Подводя предварительные итоги еще не закончившегося 2022 года, отметим, что автомобильный рынок пострадал больше всех отраслей экономики. За 11 месяцев продажи люксовых авто рухнули в Татарстане в 4 раза, а доля автомобилей премиум-сегмента составила всего 5% против традиционных 8–9%. Несмотря на это, приоритеты состоятельных татарстанцев остались неизменными — ездить они предпочитают в основном на «немцах». Жители РТ выбирали Mercedes-Benz, на который пришлась почти треть продаж премиальных машин. На втором месте — BMW, а замыкает тройку лидеров Audi. О том, какие еще марки сходящего на нет люксового сегмента разошлись по гаражам автолюбителей республики, — в материале «БИЗНЕС Online».
Автомобильный рынок РТ в 2022 году пережил худший период в своей современной истории. По итогам 11 месяцев 2022-го продажи новых автомобилей в республике рухнули на 58%
Люкс-класс идет на дно
По данным аналитического агентства «Автостат», которые были предоставлены «БИЗНЕС Online», автомобильный рынок РТ в 2022 году пережил худший период в своей современной истории. По итогам 11 месяцев 2022-го продажи новых автомобилей в республике рухнули на 58%. Обвальное падение коснулось обоих сегментов рынка — и премиального, и массового. Основная причина таких показателей — нехватка машин у дилеров: с марта все западные, японские и корейские автопроизводители приостановили ввоз автомобилей и их выпуск на территории нашей страны.
На фоне ситуации на Украине и санкций в отношении России возник тотальный дефицит автомобильных комплектующих и самих авто. Разрушение логистических цепочек также привело к остановке практически всех автосборочных предприятий в России. Дилеры, спасая товарные остатки от ажиотажного спроса, вздули цены.
Данные по регистрациям показывают, что с апреля люксовый сегмент российского авторынка ежемесячно демонстрировал обвальное падение в диапазоне 87–92% по сравнению с аналогичными месяцами 2021-го. Итогом прошедших 11 месяцев на люксовом сегменте авторынка Татарстана стала накопленная «просадка» на 75%, или почти в 4 раза. Если по итогам января – ноября в 2021-м зарегистрировано 4 384 новых авто премиальных марок, то за аналогичный период 2022-го — всего 1 107 единиц.
Премиум-сегмент санкции затронули сильнее по той причине, что, в отличие от массовых, люксовые авто в России не производятся (Aurus на заводе в Елабуге собирают пока в единичных экземплярах). Китайские партнеры также пока не наладили выпуск автомобилей премиального уровня своей разработки, даже продукцию купленного китайцами автопроизводителя Volvo, некоторые модели которой собираются в Китае, поставлять в Россию нельзя.
Обратимся к показателям продаж отдельных марок люксовых авто в этом поистине черном для авторынка году.
На первом месте закрепился Mercedes-Benz, сумев обогнать постоянного завсегдатая первой строчки нашего рейтинга — BMW
Mercedes-Benz: продажи упали в 4 раза, цены выросли вдвое
Состоятельные татарстанцы по-прежнему отдают предпочтение «немцам». Тройка лидеров нашего рейтинга — это только продукция немецкого автопрома. На первом месте закрепился Mercedes-Benz, сумев обогнать постоянного завсегдатая первой строчки нашего рейтинга — BMW. Впрочем, всего лишь 9 проданных авто отделяет одного «немца» от другого. При этом за 11 месяцев Mercedes установил личный антирекорд — всего 301 регистрация, что на 75% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из всех зарегистрированных в 2021-м автомобилей с эмблемой на капоте в виде трехлучевой звезды пять было выпущено еще в 2020 году, 196 — в 2021-м, а у оставшихся 100 машин в ПТС в графе «год выпуска» значится 2022-й. При этом автопарк юрлиц пополнился на 190 немецких машин, остальные разобрали физлица.
