«Где соединяются две великие реки — Волга и Кама? В Татарстане. Мы предложили здесь и зарегистрировать акционерное общество. Если каждый регион вложит по 1 миллиону, за ними закрепится доля в 20 процентов», — расписывал накануне Фарит Ханифов проект новой судоходной компании. Идею представили на судостроительном заводе в Зеленодольске. По задумке миндортранса РТ, организация решит вопрос с судами и инфраструктурой для речных прогулок. Если надо, это может быть и госкорпорация. Пока с речными прогулками по Волге все печально, жаловался на заседании председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. Детали проекта республики — в материале «БИЗНЕС Online».
«Несмотря на то что округ федеральный у нас Приволжский, сама Волга развита не так, как хотелось бы», — сожалел накануне на совещании в Зеленодольске бывший кавээнщик, а ныне председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев
«Волга развита не так, как хотелось бы»
«Несмотря на то что округ федеральный у нас Приволжский, сама Волга развита не так, как хотелось бы», — сожалел накануне на совещании в Зеленодольске бывший кавээнщик, а ныне председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. На базе судостроительного завода им. Горького (входит в АО «Судостроительная корпорация „Ак Барс“») в четверг прошло выездное заседание комитета, посвященное развитию речного туризма. Вступительное слово Тарбаева было коротким, но емким — ни флота, ни инфраструктуры для таких перевозок, по сути, нет. Впрочем, еще год назад не существовало и туристического комитета. Стоимость строительства новых судов неподъемна, продолжил Тарбаев и подчеркнул, что за последние 30 лет в стране не было системного подхода по модернизации пригородного речного флота.
Гостя из Москвы поддержал председатель госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов. «Человек непосвященный скажет, что суда есть и все в порядке. Но давайте посмотрим, что это за суда», — начал Иванов и показал участникам совещания фото пассажирских судов, которые сейчас курсируют по рекам Поволжья. Хвастаться там было нечем: ржавеющие корпуса советских теплоходов, из удобств — сиденья. Каждый раз, когда есть запрос организовать прогулки по воде, неясно, с кем договариваться, посетовал Иванов. Присутствующие посочувствовали и покивали. За последние 10 лет туристический поток в Татарстане вырос в 2 раза. Если в 2013 году республика приняла 2 млн человек, то в 2021-м — уже 3,3 миллиона. Туристов было бы на порядок больше, если бы не плачевная ситуация с речным транспортом, уверен Иванов. «Как было 100 тысяч посетителей Казани с реки, так и осталось. То же самое касается и основных достопримечательностей: остров-град Свияжск в прошлом году принял 800 тысяч посетителей, но по реке туда попали только 15 тысяч», — огорчался спикер.
Если развивать речной туризм, к 2030-му ежегодный турпоток по Волге можно нарастить до 2 млн человек и зарабатывать здесь 15 млрд рублей
Переживает за речные прогулки Иванов уже давно. В августе прошлого года чиновник устроил показательную прогулку по речному порту Казани и раскритиковал содержание территории — торговые палатки поставили в незаконном месте, пешеходная навигация неудовлетворительная. «Работа речного порта часто вызывает нарекания со стороны жителей Казани и туристов. <…> Жалобы полностью подтверждаются», — отмечал руководитель комитета.
Если развивать речной туризм, к 2030-му ежегодный турпоток по Волге можно нарастить до 2 млн человек и зарабатывать здесь 15 млрд рублей, подсчитал госкомитет РТ по туризму. Но пока такие цифры лишь мечты. Зато есть другие: флот регионов ПФО включает только 28 речных судов — 10 пассажирских «Метеоров» и «Валдаев» и 18 прогулочно-экскурсионных судов проекта «Ом» и «Москва». Надо больше, и тут готов помочь завод им. Горького. К 2024 году предприятие может спустить на воду 9 новых «Метеоров-2020», цена вопроса — 5,7 млрд рублей, обозначил Иванов.
