«Сфера образования в мегаполисе — это огромная сложная система, состоящая из множества элементов и связей между ними. <…> Именно поэтому мы в управлении образования начали делать первые шаги в сторону цифровой трансформации», — объяснял накануне на традиционной для работников образования «августовке» глава ведомства Ирек Ризванов. В числе проблем, которые обозначили на встрече, — коммуникация с родителями, нехватка мест в школах и падение среднего балла ЕГЭ сразу по пяти предметам. О том, как глава татарстанского Рособрнадзора велел не сокращать уроки татарского языка, какие предложения озвучил мэр Казани Ильсур Метшин и с чем столица РТ встретит Год педагога и наставника, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Выпускники 2021 и 2022 годов находились в разных условиях», — объяснял накануне начальник управления образования исполкома города Ирек Ризванов небезупречную динамику результатов ЕГЭ казанских школьников
«Двери наши должны быть закрыты, но мы сами должны оставаться открытыми»
«Выпускники 2021 и 2022 годов находились в разных условиях», — объяснял накануне начальник управления образования исполкома города Ирек Ризванов небезупречную динамику результатов ЕГЭ казанских школьников. На ежегодной августовской конференции педагогических работников Казани он выступил с ключевым докладом, озвучив статистику как по количеству школ, так и по качеству их образования в эквиваленте баллов государственной итоговой аттестации.
Выпускные экзамены и в 9-х классах (ОГЭ), и в 11-х (ЕГЭ) вернулись в допандемийный формат, без послаблений 2020 и 2021 годов. На школьниках это отразилось по-разному. Средняя оценка ОГЭ в Татарстане повысилась: по математике она составила 3,8 (в прошлом году — 3,76), а неудовлетворительные результаты получили 44 ученика. По русскому языку средний балл составил 4,2 (в 2021-м — 4,04), не справились с заданиями 29 человек.
С ЕГЭ ситуация сложнее: средний балл выпускники улучшили по 7 предметам, а по русскому языку, информатике, литературе, химии, географии и биологии, наоборот, сдали позиции. Если экзамен по математике в среднем стали писать на 64,8 балла (в том году на 60,42), то по русскому средний балл понизился с 74,57 до 72,04. Тут свою роль сыграла как отмена «ковидных» поблажек, так и изменения в контрольно-измерительных материалах. Впрочем, как отметил Ризванов, результаты казанских школьников все равно выше, чем в среднем по стране. В столице РТ 84 стобалльника (6 из них набрали максимальный балл сразу по двум предметам), 656 окончили школу с медалью, а 762 выпускника 9-х классов получили аттестаты с отличием.
Одна из приоритетных задач сферы образования — безопасность. Особое внимание этому вопросу начали уделять после событий в гимназии №175. На обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений Казани выделено более 1,7 млрд рублей, из которых 458 млн направят на дневную охрану. «Двери наши должны быть закрыты, но мы сами должны оставаться открытыми к детям и родителям», — подчеркнул Ризванов.
Еще одно ноу-хау этого года — запуск городской родительской академии, в рамках которой будут проводиться мастер-классы и лекции для родителей с привлечением психологов и педагогов. «Родитель сможет получить ответы на свои вопросы, и, где открыто, мы сможем с вами и ними пообщаться», — объяснил начальник управления образования Казани.
На обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений Казани выделено более 1,7 млрд рублей, из которых 458 млн направят на дневную охрану
«Цифры цифрами, но без личного контакта никак»
«Сфера образования в мегаполисе — это огромная сложная система, состоящая из множества элементов и связей между ними. Представьте сотни образовательных учреждений, десятки тысяч работников. Воспитательная работа, кадровая политика, материально-техническое оснащение, социально-экономические факторы и прочее. Именно поэтому мы в управлении образования начали делать первые шаги в сторону цифровой трансформации», — заявил Ризванов. И презентовал собравшимся пилотный проект цифровой аналитической системы для поддержки управленческих решений: дашборд (цифровая панель управления), который, пусть и в статусе прототипа, уже начали применять в деле.
В Казани работает 355 детсадов, куда ходят 76,3 тыс. детей, и 200 школ, которые в этом учебном году примут 167 тыс. учеников. Также есть 48 учреждений дополнительного образования.
Всего в системе образования в столице РТ задействованы 31,2 тыс. работников. Одной из новых мер их поддержки в прошедшем учебном году стал грант мэра Казани для молодых педагогов — его получили 100 человек. С 1 апреля значительно улучшились условия оплаты труда и городских методистов. А для подготовки будущих кадров уже в этом году в 25 школах откроют 27 педагогических классов.