Еще хуже тот факт, что 64%, или 193 автомобиля марки, встало на регистрационный учет в Татарстане в первые три месяца года: 137 в январе – феврале, 56 — в марте, т. е. до и в самом начале СВО на Украине. В оставшиеся месяцы среднемесячный объем продаж Mercedes составил всего 13 авто, тогда как в прошлом году соответствующий показатель находился на уровне 112 автомобилей.
Первое место Mercedes объясняется тем, что 43%, или 131 проданное в Татарстане авто, концерн успел произвести до ухода из России на заводе в индустриальном парке «Есипово» в Московской области. Кстати, легковые автомобили там собирались по заказу СП Mercedes и КАМАЗа — компании «ДК Рус», из Набережных Челнов. Только 83 автомобиля выпущено в Германии заводами Mercedes-Benz AG и Daimler AG. Еще 53 единицы приплыло морем из США. Наконец, 13 «немецких» авто прибыло в Татарстан с завода Mercedes-Benz, расположенного в Мексике.
Фаворитом топ-чарта марки с количеством в 79 регистраций стала модель GLE-Class, «просевшая» по сравнению с прошлым годом на 78%, или на 277 проданных авто. GLE — самая популярная модель немецкого бренда. Это один из 9 SUV, предлагаемых компанией, в мире он занимает место между GLC и GLS в паре с GLE Coupe. У нас же ситуация диаметрально противоположная: GLE стоимостью от 12,3 млн в Татарстане потеснил компактный и полноразмерный кроссоверы, вырвавшись на пьедестал почета. В конце прошлого года стоимость такой модели начиналась от 6,4 млн рублей.
На втором месте расположился полноразмерный кроссовер люкс-класса GLS. Он является третьим поколением GL-класса, ранее его собирали не только в американской Алабаме, но и в «Есипово». За анализируемый период продажи модели в Татарстане снизились на 68% до 46 регистраций, что на 97 меньше, чем в прошлом периоде. Стоимость модели GLS у официальных дилеров, например GLS 400 d 2,9 4Matic 9G-Tronic с 330-сильным двигателем, начинается от 18,5 млн рублей (10,53 млн в декабре 2021 года). Но у татарстанских автодилеров есть и варианты с доставкой под заказ из ОАЭ, где стоимость такого кроссовера обойдется в 15 млн рублей. Более роскошная модель — Mercedes-Maybach GLS 450 с 367-сильным двигателем — обойдется в 25 млн рублей.
Паркетник Mercedes GLC (как стандартная версия, так и Coupe на базе модели С-класса) расположился на втором месте по абсолютной просадке, заставив раскошелиться всего 55 автолюбителей из РТ, что на 235 единиц меньше, чем в 2021-м. Стоимость модели начинается от 7,5 млн рублей против 4,82 млн в конце прошлого года.
Фаворитом топ-чарта марки с количеством в 79 регистраций стала модель GLE-Class, «просевшая» по сравнению с прошлым годом на 78%, или на 277 проданных авто. GLE — самая популярная модель немецкого бренда
Такие автомобили бизнес-класса, как E и S, также упустили своих приверженцев. На двоих они потеряли 104 единицы: первый — 91, второй — 13. Итогом стала регистрация 40 автомобилей Mercedes E-Class, и 32 представительских авто пришлось на S-Class. Если за первый надо выложить минимум 6,9 млн рублей, то за второй — в 3 с лишним раза больше, 20,9 млн рублей.
Выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-класса не прекращает пользоваться популярностью у наших земляков. В январе – ноябре 2022 года было зарегистрировано 14 таких немецких уазиков повышенной комфортности, тогда как в 2021-м — 55 единиц. Несмотря на это, продажи в 2022 году превысили показатели 2017-го и 2018-го. Уточним, что за комфорт в виде G 350d 2.9 4Matic 9G-Tronic нужно будет отдать минимум 17,9 млн рублей, а если нравится бензиновое рычание, то и все 22,5 млн рублей.
