«На сегодня по регионам мы насчитываем уход примерно 30 процентов водителей. Ушли потому, что машины и запчасти подорожали, и все понимают, что с такими ценами не вытянут обслуживание», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» увеличение стоимости услуг такси в Казани. Агрегаторы признают, что цены подрастают, но уверяют, что они тут ни при чем: тарифы прежние, все дело в высоком спросе. Но если раньше можно было переждать, то теперь не получается: у «Яндекс Go» и Uber, которые, по оценкам собеседников нашего издания, забрали бо́льшую часть рынка, заказов всегда больше, чем машин. Китайский DiDi заказы практически не принимает.
Если раньше привычная поездка из офиса домой обходилась сотруднику издания в 100–200 рублей, то теперь сервисы стали преподносить неприятные сюрпризы. Ценник по тарифу «Эконом» в отдельные моменты может достигать 300 рублей, а бывает, что и больше
У «Яндекс Go» и Uber теперь по умолчанию высокий спрос, а DiDi, кажется, сдулся
На ощутимо подорожавшие поездки у двух крупных игроков — «Яндекс Go» и Uber — на прошлой неделе обратили внимание корреспонденты «БИЗНЕС Online». Если раньше привычная поездка из офиса домой обходилась сотруднику издания в 100–200 рублей, то теперь сервисы стали преподносить неприятные сюрпризы. Ценник по тарифу «Эконом» в отдельные моменты может достигать 300 рублей, а бывает, что и больше. Расстояние из пункта А в пункт Б — около 8 км, не сказать, что ехать на окраины города. Поездку от железнодорожного вокзала «Казань-1» до дома — те же 8 км — «Яндекс Go» и Uber в прошлые выходные оценили почти в 400 рублей. Другой корреспондент, недавно посетивший Москву, с удивлением обнаружил, что 15-минутная поездка в столице на «Яндекс Go» обошлась ему в 298 рублей, а в Казани дорога до дома, занявшая 17 минут, стоила 378 рублей. Опять же, речь только об «Экономе». Знакомая автора материала на днях прислала скриншот из приложения Uber, где 8-минутная поездка по Казани стоит сначала 241 рубль, а спустя две минуты — уже 300. «Я как будто в Москве живу…» — написала девушка.
Приложение «Яндекс Go» объясняет временное повышение цены высоким спросом — машин меньше, чем заказов, и надо поднять цены, чтобы привлечь водителей. Казалось бы, все понятно — действует динамическое ценообразование. Но дело в том, что теперь повышенный спрос у «Яндекса» в Казани практически всегда. «БИЗНЕС Online» специально наблюдал за выбранным маршрутом в течение рабочего дня в понедельник и не заметил низкого спроса. Во вторник ситуация повторилась. Если раньше у пассажира была возможность переждать и вызвать машину попозже, то теперь смысла нет — заплатишь столько же или побольше. Складывается ощущение, что повышенные цены перешли из категории «временное» в «постоянное». Было бы неправильным говорить, что цены выросли только у «Яндекса» и Uber — это лишь один пример. Однако это крупные компании, которые в первую очередь обращают на себя внимание. Если у кого-то и должно быть много автомобилей и водителей «в наличии», чтобы не было постоянного высокого спроса, то у них.
Как цена отличается в зависимости от оператора? В понедельник днем сравниваем стоимость поездки из центра города на улицу Восстания в Московском районе: «Яндекс Go» — 309 рублей, Uber — 287 рублей, «Ситимобил» — 240 рублей, «Максим» — 195 рублей, «Таксовичкофф» — 179 рублей, DiDi — 147 рублей. По наблюдениям автора материала, самые низкие цены в Казани сейчас предлагает DiDi. Однако вызвать автомобиль через китайский сервис сегодня крайне сложно. Ждать автомобиль через приложение DiDi можно хоть час: приложение напишет, что заказу присвоен статус повышенной важности, но ничего не приедет. Проверено на собственном опыте.
В пресс-службе DiDi корреспонденту нашего издания только заявили, что «приложение доступно в Казани, как и раньше». Сейчас у DiDi практически нет автомобилей в городе, подтвердил в разговоре с «БИЗНЕС Online» таксист Алексей. «Когда они объявили о закрытии, водители расклеились и ушли в „Яндекс“ или „Ситимобил“. Потом „Ситимобил“ сделал то же самое (объявил об уходе — прим. ред.), и водители перешли в „Яндекс“», — пояснил водитель. В Челнах DiDi фактически тоже не работает, рассказал владелец одного из местных таксопарков Рафаэль Абелян. «Я подключаю водителей к DiDi, но там никто не хочет работать, потому что заказов нет», — отметил он. При этом Абелян напоминает, что водители стали уходить из китайского сервиса после того, как он начал «резать» щедрые доплаты за дешевые поездки.