Система отображает три уровня информации — школьный, районный и городской. Тут можно узнать детальную информацию о конкретном учебном заведении и его показатели за различные периоды времени и даже сравнить их с другими школами. Можно отслеживать параметр прироста от ОГЭ к ЕГЭ, совокупный показатель олимпиад всех уровней за три года. Также система позволяет заниматься кадровой политикой. Например, вовремя увидеть, что в какой-то из школ порядка 40% педагогов старше 65 лет, а значит, они скоро могут уйти на пенсию, что, в свою очередь, может привести к кадровым трудностям.
«В конце прошлого года система помогла нам определить школы, требующие особой поддержки. Для этого мы посмотрели на совокупность различных данных, таких как академические результаты, расположение, динамика развития, социальный контекст обучающихся. Мы, конечно же, понимаем, что дашборд дашбордом, цифры цифрами, но без личного контакта никак. Мы встретились с администрациями этих школ и постарались вникнуть в каждую ситуацию индивидуально. Понятно, что в данные учебные заведения нужно делать стратегические вложения. Я буду готовить проект предложения по поддержке этих школ», — пообещал он.
«Этот продукт очень важен», — отреагировал мэр Казани Ильсур Метшин. Он пояснил, что многие годы вводились разные системы оценки школ, но всякий раз от директорского корпуса были какие-либо возражения. «Мы должны видеть успехи наших руководителей, поощрять их и поддерживать. Поэтому, что называется, верной дорогой идете, товарищи. Я верю, что мы наконец придем к правильному инструменту оценки наших образовательных учреждений», — оценил градоначальник.
А чтобы директора увидели в новых цифровых инициативах собственный интерес, для выступления пригласили руководителя лаборатории Института образования НИУ ВШЭ Константина Серегина. Он рассказал о доказательном управлении — принятии решений с использованием данных. «Подходы к мониторингу по результатам и подходы к мониторингу по процедурам и процессам — это две разные вещи, которые не могут сосуществовать, потому что одновременно требуют очень большого количества усилий. Давайте надеяться на то, что от нас будут требовать именно результатов, а не соблюдения процедур. Это станет свидетельством того, что мы хорошо справляемся со своей работой», — напутствовал спикер.
«Ни один город и район не могут похвастаться подобными результатами. Тем более полученными в таких условиях, когда у нас в классе по 40 детей, а учителя, классные руководители, директора вынуждены тратить половину своего времени, чтобы взаимодействовать с родителями»
«Акцентирую ваше внимание: уроки родных языков сокращены быть не должны»
По оценке замминистра образования и науки РТ – руководителя департамента надзора и контроля в сфере образования Рамиса Музипова, система образования Казани является ведущей по всем направлениям. «Ни один город и район не могут похвастаться подобными результатами. Тем более полученными в таких условиях, когда у нас в классе по 40 детей, а учителя, классные руководители, директора вынуждены тратить половину своего времени, чтобы взаимодействовать с родителями», — сказал он. И перешел к нововведениям.
Первое — это торжественная церемония поднятия флагов и исполнение государственных гимнов. По его словам, есть ряд граждан, которые жалуются, что нужно будет рано вставать, поднимать детишек, «чтобы прийти к этой процедуре». «Наша задача — корректно с такими гражданами работать и объяснять, что участие в церемонии поднятия флага не менее важная задача, чем само обучение», — напутствовал он.
«Мы надеемся, что в каждой школе должны быть соблюдены и будут соблюдены права на изучение родного языка не меньше установленного объема»
Кроме того, с этого года вводятся обновленные государственно-образовательные стандарты. «Я акцентирую ваше внимание: уроки родных языков сокращены быть не должны. Мы надеемся, что в каждой школе должны быть соблюдены и будут соблюдены права на изучение родного языка не меньше установленного объема», — заявил Музипов. Напомним, в новом учебном году в школах республики появится предмет «Государственный язык Республики Татарстан — татарский язык».
«Департамент [надзора и контроля в сфере образования] и вы — одна команда, — подытожил Музипов под перешептывания, которые вскоре сменились аплодисментами. — Мы так же, как и вы, заинтересованы в развитии и процветании системы образования Казани и Татарстана. Вы видите, в последнее время мы все больше и больше уделяем внимание профилактической работе, консультациям, разъяснениям, решениям общих проблем. Запомните, мы не жандармы, а ваши помощники».
Благодаря международным и национальным проектам, по словам Метшина, Казань вышла на совершенно другой уровень. Это касается и самих зданий школ, и результатов образовательного процесса
«Среди столиц субъектов РФ нам нет равных по количеству построенных школ и детских садов»
«В жизни каждого человека есть моменты, когда подводятся итоги. Для меня это две даты. Новый год, когда, подняв такой огромный камень на очередную гору под названием „уходящий год“, оглядываешься на прошедший этап жизни, работы. Для меня точно такой же этап — преддверие нового учебного года. Я всегда думаю о том, что сделать, какие задачи поставить, и, конечно, невольно возвращаешься на старт совместной работы», — взял слово для подведения итогов Метшин. Он вспомнил, как в 2005 году многие школы и больницы были в очень тяжелом состоянии. «Мне тогда казалось, что это просто неподъемная штанга, — рассказал он. — Придя в горбольницу №15 тогда еще с премьер-министром Рустамом Нургалиевичем… Была зима, и в палате, в которой лежали люди, была трещина, которую заделали байковым одеялом. Для меня это был дикий ужас, я понимал, что эту штангу никак не поднять. Но дорогу осилит идущий».