Из новинок марки Mercedes можно отметить модель EQS, которая была продана в ноябре некоему жителю республики в единственном числе. Электрический флагман Mercedes-Benz с кузовом V297 — это первая серийная модель на новой модульной платформе MEA, созданной специально для «электричек». Электрический EQS — это не седан, а пятидверный лифтбек с большой крышкой багажника, что не мешает ему быть похожим на S-класс «на батарейках». Производство электромобилей EQS организовано на том же заводе Factory 56 в Зиндельфингене, где делают новый S-класс. В зависимости от киловаттной мощности двигателя и наполнения салона цена такой «электрички» варьируется от 9,9 млн до 15 млн рублей.
Сильно упал спрос на четырехдверное кросс-купе BMW X6 третьего поколения, которое выглядит фирменно агрессивно и имеет яркую визитную карточку в виде подсвечиваемой решетки радиатора
BMW уступил лидерство
Уступив Mercedes, действующий на протяжении пяти лет республиканский чемпион по количеству продаж авто люксового сегмента, баварский производитель BMW, расположился на втором месте. Серебряный призер ухудшил свой результат в этом году на 79% с 1 385 до 292 регистраций новых авто, только 68 из которых текущего года выпуска, а 176 оформлено на юридические лица и, скорее всего, взято в лизинг. 98 автомобилей с бело-синей эмблемой до блокады успели произвести в России, а оставшиеся 194 единицы — на заводах концерна Bayerische Motoren Werke, расположенных не только в Баварии, но и в США, ЮАР и Мексике.
А что по моделям? Несмотря на спад по количеству, на первом месте в списке автомобилей от баварской компании стоит, как и раньше, спортивный мощный, но экономичный BMW X5. Хоть позиция кроссовера не пошатнулась, но результаты не радуют. Машин данной модели зарегистрировано на 194 меньше — 64. Сейчас дизельный BMW X5 30d 3,0 xDrive Steptronic (249 л. с.) в комплектации M Sport предлагается за 11,9 млн рублей, за автомобиль с бензиновым двигателем придется выложить как минимум 12,1 млн рублей.
Сильно упал спрос на четырехдверное кросс-купе BMW X6 третьего поколения, которое выглядит фирменно агрессивно и имеет яркую визитную карточку в виде подсвечиваемой решетки радиатора. Годовой спад продаж модели составил 142 регистрации, снизившись до 30, а минимальная цена за год на X6 выросла с 7,1 млн до 10,5 млн рублей, но есть модели и за 13 млн, и за 23 миллионов.
BMW 5 Series, несмотря на второе место по популярности, потеряла 78% в относительном и 130 пунктов в абсолютном показателях. Если в 2021 году автолюбители Татарстана раскошелились на 166 таких машин, то в 2022-м продано 36, 24 из которых приобрели юридические лица.
Люксовый компактный кроссовер в классическом кузове Х3 приобрели 32 покупателя — на 186 меньше, чем в 2021-м. Баварская «тройка» лишилась почти 90% поклонников — на нее пришлось всего 14 регистраций против 129 в прошлом году.
Кроссовер спортивного толка с кузовом хэтчбек, стильный Audi Q8, нашел 15 покупателей, что в 2 раза меньше, чем в прошлом году
Audi потеряла три кольца
У Audi дела идут тоже плохо, но немного лучше, чем у ее земляков: в РТ, по данным «Автостата», за 11 месяцев этого года поставили на учет 113 машин указанной марки, что на 73% ниже показателей 2021-го: автолюбители приобрели и зарегистрировали на 300 авто меньше. Только пятая часть (или 21 автомобиль) выпущена в текущем году, остальные же вышли с конвейера в 2021-м, а один и того раньше — в 2020-м. География производства также обширна: 36 авто с немецкой пропиской, 29 машин собрала мексиканская компания «Диего и Алехандро», 13 выпущены в Калуге, все — в 2021 году.
Наибольшего внимания покупателей удостоилась модель Q5, показавшая трехкратное снижение по сравнению с прошлым годом — 22 реализованных машины. Кроссоверу Q5 принадлежит пальма первенства по продажам на протяжении нескольких лет. Несмотря на не самую доступную цену, которая на рынке варьируется от 5,8 млн до 7,8 млн рублей, Q5 признается автолюбителями наиболее универсальным в модельном ряду.