По наблюдениям автора материала, самые низкие цены в Казани сейчас предлагает DiDi. Однако вызвать автомобиль через китайский сервис сегодня крайне сложно
Агрегаторы уверяют, что тарифы не меняли
В пресс-службе «Яндекс Go» на вопрос «БИЗНЕС Online» о причинах подорожания поездок ответили так: «Мы не меняли тарифы в Казани. В последние месяцы спрос на поездки растет, а число водителей и машин — нет». Также компания напомнила о динамическом ценообразовании. Вопрос, сократилось ли число активных водителей, сотрудничающих с сервисом в Казани, компания оставила без ответа. Зато посоветовала обратиться к владельцу одного из городских таксопарков. Тот пояснил, что цены сейчас выросли из-за «небывалого потока туристов», который подогревает спрос. Страшно представить, что будет дальше, когда Казань начнет за сезон принимать не 3,5 млн туристов, а, например, 5 миллионов.
Сервис такси «Максим» заметил «небольшой» отток водителей и считает его сезонным: часть водителей уходят на стройки и другие сезонные работы, в отпуска, а осенью возвращаются. Представитель агрегатора заявил, что средний чек поездки в Казани с начала года не изменился и составляет около 200 рублей. Компания заверила, что в этом году не меняла основной тариф: цены растут только на фоне высокого спроса, когда подключается динамический коэффициент. Планирует ли «Максим» повышать основной тариф в Казани в этом году? «Специалисты ежедневно анализируют баланс спроса и предложения. Коррекция тарифов для поддержания рентабельности перевозок возможна, но пока таких планов нет. Мы постараемся, чтобы услуги такси оставались доступными людям», — добавил представитель компании.
«Мы хотим сохранить профессию привлекательной для водителей, чтобы они видели в ней стабильный заработок»
Средний чек поездки в Казани вырос «всего» на 7% по сравнению с августом прошлого года, но сейчас «Ситимобил» постепенно снижает стоимость, заявил управляющий директор «Ситимобила» Анатолий Малышев. Он отметил, что в этом году сервис провел «минорную корректировку» тарифа и увеличил стоимость посадки на 10 рублей. «Мы не отметили резкого роста цен на поездки за последние месяцы, но возникает постепенное перетекание аудитории с более высоких классов такси на бюджетные. Заказы по тарифу „Эконом“ выросли на 6 процентов», — сказал Малышев в беседе с «БИЗНЕС Online». По его словам, весной на фоне новостей об уходе «Ситимобила» и сезонного снижения спроса число активных водителей в Казани сократилось на 23%, теперь они постепенно возвращаются. Компания не собирается повышать стоимость поездок, хоть и возникли дополнительные затраты из-за требований к агрегаторам и подорожания обслуживания машин, заверил спикер. «Однако мы хотим сохранить профессию привлекательной для водителей, чтобы они видели в ней стабильный заработок. <…> Мы пересматриваем комиссию сервиса в пользу водителей, коэффициенты в регионах, анализируем показатели повышенного спроса и регулярно работаем над гибким ценообразованием», — отметил собеседник издания.
После апрельской акции протеста казанских водителей «Яндекс» чуть-чуть повысил минимальный тариф поездки, но при этом убрал «недельную смену» и ограничил доступ к сменам по 12 часов, отметил таксист Алексей. Напомним, покупка смены позволяет временно не платить комиссию агрегатору в размере 18,5% с каждого заказа. Для того чтобы сохранить возможность покупки смены, водителю нужно поддерживать статус «Золото» и набирать за месяц 8 тыс. баллов. За поездку по тарифу «Детский» водитель получает 23 балла, а «Эконом» — 15. Таким образом, если работать только по «Эконому», нужно сделать 534 заказа за месяц, объясняет Абелян. «Если раньше я за смену отдавал [агрегатору] 600 рублей, сейчас — 1,5–2 тысячи. Невыгодно работать. Думаю, что, когда вступит в силу закон о такси, водителей вообще не будет. Их число может сократиться как минимум на 50 процентов, а цены за поездки капитально вырастут», — считает собеседник газеты. По словам Алексея, скачки цен также связаны с тем, что подработчики в определенное время выходят, чтобы выполнить персональные цели — совершить определенное число поездок, за которые доплачивается сумма. Пока подработчиков много, высокий спрос удается искусственно гасить, дальше — извините.
