«Вообще никаких элементов БДД в проектах нет. Давай законодательно возьмем и примем вот эти элементы — освещение, пешеходные переходы, разделение транспортных потоков», — говорил начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников сегодня на конференции в рамках форума «Дорога-2022». В 2024 году заканчивается действие Стратегии по безопасности дорожного движения. Уже сейчас переходят к разработке нового документа. А проблемы, судя по всему, все те же. О том, какие экспонаты представили на выставке и как на дорожно-строительных компаниях сказались санкции и мобилизация, — в материале «БИЗНЕС Online».
Автомобильный завод «ПО ЕлАЗ» выкатил свой новейший автогрейдер с 3D-оборудованием с дизельным ярославским «сердцем» стоимостью в 12 млн рублей. Тут только один корейский чип, остальное made in Russia
Как дорожники справляются с санкциями: производство и продажи буксуют, но подрядчики вспомнили о российском производителе
«Как отметил наш президент, когда речь идет о качестве и объемах дорожных работ, нужно обращать внимание на использование российской продукции. Успешно идем к тому, что будем закрывать потребности дорожной отрасли ресурсами от отечественных производителей, добиваться технического суверенитета», — так открыл международную выставку-форум «Дорога-2022» руководитель федерального дорожного агентства Роман Новиков. По его словам, дороги России уже на 90% обеспечены необходимыми материалами: как минеральными, так и органическими.
Первая техническая выставка «Дорога-2018» прошла в столице Татарстане в свежепостроенном выставочном комплексе «Казань Экспо». В 2018 году ожидалось 3 тыс. гостей и участников. Тогда и сейчас организатором мероприятия выступает Росавтодор. В четырех павильонах с 12 по 14 октября отечественные и зарубежные организации представляют гудронаторы, погрузчики, заливщики швов, ресайклеры (машина для реконструкции дорожного покрытия снятым слоем асфальта), экскаваторы и другую технику. Основная цель — коммуникация между строителями дорог и производителями оборудования. Особенно актуальной «Дорога» стала именно в период импортозамещения: выставка позиционирована как открытая возможность для тех, кто при дорожных работах ранее пользовался только зарубежной техникой.
«А вы уже бульдозеры и автогрейдеры ЕлАЗа гостям показали?» — спрашивал во время обхода одного из павильонов министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов. Автомобильный завод «ПО ЕлАЗ» действительно выкатил свой новейший автогрейдер с 3D-оборудованием с дизельным ярославским «сердцем» стоимостью в 12 млн рублей. Тут только один корейский чип, остальное made in Russia, уверял ранее Ханифов. Санкции коснулись компании, но некритично, уверяют здесь. «Производство, конечно, просело. У нас был ряд иностранных комплектующих… А вот по продажам вопросов нет», — сообщил руководитель отдела продаж дорожно-строительной техники ЕлАЗа Евгений Гудзь. По его словам, сейчас многие дорожники внезапно обратили внимание на российскую технику — «звонят и интересуются». Компания также вкладывается в разработку аналогов тех импортных комплектующих, которые использовали ранее.
Производственная компания «Бродвей» выставила дорожный пылесос-прицеп. «По поводу комплектующих… Раньше была половина европейских, сейчас их поменяли на китайские», — рассказал главный инженер компании Павел Завьялов. Хорошего пока мало: «Бродвей» до сих пор находится на этапе перехода, а производство и продажи буксуют уже три месяца.
Со сложностями столкнулась и инвестиционная строительная корпорация «Стройинжиниринг»: в Казани компания работает на участках трасс М12 и М7. «Появились проблемы и с техникой, и с запчастями. Но помните, у КАМАЗа есть незаменимые и востребованные машины, которые себя хорошо зарекомендовали», — заявил исполнительный директор компании Ильнар Шарапов. По его наблюдениям, на объектах компании простоев не было.
Михаил Черников (справа): «Миллиарды тратим, триллионы, дороги не сохраняются»
«Сейчас все испытывают трудности, связанные с мобилизацией»
«Как сказывается мобилизация? У нас ушли несколько ведущих конструкторов», — рассказал нашему корреспонденту один из участников выставки. Из 800 сотрудников предприятия были мобилизованы около 20. Сейчас организация приглашает молодежь из институтов, занимается переквалификацией специалистов из других направлений. И, конечно, оформляет бронь на наиболее ценных сотрудников.
