«В условиях перманентного кризиса, который с разной интенсивностью продолжается несколько лет, я бы порекомендовал, наоборот, убрать плату», — комментируют перевозчики идею минтранса РФ повысить стоимость проезда по платным трассам. Для построенных с нуля дорог чиновники предлагают резко увеличить максимальный тариф с 3 до 8 рублей за километр. При этом изначально планировалось, что тариф для М12 составит 2,5 рубля за километр. Предприниматели настроены крайне пессимистично и считают, что часть компаний может вообще уйти с рынка. О том, какой тариф они считают оправданным и почему повышать стоимость опасно, — в материале.
Стоимость проезда по платным трассам планируют увеличить с 3 до 8 рублей за 1 километр
Минтранс РФ предложил новые тарифы для платных дорог
Проект постановления правительства РФ с новыми предлагаемыми тарифами минтранс как будто специально опубликовал в пятницу вечером, 30 сентября, чтобы не привлек лишнего внимания. Во вторник на появившийся документ обратили внимание СМИ. Согласно обновленной методике расчета платы за проезд, на государственных трассах, которые стали платными после реконструкции (например, М1 «Беларусь» и М4 «Дон»), максимальный тариф для легковых автомобилей вырастет с 3 до 5 рублей за километр. Если же трассу построили с нуля, как в случае с М12 Москва – Казань и Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД), предельный тариф вырастет с 3 до 8 рублей. Аналогичная индексация тарифов запланирована для автобусов и грузовиков.
Сейчас на российских платных дорогах действуют тарифы, установленные в 2016 году. Минтранс впервые попытался увеличить стоимость проезда ровно год назад — в октябре 2021 года. После замечаний от минэкономики документ доработали, снизив с 66–70 до 50% индексацию тарифов, но только для грузовиков. С марта 2022 года документ находился без движения, а теперь опубликована третья редакция — видимо, настало время для новой попытки продавить рост тарифов, которые по сравнению с мартом не изменились. Как указали в «Автодоре», документ вынесли на обсуждение «в связи со значимыми общественно-политическими событиями».
Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин оценивал стоимость М12 в более чем 800 млрд рублей
Стоимость проезда надо повышать в связи с ростом себестоимости строительства, говорится в пояснительной записке к проекту, с которой ознакомился «Коммерсантъ». Согласно данным «Автодора», с начала 2021 года себестоимость выросла в среднем на 12%. В июне председатель правления госкомпании Вячеслав Петушенко говорил, что стоимость строительства трассы М12 Москва – Казань выросла примерно на 30% по сравнению с первоначальной оценкой в 630 млрд рублей. Увеличились затраты на транспортировку грузов, разработку новых карьеров и подвоз всех строительных материалов, перечислял руководитель «Автодора». Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин оценивал стоимость М12 в более чем 800 млрд рублей.
Как отмечается в пояснительной записке, рост тарифа обеспечит «гибкое тарифное регулирование при соблюдении баланса экономики проектов и выгод пользователей платных участков автодорог», позволит привлечь внебюджетное финансирование и ускорит строительство дорог. В минтрансе убеждены, что владельцы грузовых автомобилей подорожания не ощутят. Ведомство приводит следующий расчет: средняя дальность поездки по платным дорогам большегрузов составляет 300 км и при максимальных новых тарифах удорожание поездки составит 804 рублей, что при стоимости перевозимого груза от 1 млн рублей не превышает 0,08%.
Напомним, изначально планировалось, что стоимость проезда по трассе М12 протяженностью 729 км составит в среднем 2,5 рубля за километр. Поездка от Москвы до Казани обойдется примерно в 1,6 тыс. рублей, подсчитывал Петушенко в июне 2020 года. Если подсчитывать цену с учетом нового тарифа в 8 рублей, проезд стоит уже 5,8 тыс. рублей. При таких ценах проезд становится невыгодным даже для обычного человека, который выбирает между поездкой на автомобиле и полетом на самолете. Для сравнения: билет на самолет из Казани в Москву на завтра можно купить за 1–3 тыс. рублей, минимальная доступная цена — 1 030 рублей. И это при том, что перелет займет 1,5 часа, а поездка на машине — 6 часов.