Для «Яндекса» повышающий коэффициент, который действует при высоком спросе, даже выгоден — не нужно доплачивать водителям за дешевые поездки, отмечает владелец одного из местных таксопарков Рафаэль Абелян
«Из-за массового оттока машин на линии тупо не хватает. Отсюда и повышение цены»
Нынешнее подорожание — это только начало, уверен руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси», председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов. «Мы уже тысячу раз говорили, что она (цена поездки — прим. ред.) в принципе неправильно формируется. Но все, в том числе федеральная антимонопольная служба, нам отвечали, что это рынок. А заработки водителей в регионах в последние годы были такими мизерными, что из этой отрасли начался массовый отток», — отметил Амосов. По его оценке, на данный момент из сферы такси в регионах уже ушли около 30% водителей — они понимают, что не вытянут обслуживание автомобиля с учетом подорожавших запчастей. Из-за такого оттока машин на линии «тупо стало не хватать», и цены выросли, объясняет Амосов.
«Этот процесс только начинается. Все дело в том, что цена на такси, которую установил „Яндекс“, а-ля Uber, а это одна и та же компания, которая является монополистом, была выставлена еще три года назад. И „Яндекс“ просто доплачивал водителям, чтобы они работали. Водитель возит на 40–50 процентов дешевле, а „Яндекс“ ему доплачивает, чтобы водители не выпадали из обоймы. На самом деле цена поездки была занижена еще три-четыре года назад. И именно сейчас она примерно возвращается к каким-то нормативам трех-четырехлетней давности», — рассказал председатель движения «Форум такси». По прогнозу Амосова, к осени цены вырастут в 2,5–3 раза по сравнению с текущими, и только при такой цене бизнес станет рентабельным. По словам собеседника, чем медленнее будет сейчас расти стоимость такси, тем дольше будет отток водителей и автомобилистов из отрасли. 3–4 года назад в Казани и других регионах поездка для пассажира обходилась в 11–12 рублей за километр, а сегодня километр стоит 4,5–5 рублей, заметил спикер.
Конкурентов у «Яндекса» в Казани не осталось, но это общая ситуация, подчеркнул Амосов. «Как себя чувствует последнее время компания „Татарстан“? Я вам отвечу. Эта самая крупная региональная компания практически прекратила свое существование, в день обрабатывается минимум заявок», — привел пример спикер. Он отметил, что конкурировать с «Яндексом» сейчас может только «Максим». При этом «Яндекс», по словам собеседника, уже переманил к себе бо́льшую часть водителей. «80 или 85 процентов заявок сегодня обрабатывает „Яндекс“. В Москве — 90 процентов», — оценивает Амосов.
Для «Яндекса» повышающий коэффициент, который действует при высоком спросе, даже выгоден — не нужно доплачивать водителям за дешевые поездки, отмечает Абелян. «Может быть, у них есть такая внутренняя политика — поддерживать высокий спрос. Это еще ладно, сейчас лето, погода нормальная и позволяет пешком ходить. А осенью начнутся дожди — дешевле поездки точно не станут», — считает владелец таксопарка. Абелян отметил, что сам раньше подрабатывал таксистом, но теперь перестал — возможный ремонт машины не отобьешь. По его словам, водителям, которые придут осенью, покупка смен будет недоступна, а значит, они начнут «вылавливать» высокий спрос, а в остальное время станут ездить те же, кто сейчас. Число водителей в Челнах уже сегодня сократилось примерно на 20%, оценивает спикер.
В Москве также есть подорожание, с начала года цены выросли на 25%, заявил председатель профсоюза столичных таксистов Александр Марков. Автопарк в России по большей части импортный — выросла стоимость запчастей и обслуживания, страховщики задирают цены, пояснил собеседник газеты. В росте цен виноваты в том числе агрегаторы, которые «просто стригут свой процент и не хотят ни за что отвечать», негодует Марков. По его словам, компаниям «неинтересно» соблюдать федеральный закон о такси, где сказано, что оплата производится по показаниям таксометра. «Они цену назначают, грубо говоря, глядя в потолок и ковыряясь в носу. В зависимости от трафика в городе, погодных условий, наличия свободных машин в том или ином районе… И это, извините за грубое слово, беспредел. Такого быть не должно. Страдают и водители, и пассажиры», — подчеркнул спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.