 50 тыс. рублей. Цена хорошей — порядка 150–160 тысяч. Под ключ вместе с дымоходом — до 200 тыс. рублей. «Я всегда своих учеников учу: если вы приехали на вызов, даже в плохой бане с плохой печкой вы должны создать такой микроклимат, чтобы хозяин был доволен. Ну и посоветовать ему, что можно улучшить для создания микроклимата», — отмечает Нуртдинов.
70% заказов не из Казани. Кроме Москвы и остальной России, заказывают в Англии, на Кипре, в Греции. Среди клиентов Марата — бизнесмены и политики
Как устроена экономика: сколько тратят и сколько зарабатывают владельцы бань
На что, кроме строительства, придется тратить? Вместе с экспертами мы посчитали примерную стоимость работы одной бани (банного домика) для ее владельца. Суммы условные, но вместе с тем очень близкие к рынку. Расчеты произведены на день.
Администратор — 1,5 тыс. за смену плюс процент от выручки. Уборщица — 1 тысяча. Электроэнергия — 1 тысяча. Газ — 1 тыс., водоснабжение и канализация — 200 рублей. Дрова — 700 рублей. Антисептики — 200 рублей. Истопник, который топит печку, — 1 тысяча. В сумме около 7 тыс. в день — это расходы на баню. «И это без работы парильщика, — отмечает один из наших собеседников. — Он получает 50 процентов от стоимости заказа».
Все внутреннее убранство перманентно подвержено износу. «Постоянно идет обновление, изнашивается, ломается. Плюс печки выходят из строя. Возникают пожары. Пример — „Деревенька“, когда это была самая известная баня в Казани. Я, кстати, ни разу не слышал, чтобы кто-то о „Деревеньке“ плохо сказал. А потом бац — и сгорела. Ты вкладываешься, работаешь, 10 лет отбиваешь бизнес, и в один момент он исчезает», — рассказывает Сиразиев.
Как отбиваются вложения? Если это средняя ценовая категория, то это 2–5 тыс. рублей стоимости аренды бани в час. Плюс кухня. Правда, это дополнительные траты. Так что многие владельцы «нелюксовых» бань просто отказываются от еды — дорого содержать.
Если это премиальная баня, то цена аренды в Казани сейчас начинается от 20 тыс. рублей на 4–6 гостей. Как правило, это от трех до пяти часов. Затем — дополнительные услуги: еда, массаж и, конечно же, парильщики. Например, один из самых востребованных профи этого дела, Альбина Ахметова, в интервью нашему изданию рассказывала, что команда хороших парильщиков обойдется гостю минимум в 5 тыс. рублей с человека без расходных материалов — веников, масел и прочего. По факту — в 10 тысяч. Если это парильщик, который работает при бане, комплекс получит 50% от гонорара. Это почти устоявшийся стандарт рынка.
Крылов, создатель Soloma, говорит, что его комплекс предоставляет только пакетные услуги — программа включает в себя и парение, и аренду, и кухню с напитками. Самая демократичная программа обойдется в 50 тыс. рублей на компанию. «В месяц мы можем обслужить около 200 человек», — говорит Крылов. Если одна компания включает в себя четверых, то в месяц Soloma принимает порядка 25 компаний с пятичасовыми сеансами. Это, напомним, очень усредненные цифры.
В свое время на общественных банях «выстрелила» «Деревенька» — открылся комплекс на улице Островского, в самом центре Казани
Да, ценник более чем приличный. В принципе, он сопоставим со счетом на ужин (и даже дороже) в хорошем казанском ресторане. «Если ты любишь хорошую баню и будешь ходить раз в неделю, то в месяц тебе это встает в 40 тысяч. Готов ты такие деньги платить? И тебе еще нужно найти троих таких же, как ты, потому что один ты не снимешь баню в том же комплексе „Пир и Пар“, — рассуждает Нуртдинов. — Поэтому сейчас идет развитие, скорее всего, общественных бань, когда ты можешь прийти один, заплатить за входной билет (там же будут парильщики, попарят тебя), заказать полноценный обед или ужин. И уложишься в условные 6 тысяч рублей».
В свое время на общественных банях «выстрелила» «Деревенька» — открылся комплекс на улице Островского, в самом центре Казани. «Посещаемость получается делать усредненно в день, если взять в разрезе года, не больше 50 человек. Так, у бань есть одно время, „прайм-тайм“, в которое все идут, остальное загрузить сложно. При этом в какой-то день могут набежать и 100 человек, а другой будет таким, что до 30 сложно дотянуть», — рассказывает о потоке клиентов основатель «Деревеньки» Андрей Васильев.
