«У нас полная безнадежная катастрофа! Я могу по пальцам двух рук перечислить, где дают юридическое образование — не диплом, а именно образование», — заявил на юридическом форуме в стенах КФУ Михаил Барщевский. 400 участников в течение двух дней будут обсуждать в Татарстане проблемы сообщества в нынешних реалиях. О том, как Фарид Мухаметшин вспоминал о принятии Конституции РТ «без диктата сверху» и патриотизме, автор поправок к Конституции называла Ильсура Метшина своим лучшим студентом, а Барщевский «разносил» адвокатов в пух и прах, — в репортаже «БИЗНЕС Online» с пленарной сессии.
Первый казанский юридический форум принял сегодня КФУ. Что примечательно, руководить вузом не так давно стал выпускник юрфака Ленар Сафин (справа). И это первое крупное публичное мероприятие с участием нового ректора
Мухаметшин анонсировал приведение республиканских законов «с национальными вкраплениями»
Первый казанский международный юридический форум принял сегодня КФУ. Что примечательно — и это отмечали спикеры, — произошло это в тот момент, когда руководить вузом с одной из сильнейших юридических школ в стране стал выпускник юрфака Ленар Сафин. По сути, это было первое крупное публичное мероприятие с участием нового ректора КФУ. Сафин приветствовал участников пленарного заседания форума очень коротко. «Важно отыскать точки опоры, на которых будет основываться внутренний и международный правопорядок», — обтекаемо описал он цели мероприятия, получившего название «Право на право».
На форуме, который пройдет в два дня, ожидают 400 участников. От имени президента РТ Рустама Минниханова их вышел приветствовать председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Как только он открыл текст приветствия, раздался звонок. «Рустам Нургалиевич сам хочет подключиться, что ли… — пошутил Мухаметшин, глядя на экран телефона и взяв трубку, сказал президенту, что перезвонит. А вместе с этим вызвал в зале добрый смех. — Вот видите, 100 лет будет жить!»
Мухаметшин отметил, что ученые, получившие образование в КФУ, активно участвовали в подготовке Конституции РТ, которая в этом году отметит свое 30-летие. «Отличительная особенность Конституции: она была принята без какого-либо диктата сверху», — подчеркнул Мухаметшин, добавив, что документ объединил многонациональный Татарстан.
«В основе этого единения было искреннее стремление созидать новую государственность, повысить самостоятельность республики, разгрузив федеральный центр от некоторых полномочий», — объяснил Мухаметшин необходимость принятия документа. Но историю республики надо рассматривать без отрыва от истории России, подчеркнул он. Сейчас Татарстан — развитый регион с многовекторной экономикой. «Патриотизм к своей республике, своей стране в Татарстане очень высок, по-другому и быть не может», — сказал Мухаметшин, обращаясь к гостям форума из других регионов. «Чего только ни делаем в Татарстане! — продолжал спикер „презентацию“ региона. — Нефть продолжаем добывать, начали ее перерабатывать. Огромный нефтехимический кластер. Успешно работают производственные предприятия, несмотря на санкционное давление, по производству самолетов — гражданских и военных, вертолетов — гражданских и военных, кораблей — гражданских и военных, востребованных в сегодняшнее время!»
Возвращаясь к теме форума, он напомнил, что казанские юристы работали и над поправками к Конституции России, принятыми в 2020-м. И сейчас Татарстану предстоит внести изменения в свой Основной Закон, приведя его в соответствие с федеральным, — сделать это планируют уже до конца года. По словам Мухаметшина, у людей вызывают много вопросов грядущие изменения в плане местного самоуправления и сам он специально общался по этой теме с председателем Совфеда Валентиной Матвиенко и председателем комитета Совфеда Андреем Клишасом. «Мы обсудили вопросы. Думаю, что в ближайшее время мы приведем свои законы в соответствие с действующими нормами федерального законодательства. Где-то с национальными вкраплениями, с особенностями нашей республики», — анонсировал изменения Мухаметшин.
Фарид Мухаметшин отметил, что ученые, получившие образование в КФУ, активно участвовали в подготовке Конституции РТ, которая в этом году отметит свое 30-летие
«ВМК, физфак, и вот наконец-то юрист во главе университета!»
Не прошел Мухаметшин и мимо текущей ситуации в стране — СВО и частичной мобилизации. «Наша страна переживает непростое время. Проводится специальная военная операция, объявлена частичная мобилизация, референдум прошел на освобожденных территориях Украины. Стоит вопрос о том, что в ближайшие дни глава нашего государства выйдет с предложениями в Совет Федерации и Государственную Думу о признании этих правовых решений. Сейчас крайне важно обеспечить консолидацию всего нашего общества, проявить наше единство, поддержать принятые руководством страны решения», — заключил Мухаметшин.