Несмотря на ежегодное сокращение спроса, на втором месте по популярности марки разместилась модель Q7. В этом году владельцами новеньких крупногабаритных кроссоверов, похожих спереди на хищника, стали 19 покупателей, что на 61% меньше, чем в прошлом году. Трехлитровый 249-сильный расточительный «крупномер», созданный на единой с Bentley Bentayga и новым Porsche Panamera платформе MLB, обойдется минимум в 10,3 млн, а за более «напыщенную» версию надо быть готовым выложить 14 млн рублей.
Кроссовер спортивного толка с кузовом хэтчбек, стильный Audi Q8, нашел 15 покупателей, что в 2 раза меньше, чем в прошлом году. Q8, который идентичен по технике Audi Q7, обойдется дороже последнего. Так, минимальная цена на него начинается с 10,9 млн рублей, более топовая же версия обойдется как минимум в 15,6 миллиона.
Больше всего в относительной величине в модельном ряду Audi потеряла A4 — минус 93% продаж. За 11 месяцев реализовано всего два автомобиля, один из которых ушел в частные руки, а второй поставили на баланс юрлица. Единственное, что может радовать новых владельцев, так это чисто немецкое производство — оба автомобиля вышли с завода Audi AG, расположенного в Ингольштадте.
Хоть и незначительно в абсолютном выражении, но выросли продажи электрического варианта Audi. Среднеразмерный электрокроссовер моделей E-tron и E-tron Sportback разошелся по рукам 6 автовладельцев, что на одну «электричку» больше, чем в прошлом году. Для того чтобы поддержать философию экологии, приверженцам соответствующего течения необходимо учитывать тот факт, что плата за удовольствие составит от 8,1 млн до 10,5 млн рублей.
Лидером продаж бренда Genesis по итогам января – ноября 2021 стал первый кроссовер GV80. За указанный период в Татарстане было продано 50 автомобилей этой модели
Genesis — гордость Hyundai
Но не «немцами» едиными пока еще жив люксовый сегмент авторынка Татарстана. Занимавший 8-ю строчку по итогам прошлого года автомобиль премиум-сегмента от компании Hyundai — Genesis — в 2022-м вырвался в первую пятерку, разместившись на четвертом месте, которое раньше делили между собой такие тяжеловесы, как немецкий Audi и японский Lexus. Прирост за год у Genesis составил 22%, количество владельцев новеньких корейских авто в Татарстане увеличилось с 79 до 96. Стоит отметить, что 89 авто собрано на заводе в Калининградской области, правда, только 8 из них — в этом году. Почти все оставшиеся реализованные модели датированы 2021-м, а четыре авто, собранные в Корее, — 2020-м. Примечательно, что в целом по России продажи Genesis за это же время упали на 55% с 3,4 тыс. до 1,5 тыс. единиц.
Лидером продаж бренда Genesis по итогам января – ноября 2021-го стал первый кроссовер GV80. За указанный период в Татарстане продано 50 автомобилей данной модели, доступной на российском рынке с декабря 2020 года. Genesis GV80, объединивший в себе комфорт престижного седана с удобством и внедорожными способностями кроссовера, обойдется в сумму от 8 млн до 15 млн рублей за 379-сильный мотор объемом в 3,5 литра.
Пришедший составить конкуренцию немецкой тройке и Lexus Genesis GV70 стал завоевывать сердца прекрасной половины автолюбителей Татарстана. В 2022 году продажи кроссовера выросли в республике в 4 раза с 10 до 38 поставленных на регистрацию новеньких авто. В России на Genesis GV70 ставят дизель объемом 2,2 л, а также бензиновые турбомоторы 2.5 (249 л. с.) и V6 3.5 (379 л. с.). Чтобы наводить суету на дорогах за рулем этой сравнительной новой модели, нужно быть готовым расстаться с суммой от 7 млн до 9 млн рублей.
