250 делегатов съезда всемирного конгресса татар накануне на «Казань Экспо» в ходе панельной дискуссии три часа усердно пытались прощупать грань между исторической личностью и национальным героем, для того чтобы понять, кто же в итоге выведет татар на новый путь развития. Перебрав десятки известных фамилий, ораторы с досадой констатировали, что народ не ценит людей, внесших вклад в становление нации. О том, почему певцам не под силу пропаганда исторической памяти, зачем нужна энциклопедия о неумерших татарах и как спасать национальное оперное искусство, — в материале «БИЗНЕС Online».
250 делегатов съезда всемирного конгресса татар накануне на «Казань Экспо» в ходе панельной дискуссии три часа усердно пытались прощупать грань между исторической личностью и национальным героем, для того чтобы понять, кто же в итоге выведет татар на новый путь развития
«Спросите у них, кого из татар знают? Муса Джалиль и Тукай!»
«Исторические личности и современные государственные деятели татар в аспекте формирования национальной гордости» — секцию с таким интригующим названием выбрала для себя накануне корреспондент «БИЗНЕС Online». Понедельник на «Казань Экспо», где проходит съезд ВКТ, стал днем дискуссионных площадок, на них делегатам предлагалось поучаствовать в обсуждении вопросов татарской благотворительности, краеведения, национально-культурного наследия народа, порассуждать о роли родословной и системы образования в формировании национального самосознания молодежи и т. д.
Один из модераторов «Исторических личностей…», историк, этнолог и один из главных современных татарских идеологов Дамир Исхаков попросил участников, как и часом ранее на заседании «Милли шура» Василя Шайхразиева, следовать существующим правилам. В данном случае это подразумевало не выходить за рамки заявленной темы дискуссии. После чего сам Исхаков порассуждал о том, могут ли государственные деятели считаться историческими личностями, ведь эти два понятия могут не совпадать. «Многие исторические личности ушли в небытие, например, в Башкортостане Заки Валиди не любят. Мы сами не выпячиваем личностей XVII–XVIII веков», — заметил историк и этнолог, с досадой приведя пример, что в Казани до сих пор нет памятника знаменитому политическому деятелю Мирсаиду Султан-Галиеву.
Искандер Гилязов: «Для меня личность — это всегда батыр, герой, потому что он зачастую вносит новизну во что-то, он революция, будь это в науке, политике, национальной жизни, культуре или спорте»
Его мысль продолжил второй модератор, директор Института татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ Искандер Гилязов. Он поинтересовался у присутствующих, знает ли кто-то Нурмухамета Алимова (первый абсолютный чемпион по боксу в Российской империи), Исхака Ахмерова (советский разведчик, руководитель советской резидентуры в США), Исхака Ислямова (исследователь Арктики, поднявший российский флаг над Землей Франца-Иосифа и) или Гаруна Тазиева (бельгийский и французский геолог и вулканолог татарского происхождения). Зал молчал. Тогда известный историк констатировал, что на устах у народа лишь пара фамилий, в то время как нация богата и другими выдающимися личностями.
«Для меня личность — это всегда батыр, герой, потому что он зачастую вносит новизну во что-то, он революция, будь это в науке, политике, национальной жизни, культуре или спорте, — сообщил Гилязов. — Мы тут говорим о вопросах национальной гордости, но что такое гордость? Это же не просто слово, оно должно на что-то опираться. Я прихожу к такому мнению, что при воспитании гордости мы должны опираться на исторические личности, показав тем самым величину нашей нации. Особенно эту нужно детям и молодежи. Спросите у них, кого из татар знают? Муса Джалиль и Тукай! Они великие, никто не спорит. Но у нас есть и другие значимые фигуры, таких десятки, тысячи…»
В отдельный блок можно вынести выступления спикеров, посвященные последней правительнице Казанского ханства Сююмбике. Тему изначально задал сам Дамир Исхаков
Но лед в этом направлении тронулся, с неким облегчением добавил Гилязов. И похвалился тем, что возглавляемый им институт выпустил 79 видеороликов о Салихе Сайдашеве, Баки Урманче, Хайдаре Бигичеве, Туфане Миннуллине и др. «Удивляюсь, когда к нам ученые из-за рубежа приезжают и, опираясь на материалы из наших архивов и библиотек, печатают книги о татарских исторических личностях, а мы сидим сложа руки. Мы должны более активно работать в этом направлении», — резюмировал он.