С приветственными словами выступили мэр Казани Ильсур Метшин, которого Талия Хабриева, один из авторов поправок к Конституции РФ, член РАН, назвала своим лучшим студентом. Градоначальник отметил, что именно в столице РТ готовили бо́льшую часть юристов, от Волги до Дальнего Востока, именно с Казанью связаны судьбы многих выдающихся юристов, в том числе и Владимира Ленина. «Про него еще шутили, что он, в отличие от нас, не окончил факультет, а мы смогли его окончить», — отметил Метшин. Участникам форума он пожелал конструктивной полемики и напомнил, что ректор КФУ Сафин — выпускник юрфака. «Наконец-то юристы взяли верх! ВМК, физфак, и вот наконец-то юрист во главе университета!» — сказал Метшин.
Выступали и главный федеральный инспектор по РТ Виктор Демидов, и председатель Арбитражного суда Поволжского округа Дмитрий Плотников, и др. Одним из тех, кто затронул животрепещущую (в том числе и для юристов) тему мобилизации, был председатель ассоциации юристов РФ Сергей Степашин, возглавлявший правительство России, а затем долгие годы Счетную палату. Правда, был он не лично, а записал видеописьмо. По его мнению, юристы должны присоединиться к разъяснению законов людям. «Последний указ президента связан с мобилизацией — тут очень много вопросов о защите прав граждан, — сказал Степашин и разъяснил: — По крайней мере, об их информировании, о разъяснении. Это, к сожалению, было сделано с опозданием. И мне представляется, что юристы нашей страны здесь должны быть вместе с нашими согражданами с точки зрения защиты прав граждан и понимания сегодняшней обстановки».
По словам Степашина, их организация сейчас работает в том числе над тем, чтобы защитить права россиян за рубежом и тех граждан РФ, кто возвращается на освобожденные территории Украины, — скоро будут представлены конкретные предложения.
Ильсур Метшин вручил премию им. Дмитрия Мейера заместителю президента РАН, директору Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талие Хабриевой
Талия Хабриева: «Сейчас надо думать не о будущих кризисах, а о том, который уже случился»
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Хабриева, которая несколькими минутами ранее получила медаль Дмитрия Мейера, выступила с докладом. О мобилизации, но не военной, а правовой.
«Первая четверть XXI века наверняка войдет в историю человечества как время глобальных кризисов», — сказала Хабриева. Это и экономические кризисы, и пандемия, и кризис мирового правопорядка — чего только ни происходит. И времени, чтобы преодолеть их последствия, у людей просто не остается. А потому люди находят в этом закономерности, подстраиваются и используют кризисы как драйвер. Значит, считает Хабриева, надо выработать стратегию, как эти кризисы использовать. Одна модель — ручное управление. Альтернативой ей может быть модель «опережающе-правового регулирования»: это когда заранее создаются макро- и микромобилизационные планы на уровне всех отраслей.
Может ли «мобилизоваться» право, т. е. быть адекватно экстраординарным обстоятельствам? Пандемия показала, что да, считает Хабриева. «Но сейчас надо думать не о будущих кризисах, а о том, который уже случился, — о санкционном давлении на Россию», — указала Хабриева и призвала юристов «мобилизовать все ресурсы». Впрочем, она добавила: «Мобилизация юридической сферы уже происходит». Однако, по ее словам, у нее есть не только позитивная, но и негативная сторона. Позитивное — в том, что приняты законы о мерах поддержки предпринимателей, социально незащищенных слоев населения и тех, кто участвует в СВО. Негативное — отмена материальных прав, юридических процедур, замена субъектов права и т. д.
О «мобилизации права» говорит и статистика. По словам Хабриевой, за последнее время (конкретный период она не назвала) экспертизу прошли 75 законопроектов, больше половины из которых уже приняты и применяются. И бо́льшая часть из них, 95%, касается именно экономических мер по противодействию санкциям и поддержке бизнеса.
Но на этом уровне «мобилизации» права останавливаться не надо, подчеркнула Хабриева. «Именно сейчас нужно решать вопрос о предоставлении бо́льших возможностей, большей свободы тем органам публичной власти, которые ближе всего к населению, — это органы субъектов РФ и местного самоуправления», — высказалась Хабриева. «На моей памяти вопрос полномочий „вверх-вниз“ происходил минимум 7 раз», — вспомнила она, упомянув и работу с Минтимером Шаймиевым. Сейчас, по ее словам, именно тот случай, когда государство должно вспомнить о своих федеративных началах. «Допустить больше доверия субъектам, для того чтобы они имели возможность для обеспечения условий жизни населения, которое может пострадать во всей этой ситуации», — сделала заявление Хабриева.
Михаил Барщевский: «Надо прекратить эту ситуацию, когда в суд приходит любой не очень умный человек и тратит время судьи»
Как Михаил Барщевский «наехал» на адвокатов
«Надеюсь, те, кто меня пригласил, не очень будут жалеть о своем решении», — иронично заявил полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский, рассыпавшийся в комплиментах столице Татарстана. Он эмоционально, насколько это позволял формат мероприятия, рассуждал о нынешнем юридическом образовании в России. И лаконично назвал свое выступление «Левое право на право».