«Инвестиции очень большие, а отдача начинается только через три года, когда наработаешь трафик и выведешь проект в безубыточность. Я недавно смотрел рынок маркетплейсов типа Wildberries, и он по факту оказался намного выгоднее. Баней нужно заниматься, наверное, только тому, кто любит ее и готов начать жить там, не так много зарабатывая», — считает Васильев.
Андрей Васильев: «Баней нужно заниматься, наверное, только тому, кто любит ее и готов начать жить там, не так много зарабатывая»
Если это невыгодно, то почему бани продолжают открывать?
Отбить инвестиции за 1–2 года, как это было в конце и середине 1990-х, уже нереально, уверены наши эксперты. «Взять, например, домик из комплекса „Пир и Пар“ — в среднем по рынку один такой стоит 30–40 миллионов рублей. Плюс оплата налогов, в том числе на землю, плюс затраты на сотрудников, охрану, нужно обновлять интерьер, поддерживать работу печи, учитывать расход дров, и хотя бы раз в два года парилку надо переделывать, потому что она изнашивается, — загибает пальцы Нуртдинов. — Люди этого не видят и начинают открывать бани. А расходов не учитывают, не знают всей кухни изнутри, и все. Тем более если все это на кредитные деньги делается. Многим приходится несладко».
Так почему тогда в этот бизнес продолжают вкладывать? Несмотря на то что рынок становится все плотнее, глубина потенциальной целевой аудитории не раскрыта. Например, Крылов из Soloma другие бани принципиально не называет конкурентами.
Вообще, когда участники рынка говорят о целевой аудитории, их тезисы проще всего описать терминами нефтяников: банные инвесторы небезосновательно полагают, что месторождения черного золота до конца не открыты. «Как говорила моя бабушка: „Каждому грибнику — свой гриб“», — добавляет владелец FoRest.
Впрочем, «грибники» все же оглядываются по сторонам. Например, в следующем году ожидают открытия «Жар-Птицы», банного комплекса компании Alba Group — преемника ресторанного холдинга Bulldozer москвича Александра Орлова. Комплекс откроют в премиальном месте — на Кабане, в здании бывшего завода Петцольда. Впрочем, здесь тоже есть плюсы. «[Это будет] огромное заведение на несколько сотен человек. Появится интерес — пойдет поток людей в бани, — заявляет Дорошенко. — Каждая баня принесет пользу. Она будет стимулировать действующих игроков держать качество, она предоставит лишнюю возможность людям посмотреть что-то новое. Это дополнительное развитие культуры. Но, если появится даже 100 новых бань, все равно будет костяк, который примет основной поток людей. Последующие бани будут идти 2–3-м эшелоном».
Наши эксперты называют Казань банной столицей России. Причем ключевым конкурентом долгое время были не Москва или Петербург, а Сочи
Почему главные конкуренты — в Сочи и что значит «париться по-татарски»
Наши эксперты называют Казань банной столицей России. Причем ключевым конкурентом долгое время были не Москва или Петербург, а Сочи. Там появился курорт «Красная Поляна», открылось много банных комплексов в горах. Туда переехали часть специалистов, в том числе наших. Похожая ситуация, кстати, была и в ресторанном бизнесе. Но если общепит свою схватку с Сочи проиграл и сравнивать казанские рестораны с сочинскими уже, к сожалению, нельзя, то банная сфера точно не уступила.
«Для меня Сочи никогда не был банной Меккой. Большое количество бань — это не показатель. В Москве за счет численности населения бань в разы больше, — уверен Дорошенко. — Татарстан можно считать банной Меккой однозначно. Среди всех регионов России РТ лидирует во всех смыслах, даже в количестве топовых мастеров на душу населения».
Все дело в татарской бане. Дать определение этому понятию очень сложно, до нас такого никто не делал. Но это сложившийся федеральный тренд. «Встречают важных гостей? Ведут в баню. Приехали родственники из другого региона? Значит, посмотрели достопримечательности — и в баню», — говорит один из наших собеседников.
Так в чем секрет? Например, парильщица Ахметова вспоминала, что традиционно татары парились двумя вениками, тогда как в остальной России предпочитали одним. На вениках действительно завязано многое.
