Воскресным вечером в «Пирамиде» прошла церемония закрытия XVIII казанского международного фестиваля мусульманского кино. Татарстанские картины вновь остались без главных наград, а фаворитами жюри стали две картины, снятые режиссерами-женщинами. Между тем праздничная атмосфера, которой было проникнуто мероприятие, словно переносило гостей из суровых реалий сегодняшнего дня в мир грез. О том, чем КМФМК напоминает дерево, почему VIP’ы не дождались окончания церемонии и какой фильм собрал на фестивале 1 тыс. зрителей, — в нашем материале.
-
2–3 десятка зрителей, несмотря на не самую теплую погоду, все же добрались накануне к красной дорожке церемонии закрытия XVIII казанского международного фестиваля мусульманского кино.
-
И могли здесь лицезреть, к примеру, драматурга Мансура Гилязова с супругой.
-
Или председателя жюри этого года, именитого отечественного режиссера Владимира Хотиненко, автора «Мусульманина» и «Макарова», сериалов «Гибель империи» и «Демон революции». Вообще, показалось, что улыбка не сходила с лица Хотиненко весь фестиваль. И, чтобы не портить себе настроение, он старался избегать вопросов и интервью, где бы его спрашивали о дне сегодняшнем. Что интересно, режиссер имел проблемы на Украине еще до того, как это стало мейнстримом. В 2009-м там запретили его картину «72 метра», где по сюжету после раздела Черноморского флота экипаж подводной лодки отказался принимать украинскую присягу. Интересно, что местные цензоры увидели фильм, снятый в 2003 году, на одном из… украинских телеканалов.
-
А это российский актер греческого происхождения Эвклид Кюрдзидис. Одно из главных творческих достижений «русского Аль Пачино» — предполагаемый роман с Ларисой Гузеевой.
-
Безусловно, порадовала мужскую аудиторию ректор КазГИКа Роза Ахмадиева, которая победила в номинации «Самое смелое платье для фестиваля мусульманского кино». Кстати, потом уже со сцены доктор педагогических наук спела а капелла «Туган тел», удивив второй раз за вечер.
-
Те же, кому не доставало звездности на красной дорожке, переключались на милую собачонку, с которой пришла одна из зрительниц. Одних гостей пес встречал благоговейным молчанием, других — беспрерывным лаем.
-
Среди мужских луков, как и на церемонии открытия фестиваля, выделялся глава татарской автономии Москвы Фарит Фарисов.
-
Хорошее настроение словно было пропуском в «Пирамиду» этим воскресным вечером.
-
Второй раз за неделю на КМФМК с женой появился вице-премьер РТ Василь Шайхразиев. Правда, на этот раз он спешил войти в здание, так что супруга едва поспевала за главой нацсовета «Милли шура».
-
Еще один заметный образ на красной дорожке принадлежал певице и актрисе Алсу Абульхановой.
-
Впрочем, этот песик, заинтересовавший ведущего препати Сашу Санчеса, еще раз доказал, что на сцене и в кадре нельзя переиграть детей и животных.
-
В самой «Пирамиде» прежде всего обращало на себя внимание разделение зала на столики для «белых людей» и зрительские кресла. Правда, столы с белыми скатертями были пусты. Видимо, банкет по окончании церемонии должен был состояться здесь же. На фото — генконсул Турции в Казани Исмет Эрикан (по центру).
-
С высоко поднятой головой наблюдала за происходящим исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова.
-
Первый концертный номер вечера принадлежал ансамблю танца «Казань» и был призван подчеркнуть религиозно-конфессиональную основу фестиваля и исполнялся прямо перед столиками гостей. Причем в ключевые моменты артисты простирали руки непосредственно в сторону вице-премьера Шайхразиева.
-
Ведущими церемонии стали Иван Колесников и Гузель Сибгатуллина. За московских артистов, прибывающих с корабля на бал, в этой роли часто бывает неловко. Вот и Колесников поблагодарил за проведение фестиваля «Рустама Нургалиева Минниханова» и порой с ужасом смотрел в своем сценарии на незнакомые и труднопроизносимые имена тех, кто выходил вручать или получать награды. Тем не менее в обаянии известному актеру театра и кино не отказать.
-
Шайхразиев же довольно быстро появился на сцене, чтобы вручить специальный приз президента РТ «За гуманизм в киноискусстве» и денежную премию в 500 тыс. рублей. Ее был удостоен короткометражный фильм «Рух» (Казахстан, РФ). «Из России пропало западное кино, многие об этом переживают. 30 лет в кинотеатрах мы ели попкорн и пили Pepsi. Но я убежден, что переживать не стоит, можно просто брать всю программу фестиваля и ставить все эти фильмы в прокат. Это отличное кино!» — сказал режиссер и сценарист картины «Рух» Михаил Плиско, больше политических заявлений в этот вечер не звучало.