«У нас полная безнадежная катастрофа! Я могу по пальцам двух рук перечислить, где дают юридическое образование — не диплом, а именно образование», — указал Барщевский. К числу этих немногочисленных вузов он отнес и КФУ. В СССР, по его словам, было 52 юридических вуза, а теперь в России дипломы юристов выдает 900 вузов, в том числе более 100 — в Москве. «А эти юристы становятся корпоративными юристами, следователями, адвокатами, судьями между прочим!» — отметил Барщевский. И привел неутешительную статистику: кассационные суды общей юрисдикции отменяют 36% решений нижестоящих инстанций. В арбитраже ситуация получше — 10%.
«Кстати, для того чтобы быть следователем следственного управления, надо иметь два курса бакалавриата. Маленькая проблема: уголовное право начинается с третьего курса. Нормально, живем!»
Более того, не у всех адвокатов есть право воспользоваться своим правом, тогда как у следствия полномочий много. 7 лет назад, по словам Барщевского, на встрече с членами СПЧ президент РФ поддержал предложение дать адвокатам право назначать экспертизу по делам. «И что вы думаете? Прошло 7 лет — и ничего! Следователь может допросить свидетеля. А адвокат может? Нет!» — эмоционально рассуждал спикер.
Отдельных эмоций удостоился нынешний рынок юридических услуг. Государство, по его словам, говорит, что граждане могут рассчитывать на квалифицированную бесплатную юридическую помощь. Он вспомнил, что сам был против того, чтобы дать право юридическим клиникам образовывать самостоятельные юрлица. «Для чего это было нужно? А только для того, чтобы войти на этот рынок. А рынок ой какой богатый… — интригующе сказал Барщевский. — Там вращаются миллиарды. А кто-то их потребляет».
По его словам, зачастую в юридических фирмах работают те, кто не сдал экзамен в адвокатуру, лица с судимостью, без юридического образования. «И, что самое интересное, судьи. В отставке и действующие. Не то чтобы они там числятся официально. Но очень активно сотрудничают», — приоткрыл Барщевский изнанку юррынка. Он привел в пример, когда к его ученику — адвокату — обратился хозяин юридической фирмы, в прошлом полицейский, за помощью. И это несмотря на то что у этой юрфирмы был 100-процентный результат в судах: якобы потому, что на эту фирму работали 10 судей. А когда возникли проблемы у него самого — пошел к адвокату.
У частных юристов, по его словам, все те же самые проблемы. Но есть нюанс — они платят только 6% подоходного налога, тогда как адвокаты — 13%. «Чтоб я так жил!» — заявил Барщевский.
Не обошел вниманием он и проблемы в адвокатской сфере. По его словам, раньше судьи относились к адвокатам с бо́льшим уважением. Потому что квалифицированные юристы высказывали свое мнение, например, в гражданском процессе, и судьям было просто принимать решения. Сегодня, отметил он, ситуация другая. Например, в Москве при 7-миллионном населении было 900 адвокатов, а сейчас — 12 тыс. (при населении почти в 12 млн человек). И это только те, кто числится за Адвокатской палатой Москвы, подчеркнул Барщевский. По его подсчетам, в столице работают еще 3–4 тыс. адвокатов, которые числятся за другими регионами. Более того, вспомнил он, в прошлом году в Москве экзамен на адвоката сдали 100 человек, а число защитников увеличилось на 250. «Потому что переход из палаты в палату ничем не регулируется. Значит, где сдается экзамен? Там, где дешевле, — сделал намеренную оговорку Барщевский, чем вызвал понимающие аплодисменты в зале. — Не дешевле, а там, где проще».
Спикер вспомнил, как они вместе с Гульнарой Сергеевой в ее бытность председателем совета молодых адвокатов Татарстана (сейчас она сопредседатель центра общественных процедур «Бизнес против коррупции») боялись, когда президиум коллегии адвокатов назначал проверки. Но сегодня у палат нет полномочий проверять деятельность своих работников — только по жалобе гражданина и лишь по конкретному делу. В целом палаты не могут контролировать деятельность своих членов. «А сколько зарабатывают эти 12 тысяч адвокатов в Москве? Гроши! Потому что средняя зарплата московского адвоката — 80 тысяч [рублей]. А к чему провоцируют такого уровня доходы? Вот и появляются решалы, мошенники, которые ошкуривают население. Вот почему и „левое право на право“», — заявил Барщевский.
Свое «алармистическое» выступление он закончил конкретными предложениями. Первое — срочно вернуть лицензирование юридических услуг. Запретить судимым, без высшего образования быть юристами. Второе — допускать в суд только по лицензии. Как и кому выдавать эти лицензии — вопрос технический, отметил спикер. «Надо прекратить эту ситуацию, когда в суд приходит любой не очень умный человек и тратит время судьи», — заявил Барщевский. Кстати, подсчитал он, в среднем на одного судью в день приходится по четыре дела (если исходить из того, что в РФ 300 тыс. судей, которые рассматривают 3 млн дел в год). «Судьям думать некогда! А тут еще приходит черт знает кто, несет черт знает что!» — эмоционально завершил спикер.
Обсуждение проблем продолжится сегодня, а завтра гости и спикеры форума встретятся уже в Иннополисе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.