Позже в пресс-службе «Автодора» пояснили «БИЗНЕС Online», что, согласно действующему постановлению правительства, предельный размер тарифа на платных дорогах для транспортных средств I категории составляет 3 рубля за 1 км в ценах 2015 года. Тариф ежегодно индексируется с учетом уровня инфляции, и сейчас максимальное значение тарифа в ценах 2022 года составляет 4 рубля 47 копеек за 1 километр.
При этом по ряду федеральных дорог действующие тарифы на проезд не превышают установленных максимальных размеров и ниже в среднем на 30%, отметили в госкомпании. «Стоит отметить, что предлагаемое проектом регулирование предусматривает право собственника дороги на увеличение тарифов за проезд, а не обязанность. Реальные же тарифы по участкам М12 будут вводиться с запуском движения по ним», — добавили в «Автодоре».
Михаил Блинкин: «Доход, который будет получен на платной дороге, совершенно не зависит от того, сколько туда денег вложили»
«Если цена резко вырастет, перевозчики с платной дороги уйдут»
Объяснять повышение тарифа возросшей себестоимостью стройки — это все пустые разговоры, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «Доход, который будет получен на платной дороге, совершенно не зависит от того, сколько туда вложили денег. Когда станет понятно, что на этой дороге окупится, условно говоря, 10 миллиардов рублей, а дорога стоила 40 миллиардов, тогда эти 30 миллиардов должно государство вложить. Иначе никакая экономика не сойдется. И рост тарифов в дальнейшем будет в пределах того, что люди готовы платить», — отметил собеседник.
«Представляете параболу — у меня нулевой тариф, очень много автомобилей, а доходы равны нулю. Теперь возьмем другую точку и сделаем очень большой тариф — 100 рублей за 1 километр. Тариф большой, но никто не поедет и опять будет ноль [дохода]. Вот между этими нулями такая дужка вверх. Каждый концессионер, который участвует в проекте платной дороги, нанимает трафикового консультанта, чтобы тот нашел точку, где тариф, помноженный на трафик, даст максимум на этой кривой», — объясняет Блинкин. По его словам, рост тарифа расширяет возможность поиска концессионеров, но вероятность того, что максимальный тариф окажется на уровне 8 рублей за 1 км, очень маленькая. «Обычно этот расчет сходится на 5,5–6 рублях. <…> Вопрос [о том, какой тариф будет справедливым и оправданным] сложный, и в каждом конкретном случае ответ разный. Скажем, Москва по зарплате — богатый город, и, соответственно, в Северном дублере Кутузовского проспекта можно было бы закладывать более серьезные тарифы, чем, например, в обход Омска», — отметил специалист.
«Если ввел такой тариф, против которого потребитель проголосовал колесами, то одно из двух: либо я нанял дурного трафикового консультанта, либо я сам дурной, потому что не послушал специалиста и поставил тариф, который был выше расчета», — добавил Блинкин.
«С одной стороны, аргументы вполне обоснованы и понятны — стоимость строительства и содержания дорог растет. С другой стороны, надо же понимать интересы тех, кто ездит по этим дорогам. В первую очередь даже не людей, а перевозчиков, которые каждый день там ездят. Если цена резко вырастет, то они с платной дороги уйдут», — прогнозирует автоэксперт Игорь Моржаретто. По его мнению, поднять тариф можно, но не так резко. «У нас по закону каждая платная скоростная дорога имеет бесплатную альтернативу, поэтому уйдут на региональные дороги. Но, может, ремонт региональных дорог обойдется дороже, чем повышение тарифа на платной трассе», — добавил спикер.