Снизился спрос и на главный автомобиль модельного ряда — Cayenne. Узнаваемая внешность, удобный салон, впечатляющая динамика с отточенной управляемостью и умной электроникой на фоне санкций не смогли порадовать татарстанский бомонд
Porsche подвел истеблишмент
Следующим идет завсегдатай нашего рейтинга люксовых авто — Porsche. Любимчик татарстанской публики, к их разочарованию, снизил продажи на 91 пункт до 62 регистраций.
Снизился спрос и на главный автомобиль модельного ряда — Cayenne. Узнаваемая внешность, удобный салон, впечатляющая динамика с отточенной управляемостью и умной электроникой на фоне санкций не смогли порадовать татарстанский бомонд — модель потеряла 61 позицию, показатель упал до 39 регистраций. В настоящее время модель можно приобрести, имея на руках от 11,9 млн рублей, а за топовую версию придется выложить уже как минимум 18,3 млн рублей.
Поддержку лейтмотиву марки оказал созданный на базе Audi Q5 компактный кроссовер Macan (от 9,5 млн рублей). Его приобрели 10 автомобилистов, что на 22 меньше, чем в прошлом году. На четыре хозяина меньше нашли себе автомобили модели Panamera, обретя всего четырех владельцев в Татарстане.
Поддержала уровень продаж Porsche в РТ модель Taycan. Полностью электрическое четырехдверное купе, выигрывающее по динамике у Panamera, порадовало в текущем году 6 не боящихся проблем с подзарядкой автовладельцев, каждый из которых потратил на приобретение электрической ласточки от 14,9 млн до 19,8 млн рублей.
Lexus чистит склады
Уронил свои продажи и японский премиум-бренд Lexus. Расположившись на 6-м месте нашего рейтинга, он лишился 507 регистраций, снизив продажи новых авто на территории РТ на 89%. Итогом стало незначительное расширение автопарка республики на 61 новый автомобиль Lexus, производимый японской корпорацией Toyota Motor. Причем все они 2020 и 2021 годов выпуска. Причина такой просадки — запрет Японии на поставки автомобилей в Россию, хотя, по данным за 2021 год, треть европейских продаж марки приходилась на РФ.
Что касается персональных результатов, то здесь без неожиданностей: бестселлер марки RX так и занимает первую позицию. Приверженцами данной модели стали 34 новых собственника: снижение по сравнению с 2021 годом на 254 единицы. Модель RX, которая в ограниченном числе поступает по параллельному импорту в нашу страну, продается на рынке ориентировочно за 8,5–9,5 млн рублей, тогда как в прошлом году базовую версию можно было купить за 4,5 млн рублей.
Занявший вторую позицию компактный кроссовер NX (от 7,5 млн) просел еще сильнее. В этом году было реализовано на 93% меньше машин такой марки. Итогом стала регистрация всего 12 кроссоверов. На 42 до 6 единиц упал спрос и на флагман японских кроссоверов LX.
Volvo, имеющая наивысший из возможных рейтингов безопасности, стала 7-й в Татарстане в люкс-сегменте с показателем всего 53 проданных машин
Поклонники Volvo перешли на скандинавскую ходьбу
У других премиум-брендов в абсолютных цифрах дела обстоят еще хуже. Например, Volvo, имеющая наивысший из возможных рейтингов безопасности, стала 7-й в Татарстане в люкс-сегменте с показателем всего 53 проданных машины. В относительных показателях провал скандинавов также впечатляет — минус 83% по республике на фоне 80-процентного спада продаж в целом по России.
Пробежимся по скандинавским моделям. На первом месте расположился легендарный среднеразмерный кроссовер XC60, который исторически собирался в Бельгии. Но после продажи отделения легковых автомобилей китайскому концерну Geely основное производство располагается в Китае. Рынок данной модели в Татарстане сжался до 23 реализованных авто. Внедорожник XC90 рестайлингового второго поколения за год переманил на свою безопасную сторону всего 19 поклонников в РТ, а ХС40 — 11 автолюбителей.
В общей сложности у Volvo по годам выпуска на 2021-й пришлось 52 машины, и одна — на 2020-й. Годом ранее расклад сил был 273 на 33 в пользу более свежих. 33 автомобиля было собрано в Китае, 20 — в Швеции.