Виталий Дорошенко (слева): «Для меня Сочи никогда не был банной Меккой. Большое количество бань — это не показатель. В Москве за счет численности населения бань в разы больше»
«Татарское парение отличается своей динамичностью, используется много элементов массажа. Оно более яркое. Если татарин едет куда-то в Россию попариться, то там его томят. Это больше спа, человек там больше не получает кайфа. Сами банщики в России не приспособлены работать в таком ритме, — объясняет Сиразиев свое понимание того, что значит „париться по-татарски“. — Ты как будто бы смотришь парение на ускоренной перемотке, а у парильщика просто динамика такая. Получается интенсивный веничный массаж».
Булат Сиразиев: «Татарское парение отличается своей динамичностью, используется много элементов массажа. Оно более яркое. Если татарин едет куда-то в Россию попариться, то там его томят. Это больше спа, человек там больше не получает кайфа»
Доля приезжих в казанских банях сейчас — до 10%. При этом турпоток в сравнении с Сочи разный. Казань в 2021 году посетили 3 млн человек, а Сочи — уже 5 млн, разница 40%. Но все равно… «Есть такое, что гости приезжают в Татарстан, им уже раз 10 показали Кремль, 10 раз они поели в определенном ресторане. Сейчас гостей начинают возить в баню! У людей появилось осознание, что баня — классный эффект, когда ты хочешь удивить, условно говоря, бизнес-партнера. Гость в шоке, ему хорошо. Люди понимают это, начали активно водить гостей в баню», — уверен Сиразиев.
В общественных банях — от 50–60 тыс. рублей в месяц. Такие цифры приводит основатель «Деревеньки» Васильев.
Частные парильщики, которые работают на заказах и входят в «элитный клуб», зарабатывают от 100 тыс. до 250–300 тыс. рублей. Это оценка нескольких экспертов.
«Я был в Сочи, где банщики работают с утра до ночи. Это страшная работа. Я спрашивал, сколько они зарабатывают, — 100 тысяч рублей в месяц. В Сочи! Это курортная зона, куда люди приезжают активно избавляться от денег. Чеки там колоссальные. Парение стоит 15–20 тысяч рублей, но банщики получают вот так», — добавляет Сиразиев.
Куда движутся банные тренды?
О том, куда идет банный бизнес в Казани, у наших собеседников разные мнения. Но сходятся они в том, что конкуренция будет расти. Для потребителей это плюс. Но для собственников…
«Сейчас, если бы я инвестировал сам, я бы в Казани баню не стал открывать. Лучше в Челнах или Петербурге. В автограде нет профессиональных бань, где можно получить все услуги. Там мало бань с профессиональными парильщиками. У частников есть, а таких, чтобы нормально можно было приехать и пропариться, нет», — уверенно заявляет Нуртдинов.
«На мой взгляд, сейчас не хватает такого сегмента, как баня в аренду. Сейчас открылись комплексы, где есть мастера, кухня. Но вот я хочу попарить своих друзей, близких и сделать это сам. А своей бани у меня нет. Чистая хорошая баня — только с мастерами. Приходится ее искать. Этот сегмент пустоват», — уверен Дорошенко.
«Я знаю, что люди ездят в баню за 100–150 километров. Они в баню и на самолетах летают»
Крылов же, задумываясь о будущем, сравнивает Казань не с остальной Россией, а с Европой. «У нас „недопиленная“ история с общественными банями», — говорит он. Наш собеседник приводит в пример Италию, Германию, Австрию, где общественных бань — как в России пивнушек и аптек. Да, там не парятся с вениками. Да, это скорее сауна, но в цивильном и цивилизованном виде. «Эта история должна переселиться в общественные бани, и, наверное, произойдет эта синергия европейской и русской культур», — говорит он.
«Хочется сделать хороший, качественный средний продукт, который требуют люди. Не надо делать больше, чем нужно, и не надо опускаться ниже, чем у нас есть. Этого продукта не хватает», — уверен он.
«Какие тренды обретут популярность? Наверное, глэмпинги с банями, за этим будущее. Люди устают от столицы, офисов, компьютеров. Переезд из столицы — это уже смена обстановки и локации, она очень сильно влияет на человека. Есть, конечно, и те, кто не хочет никуда ехать, им проще сходить в центр Казани. Но я знаю, что люди ездят в баню за 100–150 километров. Они в баню и на самолетах летают», — считает Сиразиев.
В одном наши эксперты уверены одинаково: популярность бань и спрос не спадут. И дело тут не в деньгах, а в чем-то большем, уверен Нуртдинов: «Люди приходят в баню за эндорфином: парение, общение, интерьер, еда — кому что. Когда ты это получаешь, в эти минуты счастлив, и ради них стоит жить».
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.