Строительная компания «Автодор» сейчас работает на 7-м этапе трассы М12 протяженностью 82 километра. «Сейчас все испытывают трудности, связанные с мобилизацией. Рынок труда становится ýже», — пояснил «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора по корпоративной безопасности и общим вопросам Эдуард Султанов. По его словам, «сужение» связано с тем, что военнообязанные специалисты-мужчины действительно могут быть призваны. «Сохраняется высокий запрос на бронирование. Но это не в наших силах, потому что комиссия не выдает бронь на всех сотрудников», — подытожил Султанов. Но компания благодаря собственным HR-специалистам находит нужные кадры.
У стенда «Стройинжиниринга» рассказали, что очень важна правильно выстроенная кадровая политика предприятия. «С советских времен используют понятие кадрового резерва. На одну должность есть резерв, по два кандидата», — заявил Шарапов. Компания также активно старается забронировать своих сотрудников: изучают законодательство, чтобы специалисты имели возможность «продолжить трудовую деятельность».
Ленар Габдурахманов пояснил, что соглашения по взаимодействию заключены в каждом регионе между ГУ МЧС, МВД и органами исполнительной власти. Однако единые подходы к содержанию присутствуют не везде
Первая помощь при ДТП: регламент, кол-центр, телемедицина и видеоуроки
Параллельно с открытием выставки в «Казань Экспо» прошел круглый стол, который был посвящен взаимодействию служб при возникновении ДТП. Направление разговора спикерам задал далеко не чужой для Татарстана человек — замначальника ГУОБДД МВД России Ленар Габдурахманов. Он пояснил, что соглашения по взаимодействию заключены в каждом регионе между ГУ МЧС, МВД и органами исполнительной власти. Однако единые подходы к содержанию присутствуют не везде. Кроме того, документы разработаны на основе примерного положения практически 20 лет назад. «Как следствие, данные обстоятельства негативно отражаются на согласованности действий служб при выезде на место ДТП и непосредственно на месте происшествия», — подчеркнул докладчик. И добавил: на эти вопросы обратила свое внимание и Счетная палата РФ, а после вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручил разработать единый регламент.
Далее Габдурахманов на примерах описал вопросы, которые следует решить. Например, в 2021 году почти две трети от общего числа погибших в ДТП (7 906 человек) скончались до прибытия бригад скорой помощи. Высокий показатель смертности на этом этапе, по его словам, связан с тем, что в большинстве случаев у участников происшествия получены не совместимые с жизнью травмы или требующие мгновенного оказания первой помощи.
Отсутствие необходимых навыков, неуверенность и боязнь ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП является основными причинами не оказания первой помощи лицами, которые могли бы ее оказать на месте.
Помочь таким людям, по его мнению, мог бы единый кол-центр, где будут не только принимать информацию о пострадавших, но и советовать, какие действия необходимо предпринять. Также Габудрахманов предложил рассмотреть вариант применения телемедицины на местах ЧП, чтобы по видеосвязи специалист мог визуально определить характер повреждений и помочь человеку на месте ДТП хотя бы советом. Кроме того, он предложил проработать вопрос о трансляции видеоуроков, чтобы не только сотрудники полиции повышали свои навыки, но и каждый водитель мог закрепить или обновить знания.
Временной фактор по оказанию первой помощи имеет важную роль, подчеркнул Габудрахманов. Анализ ДТП в 2021 году показал, что в течение первого часа с момента происшествия бригада скорой помощи прибывает на место в 99% случаев. Но и тут не все просто. «В случае прибытия бригад скорой медицинской помощи на место ДТП позднее чем через 20 минут тяжесть последствия увеличивается в 1,5 раза и более», — пояснил он. Количество фактов прибытия бригад на места более чем через час составляет менее процента. Однако только в прошлом году в 687 таких ДТП погиб 171 человек, а в первом полугодии текущего года в 293 происшествиях — 73 человека. Основными причинами позднего прибытия он назвал погодные условия, состояние автомобильных дорог и значительную протяженность территорий. В качестве негативного примера Габдурахманов привел случай из Якутии. Так, на федеральной дороге «Колыма» есть участок протяженность 484 км, где отсутствуют населенные пункты со станциями скорой помощи. 13 июля 2022 года там произошло ДТП, скорая прибыла только через пять часов. К счастью, пострадавшим удалось сохранить жизнь.