Схожая ситуация у выходца из Великобритании, сейчас принадлежащего индийской компании Tata Motor, — автомобилестроительной компании, специализирующейся на производстве автомобилей повышенной проходимости класса премиум, Land Rover. Компания Jaguar Land Rover по итогам 11 месяцев 2022 года реализовала в Татарстане лишь 50 автомобилей, что на 66% ниже показателя годичной давности. Как и годом ранее, главными драйверами спроса у бренда Land Rover в России остаются кроссоверы Range Rover, Defender и Range Rover Sport.
Продажи Tesla выросли в Татарстане аж на 89%, но в абсолютных цифрах все это в пределах погрешности
Tesla и Ко: кто вырос на фоне обвала рынка?
На фоне обрушения авторынка продажи американских электромобилей увеличились. Хочется написать, что резко увеличились, но это рост от практически нулевых уровней. Продажи Tesla выросли в Татарстане аж на 89%, но в абсолютных цифрах все в пределах погрешности. Если в 2021 году было зарегистрировано только 9 новых «электричек», то в 2022-м — уже 17. В РТ первая по популярности — Model Y: 10 регистраций. Татарстанцы также приобрели 6 Model 3 и одну Model S.
Некоторые другие люксовые бренды третьего эшелона тоже показали хорошие (точнее, не такие плохие) результаты. Например, Infiniti (премиальный бренд японского концерна Nissan) продемонстрировал всего 6-процентное снижение регистраций до 29 единиц. В свою очередь, Jeep усилил свое присутствие в РТ на 15% — до 15 зарегистрированных авто.
Почем нынче роскошь на колесах?
Ну и в заключение расскажем о самом дорогом для татарстанских автовладельцев. На дороги РТ за 11 месяцев выехали не только авто обычных премиальных марок, но и настоящая роскошь на колесах. В этом году встало на учет в РТ два Rolls-Royce, а именно — два экземпляра кроссовера Cullinan, за который нужно выложить от 40 млн до 90 млн рублей в зависимости от комплектации и цвета. Отличие их состоит в том, что один 2021 года выпуска, а второй — 2022-го.
В дополнение к Rolls-Royce автопарк республики увеличился еще на два автомобиля суперлюксового сегмента. Это Bentley Bentayga и Сontinental GT. Цены на данные модели варьируются от 33 млн до 41 млн рублей.
В этом году встало на учет в РТ два Rolls-Royce, а именно — два экземпляра кроссовера Cullinan, за который нужно выложить от 40 млн до 90 млн рублей
Завезли в республику и пять мощнейших американских пикапов RAM 1500 (в прошлом году — только два). Инфернальный пикап, выпущенный тиражом всего в 702 экземпляра, напоминает Hummer, а 712-сильный мотор объемом 6,2 л позволит «выстрелить» с места до 160 км/ч за 10,5 секунды. Стоимость в зависимости от модификации находится на уровне 16 млн рублей.
Изюминкой же всей купленной состоятельными татарстанцами автороскоши стал кроссовер Aston Martin модели DBX 2021 года выпуска. Набирающий первую «сотню» за 4,5 секунды автомобиль с 550-сильным двигателем в Россию ранее поставлялся с завода компании в Сейнт-Атане в Уэльсе. И если в 2020 году, когда были запланированы первые поставки, минимальная стоимость машины находилась на уровне 14,2 млн рублей, то сейчас данное чудо автопрома можно приобрести минимум за 24,5 млн рублей.
***
Необходимо подчеркнуть: весь премиум-сегмент состоит из марок, которые приостановили поставки автомобилей в РФ. Любителям автороскоши остается рассчитывать на нераспроданные в автосалонах остатки люксовых авто, завезенных до западной блокады российского авторынка. Причем выкупать их приходится по завышенной примерно вдвое стоимости, а с учетом укрепления рубля и еще дороже.
Другой вариант — параллельный импорт. Это поставки формально подержанных премиум-марок, которые были куплены у дилеров в странах СНГ, Турции или ОАЭ, а затем частным порядком под заказ доставлены богатым покупателям в России, включая Татарстан.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.