Фарит Ханифов: «Речной транспорт — это любимый транспорт всех туристов. Мы предложили простую дорожную карту. Сегодня рабочая группа из пяти регионов создана, друг другу руки пожали и стартовали»
Ханифов: «Миллионов 5 нам хватит на то, чтобы раскрутить эту работу»
Инструкцию по спасению речного туризма в Поволжье представил гостям министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов. Он предложил участникам совещания (рабочей группе, которую сам и создал) подготовить документ для создания акционерного общества «Объединенная Волжско-Камская судоходная компания». По задумке миндортранса РТ, организация выступит единым заказчиком строительства речных судов. «Речной транспорт — это любимый транспорт всех туристов. Мы предложили простую дорожную карту. Сегодня рабочая группа из пяти регионов (какие регионы, Ханифов не уточнил, в пресс-службе миндортранса РТ пока не ответили на запрос — прим. ред.) создана, друг другу руки пожали и стартовали. Следующим шагом мы хотели бы создать акционерное общество, которые должно заказать проекты существующих маршрутов, рассчитать пассажиропоток, программу по судостроению, заказам этих судов, программу ремонта существующих судов», — пояснил министр.
Базироваться компания, по мнению Ханифова, должна в РТ. «Где соединяются две великие реки — Волга и Кама? В Татарстане. Мы предложили здесь и зарегистрировать компанию», — объяснил министр простую логику. Да и налоговые отчисления новой компании для бюджета республики будут нелишними… По словам Ханифова, АО надо зарегистрировать в течение месяца, и если каждый из пяти регионов вложится по миллиону рублей, за ним закрепится доля в размере 20%. А в состав совета директоров войдут региональные министры транспорта и чиновники, курирующие туризм. «Сегодня нужно просто понять — мы серьезно к этому вопросу подходим или нет», — мотивировал Ханифов коллег из других регионов. К примеру, одним из гостей был зампредседателя кабмина Чувашии Олег Ладыков.
Депутат Госдумы от Татарстана Максим Топилин, ответственный за экономическую политику в парламенте, тоже топил за идею республики. «Я могу погромче, если не слышно Ростуризму, — сказал парламентарий по видеосвязи. — Вопросы по созданию акционерного общества нужно проработать в обозримый срок. К примеру, взять для этого месяц». Ханифов добавил, что новая организация будет отвечать в том числе за береговую инфраструктуру, в общем, решит все вопросы. Надо только создать.
Базироваться компания, по мнению Ханифова, должна в РТ. «Где соединяются две великие реки — Волга и Кама? В Татарстане. Мы предложили здесь и зарегистрировать компанию»
«Если мы хотим быстро и качественно, акционерное общество не подойдет»
«Если мы хотим быстро и качественно выполнить задачи правительства, акционерное общество не подойдет», — вдруг объявил заместитель председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергей Кривоносов. До этого парламентарий не был так активен, больше изучал бумаги. И вроде бы все уже согласились, что надо создавать АО, но нет. Как пояснил депутат, есть госкорпорация «Туризм.РФ», и вопросы нужно решать с ней. По мнению Кривоносова, вместо акционерного общества надо создавать корпорацию, а сам вопрос переносить на федеральный уровень. «Я понимаю, что вы организовываете региональное сотрудничество, как можете. Но мы считаем, что это дело государственной важности», — подчеркнул депутат от Краснодарского края. А для страны 2 млн туристов по Волге — это слишком мелко.
Надо расширять число регионов – участников «Великого Волжского пути» (именно эту программу обсуждали в рамках заседания), включив в проект Ярославскую и Нижегородскую области, отметил депутат. И призвал еще раз взвесить реальный спрос на суда: их можно, конечно, построить, но если с помощью закона не создать преференции для выгодной эксплуатации, то это замкнутый круг. Представители Татарстана к таким предложениям отнеслись лояльно. «Если окажется принято решение о создании государственной корпорации, мы будем только за. Все наработки передадим», — отметил Ханифов уже после совещания, общаясь с журналистами.
В качестве основного варианта речного транспорта представители завода, на котором проходило заседание, предложили «Метеор-2020». Судно вмещает 122 пассажира. На производство одного «Метеора» в Зеленодольске сейчас уходит около года
За счет каких средств дальше будет расти и развиваться акционерное общество, на совещании не обсуждали. Вероятно, надежда на национальный проект по развитию туризма (стоимость — 1 трлн рублей до 2030 года).
«Великий Волжский путь» — межрегиональный туристический маршрут, в основе которого лежит часть северной дороги Великого шелкового пути — торгового маршрута, возникшего в VIII веке до н. э. Развитие торгового сообщения привело к появлению на Волге крупных городов. Именно по ним проходит туристический маршрут, который государственный комитет Татарстана начал разрабатывать еще в 2015-м.