Согласно приказу минздрава, определено всего 8 состояний, при которых оказывается первая помощь, продолжил главный внештатный специалист по первой помощи Леонид Дежурный. «Это самые неотложные состояния, при которых пострадавший просто погибнет. И рекомендовано всего лишь 11 мероприятий по оказанию первой помощи. Выучить эти мероприятия, научиться их выполнять сможет любой», — пояснил эксперт. Однако он отметил, что научиться оказывать первую помощь по учебникам или видеороликам нельзя — «это как водить автомобиль». Еще один миф по поводу боязни оказывать ту самую помощь. Такая позиция присутствует в том числе из-за незнания законодательства. «У нас есть такая норма „крайняя необходимость“ во всех трех кодексах — Уголовном, Административном и Гражданском. Она гласит следующее: если в ситуации крайней необходимости даже был нанесен вред имуществу, здоровью или еще какой-то, это не подлежит уголовному преследованию», — уточнил он. И добавил: по анализу судебной практики практически нет случаев, когда кого-то осудили за оказание первой помощи. Но на практике все это предстоит доказать.
Алексей Песошин отметил, что в Татарстане в результате принятых мер за последние пять лет число погибших в ДТП сократилось более чем на четверть (минус 26,5%) по сравнению с 2017 годом
«Мы просто шпарим впрямую. Бах — проект, его протолкнули, а влияние каким-либо образом на безопасность не ощущается»
Еще одно ключевое мероприятие сегодняшнего дня форума — конференция «Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности». В приветственном слове Алексей Песошин отметил, что в Татарстане в результате принятых мер за последние пять лет число погибших в ДТП сократилось более чем на четверть (минус 26,5%) по сравнению с 2017 годом. «Однако рассматриваемый сегодня вопрос продолжает оставаться очень актуальным», — отметил он.
Начальник научного центра БДД МВД России Дмитрий Митрошин, в свою очередь, поделился, что встреча важна, т. к. в 2024 году (который не за горами) заканчивается действие Стратегии по безопасности дорожного движения. Уже сейчас переходят к разработке нового документа. Он будет действовать до 2030 года. Также Митрошин озвучил вопросы, которые вызывают беспокойство. Среди них, например, разделение встречных транспортных потоков (встречность потоков на межрегиональных и межмуниципальных дорогах разделена менее чем на 1% дорожного полотна). В числе проблем также повышение безопасности в местах производства дорожных работ, мотивация по созданию придорожной инфраструктуры для отдыха водителей и др. В негативном контексте, по словам Митрошина, сказываются на ситуации на дорогах и размеры страны — огромные расстояния и низкая плотность населенных пунктов. А автомобильный транспорт, в свою очередь, продолжает оставаться основным, с помощью которого перевозят грузы и пассажиров. И объем таких перевозок год от года только растет, особенно в условиях санкций, давящих на авиаперевозки.
В регулирующих нормативах не указаны виды работ по обеспечению БДД, которые должны быть заложены в проектах дорог, вступил начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников. «Вообще никаких элементов БДД в проектах нет. Давай законодательно возьмем и примем вот эти элементы — освещение, пешеходные переходы, разделение транспортных потоков, — пояснил он и позже добавил: — Мы просто шпарим впрямую. Бах — проект, его протолкнули, соответствующим образом, потом освоили этот объем, а влияние каким-либо образом на БДД не ощущается».
Кроме того, он затронул и тему весогабаритного контроля. Как ранее на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» объяснил директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов, осуществлять его в разной степени могут ГИБДД и Ространснадзор, органы исполнительной власти такими полномочиями не наделены. Однако с 1 января 2023 года Госавтоинспекция этим заниматься не будет. Полномочия ГИБДД передадут Ространснадзору, который их так еще и не получил. Плюс к этому Ространснадзору не хватает штата для организации действенного весового контроля на всей дорожной сети Татарстана.
«Вот никто сейчас не заикается. 1 января наступит буквально послезавтра, а алгоритм взаимодействия где? Никто не выходит, не думает. Миллиарды тратим, триллионы, дороги не сохраняются, — беспокоился Черников. — Конечно, чем хуже дороги, тем для нас лучше. Извините за такой сарказм. Чем хуже дорога, тем ниже смертность сразу. Где ямы появились, народ сразу притормаживает, аккуратно едет. Хотя не должно так быть. Люди должны комфортно и быстро передвигаться, страна огромнейшая — 1,5 миллиона километров дорог. Нам нельзя допускать снижение скоростного режима. МВД против снижения скоростного режима, против категорически».