Нация, не знающая свою историю, перенимает историю и защищает интересы другого народа, убежден кандидат исторических наук Ильнар Гарифуллин. «Вы сами это прекрасно видите», — туманно на что-то намекнул оратор. После чего заметил, что певцам и литераторам в татарском мире уделяется слишком большое внимание. «Ильгама Шакирова слушали наши бабушки и дедушки, он у меня особой гордости не вызывает. Гордость кто вызывает? Герои! Тот, кто боролся, участвовал в войнах, творил историю. Писатели сами не создавали историю, это делали политики и общественные деятели», — констатировал Гарифуллин, призвав больше говорить о том же Султан-Галиеве, Марджани или Исхаки. Кроме того, он высказал идею создания при АН РТ центра изучения гуманитарных наук и открытия в Башкортостане филиала Института истории им. Марджани, поскольку, по его мнению, там нет организации, которая на профессиональном уровне занималась бы проблемами местных татар.
Как заметил председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла, у татар на очень низком уровне гордость за своих людей
«И раньше находились те, кто нелицеприятно отзывался о нашей национальной героине Сююмбике»
В отдельный блок можно вынести выступления спикеров, посвященные последней правительнице Казанского ханства Сююмбике. Тему изначально задал сам Исхаков, напомнив о вновь всколыхнувшейся дискуссии вокруг Сююмбике, по мнению некоторых, недостойной считаться выдающейся исторической фигурой. Модератор напомнил, что в начале XX века татары возвеличили ее до матери нации, Сююмбике покинула Казань не по своей воле и вообще на своих исторических личностей нужно смотреть с чистой душой.
А как заметил председатель союза писателей РТ Ркаил Зайдулла, у татар на очень низком уровне гордость за своих людей. Ответ на то, почему так произошло, он назвал сам: все от незнания. «И раньше находились те, кто нелицеприятно отзывался о нашей национальной героине Сююмбике, которая врезалась в народную память, о которой слагали баиты, и даже в русских источниках говорится, что она была умной и красивой, — напомнил Зайдулла. — Говорят, что 3 раза выходила замуж, что у нее был любовник… Фатих Сибагатуллин в своей книге выставляет ее проституткой… Не знаю ни один народ, который так нападает на своих героев, как татары! Например, башкиры возвышают Салавата Юлаева как борца за освобождение своих земель. Мы тоже должны быть внимательными к своим батырам».
А Фаузия Байрамова предложила зафиксировать предложение назвать именем царицы одну из центральных улиц Казани. По словам писательницы и общественного деятеля, эту идею она раньше выражала в письмах Минтимеру Шаймиеву и Рустаму Минниханову, предлагая переименовать улицу Баумана. Также она попросила поддержать идею проведения научной конференции, где бы детально разобрали, кого можно назвать исторической личностью, кого — национальным героем, и обсудили их роли в сохранении исторической памяти. «Не все знаменитости являются личностями, — заметила Байрамова. — У личности, кроме труда и творчества, должна быть позиция, чтобы в нужное время выйти на майдан или международные трибуны и защищать нацию… И почему мы крутимся вокруг Казани, когда речь заходит об исторических личностях? Есть много татар, которые достигли высот в других регионах», — обратила внимание Байрамова.
Фаузия Байрамова: «У личности, кроме труда и творчества, должна быть позиция, чтобы в нужное время выйти на майдан или международные трибуны и защищать нацию…»
Мертвый груз национального просвещения
Среди прочих были высказаны предложения: установить памятную доску политическому и общественному деятелю, историку-тюркологу Мухаммед-Хади Атласову и его соратникам; организовать музей в честь ученого, разработчика первых советских ЭВМ Башира Рамеева; издать книгу «Бөйөк татарлар» («Великие татары»); возвести памятники идеологу и предводителю башкирского восстания середины XVIII века Батырше, а также башкирскому и татарскому писателю Мажиту Гафури. К слову, последнюю идею высказала жена внука Гафури Люция Камаева, на что Исхаков провокационно спросил: все-таки писатель был башкиром или татарином? Камаева коротко ответила, что ее знаменитый родственник все сказал в своем творчестве. Однако модератор остался при своем мнении, сообщив, что, прежде чем ставить памятник, нужно разобраться в этом вопросе.