Рост тарифов неизбежно приведет к росту стоимости грузоперевозок, а следовательно, к себестоимости товаров, считает Сергей Сотников
«Я бы порекомендовал, наоборот, убрать плату, чтобы связи между регионами налаживались естественным образом»
«Те, кто принимал это решение [о повышении тарифа], живут в какой-то другой реальности», — комментирует инициативу директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников. По его мнению, сейчас нужно думать о потребностях государства, а не о повышении чьей-то прибыли. Система непрозрачна, попадают ли сборы с платных дорог в государственный бюджет — большой вопрос, считает предприниматель. Сотников настроен пессимистично и допускает, что повышение платы станет последней каплей, которая подорвет экономику страны. По мнению председателя комитета ТПП РТ, в новых условиях вообще нужно оценить необходимость в платных трассах и их пользу, потому что сейчас в дорожное строительство в основном вкладывается государство, а прибыль с платных дорог получают частные лица.
Если повышение транспортного налога еще можно понять, то рост тарифов на проезд не так просто оправдать, продолжает Сотников. «Надо присмотреться, может, там идет сверхприбыль. Мы уже видели такие частные структуры, где львиную долю нагрузки на себя берет государство», — отметил бизнесмен. По его мнению, если причина заключается в повышении себестоимости строительства дорог, проблему можно решать двумя путями: повышать тарифы либо разобраться, почему себестоимость все время растет. «В строительстве дорог используется сплошь дорогая импортная техника. Почему только импортная? А если не можем изготовить ее сами, может, освободить ее от каких-то налогов? Тем более что технику чаще всего покупают в лизинг, там начисляются проценты. Все это в итоге ложится на плечи потребителя», — сетует эксперт.
Рост тарифов неизбежно приведет к росту стоимости грузоперевозок, а следовательно, к себестоимости товаров, считает спикер. «Мы возим не только готовую продукцию, но и сырье, оборудование, комплектующие. Через несколько месяцев это выразится в росте цен на товары в магазинах. На данный момент это крайне недальновидно», — заключил Сотников.
«Дорога создана, галочка поставлена, но ездить будут все меньше и меньше. Где-то год назад ездил в Санкт-Петербург из Казани по М11, и плата для грузовой фуры была 800 рублей. Потом увечили плату в 4 раза, и нам стало невыгодно»
Индивидуальный предприниматель в сфере перевозок, председатель правления объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов в разговоре с «БИЗНЕС Online» отметил, что не видит никакого положительного эффекта от роста тарифа. «В правительстве, наверное, считают по-своему: увеличат плату за проезд — и кратно увеличатся доходы. Но я, как перевозчик, знаю, что в таком случае с платных дорог уйдут в бесплатные. Если взять трассу M11, то есть бесплатная альтернатива, М10, куда весь поток и уйдет», — отметил Абрамов. Он подчеркивает, что трасса М11 и сейчас не загружена, поскольку нет инфраструктуры, заправочных станций.
«Дорога создана, галочка поставлена, но ездить будут все меньше и меньше. Где-то год назад ездил в Санкт-Петербург из Казани по М11, и плата для грузовой фуры была 800 рублей. Потом увечили плату в 4 раза, и нам стало невыгодно ездить. Да, по платной экономится время и топливо, но, когда кратно увеличили, я лучше буду тратить лишние 1,5–2 часа и проеду по бесплатной», — отметил предприниматель. По его мнению, в текущих условиях оптимальный тариф — до 2 рублей за километр. Как отметил Абрамов, рентабельность перевозок в последние годы падает и некоторые фирмы уже работают себе в ущерб, надеясь на прибыль в будущем. «В условиях перманентного кризиса, который с разной интенсивностью продолжается несколько лет, я бы порекомендовал, наоборот, убрать плату, чтобы связи между регионами налаживались естественным образом. Минтранс в данном случае рубит сук, на котором сидит. Таким образом, для кого-то будет еще одна капля в пользу решения выйти из бизнеса», — подчеркнул предприниматель.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.