Рифкат Минниханов обозначил, что уже есть то, что нас спасет лет через 10, и это беспилотники. По его словам, в Татарстане зарегистрировано 304 электрокара, для которых предусмотрено 60 быстрых и 70 медленных зарядных станций, а до конца года установят еще 95
«Ездить безопасно намного выгоднее, чем каким-то другим образом, расплачиваясь здоровьем и жизнью»
«Спасибо за представление. На старости лет мы, оказывается, еще нужны», — начал свое выступление Рифкат Минниханов. Обращаясь к теме конференции, т. е. к эффективным шагам к нулевой смертности, он заявил, что кинет «некоторые гранаты», чтобы сложилось обсуждение.
В первую очередь директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» обозначил, что уже есть то, что нас спасет лет через 10, и это беспилотники. По его словам, в Татарстане зарегистрировано 304 электрокара, для которых предусмотрено 60 быстрых и 70 медленных зарядных станций, а до конца года установят еще 95. Однако даже при желании работать инициатива спотыкается о бюрократию, и «этот балаган нам нужно заканчивать», заключил Минниханов. Кроме того, он уверен, что будущее нужно закладывать сегодня и поэтому при строительстве многоквартирных домов подрядчики должны предусмотреть зарядную станцию для электрокаров.
Вторая проблема, по мнению докладчика, заключалась в том, что с 20 февраля 2021 года была приостановлена правоприменительная деятельность измерения средней скорости и, соответственно, системы «Тотальный контроль». Как отметил Минниханов, это привело к очень сильным негативным последствиям. Так, судя по статистике за два месяца, когда данная система функционировала, 96% нарушений было «500-рублевыми», или до 120 км/ч. А сегодня серьезные ДТП совершаются на 160–180 км/ч. Отдельный акцент он сделал на том, что у водителей появились навигаторы, фиксирующие приборы измерения скорости, что тоже влияет на ситуацию.
«Всем все понятно, особенно сотрудникам Госавтоинспекции. Наверное, что-то делают. Михаил Юрьевич (Черников — прим. ред.), без обид. Для нас это боль, потому что у нас рост аварийности. Техническое решение есть, и сегодня оно имеет право на жизнь! Нужно активизировать это направление, потому что иначе в рамках исполнения тех показателей, который Владимир Путин нам поставил, нам победы не видать», — заключил Рифкат Нургалиевич.
Он также озвучил некоторые свои предложения по улучшению ситуации на дорогах. К примеру, для идентификации транспортных средств можно было бы использовать технологию высокочастотной идентификации RFID. Более того, по его словам, они уже провели испытание аппаратного программного комплекса «Мера», совмещающего высокочастотную идентификацию и комплекс фотофиксации, что можно было бы использовать. «Есть поручение Путина, мы этим занимаемся с 2014 года, но сегодня, как всегда, все стоит», — с досадой сообщил Минниханов.
Фотовидеофиксация, считает Черников, должна быть там, где участок дороги опасный, чтобы предупреждать человека об опасности. Кроме того, наказание не должно стоять в основе профилактики, важно менять сознание людей
В завершение бывший главный гибэдэдэшник Татарстана вспомнил, когда в Казани на участках заменили знаки с разрешенной скоростью 60 км/ч на 40 км/ч. «Нравится не нравится… На сегодняшний день при тех штрафах 500 рублей, а по факту 250 — это плата за проезд. Мы хотим аварийность снизить? Хорошо! Пусть он ездит 60, почему мы позволяем ездить 80 км/ч в Казани?» — сказал он. Однако оговорился, что ставить такие ограничения необходимо только на местах концентрации ДТП, в том числе и на трассах.
В ответ Черников отметил, что считает тотальное расширение системы фотовидеофиксации неправильным. «Да, есть вопросы, касающиеся фотовидеофиксации, ее расширения, чуть ли не тотального, — это не есть правильно. Основа-то была какая? Развернуть фотовидеофиксацию, а потом ее постепенно убирать. Люди привыкли и не нарушают. У нас в стране, к сожалению, [эту систему] развернули и теперь дальше разворачивают на всех участках, это не есть правильно», — сказал он.
Фотовидеофиксация, пояснил Черников, должна быть там, где участок дороги опасный, чтобы предупреждать человека об опасности. Кроме того, наказание не должно стоять в основе профилактики, важно менять сознание людей. «У нас все-таки за последние пять лет сознание меняется у людей. Они понимают, что ездить безопасно намного выгоднее, чем каким-то другим образом, расплачиваясь здоровьем и жизнью», — добавил глава ГИБДД.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.