«Если у нас в Европе не получается, нужно искать другой рынок. Сегодня таким направлением правильно было бы выбрать Африку, там многие вопросы решены плохо, а более 2 миллиардов людей не знают, что такое электроэнергия», — оценивают эксперты «БИЗНЕС Online» рынки сбыта для шинного завода Nokian Tyres в ленинградском Всеволожске. Финны, оказавшись оторванными от экспорта, продают актив в России. Оценочная стоимость — 400 млн евро.
О том, есть ли заинтересованность «Татнефти» в покупке завода после продажи собственного шинного комплекса государству, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Татнефть» присматриваются к шинному заводу Nokian Tyres в России
«Татнефть» может вернуть себе шины
Неожиданное развитие могут получить история отношений «Татнефти» с шинным бизнесом. Только нефтяники завершили сделку по продаже «токсичного» с точки зрения санкций актива в пользу АО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина, как появилась информация, что они присматриваются к шинному заводу Nokian Tyres в России. Об этом со ссылкой на свои источники пишет «Коммерсантъ».
В конце июня финский производитель объявил о решении совета директоров Nokian Tyres уйти с российского рынка. Компания уведомила власти Ленинградской области об увольнении по соглашению сторон 300 сотрудников расположенного во Всеволожске завода. По сведениям СМИ, до начала сентября Nokian собирает обязывающие предложения на покупку своего основного актива в РФ. Среди интересантов называют связанные с «Татнефтью» структуры, а также владельца AEON Романа Троценко. Что касается последнего, то он к шинному бизнесу не имел отношения, однако уже несколько лет интересуется химическими активами — в частности, ему принадлежит завод «Аммоний» в Татарстане.
Стоимость предприятия с учетом прав на использование бренда в России на начало года составляла не менее 400 млн евро, однако сейчас компания вынуждена будет предоставить дисконт, считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Завод Nokian Tyres во Всеволожске начал работу в 2005 году, это крупнейший шинный завод в России и самое современное шинное производство в Европе, пишет Plastinfo. Продукция компании Nokian Tyres представлена в сегментах А и В: это премиальные линейки Nokian Tyres Hakka и Nokian Tyres Hakkapeliitta и линейка Nokian Tyres Nordman в среднеценовом сегменте.
Производственные мощности завода Nokian Tyres во Всеволожске составляют примерно 16 млн шин в год. При этом доля экспорта составляла более 60% от общего объема производства российского завода. По результатам первого полугодия 2022 года чистые продажи концерна в России выросли на 18,5% и составили 898,6 млн евро (54,9 млрд рублей против 758 млн евро в январе – июне 2021 года). В результате при сопоставимых курсах валют чистые продажи компании выросли на 13,9%.
Зачем финны продают завод? На первый взгляд, у них все должно быть хорошо: в отличие от других производителей, Nokian работала на вторичную комплектацию автомобилей, т. е. не поставляла шины на автозаводы и поэтому относительно не пострадала от их практически полной остановки весной. Однако пятый пакет санкций сделал невозможным экспорт шин в Европу после 10 июля. В связи с этим производство Всеволожске значительно снизилось.
Свою лепту внес дефицит химии из-за санкций — производство шин во многом зависит от глобальных цепочек поставок. Традиционно шинные производители в России зависят от иностранного сырья, поскольку в рецептуре шины присутствует около 60 различных материалов, часть из которых не производится в России. Новому собственнику придется разгребать соответствующие проблемы, а также придумывать бренду новое имя.
Генадий Шмаль: «Только те предприятия, которые имеют самые разные направления, выживают в этой нестабильной ситуации. Поэтому полагаю, что они могут купить… Могут и выращиванием арбуза заняться, если это выгодно»
«Есть определенная перспектива»
Напомним, «Татнефть» продала шинный комплекс (доли в ООО «УК „Татнефть-Нефтехим“», ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» и ООО «Торговый дом Кама», а также акции в ПАО «Нижнекамскшина», АО «Нижнекамский механический завод» и АО «Ярполимермаш-Татнефть») республике на фоне санкций. Сегодня стало известно, что компания получила за активы 35,555 млрд рублей на условиях рассрочки платежа.
Не раскрывается, чем покупка завода Nokian может быть интересна нефтяной компании: в пресс-службе «Татнефти» не прокомментировали наш запрос. «Очевидно, коллеги из „Татнефти“, прежде чем принять какое-то решение [по продаже шинного комплекса] серьезно взвесили, какой спрос возможно ожидать», — рассуждает в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» президент союза нефтегазопромышленников России Генадий Шмаль. При покупке нового предприятия надо убедиться, что овчинка стоит выделки, говорит он. «Какая может быть прибыль, окупаемость, ну и надо знать рынок и наш, и международный. Если у нас в Европе не получается, то нужно искать другой рынок. Я считаю, что сегодня таким направлением правильно было бы выбрать Африку, потому что там многие вопросы решены плохо, именно там более 2 миллиардов людей не знают, что такое электроэнергия и прочее», — подчеркнул Шмаль.
Сейчас хорошее время для покупок, можно приобрести активы значительно дешевле, чем это будет стоить завтра и послезавтра. Эксперт считает, что в нынешней ситуации 400 млн евро не так много. «Только те предприятия, которые имеют самые разные направления, выживают в этой нестабильной ситуации. Поэтому полагаю, что они могут [купить]… Могут и выращиванием арбуза заняться, если это выгодно. В принципе, для бизнеса же нет границ — если видишь, что сейчас какое-то направление перспективно, надо им заниматься. К тому же машины все равно продолжат ездить. Их будет больше, мы сами научимся выпускать. А потом, шины сколько обычно ходят? 2–3 года — и надо менять. Я полагаю, здесь есть определенная перспектива», — уверен Шмаль.
С ним согласна гендиректор независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамара Сафонова: «„Татнефть“ располагает ценными компетенциями в области шинного бизнеса. На текущий момент компанией может быть оценена возможность формирования сбалансированного портфеля профильных активов с учетом ресурсного потенциала, меняющейся конфигурации условий поставки сырья и производимой продукции».
Kama Tyres, по данным на 2020 год, обеспечивала около 20% рыночного спроса в России. По итогам 2021 года, доля рынка Nokian Tyres в России по объему продаж шин дистрибьюторам в штуках достигла 32,6% (в сегментах А+В), что стало рекордом за всю историю работы подразделения. Ленинградцы лидируют и по выпуску продукции: 16 млн против 12,3 млн штук в год. Т. е. «Татнефть», если действительно приобретет актив, займет более выгодную позицию на внутреннем рынке. Напомним, в последние годы нефтяники активно развивают северо-западное направление, прикупив ГК «Экопэт» в Калининграде, сеть из 75 АЗС у финской Neste в Санкт-Петербурге.
Еще в 2020 году гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов поставил задачу «стать глобальной каучуковой компанией»: «Но мы идем осторожно, инвестиции огромные, надо делать так, чтобы мы не потерпели никакой неудачи. Окупаемость должна быть безусловной».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.