Благодаря международным и национальным проектам, по словам Метшина, Казань вышла на совершенно другой уровень. Это касается и самих зданий школ, и результатов образовательного процесса. Мэр рассказал, что за последние пять лет капремонт провели в 24 школах и 51 детском саду города, к началу нового учебного года работы завершатся еще в 5 школах и 6 дошкольных учреждениях. Возвели 34 детсада для 7,6 тыс. детей, 17 школ и дополнительных учебных корпусов. Шутка ли — в этом году впервые сядут за парты 20 тыс. детей. И число новорожденных растет: если в 2005-м родились 11 тыс. малышей, то на пике рождаемости, в 2015–2016 годах, эта цифра переваливала за 24 тысячи. Отсюда и недостаток мест в садиках и школах, поэтому Казань продолжит участвовать в федеральных нацпроектах строительства объектов образования.
За последние пять лет капремонт провели в 24 школах и 51 детском саду города, к началу нового учебного года работы завершатся еще в 5 школах и 6 дошкольных учреждениях. Возвели 34 детсада для 7,6 тыс. детей, 17 школ и дополнительных учебных корпусов
«Среди столиц субъектов РФ нам нет равных по количеству построенных школ и детских садов, учреждений здравоохранения, отремонтированных объектов культуры. Причем это школы и садики нового поколения, настоящие дворцы образования, в которых есть все для учебного процесса, отдыха, развития талантов, занятий спортом, полноценного школьного питания», — отметил мэр, пояснив, что 80% школьных столовых превратили в рестораны. Этим летом ремонт прошел в 30 пищеблоках 29 учебных заведений города, также обеденным залом дополнился новый корпус гимназии №18.
Каким же будет новый учебный год, особенно с учетом того, что 2023-й в России объявлен Годом педагога и наставника? Метшин озвучил несколько нововведений. Во-первых, с этого года он предложил ввести выплаты победителям международных олимпиад, а также учителям, которые их готовили. Во-вторых, он поручил разработать грантовый конкурс по обучению детей цифровым навыкам. В-третьих, с начала учебного года в Казани планируется запустить конкурс «Лучшая инклюзивная школа» с призовым фондом 4,5 млн рублей. Учреждения смогут направить средства на обучение и переподготовку педагогических работников, а также на улучшение материально-технической базы. «Дети с ОВЗ должны иметь абсолютно все те же возможности, что и их сверстники, — сказал Метшин, отметив, что инклюзия важна и для остальных ребят, которые таким образом учатся эмпатии и сотрудничеству. — Это отличная прививка от эгоизма, которым сегодня заражено не одно поколение».
Затронул мэр и тему детских лагерей. За последние три года отремонтировали четыре лагеря, планируется реконструкция «Тасмы», готовится проект на капремонт еще трех лагерей. Строится крупнейший в Казани спортивный лагерь «Молодая гвардия», который в будущем должен стать одним из лучших в России учебно-спортивных лагерей.
За последние три года отремонтировали четыре лагеря, планируется реконструкция «Тасмы», готовится проект на капремонт еще трех лагерей
Кроме того, будут отремонтированы центры детской психологической помощи. «После известных событий мы начали еще глубже с профессионалами подходить к вопросу психологического здоровья, и выяснилось, что у нас есть сеть центров доверия при подростковых клубах, центры психологической помощи для детей, состояние которых оставляет желать лучшего», — рассказал мэр.
«Когда он (госсоветник РТ Минтимер Шаймиев — прим. ред.) ушел на позицию советника, он позвонил мне поздравить с днем рождения. И говорит: „Теперь я могу тебе сказать, что самая сложная работа в республике — у мэра Казани. Наше большое счастье, что мы тебе другую работу не показали. Ты не знаешь, что есть работа полегче“, — поделился Метшин. — Я ему ответил, что и не хочу знать. [Тогда Шаймиев говорит:] „Я ни за какие награды, привилегии и дальние дали не согласился бы мэром Казани работать. Потому что у тебя на тот момент 1,2 миллиона жителей, каждый со своим настроением, характером и с таким ворохом проблем. Очень сложно“. И вот я хочу сказать, что в Татарстане есть еще сложнее работа — у директора школы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 166
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.