-
Далее заместитель муфтия РТ Ришат Хамидуллин вручил приз зрительских симпатий режиссеру фильма «Тарлан» Юлии Захаровой. Напомним, это тот самый проект (в его основе произведение Галимджана Ибрагимова), снятый в копродукции Казахстана и Татарстана, из которого еще до съемок вышел его инициатор, режиссер Ильшат Рахимбай. После награждения стало понятно, что на главные награды КМФМК татарстанские картины вновь не рассчитывают.
-
Певица и просто красавица Саида Мухаметзянова как всегда максимально органично смотрелась на фестивале мусульманского кино. Она исполнила в дуэте с Ильнаром Шарафутдиновым новую песню Луизы Батыр-Болгари, призывавшую в числе прочего помнить «древних гуннов и предков булгар».
-
Получили свои «15 минут славы» и авторы художественно-документального фильма «Ибн Фадлан», снятого ДУМ РТ. Чтобы удовлетворить всех желающих, организаторы даже устроили дополнительные показы картины, которую в итоге на фестивале посмотрели почти 1 тыс. зрителей. Впрочем, к аншлагам на бесплатных показах татарстанского кино мы уже привыкли, пока все эти истории к какому-то продвижению всей отрасли в республике не приводили.
-
Председатель жюри Хотиненко сравнил КМФМК с деревом: «Без преувеличения практически в каждом фильме есть дерево как художественный образ. И в „Мусульманине“ есть такое дерево, и в фильмах Тарковского. Казанский фестиваль вырос как дерево и продолжает расти». Почему-то в этот момент вспомнилось цоевское: «Я знаю, мое дерево завтра может сломать школьник. Я знаю, мое дерево скоро оставит меня…»
-
Еще один любопытный гость — министр средств массовой информации, транспорта и магистралей Шри-Ланки Бандула Гунавардана. Он оказался продюсером фильма «Газета» и вышел за своих артистов получать приз за лучшую мужскую роль.
-
Легенда советского кино Наталья Варлей исполнила, кажется, под фонограмму, песню на свои же собственные слова с грустным названием «Я ухожу». Перед этим не лишенная самоиронии артистка, сказала, дескать, пугаться не нужно, петь «Где-то на белом свете» она не будет.
-
Глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров, у которого даже походка стала увереннее после того, как его фильм «Исәнмесез?» («Живы ли вы?») победил на фестивалях в Пскове и на Алтае, вручил награду за вклад в татарстанский кинематограф своему другу и соратнику, драматургу Гилязову, заодно поблагодарив организаторов, которые на этот раз подготовили к этому призу не только диплом, но и статуэтку.
-
Затем вспоминали Рената Ибрагимова. Рустем Асаев и прекрасный девичий квартет исполнили «Мне хорошо с тобой». Вообще, музыкальные номера в этот вечер в целом удались. Порадовало и то, что церемония уместилась в комфортные два часа.
-
Выступила с музыкальным приветствием и столичная гостья Елена Ксенофонтова. Не в упрек артистке, но все-таки немного удивляет, что при обилии в последнее время серьезных и обсуждаемых отечественных фильмов и сериалов в Казань продолжают чаще звать артистов, которые больше известны по проектам вроде «Кухни».
-
Интересно, что к финишу церемонии в зале уже не было ни Хотиненко, ни Шайхразиева. Как объяснила министр культуры РТ Ирада Аюпова, второй поехал провожать первого в аэропорт. Честно говоря, когда председатель жюри не желает дождаться вручения главной награды фестиваля, это выглядит более чем странно. А пока в национальном конкурсе Аюпова наградила Зуфара Хайруллина (слева) за документальный фильм «Посланник»…
-
…А Амира Галиаскарова — за игровой фильм «Мы дети 41-го года».
-
Интересно, но в этом году у КМФМК случился настоящий феминистский уклон. Оба фильма-фаворита основной программы были сняты женщинами. К моменту объявления обладателя гран-при в активе у иранской ленты «Тихая слава» Нахид Хассанзаде (на фото) уже имелся в активе приз жюри NETPAC (сети продвижения азиатского кино), а также за лучшую женскую роль. Ливано-германский «Гнев», снятый российским режиссером Марией Ивановой Сурае, получил призы от гильдии кинокритиков и за лучшую операторскую работу. В итоге победителем в главной номинации министр Аюпова объявила иранскую картину.
-
На церемонии много говорилось «о возможности общения людей, которые создают фильмы со своим зрителем и друг с другом». Тем не менее складывалось ощущение, что КМФМК существует в какой-то параллельной реальности, где самым трагичным и значимым событием за прошедший год была смерть певца Ибрагимова. Вряд ли подобный эскапизм благотворно может влиять на развитие форума, словно отрицающего происходящее за окном. Пока же под главное кредо фестиваля в Казани вполне подходят слова, в шутку сказанные таджикским режиссером, вышедшим принимать награду за лучший короткометражный документальный фильм: «Хорошо кормили, честное слово!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.