А единственным делегатом, предложившим как-то зафиксировать имена живущих ныне значимых фигур, была Сания Шакирова из Сабинского района РТ. «В нашей стране мы восхваляем человека после смерти. Я предлагаю создать энциклопедию о сегодняшних героях, чтобы могли гордиться их дети и внуки. Давайте сейчас знать их имена, а не после смерти обсуждать их в конгрессе», — под аплодисменты заявила она, предложив внести в пантеон героев Байрамову.
По традиции подобных мероприятий делегаты не обошли стороной и тему татарского языка. Руководитель общественного фонда поддержки и развития татарской культуры им. Атласи Алсу Мухаметдинова из Бугульмы заметила, что у татар, безусловно, богатое наследие, но вызывает вопрос, смогут ли его понять дети через 10 лет. «В библиотеки даже учителя татарского не заходят!» — сокрушалась она. По ее мнению, нужно позаботиться о том, чтобы татарские дети были воспитаны татарами, чего можно добиться лишь через преподавание татарской истории. Она даже предложила организовать «образовательный десант» в районные татарские школы, иначе этот учебный предмет останется лежать мертвым грузом.
Гульзада Сафиуллина: «Песня ничего не дает. Это лишь увеселительные вещи, а нам нужно национальное просвещение»
Схожее мнение высказала певица, народная артистка РТ Гульзада Сафиуллина. «У нас каждый день проводятся мероприятия, но как они проходят? Собираемся, выпьем чай, споем, потанцуем… Песня ничего не дает. Это лишь увеселительные вещи, а нам нужно национальное просвещение», — самокритично заметила артистка. Она предложила в детских садах, школах и других организациях создать фольклорные ансамбли, т. к. «это не просто песни и танцы, но и просвещение, и религия, и история, и личности». По ее словам, если национальную политику проводить под таким лозунгом, то это может иметь успех. «Прошло время чаепития, песен и плясок. Пришло время просвещения», — добавила она и завершила свой спич под песню.
Но если одни критиковали массовую культуру, то другие защищали культуру высокую. Актер Камаловского театра и депутат Госсовета РТ Рамиль Тухватуллин заметил, что наблюдает, как татары стали отходить от своих национальных музыкальных корней, напомнив о нынешних буднях театра им. Джалиля. К слову, «БИЗНЕС Online» писал, что в прошедшем театральном сезоне казанская опера давала один татарский спектакль в месяц. Кроме того, напомним, что в театре долгие годы отсутствует полноценная труппа, руководство ТАГТОиБ во главе с директором Рауфалем Мухаметзяновым предпочитает приглашать солистов, дирижеров и постановщиков из других театров и платит им очень солидные по меркам российских региональных театров гонорары, о чем ранее писал «БИЗНЕС Online». Также мы рассказывали, что театр им. Джалиля пригласил на новую постановку «Севильского цирюльника» Россини итальянского режиссера Бепи Морасси, который получит из республиканского бюджета гонорар в 6,43 млн рублей, премьера спектакля запланирована на февраль 2023-го.
Рамиль Тухватуллин заметил, что наблюдает, как татары стали отходить от своих национальных музыкальных корней, напомнив о нынешних буднях театра им. Джалиля
«Вызывает тревогу и то, что уничтожена национальная оперная труппа, созданная в середине прошлого столетия в театре оперы и балета, — обратился к аудитории народный артист РТ Тухватуллин. — Если сегодня нет постоянной труппы, то как должна появиться национальная опера?»
Свое выступление артист завершил словами Туфана Миннуллина о том, что нельзя стать муллой, надев лишь чалму, как нельзя и стать татарином, надев одну тюбетейку. И в качестве пищи для размышления многозначительно добавил, что, возможно, ради сохранения культурного кода иногда стоит плыть против течения…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.