В 2016 году 13 регионов ПФО подписало соглашение о сотрудничестве. В 2017-м проект «Великого Волжского пути» был презентован в Москве на Международной туристической выставке. Далее, в 2018-м, проект попал в национальную программу туризма «Моя Россия – 2018».
В утвержденном варианте «Великий Волжский путь» призван открыть российским и иностранным туристам культурные и природные достопримечательности, а также этнические традиции и кухни регионов Поволжья. Стратегия развития туризма в России предусматривает увеличение к 2030-му внутреннего туристического потока до 140 млн поездок в год. Для достижения этой цели Ростуризм продолжает делать ставку на «Великий Волжский путь». Совсем недавно в рамках Петербургского международного экономического форума было заключено соглашение с корпорацией «Туризм.РФ» о создании инфраструктуры по маршрутам.
В августе Татарстан вошел в список маршрута межрегионального туристического проекта «Великий Волжский путь». После подписания этого соглашения крупнейший федеральный туроператор включил в линейку под единым брендом «Великий Волжский путь» 6 маршрутов от 6 регионов Приволжского федерального округа: Кировской, Нижегородской, Самарской областей, Пермского края, Марий Эл и Татарстана. Еще два года назад глава госкомитета РТ по туризму Иванов говорил о том, что потенциал «Великого Волжского пути» сопоставим с Золотым кольцом России.
«Немного тревожно, что мы сегодня не смогли увидеть представителя от исполнительной власти именно того уровня, на котором принимают решения», — отметил в конце совещания Тарбаев. Судя по всему, депутат звал в Зеленодольск кого-то из «центра принятия решений», но не приехали. По словам Тарбаева, вопрос теперь обсудят на совещании в правительстве России, запланированном на 1 июля. Если по инициативе Татарстана создать объединенную судоходную компанию, которая будет принадлежать государству, дело пойдет семимильными шагами, убедился депутат. Теперь осталось убедить кабмин. Пока же нет человека, принимающего решения, можно разговаривать бесконечно.
На данный момент предприятие выполняет прошлогодний заказ для Ханты-Мансийского автономного округа, который ждет два судна. Одно из них показали гостям завода
А какими судами будем возрождать речной туризм?
В качестве основного варианта речного транспорта представители завода, на котором проходило заседание, предложили «Метеор-2020». Судно вмещает 122 пассажира. На производство одного «Метеора» в Зеленодольске сейчас уходит около года. В лучшие же времена с завода ежегодно выпускали по 12 судов. На данный момент предприятие выполняет прошлогодний заказ для Ханты-Мансийского автономного округа, который ждет два судна. Одно из них показали гостям завода. Кроме строительства и проектирования, Зеленодольский завод им. Горького готов предложить обучение экипажей, предоставление различных сервисных частей и судоремонт. Компания поддерживает суда до конца срока жизни, расписывали представители предприятия.
Производство транспорта для речного туризма не должно зависеть от импорта, напомнила о нынешних реалиях заместитель премьер-министра РТ Лейла Фазлеева. Этот вопрос на зеленодольском заводе почти решен: ранее часть комплектующих привозили из-за рубежа, однако найти российских поставщиков вполне реально. «Метеор» может стать отечественным на 95%, надо будет только найти альтернативный вариант с навигацией. И деньги. Пока же, как признали представители завода в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», есть только интерес со стороны нескольких регионов.
Судно на 99% состоит из российских комплектующих
Завод им. Горького в 1961–1991 годах построил 361 «Метеор» (проект 342, разработан нижегородским ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева, который стал самым массовым СПК в мире). Добавим, что последние СПК достраивали (для Китая) в начале 2000-х из советских заделов, над ними трудился и нынешний директор верфи Александр Филиппов, тогда простой рабочий. Серийное производство «Метеоров» завод прекратил аккурат с развалом Советского Союза в 1991 году. «Метеор-2020» разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех» (кстати, выходцами из алексеевского ЦКБ). Судно на 99% состоит из российских комплектующих, рассказывал в беседе с нашим изданием генеральный директор СК «Ак Барс» Ренат Мистахов. Судя по контрактам, два судна ХМАО заказал за 740 млн рублей. В январе 2021-го Мистахов говорил о планах строить 5–6 «Метеоров» в год.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.